Реферат по предмету "Искусство"


Политико-просветительная работа в годы Великой Отечественной войны

Введение Актуальность исследования. Сегодня, накануне шестьдесят третьей годовщины победы нашего народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г. над фашистской Германией, особое звучание получил подвиг людей, сражавшихся и положивших свои жизни ради нас, нашего свободного будущего, защитивших само понятие – человек! Чем дальше уходят события Великой Отечественной войны, тем настойчивее возникает необходимость восстановить


правду и напомнить молодому поколению нашей страны события самой ожесточенной войны, развязанной фашистской Германией с саттелитами в 1941-1945 г.г. против нашей Родины. Великая Отечественная война необратимо изменила естественный ход жизни. «Война стала бытом миллионов. Люди столько пережили, передумали, перечувствовали, столько повидали на войне, как будто прожили вторую жизнь. Война дала каждому выстраданный личный опыт, новые мысли о жизни, о людях».


Эти слова писались в 1942 году. Прошло лишь несколько месяцев войны. Люди не только сражались, погибали, работали сверх всяких сил – они жили в условиях войны: фронта, тыла оккупации, плена. Окопы, землянки, блиндажи, лесные партизанские лагеря, короткие привалы в поле, деревенской избе, полуразрушенном пригороде, бесконечные эшелоны. В этих экстремальных условиях естественно изменилось и бытие художественной культуры.


Их имена редко упоминаются в книгах об истории Великой Отечественной войны и в мемуарах полководцев. Гораздо чаще их можно встретить в воспоминаниях фронтовиков. Бывшие бойцы и командиры с искренней благодарностью говорят о неутомимых тружениках войны, главным оружием которых были не автомат и пулемет, а страстное партийное слово, кино и песня, плакат и книга. Культпросветработники военной поры: начальники фронтовых и армейских


Домов Красной Армии, ансамблей песни и пляски, дивизионных клубов и их многочисленные помощники, и соратники – лекторы, художники, киномеханики. Мы не собираемся писать историю художественного творчества в годы войны, нас интересует то новое, что возникает внутри самодеятельного искусства, его отношения с профессиональной культурой и фольклором, с одой стороны, и государственной политикой – с другой. Мы подвергнем анализу роль культурно-просветительных учреждений в годы


Великой Отечественной войны, их вклад в победу. Выявим основные цели и задачи, а также методы и средства. Определим основные направления приложения усилий культпросвет работников того периода. Социальная значимость. Данная тема важна для осознания значимости политико-просветительной работы в условиях военного периода. Ее влияние на ход войны и как итог – победы над фашистской Германией. Принятие на вооружение того полезного, что было придумано и применено в годы


Великой Отечественной войны. Ассимилиляция и применение полученных знаний в современных условиях. Цель исследования. Целью исследования является особенности политико-просветительной деятельности в годы Великой Отечественной войны. Процесс перестройки учреждений культуры под воздействием чрезвычайных обстоятельств и в соответствии с задачами фронта и тыла выяснение вклада учреждений культуры в воспитание и просвещение советского народа. Объект исследования.


Объектом исследования явилась политическая и социально-экономическая обстановка в стране накануне и во время Великой отечественной войны. Работа учреждений культуры, их перестройка деятельности в военный период. Предмет исследования. Предмет исследования составляют вопросы политико-просветительной работы в годы Великой Отечественной войны. Основные виды и направления применения усилий. Эффективность мирных методов в военное время. Появление новых способов влияния на ход войны и как результат


Победы над фашисткой Германией. Методы исследования. Включают в себя совокупность общенаучных, социально-политических, исторических методов: историзма, объективности, системного и сравнительного анализа, статистического. Глава І. Особенности военного периода 1941-1945 г.г. В данной главе автор рассматривает политическую, социально-экономическую обстановку сложившуюся в стране


накануне и в период Великой Отечественной войны, то положение, в котором очутились учреждения культуры. И их роль, место и значение в ведении войны против фашистских захватчиков. Над данными вопросами работали следующие авторы: С.А. Беляков, А.Г Вишневский, Н. Кравец, С.Ю Румянцев, Б.А. Савченко, А.П. Шульпин. § І.1. Политическая обстановка в стране 30-е,


40-е, 50-е годы вошли в сознание народа как «предвоенные», «военные», «послевоенные». Война и военная угроза – устойчивые событийные и психологические доминанты жизни страны. Завершается формирование СССР и сталинской национальной политики. Вводится всеобщее обязательное начальное образование. Формируется общесоюзная сеть СМИ. В ряду объективных факторов решающую роль играл сталинизм – политика,


идеология, мифология, мораль, экономические отношения «казарменного коммунизма». Урбанизация, война, формирование многонационального государства, культурная революция – это общемировые или специфически внутренние процессы в условиях сталинизма приобрели катастрофический характер. При естественном ходе урбанизации сельское хозяйство постепенно переходит на индустриальные рельсы. При этом сохраняется оптимальное для данной страны соотношение сельского и городского населения, не


прерывается взаимодействие сельской и городской культур. Проводимые чрезвычайными методами «сверхиндустриализация» и «сплошная коллективизация» в СССР вызвали взрывной, скачкообразный рост городов за счет разорения деревни, раскрестьянивания крестьянства. Ухудшились жилищные условия, питание, коммунальное обслуживание. Хорошо известно, что политика Сталина и его окружения в значительной степени определила масштабы военных


действий, непомерность человеческих и материальных потерь в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Основной массой населения были «трудящиеся города и деревни». Особый социальный слой составили «враги народа» - миллионы заключенных в лагерях и спецпоселенцев. Разрушение памятников истории и культуры, истребление крестьянства и интеллигенции, изъятие из культурного оборота художественных произведений, научных идей, открытий, целых сфер духовной деятельности, деградация


«помилованных» направлений науки, художественных коллективов – все это вело к катастрофическому размыванию основ городской и сельской культурных формаций. В эти годы стремительно разрасталась система партийного и государственного управления культурой. Первая половина 30-х годов отмечена непрерывной реорганизацией. Функциональный принцип организации культурно-идеологического аппарата партии постепенно заменялся отраслевым. В 1935 г. в ЦК ВКП (б) создается отдел культурно-просветительной работы, в ведении которого находились


культурно-просветительные учреждения, радиовещание, кино, театры и творческие союзы. Подобные культурно-просветительные отделы были созданы повсеместно на уровне республиканских, краевых и областных комитетов. Централизация и унификация управления культурой сопровождались непрерывным количественным разрастанием управленческих органов, сеть которых становилась все более частой, действительно всеохватной. В маленькой Армении в 1930 г. было создано сразу 25 административных районов, в 1937 г. прибавилось


еще семь. В каждом из них соответствующий набор партийных, государственных, комсомольских, профсоюзных органов, отделений добровольных обществ. Аналогично развивалась государственная и общественная система управления культурой. Единый в 20-х годах орган – Наркомпрос дробился на ряд специализированных ведомств: Кинокомитет, Радиокомитет, Всесоюзный комитет по делам искусств, Комитет по культурно-просветительной работе с соответствующими подразделениями в республиках, краях,


областях. Таким образом, подводя итоги, мы обозначим основные особенности в политической обстановке страны: • рост городов за счет сельского населения – «сверхиндустриализация»; • снижение уровня жизни, уничтожение памятников культуры и искусства, «истребление» интеллигенции; • непрерывная реорганизация управления культурой и как следствие разрастание управленческих органов. Это далеко не полный перечень того, с чем вошла наша страна в войну с «гитлеровской»


Германией. § І.2. Культурные и духовные особенности военного периода За годы мирного социалистического строительства, с учетом опыта, накопленного в период иностранной военной интервенции и гражданской войны, в Вооруженных Силах СССР сложилась к началу Великой Отечественной войны стройная система культурно-просветительной работы. Была создана развернутая сеть учреждений культуры, определились основные направления их деятельности,


выработались формы и методы культурно-художественного обслуживания различных категорий военнослужащих, установилась система руководства культурно-просветительной работы. С 1932 г. по 1957 г. создаются творческие союзы: архитекторов, писателей, композиторов, художников, кинематографистов. При этом СНК СССР создает Оргкомитеты и утверждает Уставы союзов. Складывается система центральных органов методического руководства художественной самодеятельностью:


ВДНТ им. Крупской, ЦДХС ВЦСПС, ЦДКА им. Фрунзе. Подверглось разгрому краеведение, последовала ликвидация многочисленных гуманитарных научных обществ при Комакадемии, Общества друзей радио, Автодора и других. Происходило стремительное сокращение, а по сути дела – полная ликвидация массовых самодеятельных организаций. Все нити управления культурой сосредотачивались в руках партийно-государственного аппарата. Культ героического или героя, распространившийся на все сферы жизни,


пронизывал и сферу литературы и искусства. Здесь целенаправленно выделялись свои «вожди» и «герои». Происходило «подтягивание» фольклора к творчеству литературного типа. То же самое происходило с театром, музыкой, живописью, даже архитектурой. На первый план выступили сюжетность, повествовательное начало, словесное формулирование темы, идеи, образа, опора на литературные первоисточники, ассоциации, цитаты.


Итак, важнейшей функцией было создание образа единой народной социалистической художественной культуры, внедрение этого образа в сознание, главным образом – работников соответствующих отделов паритийно-государственного аппарата «на местах», культпросветработников, руководителей художественных коллективов, внушение мысли, что эта новая культура, как и социалистическое общество, уже построена, уже живет полнокровной жизнью. Другой сферой жизни миллионов людей того периода, которая до конца обнажала сущность сталинизма, истинное


лицо «общенародного» государства, подлинное состояние и положение культуры, были исправительно-трудовые лагеря. Принудительное единство всех слоев населения, социальных и возрастных групп, «вавилонское столпотворение наций, профессий, дарований, интеллектов ». Жизнь в лагерях и лагерная культура, искусство, укладывающиеся в те же единообразные формы, которые существовали вне зоны одна из самых трагических страниц нашей духовной истории. …«Архипелаг ГУЛАГ». Отлаженная автономная система организации производства и «быта» миллионов


людей. Огромное «государство в государстве». Один «класс» его населения составляли полноправные граждане, государственные служащие. Вполне понятно, что их культурное сознание определялось приоритетами, установками, иерархией ценностей «государственной» культуры. Основной массой «народонаселения» были заключенные – представители всех слоев общества, цвет народа, носители всех культурных традиций многонациональной страны. И все они – профессор, артист, офицер и инженер, рабочий, скотовод, охотник – находились одинаково


в бесправном положении раба. «Все лагерные начальники любили искусство и поощряли создание лагерных «агитбригад», как еще со времен Беломорканала стали называться ансамбли самодеятельных артистов. В те времена они действительно были любительскими. Ну, а в годы войны можно уже было создать отличный коллектив из вполне профессиональных и даже известных артистов». Крепостное лагерное искусство выстаивалось по модели «общенародного социалистического», сохраняя


типовой набор видов, жанров, произведений, авторских имен, формы бытования. Наиболее типичными были культбригады, выступавшие со сборными концертами. Существовала гастрольная практика. Концертные группы разъезжали по отдалённым лагпунктам. Существовали клубы, иногда весьма солидные, предназначенные для культурного обслуживания лагерной администрации, проведения торжественных мероприятий, концертов, вечеров отдыха.


Именно в лагерях обнажилась вся суть «государственной» культуры, её отношение к системе и человеку, именно «лагерное искусство» являло собой беспощадно точную картину социокультурной ситуации во всей стране. Ярко и определенно проявился механизм упрощения, сведения всего многообразия искусства к «монолиту» массовой культуры. Здесь встречалось все – от «Славянских танцев» Дворжака, увертюры к «Кармен» и сцены письма Татьяны из оперы «Евгений


Онегин» до городских романсов, советских песен. Однако в контексте лагерной культурно-воспитательной работы, её единообразных форм этот «мир искусства» усреднялся, снижался, приобретал характер «профессиональной клубной самодеятельности». И, тем не менее, краткие мгновения искусства, прикосновения к красоте среди беспросветного мрака жизни не только для артистов-исполнителей, но и для остальных зеков означали очень многое, поддерживали человеческое в человеке. Глава


ІІ. Перестройка деятельности учреждений культуры в военный период В данной главе автор рассматривает основные направления политико-просветительной работы в стране и развитие политико-просветительной работы в военный период в городе Перми, Пермской области. Над данными вопросами работали следующие авторы: Беляков С.А Мазурицкий М.П. Мерзлякова Г.В Подобед


И Савченко Б.А Ильясов А.В. § ІІ.1. Основные направления политико-просветительной работы Война стала огромным испытанием для культурно-досуговых учреждений. С началом её резко сократились ассигнования на содержание сферы культуры, уменьшилась ее сеть. Перестройка культурно-просветительной работы с мирного на военный лад началась с первых дней войны, и проводилась, прежде всего, в действующей армии.


Важной задачей всех культурно-просветительных учреждений являлось воспитание благородной ненависти к немецко-фашистким захватчикам. Лозунг «Все для фронта! Все для победы!» коснулся всех учреждений культуры, основным содержанием работы которых стало разъяснение характера и целей войны, разоблачение сущностей фашизма, освещение различными формами и методами хода войны, ознакомление с международным положением. Работа клубов, библиотек, музеев была перенесена в цеха,


красные уголки, полевые станы, бомбоубежища, на станции метро, агитпункты вокзалов, платформы ж.д. станций, воинские части, призывные пункты, госпитали. Основной формой работы с населением стали читки газет, беседы, небольшие концерты в госпиталях, цехах между сменами, встречи с фронтовиками. Работали различные передвижные учреждения культуры – походные клубы, агитэскадрильи, агитпоезда, агитпункты, передвижные биб



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.