Реферат по предмету "Искусство"


Этнос и культура в концепции Гумилева

Содержание Введение 1. Этнология Л. Гумилева 2. Анализ истории некоторых современных этносов с точки зрения теории пассионарности 12 Заключение 18 Библиография 19 Приложение 20 Введение Лев Николаевич ГУМИЛЁВ, советский историк и этнограф, основатель теории пассионарности. Он родился 1 октября 1912 года и умер 15 июня 1992-го.


Его отец и мать - знаменитые поэты Николай Гумилев и Анна Ахматова. «Этногенез и биосфера Земли» - главный теоретический труд выдающегося отечественного историка, географа и этнолога Л. Н. Гумилева посвящен проблемам этнической истории и вопросам взаимодействия народов (этносов) со своей средой обитания. Написанная ярким живым языком книга Гумилева - не традиционное описание всемирной истории, а очень серьезная попытка объяснить причины глобальных


исторических и экологических процессов. Она представляет оригинальное научное открытие автора, совершенное на основе обобщения гигантского фактического материала, с применением методов гуманитарных и естественных наук. Этнос - система, имеющая начало и конец во времени. Наибольшую актуальность представляет для меня вторая часть контрольной работы, в которой мной приведен анализ истории некоторых современных этносов, особенно интересно было прочесть про будущее


России: «У русских будет слишком мало пассионарности, чтобы каждый мог иметь свою цель и вообще для разнообразия целей, но достаточно, чтобы следовать какой-то одной цели, не требующей особых жертв, но всеоб¬щей. Будут накоплены значительные богатства и колонизированы значи¬тель¬ные территории. Бывшие рес¬публики СССР будут снова присоединены. Воз¬можно, среди будущих колоний будут Европа и Северная


Америка. К пассионариям отношение общества еще ухудшится, и они будут вы¬ми¬рать в резуль¬тате естественного отбора (гармоничные особи не поже¬лают заводить с ними семью, так как в цене будут не безумцы, а основа¬тельные люди, заботящиеся о пропитании семьи).» Л.Н. Гумилёв рассматривал этнос (народ) как маргинальное образование, находящееся на стыке социального и природного миров и являющееся их связующим звеном. Этнос - это динамическая система, с одной стороны - верхнее звено биоценоза своего ландшафта, с другой


- часть социума, общественного организма, который составляют реальные живые люди, члены тех или других сообществ. Понятие этноса не совпадает ни с биологическим понятие расы, ни с социальным понятием национальности. Этносы возникают, развиваются и исчезают, проходя в своем развитии закономерные фазы этногенеза. Этнос - не состояние, а момент процесса, т.е. этнос имеет возраст. 1. Этнология Л. Гумилева Этнология Льва Гумилева зачастую идентифицируется с социопсихологией.


Мы привыкли рассуждать о социопсихологии, просто распространяя на всех элементы психологии индивидуальной. Все что угодно можно назвать национальным типом - систему паттернов поведения, привычек, физиологических и психологических особенностей и т.д главное договориться, что эти качества присущи всем членам данного общества. Этнология же использует другой метод, единственно верный при изучении систем, состоящих из несчетного числа объектов. Это статистический метод.


Этнология ненамного младше психоанализа, но именно в период между их становлением статистический подход стал основным в естественных науках. Поскольку далее мы будем пользоваться методами этнологии, рассмотрим основные положения этой науки. Объясним значение термина "этнос" с точки зрения теории Гумилева. Этнос - система, имеющая начало и конец во времени. 1. Универсальный критерий отличия этносов между собой один - стерео¬тип по¬ведения - особый поведенческий


язык, который передается по на¬следству, но не генетически, а через механизм сигнальной наследственно¬сти, основанной на ус¬ловном рефлексе, когда потомство путем подражания перенимает от родителей и сверстников поведенческие стереотипы. 2. Не существует людей, не принадлежащих ни к какому этносу. Человек может быть частью разных систем и иметь стереотип поведения, созданный наложением этнических традиций. По этому поводу Гумилев непоследова¬тельно утверждает, что каждый человек принадлежит только


одному эт¬носу, и в этом с ним нельзя со¬гласиться. 4.Системными связями в этносе служат ощущения "своего" и "чужого", а не соз¬нательные от¬ношения, как в обществе. Этого противопоставления достаточно, чтобы системы не пересекались между собой. Поэтому этнос не социаль¬ная форма человеческого общежития и должен быть отнесен к ка¬тегории при¬родных коллек¬тивов (естественно сложившихся общностей) и изучаться как природный феномен методами


естественных наук. 4. Системные связи в этносе, а вместе с ними и единство этноса поддер¬живается биохимиче¬ской энергией живого вещества биосферы, расход этой энергии на поддержание связей определяется пассионарностью. 5. Гумилев вводит понятие этнического поля. По определению, этническое поле - возникающее на основе пассионарного поля поле поведения и ценно¬стей членов этнической системы. Это определение тоже некорректно. Этот объект не имеет ничего общего с полем, так что его лучше назвать


общностью. И возникает эта общность не на основе пассионарного поля, а на основе явления пассионарности. 6. Статистически в этносе преобладают гармоничные особи; доли пас¬сионариев и субпассиона¬риев в процентном отношении незначительны, но изменение их ко¬личеств определяет состояние этноса как закрытой системы дискретного типа. Этнология рассматривает различные человеческие сообщества как этнические системы различного масштаба (рисунок 1): Рисунок 1. Этническая иерархия


Антропосфера, как мозаичная этносфера, состоит из глобальных общностей - суперэтносов, которые, в свою очередь, делятся на менее крупные общности - этносы, и т.д вплоть до индивида. Интуитивно такое различение всем понятно, но, разумеется, существуют и научные определения этнических систем. Внешне эти общности можно определить по системам их связей с соседями, а внутренне - по комплиментарности. Положительная комплиментарность - это субъективное ощущение общности, единства, выражаемое словами


«мы», «свои», «наши». Отрицательная комплиментарность - это субъективное ощущение инородности, враждебности, «их», «чужих». Суперэтносом называется общность масштаба многих государств, объединенная общей идеологией, стереотипами поведения, чувством комплиментарности - и противопоставляющая себя другим подобным объединениям. Суперэтносами являются, например: Запад или «цивилизованный» мир, мусульманский мир, Латинская Америка, Китай и т.д. Обычно суперэтнос состоит из нескольких этносов, одновременно возникающих


в одном регионе. Этносом называется общность масштаба нации или государства - Англия, Франция, Испания. Между этносами внутри суперэтноса также действует противопоставление, хотя и менее антагонистическое. Объединение этноса происходит на базе общего стереотипа поведения, что, с одной стороны, объединяет людей в нацию или другую этническую систему, а с другой - отделяет, отгораживает их от соседних этносов. Естественно, различия в стереотипах поведения у родственных этносов меньше,


чем у суперэтносов. Эта закономерность сохраняется во всей рассматриваемой схеме - чем ниже иерархический уровень этнической системы, тем менее остры ее отношения с родственными системами, тем более близки их стереотипы поведения. Субэтнос - еще менее крупная этническая система, являющаяся элементом этноса. Обычно субэтнос выделяется из этноса на начальных стадиях этногенеза, в процессе становления этноса. Так из великоросского этноса выделились казаки, поморы, сибиряки.


Конвиксии - это группы людей, объединенных общностью быта и семейными связями; общности масштаба от церковного прихода до сословия. Консорции - это группы, объединенные одной идеей, общей исторической судьбой. Это как раз то, что нас интересует. К консорциям относятся активные политические партии, религиозные секты, банды, кружки, а также всевозможные творческие объединения. Консорции, как и любой другой этнической системе, присущи общий стереотип поведения, комплиментарность,


противопоставление себя другим. Но у нее есть и свои, весьма существенные отличительные особенности. Если в конвиксии людей объединяет стремление к максимальному удобству и безопасности, то в консорции - стремление к осуществлению общей идеи, что раньше вело прямиком к скорой гибели, да и теперь жизнь не облегчает. Это и есть проявление повышенной пассионарности, о чем мы скоро поговорим подробнее. При увеличении пассионарности общества консорция может перерасти в субэтнос, этнос и даже суперэтнос.


Такова была судьба основателей Рима, общин первых христиан, подвижников Магомета. Собственно, иного пути развития и не существует - этносы и суперэтносы могут вырасти лишь из самых непримиримых, повышенно пассионарных консорций. Потому что лишь консорция может выдвинуть доминирующую идею, способную сплотить людей в этническую систему. Но если общая пассионарность этноса убывает, консорция может или распасться, или превратиться


в конвиксию. Поэтому говорить о судьбе андеграунда необходимо в контексте общей судьбы России. Для этого нам необходимо рассмотреть обобщенную схему этногенеза, составленную Гумилевым на основе исследования более сорока этносов. Определенный таким образом этнос изменяется во времени по универсальным законам, и эта модификация (от образования этноса до его уничтожения или превращения в реликт) называется этногенезом.


Этногенез протекает по вполне определенной схеме, и хотя его фазы совершенно различны, это различие определяется вовсе не изменением индивидуальной психологии всех членов этноса. Имеет значение лишь процентное содержание в этносе людей с определенными доминантами поведения. Такими доминантами Гумилев считает пассионарность и аттрактивность. Рассмотрим их подробнее. Психологический портрет индивида


Гумилев строит с помощью двух осей декартовой прямоугольной системы координат (рисунок 2). На оси ординат он располагает совокупность сознательных мотиваций, на оси абсцисс - бессознательных (подсознательных). Кстати, в книгах по психоанализу, несмотря на порой отвратительные переводы, практически не встречается слово «подсознание». Аналогичным образом, популяризаторы психологии практически не употребляют термин «бессознательное». Похоже, это уже стало негласным критерием профессионализма.


Итак, по Гумилеву, каждый человек подчиняется инстинктам самосохранения и продолжения рода, тому, что Фрейд называл Эросом. Давление этих инстинктов - постоянная величина (И) на оси абсцисс. Рисунок 2. Психологический портрет индивида Пассионарность индивида - это мера его страсти, не считающейся с инстинктом самосохранения, это его антиинстинктивность, его воля к смерти, аналогичная фрейдовскому Танатосу, хотя и не совсем с ним совпадающая. Пассионарием, т.е. носителем повышенной пассионарности,


человек становится, если его страсть сильнее его инстинктов, если ради нее он готов рискнуть и даже пожертвовать жизнью, причем не только своей, но и своих детей. На начальных, героических фазах этногенеза таких людей считают героями и образцами для подражания; в цивилизованный период - тупыми фанатиками. На рисунке 2 пассионарии располагаются в III и IV квадрантах. Если пассионарность человека слабее его инстинктов, что на схеме соответствует


I и II квадрантам, то он субпассионарий, обыватель. Очень мала пассионарность у слабоумных, полностью подчиненных своим инстинктам. У гармоничного человека сила пассионарности примерно соответствует силе инстинктов. Это очень работоспособный, дисциплинированный член общества, умеющий ставить цели и добиваться успеха. Он признает законы человеческого общежития и не рискует жизнью без нужды, но при необходимости отважно


сражается. Пассионарная гармоничность здесь соответствует нахождению вблизи оси ординат, около нулевой точки взаимной компенсации инстинктов Эроса и пассионарности. На оси ординат (рисунок 2) расположены сознательные мотивации, реализуемые разумом и волей. Аналогично оси обсцисс, на ней существует предельная точка (Э), характеризующая крайний эгоизм («все для себя»). Каждый человек движим как инстинктами, так и эгоизмом; но подобно тому, как инстинктам противостоит


пассионарность, так и эгоизму противостоит аттрактивность. Она может проявляться как влечение к знаниям, красоте, справедливости и т.д т.к. все эти влечения реализуются в ущерб влечениям эгоистическим. Таким образом, по двум поведенческим доминантам (пассионарности и аттрактивности) каждый человек может быть отнесен к одному из четырех квадрантов декартовой системы координат. Это немного дает для понимания индивидуальной психологии; но характер этнической системы обуславливается


именно процентным содержанием в ней людей четырех данных категорий. Вернемся к схеме этногенеза. Внешне пассионарность этноса (определяемая процентным содержанием в нем пассионариев, т.е. носителей повышенной пассионарности) проявляется в количестве исторических событий, совершающихся за определенное время. Такими событиями могут быть столкновения внутри этноса, захват чужих территорий, преобразование ландшафта, экспансия идей и т.д в зависимости от этнической доминанты.


Особо следует выделить такие события, как образование и распад субэтносов внутри этноса. По степени изменения пассионарности любой этнос проходит следующие стадии (рисунок 3): подготовительную (латентную) фазу, фазу подъема (I), акматическую фазу (фазу пассионарного перегрева) (II), фазу надлома (III), инерционную фазу (цивилизацию) (IV), и фазу обскурации, после которой этнос распадается или переходит в реликтовое состояние. Эта схема описывает образование этноса в результате пассионарного толчка, получение


этнической системой энергии извне и последующее растрачивание этой энергии в результате борьбы с сопротивлением внешней среды, в полном соответствии со вторым началом термодинамики. Полученная энергия растрачивается на совершение определенной работы, свершение рассмотренных выше исторических событий. Одно из них - выделение в своей среде многочисленных субэтносов, что значительно повышает резистентность (сопротивляемость) системы. В усложнении своей структуры система как бы аккумулирует энергию на начальных


фазах этногенеза; при угасании пассионарности эта энергия высвобождается с упрощением структуры системы. Реликт уже представляет собой однородную моноэтническую систему. Рисунок 3. Этногенез. График пассионарного напряжения этноса Естественно, рассмотренная нами схема, описывающая внутреннюю логику событий этногенеза, является абстрактно-обобщенной, и в реальности может быть деформирована (смещена или оборвана) в результате природных катаклизмов


или столкновений с соседними этносами. Для нас сейчас наиболее важно, что согласно Гумилеву, эта схема (с соответствующим изменением масштаба) может быть применима к генезису любой общности людей, в т.ч. и интересующей нас консорции. Вполне вероятно, что она может описывать также и любой психический акт, причем здесь будет весьма уместно юнгианское разделение на экстраверсию и интраверсию - по степени инерционности этого акта. Вернемся к схеме этногенеза.


О подготовительной (латентной) стадии говорить трудно, т.к. ее изучение весьма проблематично. В ней практически не происходит исторических событий, и поэтому она всегда оказывается вне внимания историков. Реконструировать ее можно лишь как совокупность явлений, предшествовавших яркой фазе подъема. Так в VI в. н.э. начался внезапный расцвет арабской поэзии. В VII в. н.э. Магомет уничтожил эту консорцию, и это было одним из исторических деяний, знаменующих


подъем мусульманского суперэтноса. Если бы не этот подъем, мы и не знали бы об арабском поэтическом всплеске, или не придали бы ему должного значения. Фаза подъема характеризуется увеличением пассионарности; при этом аттрактивная составляющая антиэгоистична (рисунок 4). Безымянные герои сплачиваются вокруг вождя, не раздумывая, бросаются в пекло за идею, гибнут тысячами - но увлекают за собой товарищей (пассионарной индукцией).


В результате этих подвигов свершаются исторические деяния, и новый этнос утверждается на исторической арене. Идеология фазы - исполнение долга. Новая консорция, изменяя мир, которым она недовольна, перерастает в этнос. Фаза подъема длится примерно триста лет. В акматической фазе пассионарность еще больше, но аттрактивная составляющая уже эгоистична. Похоже, аттрактивность в этногенезе прогорает гораздо раньше пассионарности. Эта фаза - эпоха индивидуалистов, каждый из которых тянет на себя идею, территорию или


влияние; это эпоха раздробленности и многочисленных кровавых разборок. Идеология фазы выражается в лозунгах: «Будь великим!» и «Будь самим собой!». Период акматической фазы также порядка трехсот лет. За ней следует еще более страшная фаза надлома, длящаяся примерно сто - сто пятьдесят лет. Пассионарность выдыхается, и все громче становится голос обывателя, уставшего от героев, которые пытаются


вовлечь его в свои разборки. Аттрактивная составляющая эгоистична, но снижение пассионарности глушит яркие проявления индивидуализма. В этих условиях вожди способны собрать под свои знамена огромные массы народа, и мелкие междоусобные стычки сменяются тотальными гражданскими войнами. Расцветает система доносов, уничтожающая самых умных и порядочных. Так было и в императорском Риме, и при второй инквизиции.


В этой фазе обыватель усердно добивается своей цели - удобства и безопасности, а достичь этого можно только снизив общую пассионарность системы, т.е. физически уничтожив большинство пассионариев. Если эта эпоха гражданских войн и доносов вам что-то напоминает, мы можем коснуться и конкретно России. Подъем великоросского этноса начался в XIV веке, так что в фазу надлома Россия вошла примерно в начале XX века. Можно надеяться, что самое страшное уже позади - или почти позади.


Мы уже дозрели до идеологии завершения фазы надлома - «с нас хватит!». И мы всей душой рвемся к западному стандарту жизни, к цивилизации, или в терминологии Гумилева - к инерционной фазе этногенеза. Инерционная фаза - это золотой век обывателя, когда он, наконец, получает все, что хотел - порядок и достаток. Фаза характеризуется стремлением к благосостоянию без риска, стремлением к всеобщему нивелированию, стиранию индивидуальности.


Идеология фазы - подражание эталону, требование быть настоящим джентльменом или новым русским. В этой фазе особенно процветает стремление к накопительству, ведущее, в том числе, и к разрушению природных ландшафтов. Рисунок 4. Пассионарно-аттрактивная составляющая фаз этногенеза Пассионарии активно истребляются во всех фазах этногенеза. В героические периоды они сами рвутся на войну, в новые земли, в колонии.


В фазе подъема они гибнут в стычках с соседями; в акматической фазе часто просто сами вырезают друг друга; в фазе надлома их уничтожают обыватели. В инерционной фазе пассионарии просто раздражают, как потенциальный источник опасности и неудобства. Их стараются более или менее мягко изолировать от общества, а также и от процесса репродукции. В фазе подъема и в акматической фазе их считали героями, и они оставляли множество внебрачных детей, распространяя, таким образом, пассионарный признак и восполняя активно растрачиваемую


пассионарность системы. В фазе инерции женщины тянутся к богатым, надежным и спокойным; во всяком случае, детей заводят именно от них. Это приводит к катастрофическому снижению пассионарности системы. Но внешне все кажется очень надежным и перспективным. Расцвет, цивилизация, гуманизм, рост производительности, и т.д. В зависимости от набранной этносом инерции, от устойчивости созданной социальной структуры и производительных


сил, инерционная фаза может продолжаться до четырехсот лет. Но вытеснение пассионарности неизбежно приводит этнос к фазе обскурации. Как известно, цивилизация - золотой век трудолюбивого обывателя. Но кроме покоя и довольства, цивилизация несет и дополнительные прелести - гуманизм и сверхтерпимость. В результате этого неуклонно растет процент люмпенов, которые не могут и не хотят работать, а свое


невежество и нетерпимость возводят в идеал. Сначала они требуют от государства пособий, хлеба и зрелищ, а потом, достигнув критической численности, захватывают власть и устраивают кровавые чистки, уничтожая все мыслящее и неординарное. Но удержать какую-либо стабильность они не в состоянии, и очень быстро этнос окончательно разрушается. Иногда от него остается однородный остаток - реликт, т.е. группа в персистентном (статическом) состоянии, существующая как часть биоценоза в гомеостатическом равновесии с окружающим


ландшафтом. Обычно такая группа сразу уничтожается или ассимилируется соседними этносами; но в труднодоступных местах реликт-изолянт может затухать очень долго. Стоит добавить, что здоровый этнос очень резистентен; сравнительно уязвим он бывает лишь при низком уровне пассионарности (т.е. в начальном и конечном периодах этногенеза), а также в болезненные моменты фазовых переходов, когда резко меняется доминирующий стереотип поведения. Такова, в общих чертах, схема этногенеза.


Эта схема (рисунок 3) - типичный график необратимого процесса; таким же будет, например, график выделения тепла при сгорании костра. Напомню, что по Гумилеву он применим к любой человеческой общности. Нас сейчас интересует тот уровень иерархии этнических систем (рисунок 1), к которому относился андеграунд, а именно - консорция, т.е. общность людей, объединенных одной исторической судьбой. Посмотрим, чем является это время с точки зрения этнологии.


Предыдущий этнос, известный нам как крито-микенская культура, распался в XI - IX в. до н.э. Развалился государственный строй, была забыта письменность. От великого этноса остались лишь руины и мифы. Об этом писал и Фрейд в известной работе «Человек Моисей и монотеистическая религия». В VIII в. до н.э. по Европе и Малой Азии прошел очередной пассионарный толчок, давший начало греческому,


римскому, персидскому, гальскому и другим этносам, проживающим по линии этого толчка. Вновь оформились дорийские государства, появился новый греческий алфавит, трансформировался пантеон богов. Появились полисы со своим образом жизни и своими законами. Это та же способность к массообразованию, но не к безликому и конформному, а к дифференцированному и избирательному. В обыденной жизни эти ценности называют патриотизмом, чувством долга, порядочностью.


Как правило, дети легко усваивают такую систему паттернов - если ее разделяют оба родителя. Но в этнически смешанной семье родители имеют две различные системы ценностей - и в этом случае дети часто не усваивают ни одной из них. Из таких семей нередко выходят люди, для которых Родина, честь, долг - звук пустой. Все их интересы естественным образом сосредотачиваются на достижение эгоистических целей. Разумеется, этот процесс является не жестко детерминированным, а статистическим


- просто ребенку из смешанной семьи гораздо труднее принять систему этнических паттернов, т.к. родители неосознанно дезориентируют его. Этот процесс Гумилев называет «этнической метисацией». Все сказанное не касается свободного сексуального общения с рождением внебрачных детей - оно лишь укрепляет этнос. Но в отношении семьи Гумилев непреклонен: Этническая (отнюдь не расовая) метисация… никогда не проходит бесследно. Вот почему небрежение этнологией, будь то в масштабах государства, родового союза


или моногамной семьи, следует квалифицировать как легкомыслие, преступное по отношению к потомкам. Мне кажется, что успехи современных технологий породили странное поверье - что наше время - нечто совершенно особенное, начало чего-то абсолютно нового. А раз так - то и мы вольны перекраивать нормы поведения по своему усмотрению. К самым катастрофическим последствиям этой ломки можно отнести отношения между полами. Второй век мы наблюдаем одну и ту же трагедию - ориентированный на патриархальную семью мужчина


женится на эмансипированной женщине с идеями равноправия. Замечу, кстати, что равноправие в семье невозможно; отказавшись от лидерства (и, соответственно, подчинения) можно получить только анархию, т.е. постоянную грызню. Поэтому идею семейного равноправия можно рассматривать как идею подрыва власти мужчины с последующим установлением женской власти, причем эта идея даже сознательно не сформулирована.


Из таких семей дети чаще выходят морально дезориентированными, а морально дезориентированная масса - лучшая почва для широкомасштабных социальных экспериментов. Движение за женскую эмансипацию сделало гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Может быть, без него мы не имели бы таких характерных черт нашего времени, как, например, массовое уничтожение людей в концлагерях. Для осуществления подобных акций необходима довольно значительная прослойка


морально дезориентированных людей. Ирония заключается в том, что декларируемые цели чисто женских движений, как правило, более возвышены и благородны, чем цели мужских движений. 2. Анализ истории некоторых современных этносов с точки зрения теории пассионарности Рассмотрим этносы, возникшие в результате толчков 8 в. и 13 в. В 8 веке пассионарный толчок прошел по побережью Европы от


Ис¬пании до Нор¬вегии. В резуль¬тате толчка 8 века возникли этносы европейцев и ви¬кингов (последний был со временем включен в состав западного супер¬эт¬носа). Мы рас¬смотрим этнос европейцев, впо¬следствии называвших себя «Христианским миром», а потом «Цивилизованным миром». Сейчас у за¬пад¬ного суперэтноса кончается инерци¬онная фаза. Дадим прогноз даль¬нейшего развития этноса. В 13 веке произошел последний по времени из девяти замеченных


пас¬сио¬нарных толчков, прошедший через Литву, Русь, Малую Азию, Еги¬пет, до Эфио¬пии. Возникли этносы литовцев, эфиопов, турков и русских. Мы рас¬смотрим независимый этнос литовцев, который не смог развиться дальше фазы подъема как пример пре¬рванного этногенеза. Также рассмотрим рус¬ский народ, в 20 в. пе¬решедший к инерционной фазе. Также спрогнозируем его дальнейшее развитие. 1. Литовцы


Литовцы начали развиваться раньше трех других этно¬сов, возник¬ших в 13 веке. Русским пришлось преодолевать отрицательную пассионар¬ность древнерусского этноса, с начала 13 века находившегося в со¬стоянии обску¬рации, в то время как предки литовцев в момент пассионар¬ного толчка на¬ходи¬лись в состоянии гомеостаза. Подъем. Быстрый прирост территории и пассионарности был сам по себе опа¬сен: старая культура (язычество) ли¬товцев уже не удовлетворяла, а вы¬думать оригинальную культуру


и этни¬ческую доминанту, приемлемую для всех членов этноса, литовцы быстро не успели. Им пришлось выби¬рать, у кого из соседей ее поза¬имствовать - у Владимирско-Московского княже¬ства (православие), унас¬ле¬довавшего культуру Древней Руси, или у Польши (католичество), при¬над¬лежащей к западному суперэтносу. Ли¬товцы вы¬брали Запад. В 1336 г. князь Ягайло женился на поль¬ской коро¬левне


Яд¬виге, и их страны объедини¬лись. Со временем литовцы приняли западный сте¬реотип поведения и, таким об¬разом, влились в запад¬ный су¬перэтнос. Немалую роль сыграло и то, что в Литве не соблюдалась эндо¬гамия - мно¬гие литовцы привозили себе невест из Польши, а те учили своих детей польской культуре, делая их поляками. Так исчез самостоя¬тельный литов¬ский этнос. Он прожил всего около 90 лет.


Сейчас литовцы оста¬ются этно¬сом западного суперэтноса. 2. Русские В 13 веке Древняя Русь находилась в состоянии обскурации, и новому рус¬скому этносу пришлось преодолевать инерцию отжившей культуры. Поэтому развитие русского народа нача¬лось немного позже турок и литов¬цев. Будем счи¬тать днем рождения русского народа 1380 год - год Куликов¬ской битвы. Подъем. С начала 14 века по первую четверть 16 шел подъем.


Первона¬чальная идея о господстве церкви, опирающийся на народ и управ¬ляющей князь¬ями, в течение этой фазы меня¬ется на идею абсолютного гос¬подства царя. Пассио¬нарность устойчиво растет, а этническая структура усложня¬ется. Акматическая фаза. Потом началась акматическая фаза. Высокий уро¬вень пассионарного напряжения привел к кризису, известному как


Смутное время (1533 - 1584 гг.). Струк¬тура этноса черес¬чур усложнилась, пассиона¬риев стало слишком много, и они стали драться за влияние. Смена ар¬мий и прави¬телей разорила страну, поставила под угрозу ее существова¬ние. Тогда произошла реге¬нерация. Порядок навело ополчение К. Минина, Д. Пожар¬ского. Пассио¬нариев осталось много, и акматическая фаза про¬должилась. К этому периоду относится превращение русского этноса в су¬перэтнос.


Пассионарный надлом. К началу 19 в. пассионариев осталось так мало, что естественный прирост уже не мог восстановить их количество, и на¬чался пассио¬нарный надлом. Энергии на поддержание системы стало не хватать. Россия проиграла Крымскую войну, потом русско-японскую войну (1905 - 1907 гг.), а потом и первую мировую. В начале двадцатого века про¬изошло упрощение русского суперэтноса:


он раскололся на этнические еди¬ницы с разными стереотипами поведения: на белых и красных. Упрощение системы ведет за собой вы¬брос свободной энергии. Се¬ребряный век рус¬ского искусства - одно из про¬явлений выброса, явление, схожее с европей¬ским Возрождением: там тоже несостоявшимся героям пришлось заняться искусством. Террор, кро¬вопролития граждан¬ской войны и коллективиза¬ции, индустриализация, проводившаяся на голом


энтузиазме прояв¬ления этого. В результате ре¬волюции исчезло много субэтносов русского супер¬этноса, та¬ких, как казаки, раскольники, духовенство, дворянство и др. Большевики уничто¬жали не классы, а су¬бэт¬носы, упрощая систему. В ста¬линское время погибли де¬сятки миллионов людей. На многих вы¬бор пал случайно, но в основном, это были люди, которые в чем-нибудь отлича¬лись от серой


массы - пас¬сионарии и носители других стереотипов поведе¬ния. Это явле¬ние характерно для перехода от надлома к инерционной фазе. Пас¬сиона¬риев слишком мало, чтобы система работала как раньше, и слиш¬ком много, чтобы она могла бес¬перебойно работать, как в инерцион¬ной фазе, вот система и уничтожает избыток пас¬сионариев. Так суперэтнос пе¬решел на более низкий уровень пассио¬нарности, и вторая мировая война способствовала


этому. Во второй половине 20 в. наступил заключительный этап надлома - пас¬сионарная депрес¬сия - время безвластия и разгула субпассионариев. Сейчас идет переход от пассионарной депрессии к инерционной фазе. А теперь прогноз. Во время инерционной фазы может произойти следующее. Прогноз. У русских будет слишком мало пассионарности, чтобы каждый мог иметь свою цель и вообще для разнообразия целей, но достаточно, чтобы следовать какой-то одной цели, не требующей особых жертв, но


всеоб¬щей. По¬этому в начальный период этой фазы в этниче¬ском сознании может поя¬виться идеал для подражания (это может быть конкретный глава государ¬ства или от¬влеченный идеал воина или бизнесмена). В бо¬лее поздний пе¬риод этого уже не будет - со снижением пассионарности возобладает ци¬низм. Будут накоплены значительные богатства и колонизированы значи¬тель¬ные территории. Бывшие рес¬публики СССР будут снова присоединены.


Воз¬можно, среди будущих колоний будут Европа и Северная Америка. К пассионариям отношение общества еще ухудшится, и они будут вы¬ми¬рать в резуль¬тате естественного отбора (гармоничные особи не поже¬лают заводить с ними семью, так как в цене будут не безумцы, а основа¬тельные люди, заботящиеся о пропитании семьи). Около 2300 г. плюс-минус 50 лет энергии станет не хватать, и начнется рас¬пад эт¬носа - обскурация. Окончательный распад наступит около 2500 г. плюс-минус 100 лет.


3. Европейцы На Западе, в Испании и западной Франции было смешанное населе¬ние: там жили вельски - потомки римлян и тевтоны - германцы, причем и вель¬ски, и тевтоны нахо¬дились в фазе обскура¬ции. Этногенез там шел ин¬тенсив¬нее, чем на Востоке, так как пас¬сионариям труднее пре¬одолевать со¬против¬ление обычаев мо¬нолитного общества, чем об¬щества составного. Из-за этого Германия отставала и была раздроблена до середины 19 века, когда большинство европейских


госу¬дарств уже объединилось. Она вела мировые войны, когда эти государства имели слишком мало пассио¬нарно¬сти для этого. Подъем. До 730 года Европу с легкостью захватывали любые при¬шельцы с Востока. Потом появи¬лись люди, начавшие оказывать сопротив¬ление. Они основали импе¬рию Каролингов и успешно бо¬ролись против венгров и славян. Пассионарность росла, и структура этноса усложня¬лась, и империя разва¬лилась по этни¬ческому признаку.


Каролинги - Карл Лысый и Людовик Немецкий - зачитали друг другу Страсбург¬скую клятву, гласившую, что страна делится, и что немцы и французы будут жить отдельно (впервые был упомянуто название - «французы»). Это произошло в 841 году, и этот год может ус¬ловно счи¬таться годом рождения Европы. Немного раньше в Испании появились ас¬турийцы (предки испанцев). Акматическая фаза. С 11 века началась акматическая фаза.


Чрезмер¬ный запас пассионарности у европейцев привел к Крестовым походам. В Израиле погибло много пассионариев, но в Европе их осталось доста¬точно, чтобы вести междоусобные войны - Столетнюю войну и войну Алой и Белой розы. Эти войны так же, как и Смутное время в России, были бес¬полезны со всех точек зре¬ния кроме одной: сброса лишней пассионарности.


В промежутках между кровопролитиями убыль пассиона¬риев уже не вос¬полнялась полностью, и после зати¬шья энергии для поддержания системы стало не хва¬тать. Пассионарный надлом. В начале 14 в. начался пассионарный надлом. Первая часть надлома известна как Возрождение. Произошло упро¬щение системы и пас¬сионарии были вытеснены на окраины ее социального ареала. Не¬нужным упрощенной системе пассионариям оставалось зани¬маться только


искус¬ством и наукой, Вторая часть надлома - это Реформация. В ходе Реформации евро¬пей¬ская суперэтническая система раскололась на 2 части: протестантов и като¬ликов с раз¬ными стереотипами поведения. По Ев¬ропе прокатились войны, гораздо более кровавые, чем войны до раскола. Например, война в Герма¬нии уменьшила ее на¬селение в 4 раза. В ходе пассионарного надлома в Англии часть английских пассио¬нариев выселилась в се¬верную


Америку. Потом туда стали эмигрировать наиболее пас¬сионарные европейцы, ненужные на родине. В результате соз¬дался аме¬риканский этнос - наиболее пассионарный этнос западного супер¬этноса. Когда войны окончательно истощили Европу, конфликт окончился ком¬промиссом. Сис¬тема перестроилась. Пассионарный надлом в Европе затянулся на 300 лет из-за раздроб¬лен¬но¬сти и неоднород¬ности европейского суперэтноса. На примере надлома в


Европе видно, что надлом делится на 3 ста¬дии. «Возрождение» - спокойный период, когда значительное количе¬ство пас¬сионариев вы¬тес¬нено в сферу искусства и науки. «Реформация» - период гражданской войны и резкого снижения пассио¬нарности. Может сопровождаться расколом этноса. Пассионарная депрессия - период господства субпассионариев. В российской истории тоже прослеживаются эти 3 стадии: «Возрождение»(19 в начало 20 в.) - золотой и


серебряный века русской по¬эзии, классики; «Реформация» - революция и сталинизм; пассионарная де¬прессия - вторая поло¬вина 20 века. Инерционная фаза. В конце 17 века началась инерционная фаза. Приме¬ром для подражания стала не пассио¬нарная индивидуальность, а гармонич¬ная посредственность. По¬этому для Европы 17-18 веков, то есть начала инерционной фазы, характерна ин¬квизиция, уничтожавшая тех, кто откло¬нялся от средней нормы (в России то же самое происходило в конце пассио¬нарного надлома).


На смену войнам за религию пришли колонизационные войны. С 17 века по конец 19 было колонизировано больше половины Земли. Пора¬бощенные народы в основном находились на более низком уровне пассио¬нарности, чем ев¬ропейцы: негры, маори и индейцы были в гомео¬стазе, а в Индии пас¬сионарный толчок произошел на 200 лет раньше. Там, где уро¬вень пассио¬нарности был выше, войны выигрывались за счет стравливания противни¬ков и


численного и тех¬нического перевеса: уже в 20 веке во время 2 мировой войны Италия захватила более пассионар¬ную Эфиопию, задавив ее тан¬ками. На смену этносам, изначально занимавшим ведущее место и истра¬тив¬шим свою пассио¬нарность, то есть испанскому и французскому на роль ли¬дера выдви¬нулись отсталые пассионарно части суперэтноса: сначала Анг¬лия во второй половине 18 и в конце 19 веков, потом


США и Гер¬мания (в 20 веке). У США было пространство для развития и не было сильных соседей. По¬этому сейчас это ведущий и наиболее пассионарный этнос западного су¬перэтноса. Американ¬ский этнос вобрал в себя европейскую, мексиканскую, китайскую и иную пассионар¬ность. Прогноз. Во второй половине 21 веке начнется обскурация. Оконча¬тель¬ный распад насту¬пит около 2400 года плюс-минус 100 лет.


Из-за неод¬нородности западного суперэтноса и изоли¬рованности его частей эти про¬цессы могут затя¬нуться: скажем, в Америке обскурация может на¬ступить в 22 веке. Заключение Я считаю, что прогнозирование этногенезов с помощью только теории пассионарности не мо¬жет быть точным по следующим причинам. Помимо процесса этногенеза, на той же территории и при участии тех же людей происходят другие процессы: этнические контакты социальное развитие (классовая борьба, смена


социальных формаций), технический прогресс, рост населения, биологические циклы поведения людей (зависимость агрессивности людей от солнечной активности, описанная А.Л. Чижевским, смена времен года, тоже влияющая на поведение людей) и т.д. Все это влияет на этногенез и делает невозможным точное прогнозиро¬вание без учета этих процессов. В работе они не учитываются, так что все прогнозы примерные.


Поступки отдельных людей создают зигзаги в ходе этногенеза. Человек может не намного, но изменить срок существования этносу, столкнуть два эт¬носа, а в кри¬тический момент может спасти или погубить этнос, если ве¬ро¬ятности того и дру¬гого примерно равны. Для событий более высокого по¬рядка, т.е. событий этнической истории все это случайности, которые тоже сказыва¬ются на точности прогнозирования. В силу своей природы, этнос после жизни оставляет след как


в памяти, фиксируемый историей, так и на поверхности Земли, в ее ландшафтах. Поэтому этнология, основы которой заложены Л.Н.Гумилёвым, развивается как самостоятельная дисциплина на стыке наук гуманитарных (история) и естественных (география), привлекая арсеналы обеих, но отнюдь не подменяя ни ту, ни другую. Историческое развитие, связанное с эволюцией общественного сознания, идет в обществе и спонтанно, следствием


чего являются смена общественно-экономических формаций. Процессы этногенеза протекают в биосфере и дискретно, в результате чего возникают и исчезают этносы. Оба явления взаимодействуют между собой, но не определяют друг друга. Политическая история привлекается этнологией как вспомогательная дисциплина, воспроизводящая последовательность исторических политических событий, само совершение которых невозможно без затрат реальной физической


энергии организмами живых людей, а также без способности и желания таких затрат. Для объяснения этой чисто энергетической стороны действия системы этноса Л.Н.Гумилёвым предложено понятие пассионарности - эффекта биогеохимической энергии живого вещества биосферы - энергии, открытой В.И.Вернадским. Пассионарная энергия и является той формой энергии, которая поддерживает системные связи этноса, обеспечивает его жизнедеятельность и устойчивость и тратится в процессе этногенеза.


Библиография Гумилев Л.Н. “Конец и вновь начало”. // М.: ДИ-ДИК, 1999 Гумилев Л.Н. “Этногенез и биосфера Земли”. // М.: ДИ-ДИК, 1999 Гумилев Л.Н. “Этнос, история и культура”. // М.: ДИ-ДИК, 2000 Гумилев Л.Н. “Древняя Русь и великая степь”. // М.: ДИ-ДИК, 2001 Маклаков К. “Теория этногенеза с точки зрения биолога“.//


Лар-пресс 2001 Приложение Табл.1. Императивы по фазам этногенеза Фаза Императивы У русских Перегибы Исходное сочета¬ние эт¬носов и ландшафтов ре¬гиона Разнообразны Борьба за веру - - "Надо исправить мир, ибо он плох" Пусковой мо¬мент Подъем "Будь тем, кем ты дол¬жен быть" "Мы государевы люди" - - "Не по-вашему, а по-моему"


Идеи абсолютной монар¬хии Ивана 3 и Ивана 4; оп¬ричнина Переход в акма¬тиче¬скую фазу Акматическая (пассионарный пере¬грев) "Будь самим со¬бой" Идеи казацкой вольницы. - - "Мы устали от вели¬ких" Декабристы и их идеи Переход в фазу над¬лома Надлом "Только не так, как было" "Мы старый мир разру¬шим до осно¬ванья " (Интернационал)


- - "Дайте жить, гады!" "Лишь бы не было войны". "Не надо нам помогать, лишь бы не мешали" Переход в инер¬ци¬он¬ную фазу Инерционная "Будь таким, как я" ? - - "Не будь ты моим бла¬годе¬те¬лем" ? Переход в фазу об¬скура¬ции Об¬скура¬ция "Будь таким, как мы" ? - - "


Да когда же это кон¬чится! ? Переход к го¬мео¬стазу Гомеостаз "Будь сам собой дово¬лен, тролль" ? - - "А ведь не все еще по¬гибло! " ? Переход к мемо¬ри¬альной фазе Мемориальная "Вспомним, как было пре¬красно" ? - Вырождение "А нам ничего не надо" ? - ? - еще не наступившие фазы



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.