Реферат по предмету "История"


Петровские реформы

Петровские реформы



Содержание


Введение


Основная часть. Этапы петровских реформ


Заключение


Список использованной литературы



Введение


В ходе своего развития любое общество проходит известные стадии внутренней самоорганизации. Эти стадии определяет объективная тенденция, связанная с регуляцией социальных отношений и разрешением возникающих противоречий. Сказанного достаточно, чтобы понять, что наличие определенной системы управления и процесс ее совершенствования являются вполне закономерными. Более того, административная система выступает при этом необходимым компонентом всякого социального образования, претендующего на независимое существование, а бюрократия (состав аппарата управления) представляет собой тот общественный слой, который непосредственно реализует функцию управления. В связи с этим административные реформы могут рассматриваться как межформационное явление.


Качественно новыми чертами петровской административной системы по сравнению с приказной системой Московского государства стали унификация, централизация и дифференциация функций аппарата управления, его известная милитаризация, свойственная вообще всем абсолютистским режимам. Об устойчивости и стабильности этих тенденций в развитии государственного аппарата свидетельствует уже то, что они не просто сохранялись, но и развивались на всем протяжении существования старого порядка в России. Разумеется, этот процесс не шел прямолинейно, в нем были существенные отклонения. Одно из них связано с ревизией результатов административных реформ Петра в послепетровский период. В результате этой ревизии произошел отказ от многих нововведений как в центральном, так и в местном аппарате управления. В управлении наблюдаются шаги в сторону его децентрализации, возвращения к приказным порядкам. И, тем не менее, если говорить о значении новой административной системы не в краткосрочной, а в длительной перспективе, то следует признать устойчивость ее основных принципов.


Пожалуй, ни один из крупных государственных деятелей России не привлек к себе столько внимания современников и потомков, как Петр I ( род. в 1671 г., царь с 1682 г.., император с 1721 г, умер в 1725 г.). Его личностью и деяниями интересовались историки, писатели, богословы, художники, скульпторы, музыканты, драматурги. О нем написано много монографий и множество статей.


Канцлер Г.И. Головкин, поднося Петру I в 1721 г. титул императора, назвал его "гением". Выдающийся церковный писатель Феофан Прокопович в сочинении "Правда воли монаршей" теоретически обосновывал самодержавие Петра I. Младший современник царя механик Андрей Нартов, говорил о Петре I как "о земном боге". К этой оценке впоследствии присоединился М.В. Ломоносов.


Однако, в то же время, другие современники царя из кругов старообрядцев, родовой Московской знати, воспринимали Петра I, как воплощение Антихриста. Князь М.М. Щербатов, историк второй половины ХVIII столетия, видел в эпохе Петра I начало "повреждения нравов". Дворянский историк Н.М. Карамзин упрекал царя в потере национального чувства, в стремлении насильственным путем сделать из России "Вторую Голландию".


В оценке итогов деятельности Петра I резко разошлись славянофилы и западники. Если первые его решительно критиковали, то вторые страстно превозносили. А.И. Герцен называл его "коронованным революционером". К этой оценке примкнули Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов. "Вождем народа" считал Петра I историк С.М. Соловьев.


Совсем по-иному оценил реформы Петра I В.О. Ключевский. Он подчеркивал, что реформы царя проводились без плана, наспех, и были скорее не реформами, а текущими делами в ходе Северной Войны.


Идеолог российской буржуазии П.Н. Милюков резко отрицательно относится ко всем преобразованиям Петра I. Как теперь выяснилось, последний русский император Николай II негативно отзывался о Петре I и всех его реформах.


Советская историческая наука, опираясь на "Великое учение" марксизма-ленинизма, изучала любое историческое явление в контексте эпохи. Это положение, правильное в определенной мере, не учитывало длительные последствия слабых импульсов, почти не заметных современниками. Однако, шлейф этих импульсов тянется очень долго, и последствия, иногда, имеют судьбоносное значение в истории. Автор данной статьи неоднократно письменно и устно выступал с оценкой шлейфа петровских реформ в истории России ХХ века. Сегодня, в начале ХХI в., длительные последствия петровских реформ требуют особого внимания исследователей, ибо сейчас официальная политика опять требует от россиян идти на выучку к Западу, который только и может научить нас, неразумных, как следует жить в условиях "свободного мира".


Объективный анализ реалий наших дней приводит к выводу, что некоторые из них прямо или косвенно порождены петровскими реформами. Очевидно, что многое из того, что проводил в жизнь первый русский император, очень близко к тому, что сегодня происходит на наших глазах. Простыми случайными совпадениями этот феномен объяснить трудно. Отдельные случайные совпадения, конечно, могут иметь место, но системность таких совпадений, их близкая аналогия, говорят о том, что многие из них находятся в генетическом родстве.


Целью данной работы является рассмотрение особенностей воплощения петровских реформ, их направленность, а также «жизнеспособность».



Основная часть. Этапы петровских реформ


Петр I вошел в историю России как великий реформатор. Не было такой сферы общественной жизни, которую российский император не подверг коренному переустройству. Целью его было превращение России в великую европейскую державу, и в этом деле он много преуспел. Петровская Россия стала активным и влиятельным участником европейской политики, прорыв к Балтийскому морю способствовал углублению экономических и культурных связей с Западом. Плодотворными были и многие внутренние преобразования той эпохи, причем некоторыми из них мы пользуемся и сейчас.


Дискуссии о том, стихийно или продуманно, по плану, действовал император, упреки в том, что нередко его политика носила бессистемный характер, поскольку отсутствовала предварительно продуманная всесторонняя программа преобразований, основаны скорее всего на не до конца осознанном убеждении, что подобного рода программу составить все-таки можно и если хорошо ее разработать и постараться, то можно и осуществить. Однако история не знает таких примеров. Человек и общество - это сложные самоорганизующиеся системы: общество состоит из отдельных людей с разнообразными и даже разнонаправленными интересами, а человек в своих действиях нередко руководствуется чувствами, а не соображениями разума. Примирить противоречивые интересы, объединить людей с совершенно разными потребностями, предусмотреть и просчитать всевозможные природные, экономические, общественные и иные последствия непосильно даже самому гениальному человеку.


Петр I, как правило, действовал по ситуации, активно и действенно откликаясь на те или иные события[1]
. Так, готовясь к войне со Швецией, он реорганизовал армию по европейским образцам, а также на основе накопленного в самой России опыта. Для ведения войны требовалось много денег, оружия и снаряжения, а потому начались лихорадочные поиски денежных источников, вводились новые налоги, подстегивалась промышленность в ущерб будущему народа (в противном случае несколько не ясно, зачем разорять основу общества и государства - крестьян, купцов и ремесленников). Для Петра I благо Отчизны, которой он так ревностно служил, и его собственные интересы как самодержца - одно и то же, однако понимание народом своего блага было иным. Не благоденствие народа было главной целью Петра I. Он много раз говорил и предписывал беречь крепостных крестьян и заботиться о них, но интересовали царя не крестьяне как таковые, не их благосостояние, а исправное несение ими податей и других многочисленных повинностей ради главного дела его жизни - армии и флота, Санкт-Петербурга, Великой России. Результат известен - вконец обнищавшие крестьяне, ремесленники и купцы. Поэтому в низах, вынесших на себе основную тяжесть петровских реформ, наблюдался значительный протест, проявлением которого стали увеличение количества беглых крестьян и массовые народные восстания (крупнейшим был мятеж под руководством Кондратия Булавина). В верхах же общества серьезной оппозиции реформаторскому курсу Петра не существовало, что говорит о том, что необходимость преобразований понимали многие[2]
. Однако именно с оппозицией была связана личная трагедия царя: его сын, царевич Алексей, выступил на стороне ревностных сторонников и охранителей традиций Московского царства и погиб в борьбе с отцом.


Можно выделить следующие направления петровских реформ:


1) В области строительства заводов


К концу XVII в. – 30 мануфактур.


В петровское время – более 100.


Складывание двух промышленных районов: Урала и Петербурга.


Активное развитие металлургии.


К середине XVIII в. – выплавка чугуна больше, чем в Англии, I-е место в мире.


Тула, Кашира, Калуга + Карелия (Петрозаводск и т.д.) – новые металлургические заводы.


К середине XVIII в. – 61 завод из 75 – на Урале.


Крупнейшие металлургические заводы: Невьянский, Каменский, Нижне-Тагильский, Екатеринбургский и т.д.


Оружейные заводы: Тульский, Сестрорецкий, Олонецкий[3]
.


1719 г
.
– указ о Берг-привилегии. Свободная разведка и добыча (с разрешения Берг-комиссии) полезных ископаемых.


Центр страны – текстильная (суконная, полотняно-парусная) и кожевенная промышленность.


Московский суконный двор, Большая Ярославская мануфактура, суконные мануфактуры Воронежа, Казани, на Украине.


Первая четверть XVIII в. – новые производства.


· судостроение (Петербург, Воронеж, Архангельск)


· шелкопрядение


· стеклянное и фаянсовое дело (Москва, Петербург)


1722 г
.
– указ о создании ремесленных цехов.


1721 г
.
– указ-разрешение заводчикам-недворянам покупать и переселять крестьян на заводы = «посессионные крестьяне».


Крупнейшие промышленники: Строгановы, Демидовы, Походяшины, Осокины, Баташевы, Мясниковы и др.


2) В области сельского хозяйства


Освоение территорий на юге, в Поволжье, Сибири. Табак.


Расширение посевов технических культур, разведение новых пород скота.


Усиление крепостного гнета. Размер повинности определяется помещиком


1704 г
.
– 100 медных копеек = 1 серебряный рубль.


Образование купеческих гильдий (1-я и 2-я).


1724 г
.
– указ о поощрении экспорта и ограничении импорта.


1726 г
.
– экспорт = 2x импорт.


3) В области социальной политики


1714 г
.
– «Указ о единонаследии».


1722 г
.
– «Табель о рангах»


· Разделение гражданской, военной и придворной службы


· 14 иерархических должностей


· чиновник, достигший 8 класса, или офицер = дворянин Þ господствующий класс пополняется наиболее талантливыми


· все население, кроме дворянства и духовенства, платит налоги государству


1718-
начало переписи населения, составлении «ревизских сказок»


1718-1724 гг.
– подушная перепись всего мужского населения


· единица налогообложения = «душа мужского пола»


· все мужское население заносится в «ревизские списки» и обязано ежегодно платить «подушную подать»


· холопы и «вольные гулящие люди» обязаны платить налог наравне с крепостными


· жители городов прикреплены к месту уплаты подушной подати


4) В области государственного устройства


1699 – создание Ближней канцелярии, а в 1701 г. – Консилии (Совета) министров вместо Боярской думы


1704 г. – создание Кабинета царя (будущая Е.И.В. канцелярия)


1708 г.
– учреждение губерний


1711 г.
– замена Боярской думы на Сенат


Задачи: законодательная, следить за финансами, контроль администрации.


1721 г.
– провозглашение Петра императором.


1718-1721 г.
– замена множества приказов 11 коллегиями
















































Коллегия
Отрасль управления
Военная Сухопутные войска
Адмиралтейская флот
Камер-коллегия налоги
Штатс-коллегия финансы
Вотчинная дворянское землевладение
Мануфактур-коллегия Промышленность, кроме металлургии
Берг-коллегия Металлургическая промышленность
Преображенский приказ Политический сыск
Соляная контора соль
Медный департамент медь
Межевая канцелярия Распределение недворянской земли
На правах коллегии: Главный магистрат Города и их жители
Синод, или Духовная коллегия церковь и духовенство

1700
г. – после смерти последнего патриарха Андриана новый не назначен, а выбран местоблюститель патриаршего престола.


1721 г
.
– учреждение Синода.


· упразднение должности патриарха


· наблюдение за Синодом – обер-прокурор


1722
г. – утверждение штата священнослужителей.


1720 г
.
– Генеральный регламент. Единая система делопроизводства.


5) В области армии и флота


1705 г
.
– введение рекрутской повинности.


1716 г
.
– введение нового военного устава сухопутных сил


1720 – Морской устав


Русская армия = 200 тыс. регулярная сухопутная + 100 тыс. казаков + 28 тыс. флотских.


Даже когда в конце своего царствования Петр I начинает готовить реформы, стремится проводить их продуманно, поставив четкую цель и сформулировав программу в конкретном указе или регламенте, а затем берется осуществлять, то из его благих порывов мало что получается, а потому еще ярче проявляется утопизм его намерений все предусмотреть. Глубокий и внимательный анализ сущности процессов, протекавших в государственной, социальной и экономической сферах России в указанный выше период, произошедшие изменения в целом носят больше количественный, а не качественный характер.


Важнейшим следствием петровской административной реформы явились существенные изменения в составе аппарата управления - в бюрократии[4]
. Практическая деятельность по реорганизации аппарата управления велась с момента создания Сената и его канцелярии, в деятельности которой накапливался опыт, использованный затем при формировании коллегий. Принцип комплектования аппарата новых учреждений был подчинен следующим целям: появление их не должно было нарушать раньше времени работу старых учреждений (приказов), аппарат коллегий следовало комплектовать из специалистов, утративших старые деловые связи. Основной контингент аппарата канцелярии Сената и позже - коллегий составили специалисты московских приказов и отчасти губернских учреждений. Новым контингентом в коллегиях стали иностранцы.


Численность состава аппарата центральных учреждений во время перехода от приказов к коллегиям изменялась в ходе реформы, В 1711 г. она составила 1906 человек, в 1715 г.- 1396 чел., в 1721 г.- 3101 чел.


Уменьшение числа чиновников аппарата центральных учреждений в 1715 г. объясняется начавшейся перестройкой - в новые учреждения привлекались не все старые специалисты, Кроме того, власти экономили денежные средства, о чем постоянно упоминается в документах. Происходил отсев служащих в связи с переводом учреждений в новую столицу - Петербург и наборами чиновников в армию. На 1715 г. установлены данные о численности аппарата не только центральных учреждений, но и губерний. Общая численность чиновников аппарата по России в целом составила 5478 человек. При общем сокращении аппарата центральных учреждений в 1715 г. внутри него наблюдается перераспределение: так, сокращается штат старых ведомств и в то же время растут штаты учреждений, ведавших военными и дипломатическими делами, комплектуется канцелярия Сената.


Источники позволяют проследить социально-экономическое положение госаппарата управления, в частности сопоставить оклады чиновников новых и старых учреждений. Основная тенденция состояла в увеличении окладов и унификации их в однородных учреждениях. Растет разрыв в величине окладов высшей категории в сравнении с низшей, углубляется имущественное неравенство отдельных групп чиновничества.


Важнейшим итогом и вместе с тем законодательным закреплением всей реформаторской деятельности Петра в области гражданской, военной и судебной администрации явилась знаменитая табель о рангах, введенная 24 января 1722 г.[5]
Эта Табель представляла собой закон о порядке государственной службы, обозначивший разрыв с предшествующей патриархальной традицией управления, воплощенной в местничестве. Как известно, основное историческое значение Табели состояло в рационализации (унификации, систематизации и т. д.) административной службы: в ее основание в качестве важнейшего принципа иерархического (чиновного) деления вместо принципа происхождения, знатности рода или "породы" был положен принцип служебной годности. В социальном плане это означало (по крайней мере теоретически) известную демократизацию правящего сословия, поскольку узаконено было приобретение дворянства выслугой и пожалованием государя (а не передачей сословных преимуществ лишь по наследству). Наконец, была создана четкая иерархическая система: новые должности расписывались по 14 классам или рангам, причем каждый из них в свою очередь подразделялся на чины военные, гражданские (статские) и придворные.


Созданная в результате петровских реформ административная система оказалась весьма устойчивой и в главном сохранялась на протяжении всего дореволюционного периода, хотя некоторые учреждения были со временем отменены или стали выполнять другие функции, например коллегии в 1801 г. были заменены министерствами. Но несмотря на это, структура управления, механизм власти и ее функции оставались прежними. Спор о закономерности, прогрессивности и даже целесообразности петровских преобразований идет в науке уже давно и восходит едва ли не ко времени самих реформ[6]
. Причем вплоть до настоящего времени исследователи дают полярные, взаимоисключающие ответы. Тем более странно поэтому, что большинство из них даже не пытается поставить вопрос о сравнительном изучении этих преобразований, определить их место не только в русской, но и в мировой истории. На наш взгляд, только такой подход позволяет интерпретировать реформы Петра как объективное историческое явление, позволяет понять их закономерный и прогрессивный характер с точки зрения не только отечественной но и всеобщей истории, осветить их типичные и уникальные, своеобразные стороны в ряду других однотипных реформ.



Заключение


Подводя итоги рассмотрения данной темы, можно сделать вывод, что качественно новыми чертами петровской административной системы по сравнению с приказной системой Московского государства стали унификация, централизация и дифференциация функций аппарата управления, его известная милитаризация. Безусловно, успешное внедрение проведенных Петром I реформ базировалось на том, что данные реформы созрели в обществе. Об устойчивости и стабильности этих тенденций в развитии государственного аппарата свидетельствует уже то, что они не просто сохранялись, но и развивались на всем протяжении существования старого порядка в России. Разумеется, этот процесс не шел прямолинейно, в нем были существенные отклонения. Одно из них связано с ревизией результатов административных реформ Петра в послепетровский период. В результате этой ревизии произошел отказ от многих нововведений как в центральном, так и в местном аппарате управления. В управлении наблюдаются шаги в сторону его децентрализации, возвращения к приказным порядкам.


Таким образом, петровские реформы при всех положительных тенденциях имели один существенный недостаток – они были «насажены» сверху, именно поэтому многие из них были забыты или откорректированы уже вскоре после смерти Петра I.


Однако следует признать, что Петр I вошел в историю России как великий реформатор. Не было такой сферы общественной жизни, которую российский император не подверг коренному переустройству. Целью его было превращение России в великую европейскую державу, и в этом деле он много преуспел. Петровская Россия стала активным и влиятельным участником европейской политики, прорыв к Балтийскому морю способствовал углублению экономических и культурных связей с Западом. Плодотворными были и многие внутренние преобразования той эпохи, причем некоторыми из них мы пользуемся и сейчас. Созданная в результате петровских реформ административная система оказалась весьма устойчивой и в главном сохранялась на протяжении всего дореволюционного периода, хотя некоторые учреждения были со временем отменены или стали выполнять другие функции, например коллегии в 1801 г. были заменены министерствами. Но несмотря на это, структура управления, механизм власти и ее функции оставались прежними. Спор о закономерности, прогрессивности и даже целесообразности петровских преобразований идет в науке уже давно и восходит едва ли не ко времени самих реформ.



Список использованной литературы


1. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. – М., Просвещение, 1989 – 253 с.


2. Анисимов Е.В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого с первой четверти XVIII века – СПб., Юристъ, 2008


3. Багер Х. Реформы Петра Великого. – М., Просвещение, 1985 – 275 с.


4. Брикнер А.Г. История Петра Великого. – М., ЭКО, 2006 – 382 с.


5. Каменский А.Б. От Петра I до Павла I: реформы в России в XVIII веке – М., РГГУ, 2001 – 295 с.


6. Чистяков А.С. История Петра Великого. – М., 2007



[1]
Анисимов Е.В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого с первой четверти XVIII века – СПб., Юристъ, 2008


[2]
Каменский А.Б. От Петра I до Павла I: реформы в России в XVIII веке – М., РГГУ, 2001 – 295 с.


[3]
Багер Х. Реформы Петра Великого. – М., Просвещение, 1985 – 275 с.


[4]
Анисимов Е.В. Время петровских реформ. – М., Просвещение, 1989 – 253 с.


[5]
Анисимов Е.В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого с первой четверти XVIII века – СПб., Юристъ, 2008


[6]
Например, Чистяков А.С. История Петра Великого. – М., 2007



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.