Реферат по предмету "Информатика"


Проектирование информационных систем для турагентства

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ


ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


_______________________________________________________


(факультет, филиал)


______________________________________________________


(кафедра)


КУРСОВОЙ ПРОЕКТ


по дисциплине______________________________________________________


__________________________________________________________________


на тему: ___________________________________________________________


__________________________________________________________________


Выполнил(а) студент(ка) группы _____


___________________формы обучения


_________________________________


(Ф.И.О.)


№ зачетной книжки*________________


Руководитель:


_________________________________


(ученая степень, ученое звание, Ф.И.О.)


Дата сдачи: «_____»________20___г.


Дата защиты: «____»_________20__г.


Оценка:__________________ __________________________________


(подпись руководителя)


2010 г.


Содержание





























Введение 3
Краткое описание методики проектирования 4
Техническое задание на проектирование 6
Анализ предметной области и моделирование бизнес – процессов информационной системы 8
Разработка структуры данных и формы их хранения 11
Разработка проекта пользовательского приложения 13
Разработанные формы 14
Заключение 18
Список используемых источников 19

Введение


В основе решения многих задач лежит обработка информации. Для упрощения процесса обработки информации создаются информационные системы.


Информационная система – это программный комплекс, функции которого состоят в поддержке надежного хранения информации в памяти компьютера, выполнении специфических для данного приложения преобразований информации и вычислений, предоставления для пользователя удобного и легко осваиваемого интерфейса. Обычно объемы информации, с которыми приходится иметь дело таким системам, достаточно велики, а сама информация имеет достаточно сложную структуру. Классическими примерами информационных систем являются банковские и бухгалтерские системы, системы авиационных или железнодорожных билетов, системы налоговой службы, статистические системы, системы резервирования мест в отеле и так далее.


В зависимости от специфики предметной области информационные системы могут очень сильно отличаться друг от друга по своим функциям, архитектуре, реализации, но все-таки можно выделить некоторые общие свойства характерные для информационных систем:


· информационные системы предназначены для сбора, хранения и обработки информации. Поэтому в основе любой из них лежит среда хранения и доступа к данным;


· информационные системы ориентируются на конечного пользователя, не обладающего высокой квалификацией в области применения вычислительной техники. Поэтому клиентские приложения должны обладать простым, удобным интерфейсом, который предоставляет возможность конечному пользователю выполнять все необходимые для работы функции, но в то же время не дает ему выполнять лишние действия.


Таким образом, при разработке информационной системы приходится решать следующие задачи:


– задачу разработки базы данных, предназначенной для хранения информации;


– задачу разработки графического интерфейса пользователя.


1. Краткое описание методики проектирования


Для каждой системы на первом этапе необходимо создание концептуальной модели, основанной на требованиях заказчика, с учетом специфики предприятия. Модель информационной системы разработана при помощи программного средства BPWin.


BPwin - мощное средство системного анализа деловой и производственной активности, позволяющее адекватно отслеживать соответствие структуры бизнеса, документооборота, финансовых потоков жестким и динамичным требованиям экономики. BPwin - мощное средство моделирования процессов при создании информационных систем.


После построения модели необходимо создать базу данных. В данном курсовом проекте будет использоваться база данных MSAccess. Access имеет в своем арсенале средства, значительно упрощающие ввод и обработку данных, поиск данных и предоставление информации в виде таблиц, графиков и отчетов.


В данной базе данных используется шесть таблиц:


· Заказ


· Персонал


· Клиент


· Путевка


· Место


· Транспорт


Единицей хранящейся в БД информации является таблица. Каждая таблица представляет совокупность строк и столбцов. Строки соответствуют экземпляру объекта, конкретному событию или явлению, а столбцы – атрибутам (признакам, характеристикам, параметрам) этого объекта, события, явления.


В каждой таблице определен первичный ключ – поле, однозначно идентифицирующее запись и облегчающее установление связи между таблицами. Первичными ключами являются все первые поля в каждой таблице.


Реализация проектирования информационной системы проводится в системе программирования Delphi 7.0.


Среда Delphi — это среда быстрой разработки, обеспечивающей высокоэффективную работу программиста. В Delphi есть все необходимое для проектирования, запуска и тестирования программ, и где главной целью является облегчение процесса создания программ.


В основе систем быстрой разработки лежит технология визуального проектирования и событийного программирования.


Delphi 7.0. располагает широкими возможностями по созданию приложений баз данных, необходимым набором драйверов для доступа к самым известным форматам баз данных, удобными и развитыми средствами для доступа к информации, расположенной как на локальном диске, так и на удаленном сервере, а также большим коллекцией визуальных компонент для построения отображаемых на экране окон, что необходимо для создания удобного интерфейса между пользователем и исполняемым кодом.


2. Техническое задание на проектирование


Общие сведения:


Информационная система, спроектированная на базе программных средств BPWin, BorlandDelphi7, Microsoft Access.


Назначения создания проекта:


Информационная система предназначена для использования в небольшом туристическом агентстве. Эта информационная система должна сделать работу сотрудника туристического агентства удобной и эффективной.


Цели создания проекта:


Целью является разработка программного обеспечения для автоматизации деятельности работников туристического агентства. Она автоматизирует оформление путевок и регистрацию новых клиентов (фамилия, имя, отчество, место постоянного жительства), ведет учет платежей за путевки.


Характеристика объектов автоматизации:


В данном курсовом проекте в качестве исследуемой организации рассматривается туристическое агентство, которое предоставляет путевки клиентам.


Туристическое агентство оказывает следующие услуги:


· предоставление путевок,


· оказание услуг.


Требования к системе:


Основное требование к системе – дружественный интерфейс пользователя. Кроме того, следует учесть, что система ориентирована на конечного пользователя, который не должен знать структуру программного кода, внутренние представление данных, средства программирования, которые использовались при разработке системы.


Кроме того, работа в приложении должна быть построена наиболее эффективно, то есть должны быть реализованы самые необходимые пользователю функции. Пользователь должен иметь доступ ко всем данным в БД, а также иметь возможность их добавления, корректировки, удаления. Ему также должна быть доступна такая функция, как поиск в БД.


С информационной системой «Туристическое агенство» должен работать квалифицированный сотрудник, который имеет опыт работы с программными средствами, используемыми в данной работе, и может модернизировать ее.


3. Анализ предметной области и моделирование бизнес – процессов информационной системы


BPwin автоматизирует задачи, связанные с построением моделей развития, обеспечивая семантическую строгость, необходимую для гарантии правильности и непротиворечивости результатов. Это достигается применением в BPwin следующих методологий: IDEF0, DFD и IDEF3. Применение данных методологий в ходе построения моделей бизнес-процессов в виде иерархии диаграмм обеспечивает наглядность и полноту их отображения, позволяет анализировать деятельность предприятия в трех информационных разрезах.


Функциональная модель предназначена для описания существующих бизнес - процессов на предпри­ятии (так называемая модель AS-1S) и идеального положения вещей - того, к чему нужно стремиться (модель ТО-ВЕ). Методология IDEF0 предписы­вает построение иерархической системы диаграмм - единичных описаний фрагментов системы.


Построение модели ИС начинается с описания функционирования предприятия (системы) в целом в виде контекстной диаграммы. На рис. 1 представлена контекстная диаграмма ИС «Туристическое агентство»:


Рис. 1 Контекстная диаграмма IDEF0. Деятельность компании


Взаимодействие системы с окружающей средой описывается в терминах входа (на рис.1 это «Звонки клиентов»), выхода (основной результат процесса – «Проданные продукты», «Маркетинговые материалы»), управления («Правила подготовки заказов») и механизмов («Система оформления заказов» – необходимо для процесса функционирования гостиницы).


«Клиенты» – те, для кого работает туристическое агентство. Они платят компании деньги в качестве платы за оказываемые услуги.


«Правила и процедуры» – это правила, которыми управляется процесс функционирования туристического агентства, как предприятия со своими внутренними правилами.


После описания контекстной диаграммы проводится функциональная декомпозиция - система разбивается на под­системы и каждая подсистема описывается отдельно (диаграммы декомпозиции). Затем каждая подсистема разбивается на более мелкие и так далее до достижения нужной степени подробности. В результате такого разбиения, каждый фрагмент системы изображается на отдельной диаграмме декомпозиции (Рис. 2-4).


Рис. 2 Диаграмма декомпозиций. Деятельность компании


Рис. 3 - Диаграмма декомпозиций. Подготовка заказов


Рис.4 - Диаграмма декомпозиций. Продажа и получение


4. Разработка структуры данных и формы их хранения


Разрабатываемая информационная система предназначена для гостиницы и реализована в BorlandDelphi 7.0 и в СУБД MSAccess. Ниже представлены ER-модель, предназначенная для автоматизации учёта и управления.


База данных проекта содержит таблицы, названия которых соответствуют именам сущностей инфологической модели:


· Заказ


· Персонал


· Клиент


· Путевка


· Место


· Транспорт


Схема данных представлена на рисунке 5


Рис. 5 – Схема данных предметной области


Далее представлена структура таблиц БД, а также указаны типы данных полей.


Таблица 1. Структура таблиц базы данных





































Название таблицы БД Поле Тип Комментарий
Заказ

ID


Персонал


Клиент


Путевка


Счетчик


Числовой


Числовой


Числовой


Ключевое поле
Персонал

ID


ФИО


Телефон


Адрес


Счетчик


Текстовый


Текстовый


Текстовый


Ключевое поле
Клиент

ID


ФИО


Телефон


Адрес


Счетчик


Текстовый


Текстовый


Текстовый


Ключевое поле
Путевка

ID


Место


Транспорт


Цена


Время отдыха


Дата начала


Счетчик


Числовой


Числовой


Денежный


Дата/время


Дата/время


Ключевое поле
Место

ID


Страна


Город


Счетчик


Текстовый


Текстовый


Ключевое поле
Транспорт

ID


Тип


Место отбытия


Счетчик


Текстовый


Текстовый


Ключевое поле

5. Разработка проекта пользовательского приложения


Для разработки пользовательского приложения использовалась программа Delphi 7. Возможности Delphi 7. полностью отвечают требованиям и подходят для создания систем любой сложности. Система Delphi 7 позволяет писать как крохотные программы и утилиты для персонального использования, так и корпоративные системы, работающие с базами данных на разных платформах.


Для работы с базами в Delphi есть несколько наборов компонент. Каждый набор очень хорошо подходит для определенного круга задач. Все они используют разные технологии доступа к данным и отличаются по возможностям.


ADO- технология доступа к данным, разработанная корпорацией Microsoft. Очень хорошая библиотека, ее также можно использовать со специфичным сервером БД, который может работать только с ODBS.






Места






Клиенты






Транспорт






Путевка






Заказ






Персонал






Главная форма


На рисунке 6 изображена функциональная схема пользовательского приложения «Гостиница».



Рис. 6 - Функциональная схема пользовательского приложения


6. Разработанные формы


Разработанные формы отвечают требованиям создания форм ненавязчивого интерфейса и требованиям к функциональности работы с БД.


На рисунке 7 представлена главная форма, которая открывается при открытии программы. На ней расположены кнопки доступа ко всем остальным формам.


Рис. 7 - Главная форма приложения


На рисунке 8-15 изображены формы таблицы БД, в которых можно изменять, добавлять или удалять данные.


На формах «Заселение», «Номер», «Оператор» представлены такие компоненты как:


· DBGrid – отображает таблицу;


· DBNavigator – навигация по таблице;


· TButton – кнопки, предназначенные для поиска данных по таблице, обновления и закрытия формы;


· Image – отображает рисунок;


· Label – название полей.


Рис. 8 – форма «Клиенты»


Рис. 9 – форма «Места»


Рис. 10 – форма «Транспорт»


Рис. 11 – форма «Путевка»


Рис. 12 – форма «Заказ»


Рис. 13 – форма «Персонал»


Заключение


В результате курсового проекта была спроектирована и реализована автоматизированная информационная система «Гостиница».


Данная система удовлетворяет всем требованиям, предъявленным в задании, и реализует большинство необходимых сотрудникам гостиницы функций.


Приложение выполняет следующий перечень требований:


– представление данных в удобном для пользователя виде;


– добавление и удаление данных;


– фильтрация и сортировка данных;


– навигация по набору данных.


В результате выполнения курсовой работы был сделан вывод, что сегодня
внедрение информационных систем может способствовать:


· получению более рациональных вариантов решения управленческих задач за счет внедрения математических методов и интеллектуальных систем и т.д.


· освобождению работников от рутинной работы за счет ее автоматизации;


· обеспечению достоверности информации;


· замене бумажных носителей данных на магнитные и оптические, что приводит к более рациональной организации переработки информации на компьютере и снижению объемов бумажных документов;


· уменьшению затрат на производство продуктов и услуг.


Список использованных источников


1. Архангельский А. Я. Программирование Delphi7 - Москва, 2005;


2. Бобровский С. И. Delphi 7 - Москва, 2005


3. А.М. Вендров. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем: учебник. М.: Финансы и статистика, 2005


4. А.В. Желонкин. Основы программирования в интегрированной среде Delphi. Издание 2. М: Бином, 2006


5. Елманова Н. Системы управления базами данных ведущих производителей. КомпьютерПресс, июль 2005.


6. Ю.Л. Кетков, А.Ю. Кетков. Практика программирования: VisualBasic, C++Builder, Delphi. СПБ.: «БХВ – Петербург», 2004.


7. Ю.В.П. Роб, К. Корнел. Системы баз данных: проектирование, реализация и управление. 5 – е издание. СПБ.: «БХВ – Петербург», 2004.


8. Рудаков А. В. Технология разработки программных продуктов - Москва, 2005;


9. Билл Гамильтон ADO Сборник рецептов. Для профессионалов.


10. В. Фаронов. DELPHI. Программирование на языке высокого уровня: Учебник для вузов. СПБ: Питер, 2005


11. М.Е. Фленов. Библия Delphi. 2-е издание. СПБ: БХВ-Петербург, 2008


12. А.П. Чекалов. Базы данных: от проектирования до разработки приложений. СПБ.: «БХВ – Петербург», 2004


13. А.Д. Хомоненко, В.Э. Гофман, Работа с бащами данных в Delphi. СПБ.: «БХВ Петербург», 2005.


14. http://delphi-manual.ru/


15. http://ru.wikipedia.org



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.