Реферат по предмету "Искусство"


Виды графики Офорт

Графика. Виды графики. Искусство - одно из важнейших и интереснейших явлений в жизни общества, неотъемлемая часть человеческой деятельности, играющая значительную роль в развитии не только отдельной личности, но и общества. Суть искусства определяется тем, что что оно представляет собой наиболее полную и действенную форму эстетического осознания окружающего мира. Само собой, искусство должно было принять разнообразные формы чтобы воплотить все идеи, мысли, чувства людей не в виде отвлеченных понятий, а во вполне конкретной

форме. Для этого у искусства есть особое, только ему присущее средство - художественный образ. С помощью художественных образов искусство передает идеи в единстве содержания и чувственных форм. Однако, художественный образ предстает совершенно различным в разных видах искусства. Каждый вид искусства обладает своей спецификой, ставит собственные задачи и создает для их решения свои средства и приемы. Все искусства имеют свой собственный язык и определенное своеобразие художественных

возможностей. На основе различных признаков искусства можно распределить по различным группам и видам. Во-первых, графика относится к пространственным (пластическим) искусствам, то есть графическое художественное произведение имеет конкретный материальный носитель и не нуждается во временной компоненте как временные искусства, которые развиваются во времени (музыка, художественное слово). Во-вторых, графика относится к изобразительным искусствам, то есть она отражает действительность в

наглядных, зрительно воспринимаемых образах, в которых узнаются формы самой действительности и благодаря методом обобщения, типизации, воображению художника получает возможность эстетически раскрывать временное развитие событий, духовный облик, переживания, мысли, взаимоотношения людей, воплощать общественные идеи (в отличии от архитектуры, которая не изображает окружающий мир, а создает мир собственный, не похожий на действительность, данную нам природой).

К изобразительным искусствам кроме графики относятся также живопись и скульптура. Но эти три вида изобразительных искусств имеют кроме общих черт огромное количество различий. Как и все изобразительные искусства, графика может быть подразделена на три вида: • монументальную - тесно связанную с архитектурным ансамблем, например, плакат (монументальная печатная графика), настенная графика, картоны; • станковую - выполняемую “на станке”, не имеющую связи с определенным интерьером,

назначение и смысл произведения полностью исчерпывается художественным содержанием (рисунок, эстамп, лубок); • декоративную - книжные иллюстрации, открытки, любые графические изображения на любом предмете, не имеющие особенной художественной ценности, а служащие для организации поверхности предмета. Также к декоративной графике относится флористика - композиции, созданные при помощи пуха деревьев, соломок и других “живых” материалов. Офорт. Поскольку как гравюра на дереве, так и резцовая гравюра

на меди лишь исключительно в руках выдающихся мастеров представляли собой законченные превосходные произведения, исполненные художественной выразительности и живописности, то в начале XVI века возникает еще один вид гравюры на металле, который стал излюбленным жанром для многих великих художников – это офорт. Офорт (от франц. eau-forte, буквально — азотная кислота), вид гравюры, основанный на травлении металла кислотами и относится к способу глубокой печати.

Обычно рисунок процарапывается в слое кислотоупорного лака, покрывающем поверхность металлической пластины; процарапанные места протравливаются кислотой. Изображение оттискивают с пластины на влажную бумагу, предварительно заполняя вытравленные углубления краской. В понятие “ОФОРТ” включаются и другие виды гравюры с травлением : акватинта, лавис, мягкий лак . Основное его достоинство – легкость в изготовлении, чего нельзя сказать ни о резцовой гравюре, ни о

ксилографии. Дело в том, что если в двух поименованных техниках нужно прорезать вручную линии на дереве или металле, то в офорте всю эту труднейшую работу выполняет кислота. Металлическая доска (в XVI чаще железная, в XVII-XVIII медная, позднее - цинковая), употребляемая для обычной резцовой гравюры, покрывается специальным грунтом, устойчивым к воздействию кислоты. На доску, посредством острой стальной иглы, проникая сквозь мягкий грунт, наносится рисунок.

После этого доска помещается в азотную кислоту (медная – в раствор хлорного железа), и нанесенный иглой рисунок протравляется до желаемой глубины. После этого грунт смывается с доски, втирается краска и делается оттиск. В России, именно из-за травления, гравюра офортом часто называлась гравюрой крепкой водкой. Если говорить о мастерах, то особенно стали известны офорты французского мастера первой трети XVII века Жака Калло, воспроизводящие разнообразные, часто красноречивые, сцены современной жизни.

Фламандская школа дала искусству прекрасного офортиста - Антониса ван Дейка, чьи портреты являются прекрасными образцами иконографии XVII столетия. Но несомненно, что наиболее ценной и целостной является голландская школа офорта, которая в данном случае соперничает с живописью и нисколько ей не уступает. Эта школа представлена Адрианом Ван Остаде, Паулем

Поттером, Херкюлесом Сегерсом… Но первенствующим мастером здесь является Рембрандт, который совершенно самостоятельно, без посторонней помощи, постиг искусство офорта и преодолел все трудности этой капризной техники. Рембрандт оставил более трехсот офортов во многих состояниях. Примерно с середины XVIII столетия, как это ранее произошло и с резцовой гравюрой, появляется отдельное направление - репродукционный офорт. Практически все увражи и книжные иллюстрации середины – второй

половины XVIII века выполнены в этой технике. Но если репродукционный офорт был в своем роде массовой продукцией для XVIII века, то оригинальный офорт продолжил свое существование и являлся «отдушиной» для многих художников-живописцев. Большую известность получили работы Франсиско Гойи, Джованни-Баттиста Тьеполо, Каналетто, Антуана Ватто, Франсуа Буше и многих других. Особняком стоит творчество архитектора и гравера

Джованни-Баттиста Пиранези, который был, пожалуй, самым выдающимся офортистом этого века, который оставил много томов увражей с видами Рима, римских древностей, и даже темниц. Если в XIX столетии, под воздействием новых печатных техник искусство офорта угасает, то к концу столетия оно расцветает с новой силой, причем уже не носит характера «иллюстрации», а воспринимается современниками как целостное художественное направление в графике.

К офорту обращаются почти все знаменитые французские живописцы, начиная с барбизонцев (Камиль Коро, Шарль-Франсуа Добиньи и прочие), и заканчивая импрессионистами (особенно Эдуард Мане). Кроме Франции, в конце XIX - начале XX века многие страны дали искусству прекрасных мастеров офорта - Андерс Цорн в Швеции, Адольф Менцель в Германии, Джеймс Уистлер в США, Иван Шишкин и Валентин Серов в

России… Цветной офорт Как самостоятельный вид углубленной гравюры, сочетающей в себе все многообразие манер глубокой печати, в искусстве графики существует цветной офорт, технически сложный и своеобразный по своей художественной выразительности. Цвет в гравюре делает очевидным ее принадлежность к цветному эстампу, и если оттиск не сопровождается пояснительными надписями, возникает необходимость распознать, в какой манере (или в сочетании каких манер) выполнена гравюра и какое количество гравировальных досок

использовалось при печати. Характерные признаки различных манер углубленной гравюры приведены выше, и нет необходимости их повторять. Обратим внимание на детали, которые указывают, какое число досок было использовано в создании цветной гравюры. Как правило, она или печатается с одной гравированной доски, различными способами передающей краски на оттиск, или печатается с нескольких печатных форм, подогнанных друг к другу с большой точностью. Оттиск с одной доски является простейшим способом решения цветовых

задач; такой оттиск характеризуется внешним изменением теплохолодности цвета по всей поверхности гравюры. Добавление в черную краску небольшого количества синей или красной краски изменяет рисующий цвет в сторону соответственно холодного или теплого состояния. На одной доске эти переходы очень мягкие, почти незаметные. На стыке двух цветов, в результате их механического смешивания, появляется дополнительный, соединяющий

цвет, который очень органично присутствует в гравюре. Возможны варианты печати одним цветом, если это совпадает с художественными задачами, поставленными автором. В этом случае одна доска гравируется в нескольких манерах, в которых краска одного цвета создает различные (в зависимости от глубины травления штрихов) цветовые нюансы, обогащая гравюру широким диапазоном цветовых колебаний. Например, черная краска теплого тона в глубоком травлении дает черный цвет, а в

мелком — светло-коричневый. Существует способ подкрашивания оттиска с одной доски водяными красками, преимущественно акварелью. Этот способ требует от автора особенно безупречного художественного вкуса и применяется профессиональными графиками крайне редко. Придание гравюре определенного цветового напряжения достигается применением в процессе печати цветных подкладок (плашек), которые вклеиваются и пропечатываются одновременно на офортном станке.

Цветную вклеенную плашку можно обнаружить на границе оттиска, на фасках при помощи сильной лупы. Следует отметить, что плашка вырезается из увлажненной бумаги, смазывается клеем и точно кладется на набитую краской гравировальную доску, после чего накрывается листом бумаги; далее следует процесс собственно печати. Скромные цветовые оттенки подкладной плашки объединяют рисунок гравюры и очень хорошо вписываются в общий лист белой бумаги. Существует также способ монотипной раскраски гравировальной доски.

Различными способами доска, предназначенная для черно-белого офорта, раскрашивается как монотипия. В этом случае рисующие элементы глубокой печати просматриваются слабо, только на светлых местах гравюры. Иной характер цветной офорт с одной доски приобретает в том случае, когда рисующие углубления набиваются черной краской, доска тщательно вытирается и только потом расписывается как монотипия. Чаще всего применение такого метода создает в результате впечатление раскрашенного фона для одноцветного

оттиска и очень легко распознается — для этого необходимо убедиться, что гравюра отпечатана не с нескольких досок, а с одной. Внешне более эффектен и чист способ набивки одной доски разными по цвету офортными красками. При таком методе каждый цвет отдельно набивается в углубления на металле, поверхность которого затем тщательно вытирается, после чего набивается следующий цвет и т. д. Оттиск, полученный в результате печати с такой доски, представляет собой отгравированный рисунок, напечатанный

разными красками в один прогон. Одна линия на своем протяжении может быть окрашена в несколько разных цветов. Это наиболее характерный признак такого, не самого сложного из способом печати. Гораздо сложнее различить цветные оттиски гравюр, выполненных в несколько прогонов с одной печатной формы. Прогон — это прокатывание формы вместе с увлажненной бумагой между валами офортного станка. Когда печатная форма лишь выходит из-под вала, то под ним остается край бумаги будущей гравюры.

Отвернув эту бумагу (но не высвобождая её зажатый валом край), можно убрать печатную форму, предварительно отметив ее местоположение на талере. Гравированную доску следует хорошо промыть и затем набить другой рисующей краской. Положив доску на прежнее место согласно отметкам на талере, ее накрывают прежней зажатой бумагой и осуществляют очередной прогон. Такой способ несколько сложнее предыдущих и по внешним признакам напоминает подкрашенную репродукционную гравюру. Он приводит к хорошим результатам при скромном и сдержанном

цветовом решении. Определить количество досок в цветной гравюре довольно точно можно в том случае, когда при ее создании для каждого цвета гравировалась отдельная доска. Принципиальное отличие гравюры, напечатанной с одной доски, от гравюры с нескольких досок состоит в том, что сложные дополнительные цвета на одной гравировальной форме получаются от механического смешения краски, как на живописной палитре. Печать с разных досок чистым цветом предполагает оптическое смешение

цвета, и полученные таким способом дополнительные цветовые сочетания несут в себе настоящие графические качества цветной гравюры. В этом случае происходит имитация живописного полотна, а цветовые нюансы возникают в результате наложения одних цветных штрихов на другие. Если вооружиться лупой и внимательно рассмотреть цветной оттиск гравюры, созданной несколькими печатными формами, то можно определить количество досок — по количеству чистого цвета в сочетании штрихов.

Как правило, цветная печать осуществляется путем совмещения трех цветов: красного, желтого и синего. Возможны иные варианты создания цветовой триады, — к примеру, охра красная, охра золотистая и холодный черный. Каждый художник создает эту триаду в соответствии со своим вкусом и темпераментом, но в ее основе всегда лежат три основных цвета. Каждый цвет требует отдельной гравировальной доски. Внимательно рассматривая оттиск, можно заметить, что зеленые тона получаются от совмещения синих и

желтых штрихов или точек, оранжевый цвет создают красные и желтые пересечения, а если к ним прибавляется рисующий черный цвет, то в результате получается коричневое пятно. Таким образом, определив количестве чистых цветов, пересекающих друг друга, можно точно установить число гравировальных досок, использовавшихся в создании данной цветной гравюры. Дополнительное подтверждение того, что гравюра опечатана с нескольких досок, можно получить, отыскав

на краях оттиска следы от технологических совмещений гравировальных досок. В редких случаях таких следов нет. Как правило, хорошо подогнанные по размеру доски при печати слегка сдвигаются относительно друг друга, и на бумаге оттискиваются не совпадающие фаски. Число несовпадений указывает на число досок, использованных при печати. Существует довольно точный способ совмещения гравировальных досок, изобретенный автором этих строк.

На талере офортного станка высверливаются два углубления, в которые вставляются два штифта, соединенных общим стержнем. Офортные доски выравниваются по нижней стороне и в сборе запиливаются одним треугольным запилом. При печати этот запил с одной стороны упирается в штифт и фиксирует доску, в то время как ее край свободно упирается в стержень. Это довольно точный способ совмещения печатных форм, и следы, говорящие о количестве досок, получаются лишь в результате неодинаковости размеров совмещаемых досок, как правило,

в верхнем правом и левом углах гравюры. Возникшая в Европе в XVII в. репродукционная цветная гравюра постоянно совершенствовалась, и с возникновением других технических средств репродуцирования она утвердилась как самостоятельный вид творческой цветной углубленной гравюры. Офорт. Иллюстрации. Офорты Рембранта. Офорты Гойи. Используемая литература: 1. Виппер Б. Р. "

Статьи об искусстве". Москва, 1970. 2. Дмитриева Н. А. "Краткая История Искусств". Москва, "Искусство", 1989. 3. Карцер Ю. М. "Рисунок и живопись". Москва, "Высшая школа", 1992. 4. "Краткое теоретическое введение к курсу истории искусства", Москва, 1987 5. "Обри Бердслей". Москва, "

Игра-техника", 1992.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.