Реферат по предмету "Государство и право"


Прокурорский надзор за законностью задержаний и ареста граждан в процессе дознания и предварительного следствия

Санкт-Петербургский университет МВД России


Специальный факультет


Реферат


по дисциплине: «
Прокурорский надзор»


на тему: «Прокурорский надзор за законностью задержаний и ареста граждан в процессе дознания и предварительного следствия»


Выполнила:


студентка 4курса, группы№553, Специального факультета


Смирнова Надежда Владимировна


Санкт – Петербург


2009



Содержание


Введение


1. Прокурорский надзор. Понятие. Признаки


2. Прокурорский надзор за законностью задержания и ареста граждан в процессе дознания и предварительного следствия


3. Порядок, особенности задержания и ареста граждан


4. Полномочия прокурорского надзора


Заключение


Список литературы



Введение


Важное место в правоохранительной системе занимает прокуратура.


Осуществляемая от имени государства деятельность прокуроров по обеспечению точного исполнения и единообразного применения законов путем своевременного выявления их нарушений и принятия мер к их устранению, это прокурорский надзор.


Объектом прокурорского надзора
является государственные органы, органы местного самоуправления, их должностные лица, юридические и физические лица.


Полномочия прокурора
, это объем прав, которыми он располагает при осуществлении надзорных функций.


Рассмотрение такого вопроса как: « Прокурорский надзор за законностью задержания и арестов граждан в процессе дознания и предварительного следствия» необходимо для того чтобы понять принципы, понятия и местоположения в правовом поле такой деятельности как прокурорский надзор.


Также обязательное рассмотрение задачей и предмета прокурорского надзора на мой взгляд является особенно важным т.к по определению предметом прокурорского надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнение оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.ст.29 ФЗ О прокуратуре РФ.[1]


Также на мой взгляд будет важным рассмотрение таких понятий как, задачи прокурорского надзора, и такого понятия как, полномочия прокурорского надзора.


Также рассмотрение задач и предмета органов дознания и предварительного следствия.



1.
Прокурорский надзор. Понятие. Признаки


Прокурорский надзор
– это осуществляемая от имени государства деятельность прокуроров по обеспечению точного исполнения и единообразного применения законов путем современного выявления нарушений и принятий мер к их устранению.


Прокурорский надзор, совместно с уголовным преследованием, является основным видом деятельности прокуратуры.


Прокурорский надзор
включает в себя:


--выявление факторов нарушений законов и Конституции РФ.


-- принятие мер к их устранению.


--установление виновных лиц.


--привлечение виновных к ответственности.


-- профилактику правонарушений.


Прокурорский надзор
характеризуется тем, что он осуществляется:


--от имени государства.


--только прокурорами,


--независимо от иных субъектов.


Субъектом надзора
выступает прокурор, проводящий проверку соблюдения и исполнения законов. Прокуратура представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов, а также уголовное преследование.


В уголовном процессе прокурор - должностное лицо, уполномоченное в пределах компетенции, установленной УПК, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.(ст.37 УПК[2]
)


Цель прокурорского надзора
– обеспечение:


1) Верховенства закона;


2) Права различных субъектов, а именно:


--человека и гражданина,


--государства;


--органов государственной власти;


-- органов местного самоуправления;


-- организаций.


Соблюдение норм уголовного процесса органами дознания и предварительного следствия в существенной мере определяется уровнем прокурорского надзора, его эффективностью и результативностью, правильной его организацией.


Деятельность прокурора по осуществлению уголовного преследования неотделима от его деятельности по надзору за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия,
в той мере, в какой этот надзор способствует осуществлению уголовного преследования в строгом соответствии с законом.


Поэтому прокурор обязан использовать все предоставленные ему процессуальные полномочия для защиты прав и свобод человека, охраняемых законом интересов общества и государства
(ст.11 УПК).


В этой связи прокурор должен предотвращать или отменять незаконные решения о привлечении лица в качестве обвиняемого, применение к нему меры пресечения и др., принимать меры к обеспечению прав потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и всех иных участников уголовного производства, рассматривать и разрешать их ходатайства и жалобы. (ст.122, 124 УПК).[3]


Особенность прокурорского надзора, а именно как вида государственной деятельности, состоит в том, что, он не относится к таким ветвям власти:


-представительной


-исполнительной


- судебной


Но, имеет признаки каждой из выше перечисленных видов.


Прокурорский надзор включает в себя :


--значительные знания о законодательстве, регулирующем деятельность прокуроров по осуществлению надзора.


--формах, средствах, методов его (надзора) осуществления


--закономерностях развития общественных отношений в сфере осуществления надзора


Прокурорский надзор тесно связан с такими самостоятельными отраслями юридической науки как:


--уголовный процесс


--гражданский процесс


--арбитражный процесс


--криминалистика.


Для осуществления надзора за исполнением законов в ст.22 Закона о прокуратуре определены такие полномочия как, требование от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и других сведений. Эти полномочия определяются не только ст.30 Закона о прокуратуре, но и уголовно-процессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами.[4]


2. Прокурорский надзор за законностью задержаний и ареста граждан в процессе дознания и предварительного следствия


Предварительное следствие – это наиболее полная форма предварительного расследования, обеспечивающая максимальные гарантии, установление истины и реализации прав участников процесса. Предварительное следствие осуществляется следователями Следственного комитета при прокуратуре, органов внутренних дел, федеральной службы безопасности и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Предварительно следствие обязательно по всем уголовным делам, за исключением тех, по которым производится дознание, и возбуждаемых в порядке частного обвинения. При предварительном следствии в полной мере действуют все общие условия расследования, в нем реализованы все его институты, его срок составляет 2 месяца с возможностью дальнейшего продления.[5]


Согласно приказу Ген.Прокуратуры Р.Ф от 06.09.2007 № 136 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия», прокурор должен:


1. Своевременно принимать меры к пресечению необоснованного и незаконного к подозреваемым и обвиняемым мер процессуального принуждения. В случаях не соблюдение установленного срока сообщение прокурору о произведенном задержании принимать соответствующие меры прокурорского реагирования.часть.3 статьи 92.УПК РФ.


2. проверять законность задержания подозреваемых по уголовным делам, принимать меры к выявлению и устранению нарушений порядка задержания, несоответствия данных, содержащихся в протоколе задержания обстоятельством происшедшего. Незамедлительно проверять жалобы на незаконность задержания и нарушения прав задержанных. Учитывать, что согласно части 4 статьи 96 УПК РФ сохранение в тайне факта задержания(за исключением задержанием несовершеннолетнего) может осуществляться только с согласия прокурора.


3)Пресекать случаи задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, на основании протоколов об административных правонарушениях.


Руководствуясь частью 2 статьи 10 УПК РФ, своим постановлением немедленно освобождать всякого незаконно задержанного или лишенного свободы, а также незаконно помещенного в медицинский или психиатрический стационар либо содержащего под стражей свыше срока, предусмотренного УПК РФ.[6]


К органам дознания относятся:


1. Органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;


2.Главный судебный пристав Российской Федерации, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, их заместители, старший судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;


3.командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;


4.органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.


2. На органы дознания возлагаются:


1. дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, - но в порядке, установленном главой 32 ст.223(порядок и сроки дознания) УПК;


2.выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым предварительного следствия обязательно в порядке, установленном ст157(производство неотложных следственных действий) УПК;


3. возбуждение уголовного дела в порядке, установленном ст.146( возб. угол. дела публичного обвинения)УПК.



3. Порядок, особенности задержания и ареста граждан


Под задержанием подозреваемого понимается мера процессуального принуждения, выражающаяся в кратковременном, на срок не более трех суток, ограничении личной свободы лица, применяемая в неотложных случаях без санкции прокурора с соблюдением предусмотренного законом процессуального порядка. Задержание производится компетентными органами в целях раскрытия преступления, пресечения преступной деятельности лица и предотвращения его уклонения от уголовной ответственности, установления в соответствующих случаях личности подозреваемого.


Задержание подозреваемого в совершении преступления является одной из важных мер процессуального принуждения. Задержание применяется с целью пресечения преступной деятельности лица и предотвращения его уклонения от следствия и суда. Оно выполняет также задачу предупреждения и раскрытия преступлений.


При доставлении задержанного в орган дознания, должны соблюдаться ведомственные правила учета и регистрации. После доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания, в котором делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены права, предусмотренные статьей 46 УПК[7]
.


О произведении задержания орган дознания, дознаватель или следователь обязаны сообщить прокурору в письменном виде в течении 12 часов с момента задержания подозреваемого.


Срок 3 часа, отведенный для составления протокола задержания, начинает отчет с момента, когда подозреваемый фактически доставлен в орган дознания, к следователю или прокурору.[8]
(ст 92 порядок задержания подозреваемого УПК)


Также должны проводиться такие действия как описаны в ст.96.УПК «Дознаватель не позднее 12 часов с момента задержания уведомляет близких родственников …. При необходимости сохранения в интересах следствия уведомление может не производиться …., исключение составляют несовершеннолетние….»[9]
(комментарии к ст.96(уведомление о задержании подозреваемого)


По смыслу ст96 УПК- уведомление должно быть направлено руководству того учреждения, где работает задержанный.


Поскольку задержание затрагивает личную свободу и личную неприкосновенность граждан, гарантируемые Конституцией РФ, закон строго регламентирует основания и порядок его производства.


Отступление от установленных законом правил, необоснованное ограничение свободы и личной неприкосновенности граждан является грубейшим нарушением законности, влекущим, в зависимости от его характера, уголовную, административную или дисциплинарную ответственность.[10]


Задержание сопровождается допросом подозреваемого, личным обыском, дактилоскопированием, водворением в камеру.


В уголовном процессе прокурор обладает всеми полномочиями, которыми наделены органы дознания и следователи.


Он вправе участвовать в производстве дознания и предварительного следствия, а в необходимых случаях лично производить следствие или отдельные следственные действия по любому делу.


Следовательно, прокурор безусловно вправе и задерживать лицо, подозреваемое в совершении преступления, так как задержание есть следственное действие. Практически задержание лиц, подозреваемых в совершении преступлений, в основном осуществляют органы дознания, следователи. Начальник органа дознания, считая задержание необоснованным, не вправе отменить указание следователя о задержании, он обязан его выполнить. Однако, выполняя требование следователя, он немедленно должен сообщить о своем мнении прокурору. Орган дознания также не вправе отменить задержание, произведенное следователем по делу, находящемуся в производстве последнего. Если начальник органа дознания считает задержание подозреваемого лица необоснованным, то он свои возражения но поводу задержания доводит до сведения прокурора. [11]


4. Полномочия прокурора при осуществлении прокурорского надзора


Полномочия прокурора
при осуществлении надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия определены уголовно-процессуальным законодательством, и состоят из его процессуальных прав и обязанностей. Эта связь в рамках понятия «полномочия» объясняется тем, что права прокурора при наличии оснований для их реализации становятся его обязанностями.


Письменные указания прокурора о производстве отдельных следственных действий и розыске лиц, совершивших преступления, направлены главным образом на обеспечение полноты, всесторонности, объективности и своевременности расследования.


В этих же целях прокурор обладает правом:


а) участвовать в производстве дознания и предварительного следствия и в необходимых случаях лично производить отдельные следственные действия или расследование в полном объеме по любому делу;


б) продлевать срок расследования и срок содержания под стражей в качестве меры пресечения в случаях и порядке, установленных законом;


в) возвращать уголовные дела органам дознания и предварительного следствия со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;


г) изымать от органов дознания и передавать следователю любое дело, передавать его от одного органа предварительного расследования другому в целях обеспечения наиболее полного и объективного расследования;


д) отстранять лицо, производящее дознание, или следователя от дальнейшего ведения дознания или предварительного следствия, если ими допущено нарушение закона при расследовании дела.


В целях предупреждения нарушений закона прокурор наделен правом санкционировать ряд решений либо действий следователя и органа дознания, а также давать согласие на прекращение уголовного дела в связи с освобождением от уголовной ответственности.


Полномочия прокурора
– это объем прав, которыми он располагает при осуществлении надзорных функций.


Прокурор – установленный законом-:


--дает согласие о возбуждение уголовного дела, частного и частно-публичного обвинения.


--требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности


--предостерегает о недопустимости нарушения закона.


Осуществление прокурорского надзора находит свое выражение : устранение ошибок и недостатков в правоприменительной практике; отменяются незаконные правовые акты; рассматриваются и разрешаются жалобы и заявления граждан; восстанавливаются нарушенные права заявителей; исправляются ошибки в работе следственных органов; пересматриваются незаконные судебные решения.


Средствами прокурорского реагирования можно считать, правовые акты, издаваемые прокурором в рамках его компетенции, с помощью которых прокурор реагирует на нарушение законности, пресекает его, побуждает лиц, нарушивших закон, прекратить противоправные действия, устранить имеющие нарушения и не допускать их в будущем.



Заключение


Прокурорский надзор – один из важных методов законности. От его успешного проведения во многом зависит процесс построения правового государства.


Одной из важных отраслей государственной деятельности является прокуратура- единая централизованная система органов. Ее деятельность регулируется Конституцией РФ и законом РФ «О прокуратуре».


В отдельном разделе Закона «О прокуратуре», рассматривается тема надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие и дознание.


Реализация полномочий прокурора направлена на то, чтобы не были нарушены права и законные интересы участников уголовного процесса и других граждан; ни одно преступление не осталось нераскрытыми и ни одно лицо, совершившее преступление, не избежало уголовной ответственности; задержание граждан по подозрению в совершении преступлений производилось только в порядке и по основаниям, которые установлены законом; чтобы никто не подвергался не обоснованному привлечению к уголовной ответственности.


Но к сожалению, прокурорский надзор далеко не всегда обеспечивает своевременное выявление, пресечение и предупреждение нарушений законности. Зачастую с согласия прокуроров принимались решения об отказе возбуждения и прекращения дел с применением мер общественного воздействия без учета реальных возможностей их осуществления. Нередко такие решения принимались в целях улучшения статистических показателей и выполнения плана.


Прокурорский надзор является гарантией соблюдения законов, наказания лиц, совершивших преступление, предупреждения совершения новых преступлений, но важно как и внесение изменений в закон, так и более важно его исполнение.


Любое процессуальное действия выполненное органом дознания и предварительного следствия по задержанию и аресту граждан необходимо выполнять с повышенными требованиями закона, т.к. при малейшем отступлении от установленного порядка может повлечь, а в большей степени влечет за собой грубые нарушения законности в уголовном судопроизводстве.



Список использованной литературы:


1.Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г.М.2008.


2.Федеральный Закон «О прокуратуре Российской Федерации»от2009., в печати 010102008 г,.


3.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, По сост.на 15.января 2008г.Новосибирск:Сиб.унив.изд-во, 2008.-296стр.


4. Приказ Ген.Прокуратуры РФ от 06.09.2007 №136, «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия»


4. Авдеев В.Н, Шелег Д.И, Прокурорский надзор..,М:,2004.с.356


5.Матушевский Р.Г, Пятаков В.А., Прокуратура и прокурорский надзор: Конспект лекций.-М:А-Приор, 2009-160стр.


6. Прокурорский надзор :Учебное пособие под ред.В.П.Сальникова.-Спб,2002.


7.Смирнов А.В, Калиновский К.Б., Уголовный процесс, 2-е изд.-Спб:Питер,2008.-304с.



[1]
Ст.29 ФЗ «О прокуратуре РФ»от 2009, в печати с 01.10.2008.


[2]
Ст.37 УПК(В ред.Федерального Закона от 25.12.08№87-ФЗ)


[3]
Ст 122,124УПК(Ред.Федерального закона от 05.06.2007.№87-ФЗ)


[4]
Авдеев В.Н, Шелег Д.И., Прокурорский надзор, 2004.


[5]
Сальников В.П. Прокурорский надзор, 2002.


[6]
«Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия».Приказ Генерального Прокурора РФ от 06.09.2007 №136


[7]
Ст46 УПК ( в ред .Федеральных Законов от 29.05.2002 №58-ФЗ;от 04.07.2003№92-ФЗ;от06.06.2007№90-ФЗ)


[8]
Ст .92 УПК(в ред. Федеральных законов от 24.07.2002 №98 ФЗ; от 04.07.2003№92-ФЗ;от 05.06.2007 №87-ФЗ.)


[9]
Ст.96 УПК(в ред. Федерального Закона от 05.06.2007 №87-ФЗ)(комментарии).


[10]
Матушевский Р.Г. «Уголовно процессуальное право», стр.73.


[11]
Смирнов А.В, Клиновский К.Б «Уголовный процесс 2-е изд»2008г.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.