Реферат по предмету "Журналистика, издательское дело и СМИ"


Книга в Германии в XIV – XVII веках

Содержание Введение … ……… I. Развитие книги в XIV – XV века 1. Предпосылки создания печатных книг…2. Изобретение книгопечатания Иоганном Гутенбергом… 3. Основные издательства….4. Книжные знаки….II. I веке. 1. Основные издательства… …2. Тематика и типы изданий…12 3.

Оформление книги… III. Книга в XVII веке. 1. Издатели книги….2. Тематика и оформление книги… 13 Заключение….…15 Список использованных источников….16 Введение Книга развивается одновременно с развитием общества, воплощая в себе его основные достижения и отвечая требованиям той или иной исторической эпохи. Книга как продукт, созданный в сфере материального производства, имеет вещественную форму, отличающуюся

своеобразием и индивидуальностью элементов, характерных для каждого исторического отрезка времени. Вместе с тем она оказывает воздействие на самую тонкую сферу исторической личности – на его духовный мир. Несмотря на дуализм, заложенный в природе книги, она является единым целостным организмом, имеющим своеобразную, характерную для каждой эпохи эстетику, воплощенную в художественно-графических формах. Исторические закономерности развития книги рассматриваются с точки зрения ее производства, обращения

и бытования, основных этапов эволюции ее форм, содержания, особенностей формирования тематики и типов, факторов культурно-исторического воздействия книги, являющихся важными аспектами истории книги. Германия является родиной европейского книгопечатания. Создание печатного станка и издание книг, набранных подвижными литерами – это самое значительное достижение немецкого народа в XV в. Изобретение книгопечатания можно считать одним из открытий ремесленного периода,

качественным скачком в истории мировой культуры. Появление книгопечатания в Германии в XV в. было вызвано многими причинами социального, экономического и культурного порядка. I. Развитие книги в XIV-XV века. 1. Предпосылки создания печатных книг. XIV-XV века для европейских стран были эпохой Возрождения, что связано с развитием раннекапиталистических отношений – городов, ремесла, торговли, денежного оборота.

Выгодное положение Германии на международных торговых путях поставило ее в числе наиболее развитых стран Западной Европы. Однако социально-экономическое развитие Германии наталкивалось на ряд препятствий – феодальную раздробленность страны, раздираемой княжескими распрями, разорительные поборы в пользу римской церкви, крепостную зависимость крестьянства. Резкое обострение социальных и экономических противоречий вызвало недовольство во всех классах общества,

особенно в крестьянской и городской плебейской массе. Это недовольство в ту эпоху принимало форму различных религиозных ересей, а также общего движения за реформацию церковного устройства. Римская церковь при поддержке большинства светских властителей и императора преследовала еретиков, боролась с реформационным движением, стремясь сохранить общеобязательность официального вероучения, обеспечившего церковной иерархии ее привилегии.

В условиях идеологической борьбы роль книги как источника информации необычайно возрастала. Кроме того, в ту эпоху в Германии уже сложился постоянный спрос на учебную литературу – школьные учебники, на университетские лекционные курсы. Массовый спрос был на календари, содержавшие, как правило, различного рода астрологические прогнозы, списки церковных праздников и т.п. В эпоху развития раннекапиталистических отношений жизнь требует от людей новых качеств: не только силу,

но и знания. В центре своих интересов люди ставят уже не бога, а самого человека. Человеческий ум проникает в тайны природы, человек хочет стать образованнее. Открывались школы, университеты. Происходил штурм церковных догматов, преград на пути к знанию. Уже много веков существовал удобный и дешевый материал для письма, бумага, но книги по-прежнему писали от руки. Рукописное производство книги было медленным и дорогим.

Для создания книги требовались месяцы. Его нерациональность особенно сказывалась тогда, когда одни и те же тексты были одновременно нужны многим людям (например, учебники, календари, молитвенники и др.). Для небольших текстов такого рода, а также для картинок религиозного содержания еще до изобретения типографской печати использовалось оттискивание с деревянных досок - лубочная печать, ксилография. Ксилография была несовершенным способом печатания.

Немало умения и труда нужно было затратить, чтобы вырезать хотя бы одно слово. Сложно было исправить отдельные буквы или слова. Даже при маленькой ошибке доска со всеми вырезанными на ней буквами не годилась для печатания, и все приходилось начинать сначала. Оттиски можно было получать только на одной стороне бумажного листа. Для каждой страницы приходилось вырезать свою доску.

Когда же печатание книги заканчивалось, для следующей книги вновь вырезали текст и рисунки на досках. Лубочная печать осуществлялась с помощью липовой доски или других лиственных деревьев, на которой гравировалась картинка для печатания, а также простая и доходчивая, обычно с поясняющей надписью картинка такого изготовления. Когда потребность в книге-разносчике знаний начала быстро расти, когда все большее число людей начало нуждаться в дешевой, общедоступной книге, необходимо было найти другой, более совершенный способ изготовления

книг. Печатание с досок просуществовало недолго, примерно 70 лет. Но оба эти способа, в особенности ксилография, могут рассматриваться как технические предпосылки изобретения типографского книгопечатания. 2. Изобретение книгопечатания Иоганном Гутенбергом. Иоганн Гутенберг был сыном майнцского патриция Генсфлейша (Гутенберг – фамилия матери). Родился около 1399 г. в крупном немецком городе

Майнце. Город состоял в распре со своим сюзереном (крупным феодалом), епископом Нассауским, и юный Гутенберг с родителями уехал в соседний Страсбург примерно в 1429 г. Там он занимался ремеслами: изготовление ювелирных украшений и выделка зеркал. Это значит, он владел техникой работы по металлу. В Страсбурге, в доме около монастыря святого Арбогаста,

Гутенберг начинает поиски нового метода книгопечатания, но прошло еще много лет упорного труда, пока они увенчались успехом. В 1439 г. страсбургские бюргеры – братья Дритцен – возбудили против него процесс об участии в каком-то деле, суть которого на процессе все старались умолчать. Из документа процесса видно, что Гутенберг организовал товарищество для реализации некоего его изобретения, работу над которым ко времени процесса заканчивал.

Упоминаемые материалы и термины (печатание, пресс, формы, свинец) позволяют заключить, что это изобретение и было книгопечатанием. Изобретение книгопечатания относится к 1440 г когда появляются первые типографские опыты Гутенберга. Это были «Фрагмент о Страшном Суде» (отрывок из «Сивиллиной книги»), 24 издания латинской грамматики Элия Доната (сохранились только в отрывках), астрологический календарь, папские индульгенции. Шрифт первых изданий, получивший название «донато-календарного», — копия рукописного

готического шрифта (текстуры), использовавшегося при переписке богослужебных книг. В 1448 г. Гутенберг возвращается в Майнц. К этому времени относятся первые сохранившиеся до наших дней произведения печати. Самые ранние из них ученые относят к 1445 г. В 1448 Гутенберг возвращается в Майнц, одалживает деньги для продолжения своих работ. В 1450-52 берет в долг 1600 гульденов у богатого майнцского горожанина

Иоганна Фуста для оборудования типографии. В 1452 г. Фуст стал его компаньоном и внес еще 800 гульденов. В 1453–1454 г. Гутенберг напечатал свою первую 42-строчную Библию в 2-х томах, названную так, потому что в ней на каждой странице набрано и отпечатано 42 строки текста в два столбца. Всего она насчитывала 1282 страницы.

Для Библии был отлит новый шрифт (более узкий), в котором сохранялись аббревиатуры и лигатуры, характерные для рукописных книг. Декор книги (инициалы, орнаменты) воспроизводились от руки. Всего было отпечатано 35 экземпляров на пергаменте и 165 на бумаге. Предположительно, одновременно с Библией Гутенберг участвовал в подготовке «Майнцской Псалтыри» (1457, завершена Шеффером), в которой впервые была применена многоцветная печать и печатный

декор. В 1455 Фуст потребовал возвращения денег с процентами, целью его было получить оборудование Гутенберга. Начался процесс, в результате которого типография, имущество и тираж Библии перешли к Фусту. Причина этого отчасти в том, что на сторону Фуста встал ученик Гутенберга Петер Шеффер (до 1430 — 1502 или 1503), женившийся на дочери Фуста и после его смерти ставший владельцем типографии.

После процесса 1455 г. у Гутенберга осталась часть типографских материалов, в 1459-61 он, вероятно, работал в Бамберге, поддерживаемый местным епископом. В это время печатается 36-строчная Библия, набранная последним вариантом «донато-календарного» шрифта. Как и 42-строчная, она является шедевром книгопечатания. В Майнце в 1459 на средства архиепископа Дитера фон

Изенбурга, сторонника реформистских идей, Гутенберг устраивает типографию архиепископского дома. В развернувшейся между Изенбургом и Адольфом фон Нассау (сторонником папы) борьбе за обладание архиепископством (нач. 1460-х гг.) Майнц принял сторону Изенбурга; Гутенберг напечатал его воззвание к мятежу. Но победил Нассау, который, добившись присяги Гутенберга (1465), освободил его от налогов, предоставил ему материальное обеспечение и зачислил в свою свиту.

Но уже 3 февраля 1468 г. Гутенберга не стало. В чем же заключается суть изобретения Иоганна Гутенберга? Сам неплохой ксилограф, он прекрасно понимал несовершенство этого метода. Он стал отливать отдельные буквы из металла, литеры. Из них можно было составить слова, строчки, целые страницы. После того, как книга отпечатана, металлические буквы можно разобрать и использовать их для составления

страниц новой книги. До Гутенберга бумажный лист прижимали к намазанной краской доске с вырезанным текстом – печатной форме. Гутенберг создал механизированный печатный станок, использовав для этой цели известные уже давно различного рода прессы: они служили для отжимки винограда, а также прессования бумаги в бумагоделательных мастерских. Гутенберг поставил их на службу полиграфии – изготовлению одинаковых копий с одного оригинала при помощи техники. Он создал первый шрифт и словолитную форму.

Из твердого металла делались штампы (пунсоны), вырезанные в зеркальном изображении. Затем они вдавливались в мягкую и податливую медную пластину: получалась матрица, которая заливалась сплавом, в состав которого входили олово, свинец, сурьма. Сущность этого способа изготовления букв заключалась в том, что их можно было отливать в каком угодно количестве. В производстве книги это имело существенное значение, если учесть, что для одной средней

книжной страницы требовалось примерно 200 букв. 3. Основные издательства. Типографская деятельность Гутенберга в силу своей анонимности не могла служить рекламой нового способа производства книги. В этом отношении главную роль сыграла вторая майнцская типография, принадлежащая Фусту и Шефферу. Овладев частью оборудования и шрифтов из типографии, Фуст поручил техническое руководство типографией Петеру

Шефферу, который за 52 года типографской деятельности отпечатал около 285 книг и однолисток. В 1457 г. выходит «Майнцская псалтырь» - первая печатная книга, снабженная полными выходными данными. Вместе с тем – это и самое совершенное по технике выполнения раннепечатное немецкое издание. Шрифты и инициалы были созданы еще при Гутенберге. В книге около 300 инициалов, напечатанных в две краски.

В 1462 г. выходит 48-строчная Библия, которая отличается мелким шрифтом. Ее относят к лучшим образцам раннего книгопечатания. В 1465 г. печатается сочинение Цицерона «De offices». В этом издании был впервые употреблен греческий шрифт, хотя довольно несовершенный. В основном Шеффер печатал богослужебные книги и объемистые трактаты богословского и юридического содержания

на латинском языке. После смерти Шеффера его типографское дело успешно продолжали его сын и внук. После разгрома Майнца в 1462 г. работавшие там типографы разъехались в разные города и страны. Новым центром книгопечатания становится Страсбург. Одним из первых здесь работал Иоганн Ментелин (1410–1478), основавший свою типографию около 1458 г. Он состоял в цехе живописцев, занимаясь иллюстрацией рукописных книг.

Существуют предположения, что он работал в типографии Гутенберга во время пребывания первопечатника в Майнце. Ментелин выпустил много церковнослужебных и богословских книг. В 1466 г. он издал первую Библию на разговорном немецком языке, затем напечатал роман «Парсифаль» и поэму «Титурель» Вольфрама фон Эшенбаха – произведения, не переиздававшиеся в

Германии вплоть до XIX в. Наряду с произведениями христианских авторов, Ментелин издал немало произведений античных писателей – Аристотеля, Вергилия, Теренция и др. В 1460-х годах его предприятие было одним из крупнейших в Европе коммерческих предприятий. Он один выпустил 41 издание. Среди 20 страсбургских типографов, которые работали в этом городе до 1500 г выделяется также

Генрих Кноблохтцер. Он печатал народную литературу, обильно украшал свои издания гравированными инициалами, бордюрами и иллюстрациями. Он также впервые выпустил книги, страницы которых были оформлены сплошным бордюром. Пользовалась известностью деятельность Иоганна Грюнингера. Помимо литургических сочинений он издавал разнообразную научную литературу, в том числе медицинскую, юридические трактаты, сочинения древних классиков и гуманистов.

Славятся иллюстрированные издания Грюнингера (Теренций, Вергилий). В Бамберге изданием книг на разговорном немецком языке прославился Альбрехт Пфистер (1410–1464). Получив церковное образование, он одновременно выполнял обязанности секретаря при бамбергском епископе. Пфистер, видимо, был учеником Гутенберга и печатал свои издания шрифтом В36. Наиболее выдающимся нюрнбергским типографом

XV в. был Антон Кобергер (1410–1513), прозванный «князем печатников». Впервые его имя появилось в издании 1474 г. В дальнейшем он выступает и как издатель-работодатель, распространявший заказы по различным типографиям. Его типография была крупнейшей в Германии. В ней насчитывалось 24 станка, которых обслуживали 100 мастеров. Во многих странах Европы работали филиалы дома Кобергера.

Он издавал преимущественно книги большого объема. Наиболее известные его издания: немецкая Библия 1483 г украшенная многочисленными гравюрами, и знаменитая «Всемирная хроника» Г. Шеделя. В 1498 г. Кобергер издает «Апокалипсис» с иллюстрациями Альбрехта Дюрера. До 1500 г. типография выпустила около 250 названий. Смерть Кобергера вызвала прекращение всего дела. В

Северной Германии в качестве центра книгопечатания выступает Любек, через который шла связь с Данией и Швецией. В 1473 г. здесь возникла типография Лукаса Брандиса. Его основными изданиями являются «Иудейская война» Иосифа Флавия и «Rudimentum novitorum» - учебник по всемирной истории неизвестного автора.

Кельн был центром университетской и церковной схоластики. В XV в. в нем работали 29 печатников, влияние которых простиралось на Северную Германию, Нидерланды и Англию. 96% кельнских изданий – на латинском языке и половина носила теологический характер. В 1468 г. появилась первая типография в Аутсбурге. Ее владельцем был Гюнтер Цайцнер, обучавшийся искусству печати в

Страсбурге у Ментелина. Он издавал иллюстрированные книги на разговорном немецком языке. В 1488 г. в Аутсбург из Италии возвращается известный немецкий печатник Эрхард Ратдольт. Он печатал литургические книги, а также много математических и астрономических сочинений. Ему принадлежит первое по времени издание образцов типографических шрифтов, которые имелись в его типографии. Постепенно расширяется круг иллюстрированных изданий, появляются иллюстрированные описания путешествий,

хроники, медицинская естественная литература, издания античных классиков и современная литература. Среди наиболее примечательных иллюстрированных изданий нужно отметить первую нижненемецкую Библию (1478), изданную анонимно Квентеллем в Кельне, «Корабль дураков» Бранта, напечатанный Б. Фон Ольпе. Большим своеобразием отличались иллюстрации Грюннингера. Разработанная им техника гравюры, позволившая с помощью тонких штрихов воспроизводить тень

и полутень, получила наибольшее выражение в творчестве самого выдающегося гравера к.XV – начала XVI века Дюрера. Развитие буржуазных отношений, образование в Европе национальных государств, рост национального самосознания вызвали к жизни первые национальные библиографии, учитывающие литературную продукцию той или иной страны. Одна из самых ранних национальных библиографий – составленный в 1495 г.

Иоанном Триттенгеймским «Каталог знаменитых мужей Германии». 4. Книжные знаки. Возникновение книгопечатания, появление крупных личных библиотек, развитие переплетного искусства вызвали стремление книголюбов украсить книгу специальными знаками, обозначающими ее принадлежность определенному владельцу. Чаще всего на внутреннюю сторону переплетов наклеивались изображения родовых гербов, вензелей владельца книги.

Эти знаки нередко представляли собой различные символические изображения. Такие знаки называются экслибрисами, что в переводе с латинского означает «из книг». Экслибрисы, помещенные на переплетах, получили название суперэкслибрисов. Латинское слово «super» означает «над». Германия была родиной экслибрисов, в Нюрнберге хранится богатая коллекция книжных знаков – более 20000.

Среди них один из первых – выполненная в 1480 г. гравюра на дереве, изображающая ангела, держащего в руках герб владельца книги герцога Гильденбранта Бранденбурга фон Бибераха. Некоторые историки считают, что книжный знак появился в Германии еще раньше – в 1460 г. II. Книга в XVI веке. 1. Основные издательства. В начале XVI в. Германия продолжала оставаться политически раздробленной

страной. В городах сохранялось цеховое ремесло, в некоторых отраслях хозяйства, в частности, в области книгопечатания, возникают сравнительно крупные предприятия, в которых работало по несколько десятков наемных рабочих. После Великой крестьянской войны 1525 г. в стране наступила жестокая реакция, длившаяся на протяжении всей второй половины XVI в. Усилилась церковная и политическая цензура. В начале XVI в. Продолжают работать типографии, возникшие в

XV в. После смерти Петера Шеффера его сын Иоанн продолжал с успехом дело на протяжении 30 лет. Этот успех был обеспечен тем, что в 1518 г. Фуст был объявлен изобретателем книгопечатания, а также известностью, приобретенной в XV в. Иоганн Шеффер печатал официальные издания Рейхсканцлера, местопребыванием которого был Майнц. Принадлежа к гуманистическому направлению и будучи связанным с

Ульрихом фон Гуттеном, И. Шеффер печатал наиболее важные произведения рыцарей. Он умер в 1534 г его наследник Иво Шеффер продолжал дело до 1555 г. Духовным центром Реформации был Виттенберг. Здесь в 1592 г. был основан университетет, который содействовал развитию местного книгопечатания. В Виттенберге работал Иоганн Рау, прозванный «Грюненбергом» - первый печатник

Лютера. По влиянием Лютера город в течение 30 лет был продуктивным центром немецкого книгопечатания. В Базеле прославились Иоанн Фробен, издававший теологические, юридические сочинения и многочисленные труды Эразма Роттердамского, Генрих Петри, кроме латинских и греческих авторов печатавший на немецком и латинском языках «Космографию, или описание всех стран» Себастьяна Мюнстера, Иоганн Опаринус, издавший Коран в 1542 г. в латинском переводе, который впоследствии

вошел в список запрещенных книг. Он же напечатал «Анатомию» Везалия с превосходными иллюстрациями. 2. Тематика и типы изданий. Гуманистическое движение вызвало к жизни много ярких, талантливых произведений публицистической и художественной литературы. С немецкими гуманистами был тесно связан Эразм Роттердамский, постоянно живший в Базеле с 1514 г.

Он осуществил перевод с греческого на латинский язык Библии и произведения отцов церкви, широкой известностью пользовались его сатирические произведения, в который затрагивались различные стороны жизни того времени. В период Реформации успехом пользовались сочинения Мартина Лютера, до его смерти издано около 3700 различных его сочинений.

Вышедшая в 1522 г. в 5000 экземпляров Библия была раскуплена в течение нескольких недель. Также был широкий поток «летучей» литературы – листовок, злободневных трактатов брошюрного типа на немецком языке. 3. Оформление книги. Книжное искусство продолжало развиваться. Распространяется мода на богато иллюстрированные издания. Искусство деревянной книжной гравюры достигло кульминации в первой половине века.

Ее успехи были связаны с деятельностью выдающегося художника и гравера Альбрехта Дюрера. Ему и его ученикам принадлежат сотни гравюр, многие из которых поражают своей величиной. В 1493 г. Дюрер выполнил 16 больших гравюр к «Апокалипсису». Своими иллюстрациями прославились также аугсбургские мастера Ганс Шауфуффелин, Ганс Вендитц, создавший ряд иллюстраций к книгам

Петрарки и к «Письмам» Цицерона, мастер Базеля Ганс Гольбейн, мастер Виттенберга Лука Кранах. III. Книга в XVII веке. 1. Издатели книги. Тридцатилетняя война (1618 – 1648) явилась для Германии национальной катастрофой, последствия которой были ощутимы до конца XVIII в. Политическая и экономическая отсталость страны не благоприятствовала развитию книгопечатания

и книжного дела. В Лейпциге наиболее крупным издателем был Хеннинг Гроссе. В 1595 г. он выпустил первый лейпцигский «Ярмарочный каталог», до этого издавались лишь франкфуртские. В Нюрнберге видным издателем был Вольфганг Эндтер. Центром антиреформационной литературы был Мюнхен. 2. Тематика и оформление книги. В тематике немецкой книги отразился духовный кризис, который переживало

немецкое общество. На книжном рынке преобладали издания, не представляющие интереса ни в идейном, духовном плане, ни в отношении типографского оформления. На смену политическим листовкам XVI в. вновь приходит ярмарочная литература, спекулирующая на сенсации, суеверии и невежестве – описание фантастических явлений природы, астрологические предсказания, календари, волховники. В таком же духе печатается масса назидательных произведений.

Выходят различные песенники, часовники, сборники проповедей, лечебники. Серьезная литература издавалась мало. В области философии выдающиеся труды были созданы крупнейшим немецким ученым, государственным деятелем, юристом и дипломатом, основателем Берлинской академии наук Г.В. Лейбницем. В них он сформулировал и развил свое учение о монадах, лежащее в русле объективного идеализма. Его последователь и ученик

Христиан Вольф систематизировал в своих трудах философские взгляды Лейбница, создал немецкую философскую терминологию, воспринятую последующими немецкими мыслителями. Выходят несколько историко-географических сочинений энциклопедического характера. Это «Theatrum Europaeum» историка Абелина, писавшего под псевдонимом Готтфрид. Книга была опубликована в 1635 г. с многочисленными гравюрами, портретами, планами, картами.

В 1675–1679 гг. в Нюрнберге была издана двухтомная первая немецкая история искусств «Немецкая Академия строительного, гравюрного и живописного искусства». Возникают типографии, печатавшие книги на иностранных языках. В 1686 г. была основана подобная типография в Берлине голландцем Робертом Рогером. Он печатал лишь французские, латинские и итальянские произведения.

Печатались книги на восточных языках. В 1680–1687 гг. вышел пятитомный «Лексикон» на арабском, персидском и турецком языках, положивший начало изданиям подобного рода. Во время политической реакции многие писатели впали в состояние глубокого уныния и отчаяния, искали спасения в религиозном отречении. В то же время в произведениях передовых писателей звучал протест против войны и разрушений. Сатирическое направление нашло отражение в творчестве поэтов

Фридриха фон Логау, Векерлина. Издавались произведения по естественным наукам: ботанике (Иоахим Юнг), математике (Лейбниц, Ризе, Бейтель, Штурм), астрономия (Иоганн Кеплер). Появляются первые газеты и журналы. Листки под названием «Новая газета» во время Реформации выходили нерегулярно, первые газеты в современном смысле издавались еженедельно. Такими были «Авизо» в Вольфенбюттеле, «Реляцион» в

Страсбурге. В 1660 г. Тимофей Ритуш основал в Лейпциге первую еженедельную газету «Neue in Laufendum Nachrichten von Kriegs und Welthandeln». Его примеру последовали и другие. В 1663 г. появился первый немецкий журнал «Ежмесячная беседа» («Monatsgesprachen») в Гамбурге. Получает дальнейшее развитие искусств медной гравюры. В нем прославились выходцы из Нидерландов – династия де

Бри. Гравюра на меди широко использовалась для оформления титульных листов. В области книжной иллюстрации прославились А. Хогенберг, искусные граверы И. и Е. Задлеры. Одним из наиболее значительных гравированных изданий XVII в. считается «Немецкая Академия», выпущенная в Нюрнберге. Заключение Родина книгопечатания, подарившая миру

Гутенберга и многих иных выдающихся типографов, издателей, оформителей книги Германия обогатила сокровищницу мировой культуры многочисленными превосходными по содержанию и по оформлению изданиями, запечатлевшими вклад немецкого народа в собственную и в мировую науку, культуру, производство. XIV – XVII века – эпоха зарождения печатной книги в Германии, появления ее первых издателей, оформителей.

Продуктами этой эпохи были газеты, журналы. XIV – XVII века охватили эпоху Возрождения, политическую раздробленность, Великую крестьянскую войну, период реакции, эпоху Реформации, Тридцатилетнюю войну. Развитие книги шло своим чередом, оно отразило в себе события, мысли общества этого времени, его потребности. Книга является памятником своего времени

Список использованных источников: 1) Баренбаум, И.Е. История зарубежной книги: учеб. пособие/ И.Е. Баренбаум. – Вып. IV. – Л.: [Б.и.], 1978. – 113с.:ил. 2) Горбачевский, Б. Люди, книги, библиотеки: научно-популярные очерки/ Б. Горбачевский. – М.: Изд-во Всесоюзной кн. палаты,

1963. – 197[1]с.:ил. 3) История книги / Под ред. А.А.Говорова, Т.Г. Куприяновой. – М.: Светотон, 2001. – 400с. 4) Шомракова, И.А. Всеобщая история книги / И.А. Шомракова, И.Е. Баренбаум; СПбГУКИ. – СПб.: Профессия, 2005. – 368с. 5) Хромов, О.Р. Гутенберг Иоганн// Большая энциклопедия

Кирилла и Мефодия [эл. ресурс]. – 2003.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.