Реферат по предмету "География"


Порайонные различия Турции

Министерство Образования Республики Беларусь


Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка


Тема: Порайонные различия Турции


Выполнил студент


фак-та естествознания


504 группы


отделения «География. Охрана природы»


Козлов Евгений Валерьевич


Минск 2010


Порайонные различия Турции


Принимая во внимание уровень развития и особенности размещения производи­тельных сил, а также учитывая тенден­ции общественного прогресса, в Тур­ции можно выделить три крупных эконо­мических района. Это промышленно-аграрный Запад
, аграрно-промышленный Центр и аграрный Восток.
Перечислен­ные экономические районы отличаются между собой прежде всего не физико-географической неоднородностью, а гос­подствующим типом производственных отношений, особенностями хозяйственно-отраслевой структуры, этнографически­ми и демографическими показателями.


Вместе с тем в границах этих трех глав­ных районов имеются подрайоны с прису­щими только им специфическими природ­ными, социально-экономическими и де­мографическими характеристиками.


Промышленно-аграрный Запад и Юг


Включает вилайеты Западной Анатолии и Турецкой Фракии, а также южные районы Средиземноморья, охватывает чуть больше четверти всей территории страны, но здесь проживает почти 2/5 населения республики. Вот почему плотность на Западе (70 человек на 1 кв. км) в полтора раза выше средненациональной. Также включает такие подрайоны как:


1. Мраморноморский


2. Эгейский


3. Средиземноморский


Мягкий морской воздух, обильные зим­ние дожди, плодородные почвы речных долин и слегка возвышенных равнин, наличие ряда полезных ископаемых бла­гоприятствуют разнообразной деятельно­сти человека. Долины рек Большой Мендерес и Малый Мендерес известны своим инжиром, высушенные плоды которого издавна идут на экспорт в Европу, окрест­ности Измира — садами и виноградника­ми, долина р. Бакыр— маслинами и табаком, р. Гедиз — бескосточковым ви­ноградом, из которого вырабатываются лучшие сорта изюма. Долины других рек района (Марицы, Сакарьи, Суеурлука, Эргене) выделяются техническими (хлоп­чатник, табак, сахарная свекла, опийный мак) и садовыми культурами.


Леса и кустарники занимают здесь 6,6 млн. га, покрывая треть территории района. Особенно крупные массивы леса расположены на севере (вилайеты Болу, Зонгулдак и Коджаэли) и юге (вилайет Мугла).


Западная Турция богата минеральными и энергетическими ресурсами. На севере ее узкой длинной полосой протянулся по Черноморскому побережью единствен­ный в стране каменноугольный бассейн. Обнаружены и в ряде мест разрабатыва­ются месторождения бурого угля, желез­ной руды, хромитов, полиметаллов, воль­фрамовых руд, боратов, асбеста, наждака, мрамора и других полезных ископаемых.


Территория района после выселения от­сюда греков по Лозаннской конвенции 1923 г. и депортации армян имеет одно­родное турецкое население. Лишь в круп­ных портовых городах — торговых цен­трах сохранились немногочисленные ко­лонии греков, армян и евреев, играющих тем не менее важную роль в экономиче­ской жизни данного района и страны в целом. Население района быстро растет за счет притока разорившихся крестьян восточ­ных вилайетов.


В промышленно-аграрном Западе и Юге на­ивысший уровень урбанизации: город­ское население составляет там половину всех жителей. В районе много городов, в том числе семь городов (Стамбул, Из­мир, Бурса, Эскишехир, Измит, Адапазары, Денизли) с населением свыше 100 тыс. жителей в каждом. Там же на­ходится и самый крупный город стра­ны — Стамбул, имеющий 2,5 млн. жите­лей.


Это наиболее развитая часть Турции, ее индустриальное ядро. Здесь сосредоточено 2/3 фабрично-заводского пролета­риата и производится 69% промышленной продукции. Сравнительно высоко разви­ты черная металлургия (комбинаты в Карабюке и Эрегли, небольшие сталели­тейные и трубопрокатные заводы в Стам­буле, Измире и Измите) и транспортное машиностроение (сборка автомобилей в Стамбуле, Бурсе, Измире, Измите, произ­водство железнодорожного подвижного состава в Адапазары, Эскишехире, судо­строение в Стамбуле, самолетостроение в Эскишехире). Большое развитие издавна получили традиционные отрасли инду­стрии: текстильная (хлопчатобумажная, шерстяная, шелковая, производство ков­ров) и пищевая (мукомольная, кондитер­ская, мясо-молочная, маслобойная, сахар­ная, овоще- и рыбоконсервная, произ­водство алкогольных и безалкогольных напитков). К перспективным отраслям от­носятся химическая, энергетическая и производство строительных материалов (цемента, стекла, кирпича). Запад Тур­ции — важный центр выработки и потре­бления электроэнергии, что обусловлено как наличием энергорссурсов, так и кон­центрацией потребителей. Крупнейшие промышленные узлы района: Стамбуль­ский, Измирский, Зонгулдакский и Измитский.


В сельском хозяйстве района гос­подствующее место занимает капитали­стический уклад. Здесь много крупных ферм, оснащенных современными земле­дельческими орудиями. На этот район приходится 46% тракторного парка стра­ны. Тракторным плугом здесь вспахива­ется около 1/2 площадей. Район, концен­трирующий 29% всех посевных площадей страны, дает 90% общего сбора подсолнеч­ного семени, около 75% урожая табака, инжира, аниса, роз, до 50% урожая хлопка- волокна, сахарной свеклы, кунжута, но менее 25% годового сбора пшеницы, ячме­ня, ржи и риса. Здесь сконцентрировано почти все производство оливкового масла и опийного мака. Поэтому промышлен­ный Запад, несмотря на преобладание современных методов земледелия, соб­ственным хлебом себя не обеспечивает и часть потребностей покрывает за счет завоза зерна из соседнего Центрального района и импорта его из-за границы.


Животноводство — вторая после земле­делия отрасль сельского хозяйства — также ориентировано в значительной сте­пени на производство рыночных товаров. Здесь сосредоточено до 28% крупного рогатого скота страны и 24% мелко­го. Вокруг крупных потребительских центров возникла сеть современных птицеводческих ферм, базирующихся на продукции заводов комбикормов.


Стамбул — основной промышленный и торгово-финансовый центр Турции. В нем производится свыше четверти всей промышленной продукции страны. Ка­жется, нет отрасли, которую нельзя было бы встретить в этом городе. Это и легкая (текстильная, кожевенно-обувная, сте­кольная) и пищевкусовая (мукомольная, кондитерская, мясо-молочная, табачная) и тяжелая промышленность (машино­строение и судостроение). Стамбул — военно-морская база турец­кого флота. Через его торговый порт про­ходит большинство импортных грузов страны и часть экспортных.


Южнее Стамбула в азиатской части страны (Анатолии), на восточном берегу одного из глубоких заливов Эгейского моря, находится не менее древний го­род — Измир, основанный примерно в X в. до н. э.. Ныне это третий по величине и эко­номическому значению город Турции. Измир— промышленный и торговый центр богатого экономического подрай­она. В промышленности преобладают от­расли, перерабатывающие сельскохозяй­ственное сырье: мукомольная, маслобойная, хлопкоочистительная, хлопчатобумажная, табачная, а также машиностро­ение и судостроение. Хорошо оборудо­ванный и доступный для судов любого класса порт Измир по объему грузооборота второй в стране после Стамбула. Но если Стамбул — главные ворота для им­портных товаров, то через Измир прохо­дит свыше половины экспортных грузов. В городе располо­жен штаб командования объединенными сухопутными войсками НАТО в юго-вос­точной части южной зоны Европы.


Другим важным экономическим и культурным центром Западного района является Бурса — пятый по населению город Турции, город памятников средневековья и лечебных источников стал ныне центром текстильной (шерстяной, шелкоткацкой и трикотажной), пищевой (мясо-молоч­ной и овощеконсервной), машиностро­ительной (производство автомобилей и электромоторов) промышленности. Раз­витие индустрии не лишило, однако, города его типично восточного колорита.


На восток от Бурсы на полпути к Анкаре находится быстро растущий про­мышленный центр Эскишехир. В нем много значительных по турецким масштабам предприятий: военных (заво­ды артиллерийского оборудования, ми­нометный, самолетосборочный) и гра­жданских (локомотивостроительный, це­ментный и сахарный заводы, хлопчатобу­мажная фабрика). Это важный узел железных и шоссейных дорог, а также торговый центр.


Экономически тяготеющий к Стамбулу и лежащий в глубине одного из заливов Мраморного моря город Измит встречает приезжего лесом фа­бричных труб или, как говорят турки, «минаретов Ататюрка». Это пять неболь­ших бумажно-целлюлозных фабрик, два завода автомобильных шин, предприятия нефтепереработки, нефтехимии, мине­ральных удобрений, автосборки, произ­водства кабеля, сварных труб.


Наконец, важными промышленными городами Западного экономического района являются: Адапазары, с заводами по сборке сельскохо­зяйственных машин, локомотивов и ваго­нов, стекольно-керамических и деревян­ных изделий; Зонгулдак — центр промышленной агломера­ции, включающей угольные шахты ка­менноугольного бассейна и металлурги­ческие комбинаты в Карабюке и Эрегли; Кютахья, издревле сла­вится как город турецкой керамики. Мерсин — один из важнейших портов на Средизем­ном море. Промышленность города состоит из принадлежащего ино­странцам нефтеперерабатывающего завода, автосборочного предприятия, заво­да минеральных удобрений, двух тек­стильных фабрик, небольших мукомоль­ных, маслобойных и спирто-водочных за­вводов.


Важное значение в экономике страны играет Средиземноморский район. Здесь находится второй по зна­чению (после Западной Анатолии) центр турецкой индустрии туризма, привлека­ющий многие тысячи людей своими яркими многокрасочными пейзажами, ла­сковым, даже зимой сине-голубым мо­рем, воздухом, настоенным на аромате лавра, йода, сосен пиний и других экзоти­ческих средиземноморских растений. В этой части района сконцентрированы ис­ключительно интересные архитектурные памятники седой старины: руины древних амфитеатров, первых христианских хра­мов, крепостей и гротов, овеянных ска­зочными легендами.


Связь районов через Босфор раньше поддерживалась с помощью паромов и пассажирских судов. В октябре 1973 г., в пятидесятую годовщину Турецкой Респу­блики, было открыто движение по новому висячему мосту, протянувшемуся на 1,5 км и поднявшему свои пролеты над водами Босфора на высоту 64 м.


Аграрно-промышленный Центр


Аграрно-промышлснный Центр, или Среднюю Турцию, составляют 14 вилай­етов Центральной Анатолии и по четыре вилайета, расположенных на Черномор­ском и Средиземноморском побережьях. Общая площадь района 300 тыс. кв. км. т. е. почти 2/3 территории страны. Включает подрайоны:


1. Внутренняя Анатолия


2. Черноморский


Этот экономический район в физико-географическом отношении отличается большим разнообразием почвенно-климатических условий и растительности. Если северная окраина района — среднее Причерноморье — с умеренными осад­ками и температурным режимом, а южная — знойные субтропики Средизем­номорья с вечнозеленой растительно­стью, то остальная территория — обшир­ные просторы плоскогорий с континен­тальным климатом и большими сезон­ными перепадами температуры.


В Средней Турции разведаны и эксплу­атируются в небольших количествах месторождения бурого угля, железной руды, хромитов, медной руды, бокситов, ртути, серы, поваренной соли. С прогрессом национальной индустрии экспортный сек­тор добывающей промышленности посте­пенно сокращается, но по ряду минералов (хромиты, медь, полиметаллы, бораты), по существу, сохраняется полная зави­симость производства от спроса на миро­вом рынке.


В районе проживает 38% жителей стра­ны. Показатель плотности населения рай­она (45 человек на 1 кв. км) почти совпа­дает с общенациональным, но значи­тельно ниже соответствующего показате­ля на западе страны. Однако в этом отно­шении различные местности значительно отличаются одна от другой. В прибреж­ных вилайетах и на низменных равнинах плотность иногда вдвое превышает рай­онный показатель, а в полупустынных областях опускается намного ниже рай­онного.


Средняя Турция имеет девять городов с населением свыше 100 тыс. человек. Это Анкара, Адана, Газиантеп, Конья, Кайсе­ри, Самсун, Сивас, Мерсин и Марат. Но доля городского населения (36%) здесь значительно ниже, чем на промышлепно-аграрном Западе.


Промышленность, занимающая в Сред­ней Турции второе место по объему производства, в ряде мест довольно значи­тельно развита. Повсеместно встречаются небольшие предприятия по переработке продукции земледелия и животноводства: мукомольные, овоще-мясоконсервные, сыроваренные, маслобойные, сахарные, пивоваренные, винокуренные, табачные. В южных городах района (Адана, Газиантеп, Искендерон, Мерсин, Тарсус) создана текстильная промышленность. Помимо крупного металлургического завода в Искендероне, в городах Анкара, Кайсери, Конья, Кырыккале, Сивас имеются пред­приятия «малой» металлургии, которые удовлетворяют местные потребности в черном металле.


В целом предприятия аграрно-промышленного Центра концентрируют четверть рабочего класса страны и дают 24% про­дукции промышленности.


Центр района Анкара (до начала 30-х годов называлась Ангора). Полагают, что первое поселение на этом месте было основано в VII в. до н. э. Город расположен почти в центре Анатолии. В декабре 1919 г. тихий провинциальный городок Анкара стал центром национально-освободительного движения турецкого народа, а в октябре 1923 г. был провозглашен столицей Ту­рецкой Республики. С этого времени население его стало быстро расти: в 1927 г. насчитывалось 75 тыс. жителей, а сейчас около 2 млн.


Ныне это промышленный (пищевая, машиностроительная, цементная, деревообрабатывающая отрасли производства), торговый и культурный центр страны и важный узел железных и шоссейных дорог.


В 70 км на восток от Анкары находит­ся быстро растущий город Кырыккале с рядом военных заводов. Анкара и Кырыккале, составляющие вместе про­мышленный узел, представляют собой индустриальный оазис в обширном аграрном районе.


Юго-восточнее Анкары расположен город Кайсери. Это промышленный и торговый центр Сред­ней Турции. В городе работает хлопчатобумажный комбинат, построенный в 30-х годах при техниче­ской и экономической помощи Совет­ского Союза, а также самолетосборочный завод, мясокомбинат, сахарный и молочный заводы. Кайсери — один из старейших центров кустарного производ­ства турецких ковров, имеющих широкий спрос на рынках Западной Европы.


На крайнем востоке Анатолийского плоскогорья, в верхнем течении р. Кызыл-Ирмак, находится город Сивас. В го­роде име­ются заводы цементный и вагоноремонтный, а также мебельные и ков­ровые мастерские.


Из всех городов района наибольшей популярностью не только у иностранных туристов, но и у самих турок пользуется Конья. Этот город, основан­ный еще при хеттах (XIV—XII вв. до н. э.), с 1097 по 1307 г. служил столи­цей империи турок-сельджуков. Ныне Конья — круп­ный транспортный узел и торговый центр зернового и скотоводческого района. В городе имеется ряд мелких и средних предприятий по пере­работке местного сырья: мясокомбинат, сахарный, молочный, цементный, кир­пичные и керамические заводы, ковровые мастерские.


Ведущая отрасль эко­номики — сельское хозяйство, причем в прибрежных вилайетах севера и юга явно преобладает земледелие, а в центре животноводством занимаются наравне с земледелием. На весь этот район прихо­дится чуть более половины (52%) посев­ных площадей Турции, 40% — мелкого и крупного рогатого скота страны. Во вну­тренних вилайетах основу земледелия со­ставляет зерновое хозяйство, на окра­инах — технические и садово-огородные культуры. В целом аграрно-промышленный Центр производит в масштабе стра­ны 58% пшеницы, ячменя — 52, хлоп­ка — 55, картофеля и сахарной свеклы — около 45%, а также 87% цитрусов и 42% винограда. Район не только полностью покрывает внутренние потребности, но и значительную часть зерна вывозит в Западный экономический район. Техни­ческие культуры, плодоводство и вино­градарство в значительной мере ориентированы на экспорт. На вывоз идут также живой скот, овечья шерсть и особенно тифтик, или мохер,— шерсть знамени­тых ангорских коз (район дает почти 100% этого ценного продукта).


Данный экономический район, занимая в стране срединное географическое поло­жение, играет большую роль в транспорт­ном отношении. В широтном и долготном направлении территорию района пересе­кают железнодорожные линии и ряд пер­воклассных шоссе, имеющих выходы к морским воротам Средней Турции: Мерсину и Искендерону на Средиземном море, Самсуну и Инеболу на Черном.


Аграрный Восток


Включает 22 вилайета Восточной Турции общей площадью 276 тыс. кв. км (35% плошали страны), на которой проживает 23% всех жителей Турции. Это самая редконаселенная часть страны: средняя плотность 29 человек на 1 кв. км против 70 на Западе и 45 человек на 1 кв. км в Центре. В него входят такие районы как:


1. Восточная Анатолия


2. Юго-восточная Анатолия


Район аграрного Востока, протянув­шийся с севера на юг от побережья Чер­ного моря до окраин Сирийской пустыни, охватывает различные климатические зоны. На северной окраине района влаж­ный воздух черноморских субтропиков способствует культивированию чая, ци­трусов, на крайнем юге — выжженная знойным солнцем и горячим дыханием Сирийской пустыни степь, имеющая кое-где полупустынные ландшафты, в цен­тре — сменяющие одна другую гряды гор, на вершинах которых отливают голу­бизной вечные снега, а у подножия гор и в долинах возделываются маслины и виноград.


Лесов мало — около 4 млн. га, и они занимают не более 15% территории рай­она. Вырубаемые в течение столетий, они во многих местах ныне почти совсем сведены.


В горных районах летние температуры определяются в основном высотой мест­ности. Поэтому в долинах на высотах 700—900 м культивируются хлопчатник и рис, а на возвышенных плоского­рьях — не требующие высоких темпера­тур зерновые культуры и овощи.


Для этого района в отличие от первых двух характерна большая национальная пестрота. Примерно половину населения Востока составляют турки, остальные курды, имеющие в ряде вилайетов (Агры, Бингёле, Битлисе, Диярбакыре, Муше, Сиирте, Ване) абсолютное большинство, арабы, обитающие в пограничных с Ира­ком и Сирией районах, лазы, расселенные в восточном Причерноморье. Процессы урбанизации протекают здесь более медленно, чем в других рай­онах: города концентрируют не более 1/5 жителей района. Кроме того, сами города по благоустройству и степени индустриализации заметно уступают го­родам Западной и Средней Турции: в них отсутствуют централизованное водоснаб­жение, отопление и канализация, мало современных предприятий. В районе лишь пять городов с населением свыше 100 тыс. человек: Диярбакыр, Малатья. Урфа, Элязыг, Эрзурум.


Что касается промышленности» то здесь размещено лишь 18% мощности сахарных заводов страны, 14% — цементных и менее 10% общего числа хлопчатобумажных веретен и ткацких станков.


Однако все сказанное отнюдь не озна­чает, что на востоке страны социально- экономические условия сохраняются не­изменными. С расширением транспорт­ных артерий Восточная Турция, не оставаясь более хозяйственно изолированным краем, постепенно втягивается во внутренние и внешнеторговые связи страны. Ныне повсеместно возникают и укрепля­ются капиталистические формы ведения хозяйства как в земледелии, так и в животноводстве. В различных городах района работают и строятся предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья: сахарные и молочные заводы, тек­стильные фабрики. Развивается промыш­ленность строительных материалов.


В экономике района возрастает зна­чение добывающей промышленности. В этой части Турции находятся основные центры добычи нефти (Гарзан, Рамандаг,Кяхта), железной руды (Дивриги. Хеким- хан), медной руды (Мургул, Эргани) хромитов (Гулеман) и полиметаллов (Ке­бан, Коюлхисар, Орду). На базе разрабо­ток полезных ископаемых создаются пер­вые предприятия по переработке про­мышленного сырья: небольшой нефтепе­рерабатывающий завод в Батмане (мощность 1 млн. т. нефти в год), медепла­вильные заводы в Эргани и Мургуле, завод по выплавке свинца в Кебане.


Большого эффекта в экономическом раз­витии района ожидают от гидроэнергети­ческого комплекса на р. Кебан («турец­кого Асуана») — крупнейшей в Юго- Занадной Азии ГЭС мощностью 1 240 гыс. кВт.


Центр северной части этого экономи­ческого района — Эрзурум (160 тыс. жителей) — узел железных и шоссей­ных дорог, расположенный в юго-восточ­ном углу Эрзурумской равнины, близ руин старинного армянского города Ка­рин. Здесь размещено около десятка маломощных предприятий пищевой, ме­таллообрабатывающей и деревообраба­тывающей промышленности. Диярбакыр — крупный административный и экономический центр, главный город турецкого Курдистана. Он распо­ложен на правом берегу р. Тигр на пере­сечении старинных путей, ведущих к Закавказью, Месопотамии и Сирии. Имеется небольшой за­вод алкогольных напитков, ковроткацкая фабрика мельницы и рисорушки — вот и вся его промышленность.


На западе района кое-какой промыш­ленностью располагает Малатья (155 тыс. жителей). Это сахарный и спиртовой заводы, хлопчатобумажная и табачная фабрики.


На северо-востоке от Малатьи нахо­дится другой индустриализируемый город Элязыг (130 тыс. жителей). В городе и его окрестностях до десятка небольших предприятий пищевой, текстильной, хи­мической и цементной промышленности.


В целом на аграрный Восток прихо­дится лишь 9% промышленных рабочих, и там создается только 7% промышленной продукции страны.


Главенствующее место в экономике района принадлежит сельскому хозяй­ству, и прежде всего животноводству. Подсчитано, что аграрный Восток дает лишь 16% национального сбора зерновых культур, менее 10% —технических и садо­вых культур, но обеспечивает четверть дохода страны от животноводства.


На обширных яйлах Карса и Эрзурума пасутся большие стада коров. Молоко используется для приготовления масла, сыров, а также вывозится на завод молоч­ного порошка в Карсе. Производство молока и молочных продуктов харак­терно и для вилайетов Гиресун, Трабзон. Район в целом сосредоточивает 2/3, удой­ных коров и является в стране основным производителем молочных продуктов.


Повсеместно разводят здесь и мелкий рогатый скот. Аграрный Восток дает треть всей производимой в стране овечьей шерсти и 43% козьей шерсти. Он является главным поставщиком мяса на внутрен­ний рынок. Выращиваемый здесь убой­ный скот большими партиями отправля­ется в потребительские центры Турции.


Из сельскохозяйственных культур пре­обладают зерновые, ведущее место среди которых принадлежит пшенице. Ее возде­лывают главным образом в юго-восточ­ных вилайетах: Диярбакыре, Малатье, Мардине, Урфе, дающих почти половину сбора зерновых района. В общенацио­нальном балансе пшеницы на Восточный район приходится лишь 17% производст­ва этой важнейшей продовольственной культуры.


Северо-запад района славится чаем и фундуком, а юго-запад — фисташками.


В целом Аграрный Восток — наиболее отста­лый в экономическом и культурном отно­шении район. В нем, особенно в местах, населенных курдами и арабами, сильны феодальные пережитки. Обрабатываемая земля сосредоточена в руках небольшой горстки помещиков, которые ведут хозяй­ство на полуфеодальной основе. На полях этого обширного района работает менее 8% всего тракторного парка.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Поиск и сбор лекарственных растений
Реферат Паскаль обробка текстів
Реферат «Лечебная физкультура»
Реферат Кино - самое массовое из искусств
Реферат Восхождение к интеллекту. Опыт эволюционно-иерархической классификации
Реферат Налог на добавленную стоимость в Украине
Реферат Політична думка та світоглядні ідеї Стародавнього Риму
Реферат The Development Of The United States In
Реферат Обоснование местоположения фирмы или производственного объекта
Реферат Диего Родригес Веласкес
Реферат Тяговый расчет трактора ДТ-75М
Реферат 1 Краткая история экологии
Реферат Совершенствование антиинфляционной политики государства в России как элемента механизма государс
Реферат Прогнозирование объема продаж на ОАО Бел-ОМО ММЗ им. С.И. Вавилова
Реферат Семья Мармеладовых в романе Федора Достоевского Преступление и наказание