Реферат по предмету "Государство и право"


Сословная политика в XVIII веке

ВВЕДЕНИЕ



1. СОСЛОВНАЯ ПОЛИТИКА В XVIII ВЕКЕ



 



       Во
всемирно-историческом процессе XVIII век был временем, когда раз-витие новых, капиталистических
отношении прихо­дило во все большее проти-воречие с господ­ством феодального
строя со всеми его институтами в эконо-мической, политической, юридической,
идейной и культурной жизни. Капита-листическая мануфактура преврати­лась в это
время в центр развития произво-ди­тельных сил и новых производственных
отношений.



    В основе структуры
населения в XVIII в. лежал сословный при­нцип. Соци-альные категории и груп­пы
выступали как сословия или сословные категории, наделенные особыми сословными
правами, привилегиями. К непривилегиро­ванным относились податные сословия, вы­полнявшие
определенные повиннос-ти, пла­тившие всякого рода,  казенные налоги и сборы.



    Господствующее положение среди всех сословий занимало дворянство,
урав-ненное в правах с боярством и консолидировавшееся в XVIII в в единый класс-сословие.



    В ходе этой
консолидации из его состава были исключены всякого рода про-межуточные группы,
обла­давшие в XVI - XVII вв. частью дворянских прав (значительная часть детей боярских,
служилые люди «по прибору» и другие ка-тегории служилых людей). Вместе с тем
дворянство в XVIII в. вобрало в свой состав феодалов и феодализировавшуюся знать тер­риторий,
вошедших в XVII - XVIII вв. в со­став России - прибалтийских баронов, польскую шляхту,
казачью старшину и фео­дальную знать других народов[1].



    Другим
привилегированным сословием было духовенство, но оно в XVIII в. лишилось права
владения землей и крестьянами и поте­ряло свыше миллиона душ крестьян, секуля­ризованных
государством. В процессе секуля­ризации бы-ли ликвидированы многие монастыри, а
в оставшихся устанавливались стро­гие штаты различных категорий монахов, что в
несколько раз уменьшило числен-ность черного духовенства. Был осуществлен ряд
мероприятий, усиливших замкнутость этого сословия. Доступ в него лицам из
податных сословий был весьма затруднен. Дети духо­венства исключались из
духовного сословия лишь в том случае, если они не получали необходимого
образования. Духовенство в XVIII в. освобождалось от подушной подати, рекрутской
повинности и от телес ных наказа­ний.



    Осуществив
секуляризацию, самодержа­вие превратило духовенство в свое-образных чиновников
по духовному ведомству. Вне­шним оформлением этого положения явился указ Павла I о распространении на
верхушку духовенства правил о награждении чиновни­ков орденами за усердную
многолетнюю службу



    От подушной подати в XVIII в. были освобождены и
некоторые полуприви-легиро­ванные сословия и сословные группы, соста­влявшие
примерно 2,5% насе ления. Жалован­ная грамота городам выделила из городского
населения три гильдии купечества, освободи­ла гильдийское купечество от
подушной пода­ти, рекрутского набора, заменив его де­нежной платой, закрепила
за ним право на оптовую и розничную торговлю, на заведение торговых судов,
фабрик и заво-дов. Кроме того, купцы I и II гильдии освобождались от телесных наказаний.
Категория гильдийского купечества была немногочисленна и в составе населе-ния
занимала лишь 0,5%.



    К концу XVIII в. довольно большим по
численности оказалось сложившееся полупри­вилегированное военно-служилое
сословие, в которое вошли казаки, калмыки и часть башкир. Его общая численность
составляла менее 2% всего населения. За этим сословием закреплялись земли,
луга, леса, водоемы по раз-мерам, значительно превышавшим разме­ры земель
крестьян этих же районов. Военно-служилое сословие освобождалось от по­душной
подати и рекрутской повинности, но несло обязательную военную службу на осо­бых
условиях. Пра-ва, предоставленные верху­шке этого сословия, в ряде случаев
приближа­лись к правам дворян.



    К неподатным
сословиям принадлежали также рекруты, сданные в армию и во флот, и их дети,
образовывавшие небольшую катего­рию солдатских детей, которые использовались
правительством для формирования ун­тер-офицерского состава армии[2].



    Основную массу
населения страны соста­вляли податные сословия. По первой ревизии их
численность равнялась 7,1 млн. душ муж­ского пола из 7,8 млн чело-век всего
населения; по третьей ревизии — 10,7 млн. душ мужского пола из 11,6 млн.
человек; по пятой—17— 17,2 млн. душ мужского пола из 18,7 млн. че­ловек. Таким
образом, податное население составляло; 913% в начале века и 94,6% в его конце,
при этом податное население городов и к концу века немно-гим превышало 3% всего
населения. Это в основном было сословие мещан, оформленное жалованной грамотой
городам.


2. ПРВИЛЕГИИ ДВОРЯН И ПОРАБОЩЕНИЕ КРЕСТЬЯН



 



    Екатерина оформила сословные привилегии
дворян. При ней значительно окрепло русское абсолютное государство, усилилось
угнетение крестьян, была Крестовая война (1773 - 1775). В России в 2-ой
половине XVIII века утверди-лось сословное деление на дворянство, духовенство,
крестьянство, купечество, мещанство. 



    Дворяне
получили возможность начинать службу не с рядового или простого матроса, а с
офицера, пройдя дворянскую военную школу. Петр III издал указ о вольности
дворянства, дающий право служить или не служить, но действие это-го указа было
приостановлено. Теперь же, подтверждалась свобода дворян от обязательной
службы.  



    За дворянами в XVIII в. было закреплено
монопольное право на владение землей и кре­стьянами. При этом в 80-х годах
владельче­ские права дворян рас-пространялись на недра земли, леса и воды. Им
предоставлялось монопольное право винокурения, право про­давать продукты,
производимые в их вотчи­нах, и заводить предприятия для их перера­ботки.
Дворяне были освобождены от по-душной подати и всех других налогов и плате­жей,
от рекрутской, постойной,до рожной и других повинностей, от обязательной службы
и телесных наказаний.



    Целая система льгот
обеспечивала дворя­нам быстрое получение офицерского чина на военной и
гражданской службе и сосредоточе­ние в их руках всех клю- чевых позиций в аппа­рате
власти, управлении, в, суде, армии, во флоте и в дру-гих звеньях политической
над­стройки.



    К концу XVIII в. дворяне составляли
около 1 % населения страны. В его сос-таве оказалась значительная группа тех,
кто полу­чил это звание путем выслуги в обер-офицерский чин на военной и в
штаб-офицерский чин - на гражданс-кой службе. Большинство этих дворян не имели
совсем или имели очень мало земли и крестьян.[3]



    Свыше 90% населения составляли кре­стьяне, Делившиеся
на две большие



катего­рии: помещичьих и
государственных. Кроме того, существовали более мелкие категории крестьян:
дворцовые, превратившиеся в цар­ствование Павла 1 в удельных, посессионные (купленные
к заводам) и другие.  Крестьяне всех категорий были прикреплены к земле, плати­ли
феодальную ренту, несли рек-рутскую по­винность и испытывали на себе все тяготы
сословного неполнопра-вия. Все они являлись крепостными. Но формы и степень
крепо­стничества и сословного неполноправия для крестьян разных категорий
существенно раз-личались.



    Наиболее тяжелым было
положение помещичьих крестьян. Составлявшие в XVIII в. более половины всего
населения страны, они не имели никаких прав: и они сами, и их имущество
находились в неограни­ченной власти и собственнос-ти помещиков.



    Государственные
крестьяне (к концу века их было около 5,5 млн. душ) составляли большинство
населения в районах, где по разным причинам поме-щичье землевладение не прижилось
или не стало преобладающим (Север, При-уралье, Урал, Сибирь, Северный Кавказ,
Южная Украина). Высок был их удель ный вес также в национальных районах
Поволжья,  районах прежних засечных черт и в некоторых других районах.
Государственные крестьяне пользовались землей на основе общинной землевладения.
Феодальная рента взималась с них в форме подати, но к этому добавлялись всякого
рода государственные повин-ности: по строительству и содержанию дорог и мостов,
перевозке казенных грузов, расквартированию войск и т. д. Их положение
отличалось тем, что ник-то не вмешивался в их семейные отношения, они не
подвергались постоянным наказаниям и истязаниям, могли заниматься промыслами,
ремеслом, торговлей, нани­маться на купеческие мануфактуры и т. д. Состав
государственных крес-тьян был не­однороден.


3. «НАКАЗ» ЕКАТЕРИНЫ II



 



    Вскоре
после вступления на престол Екатерина II обнаружила, что одним из существенных недостатков русской жизни
является устарелость законодательс-тва: сборник законов был издан при Алексее
Михайловиче, а жизнь с тех пор изменилась до неузнаваемости. Императрица видела
необходимость большой работы по собранию и пересмотру законов. Екатерина II
решила составить но-вое Уложение. Императрица считала, что законы должны быть
согласованы с потребностями страны, с понятиями и обычаями народа. Для этого
решено бы-ло созвать выборных (депутатов) из различных сословий государства для
выра-ботки нового Уложения. Это собрание выборных было названо Комиссией для
составления проекта нового Уложения. Комиссия должна была сообщить пра-вительству
о нуждах и пожеланиях населения, а затем выработать проекты но-вых, лучших
законов. Комиссия была открыта торжественно в 1767 году самой Екатерина II в
Москве, в Грановитой Палате. Было собрано 567 депутатов: от дворянства (от 
каждого уезда), купечества, государственных крестьян, а также оседлых
инородцев. Широко заимствуя идеи передовых западных мыслителей, Екатерина II для этой Комиссии, которая
состояла из выборных депутатов от всех социальных групп русского общества, за
исключением крепостных,  соста-вила "Наказ комиссии о составлении проекта
нового уложения".[4]



    «Наказ» - это
либеральная программа ее царствования, вобравший в себя из-ложение ее взглядов
по важнейшим вопросам и основанный на наиболее совре-менных для того времени
социально – политических и правовых идеях. В нем впервые в России были
провозглашены принцип презумпции невиновности, идеи равенства всех перед
законом, исключительного права суда определять виновность человека и многие
другие.



    Это были правила, на основании которых должно быть составлено
новое Уложение и которыми должны были руководствоваться депутаты.



 "Наказ"
был роздан всем депутатам. Но так как введение законов находится в юрисдикции
Царя, то комиссия должна была составить предложения. Над "Наказом"
Екатерина II трудилась более двух лет. В "Наказе" Екатерина II го-ворит
о государстве, законах, наказаниях, производстве суда, воспитании и прочих
вопросах. "Наказ" показывал и знание дела, и любовь к людям.
Императрица хотела внести в законодательство больше мягкости и уважения к
человеку. "Наказ" был встречен везде с восторгом. В частности,
Екатерина II требовала смягчения наказаний: "любовь к отечеству, стыд и
страх поношения суть средства укротительные и могущие воздержать множество
преступлений". Также она потребовала отменить наказания, могущие
изуродовать человеческое тело. Екатерина II выступала против применения пыток.
Она считала пытку вредной, так как слабый может не выдержать пытки и сознаться
в том, чего не совершал, а крепкий, даже совершив преступление, сможет
перенести пытку и избежит наказания.[5]
Особенно большой осторожности она требовала от судей. "Лучше оправдать 10
виноватых, чем обвинить одного невиновного". Еще одно мудрое изречение:
"гораздо лучше предупреждать преступления, нежели их наказывать". Но
как это сделать? Надо, чтобы люди чтили законы и стремились к добродетели.
"Самое надежное, но и самое труднейшее средство сделать людей лучше есть
приведение в совершенство воспитания". Хотите предупре-дить преступления -
сделайте, чтобы просвещение распространялось между людьми.[6]



    Также
Екатерина II казалось необходимым предоставить дворянству и городскому сословию
самоуправление. Екатерина II думала и об освобождении крестьян от крепостной
зависимости. Но отмена крепостного права не состоя-лась. В "Наказе"
говорится о том, как помещики должны обращаться с крестья-нами: не обременять
налогами, взимать такие налоги, которые не заставляют крестьян уходить из дому
и прочее. В то же время она распространила мысли о том, что для блага
государства крестьянам нужно дать свободу. Комиссия раз-делилась на 19
комитетов, которые должны были заниматься различными от-раслями
законодательства. Вскоре обнаружилось, что многие депутаты не пони мают того,
для чего они призваны, и хотя депутаты относились к делу серьезно, работы шли
весьма медленно. Бывали случаи, что общее собрание, не кончив рассмотрение
одного вопроса, переходило к другому. Дело, порученное Комис-сии, было большое
и сложное, и приобрести соответствующие навыки было не так легко.[7]



    Екатерина
перевела комиссию в Петербург, однако и в Петербурге за год Комиссия не только
не приступила к составлению нового Уложения, но даже не разработала ни одного
его отдела. Екатерина II была этим недовольна. Многие депутаты из дворян в 1768
году должны были отправиться на войну с турками. Екатерина II объявила о
закрытии общих собраний Комиссии. Но отдельные комитеты продолжали работу еще
несколько лет. Можно сказать, что деятель-ность Комиссии об Уложении
закончилась провалом. Комиссия преподнесла Екатерина II предметный урок о
невозможности реализации теоретических построений европейских философов на
русской почве. Шанс, который история давала России, не был и не мог быть
реализован. Роспуск Уложенной Комиссии стал для Екатерины II прощанием с
иллюзиями в области внутренней политики.



   Тем не менее,
хотя Комиссия не составила Уложения, но зато она ознакомила Императрицу с
нуждами страны. Пользуясь трудами комиссии, Екатерина II издала много важных
законов.















4. ГУБЕРНСКАЯ РЕФОРМА



 



   Государственный совет - высшее государственное
учреждение империи с функциями законосовещательного органа; министерства,
заменившие петровс-кие коллегии. Верховный орган судебной власти - Сенат.
Комитет министров - высшее административное учреждение. Местное управление -
губернатор и губернская администрация.



    В 1775
году чтобы легче было управлять государством, Екатерина II издала Учреждение
для управления губерний, укрепившее бюрократический аппарат власти на местах и
увеличив количество губерний до 50. На губернию - не бо-лее 400 тысяч жителей.
Несколько губерний составляли наместничество. Губер-наторы и наместники
избирались самой Екатериной II из русских вельмож. Они действовали по ее
указам. Помощниками губернатора были вице-губернатор, два губернских советника
и губернский прокурор. Это губернское правление и ведало всеми делами.
Государственными доходами ведала Казенная Палата (доходы и расходы казны,
казенное имущество, откупа, монополии и т.д.).            



     Возглавлял
Казенную палату вице-губернатор. Губернский прокурор ведал всеми судебными учреждениями.
В городах вводилась должность городничего, назначаемого правительством.
Губерния делилась на уезды. Многие большие села были обращены в уездные города.
В уезде власть принадлежала избирае-мому дворянским собранием
капитан-исправнику. В каждом уездном городе учрежден суд. В губернском городе -
высший суд. Чтобы удобнее было вносить подати, в каждом уездном городе было
открыто Казначейство. Создана была система сословного суда: для каждого сословия
(дворян, горожан, государствен ных крестьян) свои особые судебные учреждения. В
некоторых из них вводился принцип выборных судебных заседателей. Центр тяжести
в управлении переме-щался на места. Отпала необходимость в ряде коллегий - они
были упразднены; остались Военная, Морская, Иностранная и Коммерц-коллегии.
Созданная гу-бернской реформой 1775 года система местного управления
сохранилась до 1864 года, а введенное ею административно-территориальное
деление - до Октябрьской революции. Дворянство было признано особым главным сослови-ем.
Также особыми сословиями были признаны купечество и мещанство. Дворя не должны
были нести государственную службу и вести сельское хозяйство, а купцы и мещане
- заниматься торговлей и промышленностью. Некоторые облас ти раньше управлялись
иначе, Екатерина II позаботилась о том, чтобы новое за-конодательство было
введено повсеместно.



    Документом,
определившим направление новой гу­бернской реформы, стали «Учреждения для управ­ления
губерний Всероссийской империи»      (1775 г.). На­кануне реформы территория
России разделялась на 23 губернии, 66 провин-ций и около 180 уездов. Про­водимая
реформа планировала осуществить разук­рупнение губерний, их число было удвоено,
через двадцать лет после ее начала число губерний достигло 50.



    Деление на губернии  и
 уезды осуществлялось по строго ад­министративному принципу, без учета
географических, наци­ональных v экономических призна-ков. Основной целью деле­ния было
приспособление нового административного аппарата к фискальным и полицейским
делам. В основу деления был по­ложен чисто количественный критерий —
численность насе­ления. На территории гу-бернии проживало около 400 тысяч душ,
на территории  уезда - около 30 тысяч душ.



    Во главе губернии
стоял губернатор, назначаемый и сме­щаемый монархом. В своей деятельности он
опирался на гу­бернское правление, в которое входили губернский прокурор и два
сотника. Финансовые и фискальные вопросы в гу-бернии решала казенная палата.
Вопросами здравоохранения, обра­зования ве-дал приказ общественного призрения.



    Надзор за законностью
в губернии осуществлял губернский прокурор и два губернских стряпчих. В уезде
те же задачи решал уездный стряпчий. Во главе уездной администрации (а число
уездов по реформе также удваивалось) стоял земский исправ­ник, избираемый
уездным дворянством, как и коллегиальный орган управления - нижний земский суд
(в котором кроме ис­правника действо-вали два заседателя). Земский суд
руководил земской полицией, наблюдал за проведением в жизнь законов и решений
губернских правлений. В городах бы-ла учреждена должность городничего.



    Руководство
несколькими губерниями поручалось генерал-губернатору. Ему подчинялись
губернаторы, он признавался главнокомандующим на своей тер-ритории, если там в
данный момент отсутствовал монарх, мог вводить чрезвы-чайные ме­ры,
непосредственно обращаться с докладом к императору.













































5. СУДЕБНАЯ РЕФОРМА





    Судебная реформа  1864 г. - буржуйское
преобразование суда и судопроиз-водства на основе суд. уставов. Провозглашены
принципы независимости су-дей, гласности, устности и состязательности суд. процесса,
ликвидировала сос-ловный суд. Были введены суд присяжных, адвокатура, мировые
суды. Проводилась с искажениями и ограничениями.



    Работа по подготовке
судебной реформы, начавшаяся в 50-х гг., особенно интенсивно пошла после
провозглашения кре­стьянской реформы. К началу 1861 г. на рассмотрение
Государственного совета было представлено (с 1857 до 1861 гг.) 14
законопроектов, предлагавших различные изменения в струк­туре судебной системы
и судопроизводства: ограничение чис­ла судебных инстан-ций, введение устности,
гласности, состя­зательности и пр. Материалы судебной реформы составили 74
толстых тома.



    В ноябре 1864 г. были
утверждены и вступили в силу основ­ные акты судеб-ной реформы: Учреждения
судебных установ­лений, Устав уголовного судопро-изводства, Устав о наказаниях,
налагаемых мировыми судьями.



    Создавались две
судебные системы: местные и общие суды. К местным от-носились волостные суды,
мировые судьи и съезды мировых судей; к общим - окружные суды, учреждаемые для
нескольких уездов, судебные (по гражданс-ким и уголов­ным делам) палаты,
распространявшие свою деятельность на нес-колько губерний или областей, и
кассационные (по граждан­ским и уголовным делам) департаменты Сената. Власть
этих судов распространялась на все сфе-ры, кроме тех, где действо­вала
юрисдикция духовных, военных, коммерческих, кресть­янских и инородческих судов.



    Реформа судебной
системы закрепила новые принципы: от­деление суда от администрации, создание
всесословного суда, равенство всех перед судом, не-сменяемость судей и
следовате­лей, прокурорский надзор, выборность (мировых судей и при­сяжных
заседателей).



    В ходе подготовки и
проведения реформы были созданы но­вые институты присяжных заседателей и
судебных следовате­лей и реорганизована деятель-ность старых. Изменились фун­кции
прокуратуры, а именно: поддержание обви-нения в суде, надзор за деятельностью
судов, следствия и местами лишения свободы.



    До реформы
предварительное следствие осуществляли земский суд и управа благочиния. Надзор
за ними осуществляли прокуроры, стряпчие, губернские правления. Обвини­тельное
заключение составлялось в канцелярии суда. Тем са­мым следствие не было
отделено от суда. Расследование дели­лось на гене-ральное (предварительное, без
предъявления об­винения) и специальное (фор-мальное, с предъявлением обви­нения).
Реформа отделяет предварительное следствие от судеб­ного расследования.



    На судебные палаты
возлагались дела по жалобам и проте­стам на приговоры окружного суда, а также
дела о должност­ных и государственных преступлени-ях по первой инстанции. Дела
рассматривались при участии «сословных пред-ставите­лей»: губернского и
уездного предводителей дворянства, голова губерн ского города и волостного
старшины. Судебные палаты выступали в качестве апелляционной инстан­ции по
делам окружных судов, рассмотренных без учас-тия при­сяжных заседателей, и
могли заново, в полном объеме и по су­ществу, рассматривать уже решенное дело.



    При разработке
реформы было высказано предложение со­здать должность областного главного
судьи, который бы осу­ществлял общее руководство судо-производством и назначал
на судейские должности, но оно было отвергнуто правительством, опасавшимся, что
судебная система может получить тем са-мым излишнюю, с его точки зрения,
автономность. Тогда же было отвергнуто и предложение о допущении защиты на
стадии предварительного следствия.









6.
ИЗМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ



 



   
Процесс централизации затронул  систему местных орга­нов: с 1626 г. по всей
территории государства рядом с органа­ми местного самоуправления (губные,
земские избы, городо­вые приказчики) стали появляться воеводы. К
концу XVII в. их
число возросло до двухсот пятидесяти, они сосредоточили всю административ-ную,
судебную и военную власть на мес­тах, подчиняясь центру.
Воеводы уже к 80-м гг. XVII в.
вытес­нили по всей территории страны выборные местные органы.
Воеводы руководили вверенными им территориальными ок­ругами-уездами,
а в конце XVII в. некоторые из них
поднялись на более высокий уровень: были образо ваны более крупные
административные единицы - разряды (предшественники бу­дущих
губерний).



    Местное
управление в начале XVIII в. осуществлялось на ос­нове
старой модели: воеводское управление и система област­ных
приказов. В процессе петровских преобразований в эту си­стему
стали вноситься изменения. В 1702 г. вводится институт воеводских
товарищей, выборных от местного дворянства. В 1705 г. этот порядок
становится обязательным и повсеместным, что должно было усилить
контроль за старой администрацией



    
В 1708 г. вводится новое территориальное деление государ­ства: учреждались
восемь губерний, по которым были расписа­ны все уезды и города. В
1713-1714 гг. число губерний воз­росло до одиннадцати.



   
Во главе губернии был поставлен губернатор или генерал-гу­бернатор
(Петербург-ская и Азовская губернии), объединившие в своих руках всю
административную, су-дебную и военную власть. Им подчинялись четыре
помощника по отраслям управ-ления.



   
В ходе реформы (к 1715 г.) сложилась трехзвенная система местного управления и
администрации: уезд — провинция — губерния. Провинцию
возглавлял обер-комендант, которому подчинялись коменданты уездов.
Контролировать нижесто-



ящие административные звенья помогали ландратные комис­сии, избранные из
местного дворянства.



    Вторая
областная реформа была проведена в 1719 г. Суть ее  заключалась в сле-дующем:
одиннадцать губерний были разде­лены на сорок пять провинций Во главе этих
единиц были по­ставлены также губернаторы, вице-губернаторы
или воеводы



Делились
провинции на округа-дистрикты. Администрация провинций подчиня- лась
непосредственно коллегиям. Четыре коллегии (Камер, Штатс-контора Юсти-ции,
Вотчинная) рас­полагали на местах собственным разветвленным аппаратом из
камериров, комендантов, казначеев. Важную роль выполняли такие местные кон-торы,
как камерирских дел (раскладка и сбор податей) и рентерен-казначейства
(прием и расходова­ние денежных сумм по указам воеводы и
камериров).



В 1719 г. воеводам поручались наблюдение «за хранением государственного
интереса», принятие мер государственной безопасности, укрепление церкви,
оборона территории, над­зор за местной администрацией, торгами,
ремеслами и за соблюдением царских указов.



В 1718 - 1720 гг. прошла реорганизация органов городско­го
самоуправления, созданных в 1699 г. вместе с Ратушей - земских
изб и земских бурмистров. Были созданы новые орга­ны - магистраты, подчиненные
губернаторам. Общее руководс тво осуществлял Главный магистрат Система
управления стала более бюрократи-еской и централизованной. В 1727
г. магистраты были преобразованы в ратуши.





















7. ЗНАЧЕНИЕ РЕФОРМ



    Время царствования
Екатерины II называют эпохой просвещенного абсолю-изма. Смысл просвещенного
абсолютизма состоит в политике следования иде-ям Просвещения, выражающейся в
проведении реформ, уничтожавших некото-ые наиболее устаревшие феодальные
институты (а иногда делавшие шаг в сто-рону буржуазного развития). Мысль о
государстве с просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь
на новых, разумных началах, получила в XVIII веке широкое распространение.



    Развитие и воплощение начал просвещенного
абсолютизма в России приобре ло характер целостной государственно-политической
реформы, в ходе которой сформировался новый государственный и правовой облик
абсолютной монар хии. При этом для социально-правовой политики было характерно
сословное размежевание: дворянство, мещанство и крестьянство.[8]



    Законодательство Екатерины II завершило собой тот
исторический процесс, который начался при временщиках. Равновесие в положении
главных сословий, во всей силе существовавшее при Петре Великом, начало
разрушаться именно в эпоху временщиков (1725-1741), когда дворянство, облегчая свои
государствен-ные повинности, стало достигать некоторых имущественных привилегий
и боль шей власти над крестьянами - по закону. Наращение дворянских прав наблюд-ли
мы во время и Елизаветы, и Петра III. При Екатерине же дворянство стано-виться не только
привилегированным сословием, имеющим правильную внут-реннюю организацию, но и
сословием, господствующим в уезде (в качестве зем левладельческого сословия) и
в общем управлении (как бюрократия).Параллель но росту дворянских прав и в
зависимости от него падают гражданские права владельческих крестьян. Расцвет
дворянских привилегий в ХVIII веке необходи мо соединялся с расцветом
крепостного права. Поэтому время Екатерины II бы-ло тем историческим
моментом, когда крепостное право достигло полного и наибольшего своего
развития.



ВЫВОД



  К концу правления Екатерины Россия
имела уже 52 губернии, учреждено свыше 150 новых городов, ставших губернскими и
уездными центрами. Для каждого были разработаны новые штаты, типовые
генеральные планы развития. Все это происходило под личным контролем Екатерины II



  Конечно, последствия новосоздавемых
учреждений не всегда были однозначно хороши. Кое-что разрушилось уже при Петре
1, время показало ненужность некоторых судебных инстанций. Многократно, хотя и
закономерно, возросла численность чиновничьей братии с 5 тысяч до 12 тысяч.
Образованность их была относительной, а руки загребущие, да и нравы весьма
"свободные".



  За период царствования Екатерина
внесла много законов, которые после ее кончины долго служили России. Екатерина
внесла неоценимый вклад  в развитии и укреплении России.



    Таковы были
главнейшие факты законодательной деятельности императрицы Екатерины. В
противоположность Петру Великому Екатерина выступила на поле деятельности с
широким преобразовательным планом, в основание кото-рого легли отвлеченные
принципы. Она не успела выполнить своего плана цели ком и не провела
последовательно своих  идей. Мысли «Наказа» не перешли в практику, законодательство
не было перестроено на новых основаниях, отноше ния сословий  остались по
существу, прежними и развивались в том направле-нии, какое было дано в
предшествующее время. Развитие крепостного права и сословность самоуправления
прямо противоречили тем отвлеченным теориям, каким поклонялась императрица, но
соответствовали влиятельному сословию - дворянству. Как исторический деятель,
Екатерина осталась верна тем началам русской жизни, какие ей были завещаны, временами
предыдущими, она продол жала свою деятельность в том же направлении, в котором
работали её предшест венники, хотя иногда не желала действовать как они.[9]



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Роль человеческого фактора в развитии биосферы
Реферат Построение потенциальной диаграммы
Реферат 1. Суть менеджменту, співвідношення категорій "управління" І "менеджмент"
Реферат Приборы для радиоизмерений
Реферат Украинская культура первой половины ХІХ столетия
Реферат Финансы местных органов власти
Реферат Формування, ріст і розвиток мітохондрій в гаметогенезі та ранньому ембріогенезі хребетних
Реферат Стратегическое управление крупным промышленным предприятием
Реферат Hollidays
Реферат Организационно-производственная структура колхоза имени Калинина
Реферат Проект развития Интернет-кафе
Реферат Акционерные общества и их деятельность
Реферат Автоматизированная система управления документооборотом центральной заводской лаборатории. Подсистема регистрации и сопровождения заказов на испытания
Реферат Особенности переживания состояния фрустрации у подростков
Реферат Влияние эксплуатационных факторов. Безопасность