Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Проблемы учета дополнительного капитала

СОДЕРЖАНИЕ


Введение. 3


1Экономическая сущность капитала. Понятие и состав дополнительного капитала как составной части собственного капитала. 4


2Проблемы определения и оценки дополнительного капитала предприятия. 8


3Проблемы оценки и учета дополнительного капитала в сельскохозяйственных кооперативах13


4Проблемы финансирования деятельности предприятия и использования дополнительного капитала в Украине. 19


Заключение. 25


Список литературы.. 26


Введение


Бизнес в любой сфере деятельности требует ответа на три основных вопроса: каким производственным потенциа­лом должен располагать субъект хозяй­ствования для достижения поставленной цели? где найти источники финансирова­ния и каков должен быть их оптимальный состав? как организовать управление фи­нансами, чтобы обеспечить финансовую устойчивость предприятия, его конку­рентоспособность? Руководство предприятия должно четко представлять, за счет каких источ­ников ресурсов оно будет осуществлять свою деятельность и в какие сферы дея­тельности будет вкладывать свой капи­тал. Забота о финансах является отправ­ным моментом и конечным результатом деятельности любого предприятия. В условиях рыночной экономики эти вопросы выдвигаются на первый план. Резко повышается значимость финансо­вых ресурсов, с помощью которых осу­ществляется формирование оптималь­ной структуры и наращивание производ­ственного потенциала предприятия, а также финансирование текущей хозяйственной деятельности. От того, каким капиталом располагает субъект хозяйствования, насколько оп­тимальна его структура, насколько целесообразно он трансфор­мируется в основные и оборотные фонды, зависит финансовое благополучие предприятия и результаты его деятельности. Поэ­тому учет и анализ наличия, источников формирования и размещения капитала имеет исключительно важное значение.


В условиях развития рыночных отношений предприятия могут самостоятельно формировать и использовать свои финансовые ресурсы. Важнейшее место в финансово-хозяйственной деятельности предприятия, независимо от форм собственности, принадлежит собственному капиталу. В настоящее время процесс формирования собственного капитала является актуальным вопросом для предприятий, так как он является основной базой деятельности и выступает гарантией выполнения обязательств перед бюджетом, банками другими организациями, обеспечивает развитие предприятия на условиях роста прибыли и сохранения платежеспособности.


Целью научного исследования является исследование проблем учета и анализа формирования и наращивания дополнительного капитала в составе собственных источников финансирования деятельности предприятия. При написании работы использовалась информация: Хозяйственного кодекса Украины, Законов Украины «О налогообложении прибыли предприятия», «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине»; Положения (стандарты) Бухгалтерского Учета 1, 2, 3, 4, 5, 6, 10 и др.; работ экономистов: Бланка И.А., Бутакова А.Я., Дембинского Н.В., Савицкой Г.В. и др.




1 Экономическая сущность капитала
. Понятие и состав дополнительного капитала как составной части собственного капитала


Финансовые ресурсы хозяйствующего субъекта – это средства, имеющиеся в его распоряжении. Финансовые ресурсы используются на развитие производства, непроизводственной сферы, потребления, а также могут оставаться в резерве. Финансовые ресурсы, которые используются на развитие производственно-торгового процесса, – это капитал в денежной форме [12, с.84].


Субъект хозяйствования начинает свою деятельность в сфере производства или иного бизнеса при первичном накоплении финансовых ресурсов, используемых в форме капитала. Капитал – это совокупность материализованных ресурсов и средств, финансовых вложений и затрат на приобретение прав, необходимых для субъекта хозяйствования.


Капитал - это основа производственно-хозяйственной деятельности предприятия любой формы собственности. Понятие "капитал" ассоциируется с понятием "собственность". Впервые определение этого термина было приведено в Стандарте (положении) бухгалтерского учета (П(С)БУ) 2 "Баланс", в соответствии с которым Собственный капитал - "це частина в активах підприємства, що залишається у підприємства після вирахування його зобов'язань". Это понятие совпадает с понятием, приведенным в Международных стандартах бухгалтерского учета (МСБО 1).


В финансовом менеджменте капитал условно делят на капитал в обращении, который функционирует в виде имущества и обязательств и капитал по источникам формирования.


Субъект хозяйствования в процессе деятельности постоянно изменяет денежную форму капитала на материализованную, которая, в свою очередь, приобретает разные формы (производственные запасы, незавершённое производство, готовая продукция, товары). Таким образом происходит обращение капитала, т.е. капитал, первоначально включенный в сферу предпринимательской деятельности в виде денежных средств, в процессе производства или иного бизнеса материализовался в продукт, который прошёл стадию реализации и вернулся владельцу в форме денежных средств.


Следовательно, с помощью капитала создаётся добавленная стоимость в процессе хозяйственной деятельности, т.е. инвестирование капитала даёт прибыль. Общая формула капитала следующая:


Д – Т – Д1
, (1.1)


где Д – средства, авансированные инвестором;


Т – товар (приобретённые средства производства, рабочая сила);


Д1
– средства, полученные инвестором от продажи продукции, которая включает реализованную добавленную стоимость.


Следовательно, в этой формуле денежные средства, вложенные в производственно-товарный процесс, не расходуются окончательно, а только авансируются и после завершения обращения они возвращаются инвестору (вкладчику) в форме денег, которые включают добавочный доход.


Чем больше за год осуществляется оборотов капитала, тем больше у инвестора будет прибыли. Задачи учёта и контроля капитала определяются его собственником с целью способствовать рациональному использованию капитала на всех стадиях обращения для его приумножения. Учёту, анализу и управлению подлежит прежде всего структура капитала хозяйствующего субъекта по источникам его образования.


Собственный капитал субъекта хозяйствования как юридического лица определяется стоимостью его имущества, т.е. чистыми активами. Они рассчитываются как разность между стоимостью имущества и заёмным капиталом.


Собственный капитал имеет сложную структуру, которая зависит от организационно-правового статуса субъекта хозяйствования. Собственный капитал субъекта хозяйствования состоит из уставного капитала, дополнительного и резервного капитала, нераспределённой прибыли.


Заёмный капитал (обязательства) – задолженность предприятия, которая возникла в следствие прошедших событий и погашение которой в будущем, как ожидается, приведут к уменьшению ресурсов предприятия, воплощающих в себя экономические выгоды.


Согласно положениям (стандартам) бухгалтерского учета (П(С)БУ) 1 «Общие требования к финансовой отчетности» собственный капитал – это часть в активах предприятия, остающаяся после вычета его обязательств. Соответственно формула имеет вид:


СК= А- О (1.2)


где СК – величина собственного капитала;


А – активы предприятия;


О – обязательства предприятия.


Собственный капитал выполняет следующие функции: долгосрочное финансирование; гарантия защиты прав кредиторов; компенсация понесенных убытков; финансирование риска; самостоятельность и власть; распределение доходов и расходов; кредитование предприятия.


Так как предприятие создается с целью получения доходов, то реализовать эту цель оно может лишь при условии сохранения своего капитала. Пользователям финансовой отчетности необходима не только общая сумма собственного капитала, определяемая по формуле 1.3, но и более подробная информация о его составе и изменениях, проиcшедших в течение отчетного периода. Исходя из этого, финансовая отчетность должна предоставлять информацию об : источниках капитала предприятия; правовых ограничениях относительно распределения инвестированного капитала; - ограничения относительно распределения дивидендов; приоритетности прав на имущество предприятия при его ликвидации.


Источниками образования собственного капитала являются:


- взносы собственников предприятия в виде денежных средств и других активов;


- уставный капитал ( средства от продажи акций и паевые взносы участников);


- резервы, накопленные предприятием;


- накопление суммы нераспределенной прибыли, остающейся в распоряжении предприятия;


- прочие взносы юридических и физических лиц ( целевое финансирование, пожертвования, благотворительные взносы и др.).


По уровню ответственности собственный капитал подразделяется на:


- уставный капитал, зафиксированный в учредительных документах и подлежащий обязательной регистрации в государственном реестре хозяйственных единиц;


- дополнительный капитал – это дополнительно вложенный капитал;


- резервный капитал;


- нераспределенная прибыль.


Одной из основных составляющих собственного капитала является дополнительный капитал. Дополнительный капитал состоит из:


- дополнительный вложенный капитал;


- прочий дополнительны капитал.


Дополнительный вложенный капитал - сумма, на которую стоимость реализованных выпущенных акций превышает их номинальную стоимость (аналогично понятию «Эмиссионный доход»). Прочий дополнительный капитал – сумма дооценки необоротных активов, стоимость активов безвозмездно полученных предприятием от других юридических или физических лиц, и прочие виды дополнительного капитала.


Итак, собственный капитал субъекта хозяйствования состоит из уставного капитала, дополнительного и резервного капитала, нераспределённой прибыли. Дополнительный капитал отражает прочий собственный капитал, вложенный участниками (эмиссионный доход и прочие) или полученный в процессе деятельности предприятия в результате дооценки его активов бесплатного имущества и других поступлений. Дополнительный капитал состоит из: дополнительного вложенного капитала (сумма, на которую стоимость реализации выпущенных акций превышает их номинальную стоимость) и прочего дополнительного капитала (сумма дооценки необоротных активов, стоимость активов безвозмездно полученных предприятием от других юридических или физических лиц, и прочие виды дополнительного капитала)





2 Проблемы определения и оценки дополнительного капитала предприятия


В современной украинской экономике капитал предприятия выступает как одна из наиболее важных категорий и в тоже время одним из сравнительно новых объектов бухгалтерского учета.


Необходимо подчеркнуть, что, несмотря на важность темы капитала в бухгалтерском учете, она практически не разработана. Например, в сборниках статей всеукраинской профессиональной бухгалтерской газеты "Все о бухгалтерском учете", журнале "Дебет-Кредит" встречаются чаще всего статьи, относительно акционерных обществ закрытого и открытого типа. Необходимо обратить внимание, что газета "Все о бухгалтерском учете" все -таки опубликовала некоторые статьи об учете собственного капитала, также был выпущен спецвыпуск "Уставный фонд" , однако они также большей своею частью относятся к учету капитала на счетах бухгалтерского учета в акционерных предприятиях. Именно поэтому в этой теме еще очень много нерешенных вопросов. А именно:


- некорректное определение понятия "капитала",


- необоснованное отнесение его к источникам финансирования производственно-хозяйственной деятельности предприятия,


- некоторые неточности в определение структуры капитала. Как правило, все эти несоответствия возникают из-за неточностей в самих П(С)БУ. Рассмотрим вышеопределенные пункты более подробно.


Во-первых, определение капитала как объекта бухгалтерского учета. В соответствии с П(С)БУ капитал - это часть в активах предприятия. Однако из этого выходит, что капитал - это те же активы и, следовательно, эти понятия тождественны. Но активы характеризуются тем, что они имеют материально-вещественную форму (кроме того, что они приводят к изменению экономических выгод предприятия и их оценка может быть достоверно определена); то есть их можно использовать по назначению (то есть в процессе производства), другими словами они осязаемы и их можно или использовать при расчете с кредиторами, поставщиками и т. д. Всего этого мы не можем сделать с капиталом, его нельзя использовать в расчетах по своим обязательствам (кроме как с участниками), нельзя потрогать. Для подтверждения первого утверждения необходимо лишь обратиться к Инструкции о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, где нет ни одной проводки о покрытии капиталом предприятия своих обязательств.


Скорее всего, данное определение исходит из основного бухгалтерского уравнения:


А= О + СК


СК=А - О,


где А - активы,


СК - собственный капитал,


О - обязательства;


в котором собственный капитал предприятия представлен как разница между активами и обязательствами предприятия. Отсюда выходит также второе - то, что капитал не может быть источником финансирования производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Так как собственный капитал представляет собой лишь отображение стоимости приобретенных и материализованных необоротных и оборотных активов, то есть производственный потенциал в виде формальных источников. Из Инструкции к Плану счетов видно, что собственный капитал нигде не выступает как источник покрытия и финансирования хозяйственных средств, и не может им быть. Поэтому здесь следует подчеркнуть то, что основным единственным и реальным собственным источником покрытия (финансирования) всех затрат предприятия (в том числе и на приобретение активов) является доход предприятия, полученный за весь отчетный или анализируемый период времени работы предприятия, то есть по обороту. При этом необходимо помнить, что доход предприятия состоит из нормативной себестоимости и прибыли, которые и составляют отпускную цену продукции. Поэтому если на предприятии себестоимость ниже отпускной цены, а еще лучше ниже фактической себестоимости изготовляемой продукции, то это свидетельствует об увеличении прибыли, которую можно использовать для покрытия обязательств предприятия в полном объеме, особенно долгосрочных кредитов, полученных для развития производства.


Поэтому, подводя итог, необходимо подчеркнуть, что в нормативных документах, которые дают определение термина "капитал" есть существенные теоретические недостатки в экономическом обосновании понятия "собственный капитал" в случае, когда его относят к источникам финансирования хозяйственной деятельности предприятия [8, с.93].


Попробуем определить капитал, исходя из его экономической сущности. Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что капитал представляет собой отображение стоимости оборотных и необоротных активов предприятия. Это такая контрольная цифра в учете предприятия, которую оно должно соблюдать, то есть это своего рода контроль за сохранностью оборотных и необоротных активов. Однако проконтролировать это достаточно сложно потому, что в большей части, например, уставный капитал в ф. 1 "Баланс", в ф. 4 "Отчет о собственном капитале" просто переносится из уставных документов, но это цифра не всегда соответствует реальному положению активов на предприятии. Например, очень многие предприятия имеют достаточно большой размер уставного капитала, который исчисляется сотнями миллионов гривен, но в тоже время они являются убыточными, к примеру, шахты. Такая ситуация во многом обусловлена состоянием активов предприятия и, как их отображением, со структурой капитала (делением на основной и оборотный). Например, в связи с тем, что амортизация начисляется по налоговому учету от балансовой стоимости активов в процентах, срок эксплуатации многих машин, оборудования и т.д. для того, чтобы их полностью самортизировать увеличивается в 2-3, а то и больше раза. Поэтому на предприятии содержится много устаревшей техники не только физически, но и морально (в связи с развитием НТП), еще одной причиной недостоверного отображения размера капитала предприятия является применение частичного способа воспроизводства техники, когда старая техника, которая постоянно ломается, заменяется не на новую, а на капитально отремонтированную. Все это ведет к тому, что увеличивается стоимость техники, а, следовательно, растет и величина капитала, хотя не произошло никакого увеличения активов предприятия. Таким образом, прежде всего, стоит такая проблема, как определение реальной величины капитала через достоверное отражение стоимости активов предприятия, исходя из их справедливой стоимости. Это достаточно важно покажем это на простом примере. Имеются два предприятия с одинаковыми размерами капиталов, равными 25 млн. гривен, но у них разные условия. Так, первое предприятие имеет новую и современную технику, и второе - большей частью устаревшую и капитально-отремонтированную. Сразу видно, что условия для производственно-хозяйственной деятельности у первого предприятия лучше, у него будет производительность выше, не будет затрат на капитальные ремонты, не будет простоев из-за поломки техники и т.д., чего не скажешь о втором предприятии. Поэтому, подводя итог, необходимо подчеркнуть, что с экономической сущности капитал как объект бухгалтерского учета выступает, прежде всего, отображением оборотных и необоротных активов предприятия, состояние которых должно постоянно контролироваться для чего отображение должно происходить исходя из реального отражения их состояния, что позволит осуществлять контроль за их сохранностью.


В-третьих, в структуре капитала предприятия, приведенной в нормативных документах есть некоторые неточности. Для подтверждения этого приведем структуру капитала.


Структура собственного капитала по синтетическим счетам:


- уставный капитал,


- паевой капитал,


- дополнительный капитал,


- резервный капитал,


- нераспределенные прибыли (непокрытые убытки),


- изъятый капитал,


- неоплаченный капитал,


- обеспечение будущих расходов и платежей,


- целевое финансирование и целевые поступления,


- страховые резервы [8, с.95].


Однако нарушение этой структуры мы можем увидеть уже при заполнении отчетности предприятия, а именно "Баланса" (ф. 1). В данной форме в Пассиве выделяют такие пять разделов:


- собственный капитал,


- обеспечение будущих затрат и платежей, (куда входят страховые резервы и целевое финансирование)


- долгосрочные обязательства,


- краткосрочные обязательства,


- доходы будущих периодов.


Таким образом, возникает вопрос: куда же относится целевое финансирование, которое в соответствии с нормативно-правовой базой является частью собственного капитала, но в первый раздел Баланса "Собственный капитал" не включается. Попробуем это как-то объяснить. Прежде всего, что такое целевое финансирование?


Целевое финансирование - это средства, полученные для осуществления мероприятий целевого назначения, кроме формирования собственных оборотных средств.


То есть из этого определения выходит, что это, прежде всего, средства не самого предприяия, а предоставленные ему физическими или юридическими лицами для осуществления каких-то зарание определенных целей. Поэтому эти средства нельзя считать собственными (так как эти лица сами определяют на какие нужды необходимо использовать даваемые денежные средства), но и в тоже время мы не можем сказать, что это наши обязательства (потому что, чаще всего целевое финансирование представлено в виде субсидий, ассигнований из бюджета или внебюджетных фондов, гуманитарная помощь, целевые взносы физических и юридических лиц и другие, которые выдаются на безвозвратной основе). Поэтому, с моей точки зрения, целевое финансирование и целевые поступления - это, скорее всего, средства приравненные к собственным еще и потому, что перед предприятием хотя и ставится условие использовать эти средства для целевого использования, но в тоже время предприятие само решает как использовать эти денежные средства для достижения поставленной цели.


Таким образом, подводя итог вышеизложенному, необходимо отметить, что учет капитала по П(С)БУ и другим нормативно-правовым документам показал некоторые недочеты, прежде всего, в теоретическом плане, что естественно ведет к недостоверности практического учета на предприятия, поэтому необходимо устранить эти недостатки исходя, прежде всего, из экономической сущности "капитала" как объекта бухгалтерского учета.


3 Проблемы оценки и учета дополнительного капитала в сельскохозяйственных кооперативах


Сельскохозяйственные производственные кооперативы являются сравнительно новой организационно-правовой формой хозяйствования, и уже первые шаги ее деятельности свидетельствуют о наличии проблемных вопросов организации учета. Наиболее серьезными среди этих вопросов является отражение в учете операций по формированию капитала кооператива и распределению доходов.


Согласно Закона Украины «О сельскохозяйственной кооперации» при вступлении в кооператив учредители делают вступительный и паевой взнос в размере, установленном уставом предприятия.


Вступительные взносы используются для проведения организационных мероприятий по созданию предприятия, а в действующем кооперативе направляются на пополнение резервов. Размер вступительных взносов устанавливается членами кооператива и предусматривается уставом.


Вступительные взносы оплачиваются единоразово в полном объеме в порядке, который определяется Правилами внутренней хозяйственной деятельности кооператива, при выходе из кооператива сумма вступительного взноса не возвращается.


Паевой взнос (пай) представляет собой взнос члена кооператива в создание и развитие кооператива, которое происходит путем передачи кооперативу имущества, денежных средств, имущественных паев, земельных участков, ценных бумаг и другое.


Если паевой взнос сделан не в денежной форме, правлением делается его оценка и утверждается общим собранием. Паевые взносы делятся на обязательные и дополнительные. Обязательный паевой взнос является условием члена и возвращается ему при выходе из кооператива. Минимальный размер пая в денежной форме определяется уставом кооператива. Согласно Закону «О сельскохозяйственной кооперации» размер паевых взносов в кооператив устанавливается в равных частях или пропорционально ожидаемого участия члена кооператива в деятельности предприятия.


Размер паевого взноса устанавливается:


1. При деятельности в качестве поставщиков:


· на каждый гектар общей площади посева;


· на объем отдельного товара, поставленного члену кооператива;


· на сумму товарооборота между членом и кооперативом.


2. При предоставлении сервисных услуг:


· на каждый гектар сельскохозяйственной площади;


· на один гектар или на время пользования одной единицы сельскохозяйственной техники;


· на сумму операций между членом и кооперативом.


3. При выполнении сбытовой функции:


· в размере определенного процента от среднего значения товарооборота по каждому виду услуг за год.


Таким образом, при определении размера пая производственный многофункциональный кооператив может выбрать какой-либо из приведенных вариантов.


Дополнительные паевые взносы – это взносы членов кооператива свыше обязательных паев, которые передаются ими по собственному желанию.


Кооператив может иметь также ассоциированных членов, которые вносят паи, но не пользуются его услугами. Как правило, эти предприятия или физические лица, которые не являются сельскохозяйственными товаропроизводителями, или в какой-то мере заинтересованы в его деятельности. Ими могут быть маслозаводы, комбикормовые заводы, молокозаводы, то есть предприятия, которые для своей деятельности требуют сельскохозяйственного сырья, которое им может сбывать производственный кооператив. Для ассоциированных членов не устанавливаются размеры обязательных паевых взносов, они делают паевые взносы по желанию. Ассоциированные члены не получают кооперативных выплат, но имеют право получать начисления на свой пай.


В таблице 8 сгруппированы характерные основные черты взносов, как членов кооператива, так и ассоциированных членов.


Таблица 1- Виды взносов в капитал сельскохозяйственного производственного кооператива


































Характеристики Виды взносов
Вступительный Обязательный паевой Дополнительный паевой
А 1 2 3
1. Кем определяется размер взноса уставом уставом самостоятельно
2. К какому фонду кооператива относится неделимый паевой паевой
3. Как влияет на размер фонда увеличивается уменьшается уменьшается
4. При выходе члена из кооператива сумма взноса не возвращается возвращается возвращается

Таким образом, капитал кооператива формируется за счет вступительных взносов, обязательных и дополнительных паев. Он может изменяться, при чем неделимый фонд – только в сторону увеличения при вступлении в кооператив новых членов. При выходе из кооператива вступительные взносы не возвращаются. Вместо этого, члены кооператива, которые выходят из кооператива, независимо от причины, имеют право получить свои паевые взносы, но только при условии выполнения всех обязанностей члена.


Неделимый и паевой капитал являются собственностью кооператива и используются для финансирования хозяйственной деятельности. Капитал кооператива может увеличиваться за счет как внутренних, так и внешних ресурсов


Преимуществом кооператива над единовластным собственником является то, что для пополнения внутренних ресурсов он имеет возможность получить кредит в денежной или товарной форме. Это объясняется тем, что кредиторы всегда будут больше доверять кооперативу, чем отдельным товаропроизводителям, потому что кооператив имеет больше гарантий возвращения долгов.


Обеспечение, как управленческого персонала кооператива, так и его учредителей, информацией о формировании собственного капитала кооператива, а также о доле в этом процессе каждого из участников, значительно усложняется из-за большой численности участников кооперации.


Согласно этому, перед участниками бухгалтерии производственных кооперативов возникают задания, которые заключаются в признании, определении, оценке вступительных и паевых взносов каждого из участников кооператива, что позволит определить их права по участию в управлении кооперативом, получении услуг, кооперативных выплат.


Технология организации работ по учету собственного каптала кооператива и долевого участия его учредителей заключается в следующем:


1) Сбор и группировка информации о численности участников кооперации – на основе заявлений о вступлении в кооператив.


2) Расчет размера:


· вступительных взносов;


· обязательных паевых взносов;


· дополнительных паевых взносов.


3) Отражение данных расчетов в Особенных счетах:


· членов кооператива;


· ассоциированных членов


4) По окончании хозяйственного года – начисление и оплата:


· членам кооператива – кооперативных выплат;


· ассоциированным членам – начислений на паи.


Расчеты размера взносов в кооперативах проводятся в документах свободной формы, но они должны быть обязательно заверены бухгалтером, который их произвел, с указанием соответствующей статьи устава, а также должны быть утверждены общим собранием членов кооператива.


Для учета операций, связанных с созданием неделимого и паевого капитала в кооперативе необходимо применять счета 4-го класса. В связи с тем, что преимущественное большинство сельскохозяйственных производственных кооперативов являются малыми предприятиями, в своей деятельности они пользуются Планом счетов для субъектов малого предпринимательства, которым для учета собственного капитала предусматривается только один счет – 40 «Собственный капитал». На наш взгляд этого недостаточно.


Мы рекомендуем для учета неделимого капитала выделить счет 40 «Уставный капитал». С нашей точки зрения данный счет больше подходит для учета неделимого капитала в производственных кооперативах. Мы согласны с тем, что особенность учета капитала в производственных кооперативах заключается в том, что неделимый фонд сформированный за счет фактических взносов, должен фиксироваться отдельно, так как по своей сути он не отвечает признакам паевого капитала и отличается от уставного капитала.


Поэтому считаем, что для учета и обобщения информации о фактическом внесении паевых взносов членов кооператива путем создания паевого капитала необходимо применять счет 41 «Паевой капитал». С целью отделения обязательных и дополнительных паевых взносов считаем, что будет целесообразно в кооперативах ввести такие субсчета:


411 «Обязательные паевые взносы»;


412 «Дополнительные паевые взносы».


Кроме этого, в каждом субсчете необходимо отделить взносы членов кооператива и ассоциированных членов, из-за того, что последние при прекращении деятельности кооператива имеют право на первоочередное получение своего пая. Такие счета имеют следующий вид:


4111 «Обязательные паевые взносы членов кооператива»;


4112 «Обязательные паевые взносы ассоциированных членов кооператива»;


4121 «Дополнительные паевые взносы членов кооператива»;


4122 «Дополнительные паевые взносы ассоциированных членов кооператива».


Таким образом, мы сможем вести аналитический учет по видам капитала, а на субсчетах и по каждому члену кооператива. Таким аналитическим счетам можно дополнять новыми цифрами в шифрах, или давать название предприятия или Ф.И.О. члена кооператива.


По дебету счета 41 отражают суммы, которые должны быть возвращены членам кооператива при выходе из него, направлены на погашение убытков, по кредиту счета – поступление паев от членов кооператива в виде денежных средств, основных средств, нематериальных активов, производственных запасов, а также суммы средств, направленных на увеличение паевого капитала.


При отражении создания неделимого капитала у бухгалтеров возникает значительно больше вопросов, чем при отражении паевого капитала.


Учитывая особенности организационно-правовой формы хозяйствования производственных кооперативов, мы считаем, что для учета и обобщения информации о вступительных взносах членов кооператива в денежной форме для создания неподдельного капитала целесообразно использовать счет 42 «Дополнительный капитал», субсчет 421 «Неделимый капитал».


По дебету счета 42 отражают суммы средств неделимого фонда и другого дополнительного капитала, направленные на пополнение паевого и резервного фонда, покрытие убытков, а по кредиту – суммы вступительных взносов, которые поступили от членов кооператива, суммы дооценки активов и стоимость бесплатно полученных необоротных активов. Аналитический учет неделимого фонда ведется по каждому члену кооператива и ассоциированным членам:


4211 «Вступительные взносы членов кооператива»;


4212 «Вступительные взносы ассоциированных членов кооператива».


Формирование паевого капитала отражается в учете следующим проводками:


Дт 30 «Касса», Дт 31 «Счета в банках», Дт 10 «Основные средства»,


Дт 12 «Нематериальные активы», Дт 20 «Производственные запасы»,


Дт 28 «Товары»,


Кт 42 «Паевой капитал».


Передача имущества кооперативу оформляется актами приема-передачи имущества, накладными и другими первичными документами.


Размер паевого капитала не является постоянной величиной и изменяется за счет:


· паевых взносов новых членов;


· внесения действующими членами паевых взносов вследствие изменения объемов их участия в деятельности кооператива или изменения размера паевого взноса.


Эти операции отражаются в учете приведенными выше проводками.


Паевой капитал может уменьшаться на сумму паевых взносов, которые возвращены членам кооператива, которые выбыли из него. Это оформляется такой записью:


Дт 41 «Паевой капитал»


Кт 67 «Расчеты с участниками (учредителями)» -


На сумму уменьшения паевого капитала и


Дт 67 «Расчеты с участниками (учредителями)»


Кт 30 «Касса», Кт 31 «Счета в банках»,


Кт 10 «Основные средства», Кт 12 «Нематериальные активы»,


Кт 20 «Производственные запасы», Кт 28 «Товары»


- на сумму выплат.


Формирование неделимого капитала отражается бухгалтерской записью:


Дт 30 «Касса», Дт 31 «Счета в банках»


Кт 421 «Неделимый капитал».


Учет капитала, который ведут бухгалтера, имеет большое значение в организации учетных работ в производственном кооперативе, поскольку, кроме того, что он является базой для функционирования кооператива, он также предоставляет информацию для дальнейших расчетов с членами кооператива и ассоциированными членами.



4 Проблемы финансирования деятельности предприятия и использования дополнительного капитала в Украине


Существенной причиной кризисного состояния многих отечественных предприя­тий является ненадлежащее выполнение финансовыми службами возложенных на них функций, в частности - отсутствие финансового планирования (бюджетирования) и анализа, управления рисками, работы по оптимизации структуры активов и пассивов и т. д. Довольно часто это обусловлено тем, что ответственность за всю финансовую работу на предприятии возлагается на бухгалтерию, а финансовые службы или вообще отсутствуют, или задачи, которые перед ними поставлены, весьма неопреде­ленные и не имеют ничего общего с теми. которые решаются соответствующими службами на предприятиях стран Западной Европы или США. Позиции, отражающи­еся в балансе, отчетах о финансовых результатах, о движении денежных средств и др., должны формироваться именно в процессе выполнения финансовым менедж­ментом предприятия своих функций [10, с.112].


Показательно то, что на многих отечественных предприятиях основное направле­ние поиска резервов ликвидности, рентабельности и конкурентоспособности связыва­ют с уменьшением уровня налогообложения. Собственники, бухгалтерские и финансо­вые службы предприятий все свои усилия направляют на лоббирование льготных условий налогообложения, разработку схем легального (а довольно часто и нелегаль­ного) уменьшения налогового давления. Те, кому это удается, могут достичь увеличе­ния объемов реализации, установив цены более низкие, чем у конкурентов, не экономя при этом на расходах и не повышая качества продукции. Существенная экономия на налоговых платежах позволяет некоторым предприятиям обеспечить стабильную ликвидность и платежеспособность даже при отсутствии финансового планирования, анализа и положительных сдвигов в производственно-хозяйственной сфере. В случае же недостижения цели экономии на налоговых платежах у многих предприятий начи­наются финансовые трудности, следствием которых довольно часто является бан­кротство и ликвидация субъекта хозяйствования. Понятно, что на сегодняшний день налоговая политика государства и деятельность отечественных налоговых органов направлены главным образом на выполнение фискальной функции, они категорически не учитывают принцип нейтральности налогообложения, в соответствии с которым налоговый фактор не должен существенно влиять на уровень деловой активности. Вместе с тем, неправильно было бы связывать все финансовое неблагополучие отечественных субъектов хозяйствования лишь с действием налогового фактора.


Следствием подмены работы по управлению финансами (финансового менедж­мента) бухгалтерской работой является невыполнение элементарных требований относительно формирования отдельных позиций активов и пассивов, организации движения денежных средств, финансовой и инвестиционной деятельности. Хотя, с формальной точки зрения, отчетность многих предприятий складывается правильно (в соответствии с требованиями), ее параметры остаются неудовлетворительными. В связи с этим следует отметить, что важным критерием финансовой деятельности предприятий является уровень соблюдения их финансового равновесия, то есть сбалансирования в кратко- и долгосрочном периоде денежных поступлений и выплат. Одним из способов проверки уровня обеспечения финансового равновесия является определение соответствия отдельных позиций баланса требованиям так называемого золотого правила финансирования, содержание которого заключается в необходимости согласования сроков, на которые мобилизуются финансовые ресурсы, со сроками, на которые они вкладываются в реальные или финансовые инвестиции.


Отечественными субъектами хозяйствования в целом не выполняются условия золотого правила финансирования. Проведенное тестирование уровня выполнения первого условия этого правила, согласно которому краткосрочные активы предприятия должны быть не меньше, чем текущие пассивы, позволяет сделать вывод о его нарушении, поскольку реальное значение показателя составляет около 0,7, в том числе по промышленности-0,58 (при нормативном - не менее единицы). Такая же тенденция наблюдается и относительно второго условия правила (отношения долгосрочных активов к дол­госрочному капиталу). Для обеспечения стабильной ликвидности и платежеспособ­ности предприятия значение этого показателя должно быть не больше единицы, однако его среднее значение на отечественных предприятиях равняется примерно 1,3, в том числе по промышленным предприятиям - 1,76. Для сравнения: по пред­приятиям ФРГ этот показатель в среднем составляет 0,92.


Аналогичные, неудовлетворительные результаты можно получить при тестирова­нии уровня выполнения требований золотого правила баланса и правил обеспечения ликвидности. Так, значение рабочего капитала - разность между оборотными активами предприятия и его текущими обязательствами, - которая показывает часть оборотных активов, финансируемых за счет собственного капитала и долгосрочных обязательств, в целом по предприятиям Украины имеет отрицатель­ное значение (по состоянию на начало 2006 г. - минус 1,5 млн. грн.). Если же для расчетов принимать только ликвидные оборотные активы, то критический уровень неплатежеспособности будет еще более выразительным. Из этого можно сделать вывод, что среднестатистическое украинское предприятие значительную часть своих необоротных (долгосрочных) активов финансирует за счет краткосрочных источников. Это означает, что потенциально большинство отечественных предприятий являются неплатежеспособными, поскольку наличных оборотных активов не хватает для погашения текущих обязательств. По нашему мнению, проблема здесь заключается не столько в дефиците финансовых ресурсов, сколько в неудовлетворительной работе финансовых служб по управлению активами и пассивами, и это объясняется, прежде всего, низкой квалификацией финансового менеджмента.


Такая ситуация в определенной степени закономерна, поскольку традиционно, во времена административной экономики управление финансами предприятий осуществлялось в централизованном порядке: на уровне министерств и ведомств принимались решения о распределении прибыли субъектов хозяйствования, выделении им ассигнований на осуществление капиталовложений или на пополнение оборотных средств и др. Менеджменту предприятия не нужно было принимать решения по увеличению уставного капитала, эмиссии акций или облигаций, а следовательно, не нужны были и соответствующие специалисты. Показательно то, что подготовка специалистов в сфере государственных финансов (макроуровень) осуществлялась по тем же учебным программам, что и специалистов в области финансов предприятий (микроуровень).


Этот порядок в значительной степени сохраняется и сегодня, когда будущие специалисты в сфере финансов предприятий, страхового и банковского дела изучают дисциплины, касающиеся организации государственных финансов. Для обстоятель­ного же изучения дисциплин, связанных с управлением финансами предприятий не хватает учебного времени. Ситуация несколько улучшилась в результате внедрения соответствующих специализаций на магистерском уровне подготовки специалистов по данной специальности, однако совершенствование учебных планов произошло сравнительно недавно, следовательно, лишь незначительное количество финансис­тов, работающих сегодня на отечественных предприятиях, имеют достаточный уровень квалификации именно в сфере финансового менеджмента. Учитывая это, можно утверждать, что одним из важнейших резервов улучшения параметров деятельности предприятий являются повышение уровня квалификации специалис­тов, ответственных за управление финансами предприятий, разработка качест­венно новых подходов к организации работы финансовых служб именно в сфере финансирования.


Под понятием «финансирование» подразумевают меры, направленные на покры­тие потребности предприятия в капитале, включающие в себя мобилизацию финансовых ресурсов (денежных средств, их эквивалентов и имущественных активов), их возвращение, а также отношения между предприятием и капиталодателями, которые из этого вытекают (платежные отношения, контроль и обеспечение). Для правильного понимания сущности финансирования и задач, которые ставятся перед финансовым менеджментом по обеспечению предприятий финансовыми ресурсами, необходимо четко идентифицировать понятие «капитал предприятия». В научно-практической литературе можно встретить многие (довольно часто противоположные) подходы к определению капитала. Так, с народнохозяйственной точки зрения, под капиталом подразумевается один из трех факторов производства, наряду с землей и трудом. В финансовой науке довольно часто используется монетарный подход, согласно которому капитал приравнивается к денежным ресурсам, направляемым на инвести­ционные цели, то есть под капиталом подразумевают денежные средства.


Следовательно, капитал предприятия - это его активы, пассивы, часть активов и пассивов, деньги или имущество? Среди отечественных экономистов наиболее удачное, по нашему мнению, обоснование сущности капитала дал профессор В. Сопко. Он считает, что капитал — это собственность соответствующего физического или юридического лица на активы - имущество и объекты (ресурсы), имеющиеся на предприятии.


Отражением капитала предприятия является его имущество (активы), характери­зующее совокупность всех материальных и нематериальных благ. имеющихся в распоряжении предприятия. Активы показывают направления конкретного использо­вания привлеченных финансовых ресурсов, а капитал (пассивы) - обязательства предприятия перед кредиторами и собственниками. Можно полностью согласиться с выводами В. Сопко о том, что использование термина "капитал" с "активами" несовмес­тимо, ибо термин "капитал" означает право собственности, то этот же термин не может означать вещный элемент, например, "оборотный капитал'" или "основной капитал".


Следовательно, капитал предприятия - это указанные в пассивной стороне ба­ланса требования на имущество, отраженное в активах; он показывает источники финансирования приобретения активов предприятия. Пассивная сторона баланса содержит информацию о том, какая часть капитала предоставлена в распоряжение предприятия его собственниками (собственный капитал) и какая - кредиторами (заемный капитал). Деятельность финансовых служб предприятия должна быть сконцентрирована, главным образом, на поиске возможных внутренних и внешних источников финансирования инвестиционных проектов, операционной деятельности и способах их наиболее "благоприятного привлечения". Для систематизации имею­щихся альтернатив в этой сфере рассмотрим так называемую матрицу форм финан­сирования, показанную на рисунке.
















Заемный капитал Собственный капитал Реструктуризация активов
Внешнее финансирование Кредиты (банковские, коммерческие) Долевое финансирование Дезинвестиции
Внутреннее финансирование Обеспечение последую­щих расходов и платежей Нераспределенная прибыль Амортизация

Рисунок 1 - Формы финансирования предприятий


Конечно, невозможно дать однозначные рекомендации относительно выбора той или иной формы финансирования. В одних случаях финансовые ресурсы следует формировать путем увеличения собственного капитала, в других - на основе привлечения дополнительных ссуд. Для одних предприятий более выгодно и имеется возможность использовать внутренние источники финансирования, для других - внешние. Следовательно, финансовые службы должны определить наиболее прием­лемые для конкретных условий возможности финансирования. Важна при этом разра­ботка системы критериев, с помощью которых финансист может оценить преимущест­ва и недостатки привлечения заемного и собственного капитала, внешних и внутрен­них источников финансирования. К типичным критериям можно отнести следующие.


Прибыль и рентабельность. Следует рассчитать, как повлияет та или иная форма финансирования на результаты деятельности предприятия. При этом следует исходить из того. что рентабельность активов предприятия должна превышать стои­мость привлечения капитала, а также учитывать, что рост доли задолженности в структуре капитала в отдельных случаях может привести к повышению прибыльности предприятия, а в других - к ее снижению.


Ликвидность. Финансист должен рассчитать, как повлияет форма финансиро­вания на уровень настоящей или будущей платежеспособности предприятия.


Целесообразным при этом считается расчет показателя дюрации, характе­ризующего средний срок непогашенной задолженности по основной сумме долга и процентам. Следует учитывать также возможности пролонгирования сроков возвра­щения финансовых ресурсов, санкции за нарушение условий привлечения средств.


Независимость. Используя ту или иную форму финансирования, следует прогнозировать, как это повлияет на уровень автономности и самостоятельности предприятия при использовании денежных средств, на сохранение информационной независимости и контроль над предприятием в целом. Кроме этого, необходимо выявлять возможные риски, в частности, риск нарушения структуры капитала. Накладные расходы, связанные с привлечением денежных средств. Например. эмиссионные расходы, расходы на обязательные аудиторские проверки, на обязательную публикацию отчетности в средствах массовой информации и др.


Минимизация налогообложения. Целесообразно выбирать такую форму финансирования, которая даст самый большой эффект с точки зрения уменьшения налоговых платежей. Налоговый фактор следует рассматривать в контексте его влияния на стоимость привлечения капитала в целом. Например, при мобилизации средств путем увеличения уставного капитала необходимо учитывать, что связанные с этим накладные расходы уменьшают объект налогообложения, однако дивиденды, являющиеся платой за использование собственного капитала, нужно выплачивать за счет чистой прибыли после налогообложения. Проценты за пользование ссудами относятся на валовые расходы, однако они могут быть слишком высокими. Используя в качестве источника финансирования нераспределенную прибыль, предприятие практически избегает расходов на мобилизацию средств, однако на реинвестирование может направляться только прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после налогообложения.


Объективные ограничения: отсутствие кредитного обеспечения, необходимого для привлечения заемных средств, низкий уровень кредитоспособности, законода­тельные ограничения по использованию той или иной формы финансирования. договорные ограничения и т. д.


Максимизация стоимости капитала собственников, так называемая концепция ShareholderValue. В соответствии с этим критерием все решения менеджмента предприятия, в том числе а сфере финансирования, должны направляться на достижение главной цели деятельности субъекта хозяйствования - максимизацию доходов собственников. Этого можно достичь или на основе увеличения прибыльно­сти и дивидендных выплат, или обеспечив рост стоимости корпоративных прав предприятия. Конечно, при достижении этой цели возникает конфликт интересов: крупных собственников, мелких собственников, менеджеров, работников, фиска, клиентов, партнеров. Грамотные финансовые менеджеры должны обеспечить баланс интересов различных заинтересованных сторон.


Заключение


Развитие рыночных отношений сопровождается существенными сдвигами в составе и структуре источников финансового обеспечения хозяйственной деятельности предприятия. Источниками финансирования субъекта предпринимательской деятельности любой формы собственности является капитал: собственный и заемный. Собственный капитал субъекта хозяйствования состоит из уставного капитала, дополнительного и резервного капитала, нераспределённой прибыли.


Дополнительный капитал в свою очередь состоит из: дополнительного вложенного капитала (сумма, на которую стоимость реализации выпущенных акций превышает их номинальную стоимость) и прочего дополнительного капитала (сумма дооценки необоротных активов, стоимость активов безвозмездно полученных предприятием от других юридических или физических лиц, и прочие виды дополнительного капитала).


Динамика собственного капитала - один из наиболее существенных и важных показателей, так как отражает способность предприятия поддерживать эффективность своей хозяйственной деятельности. Это показатель того, является ли предприятие «действующим», соответствует ли оно признанному в Законе принципу непрерывности, т.е. можно ли, оценивая активы и обязательства предприятия, исходить из предположения, что его деятельность будет продолжаться в дальнейшем. Так, высокие темпы роста собственного капитала свидетельствуют о способности предприятия формировать и эффективно распределять прибыль, умении поддерживать финансовое равновесие за счет внутренних источников. Вместе с тем уменьшение объемов собственного капитала, убыточной деятельности может привести к банкротству. Вот почему информация о собственном капитале предприятия в ее динамике является такой важной для пользователей финансовой отчетности.


Учет капитала по П(С)БУ и другим нормативно-правовым документам показал некоторые недочеты, прежде всего, в теоретическом плане, что естественно ведет к недостоверности практического учета на предприятия, поэтому необходимо устранить эти недостатки исходя, прежде всего, из экономической сущности "капитала" как объекта бухгалтерского учета.



Список литературы


1. Закон Украины от 16.07.1999 г. № 996-ХІ "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине".


2. Iнструкція № 291 від 30.11.1999р. "Інструкція про застосування Плану рахунків бухгалтерського обліку активів, капіталу, зобов'язань та господарських операцій підприємств й організацій"


3. Положення (стандарт) бухгалтерського обліку 2 "Баланс"


4. Положення (стандарт) бухгалтерського обліку 5 "Звіт про власний капітал"


5. Балабанов И.Т, Основы финансового менеджмента. — М.: "Финансы и статистика", 2002.


6. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. В 2-х томах. — Киев: "Ника-Центр", "Эльга", 2003.


7. Бланк И.А. Управление прибылью. — Киев: "Ника-Центр", "Эльга", 2005.


8. Гавриленко В.А., Гавриленко В.В. Проблема оценки и определения собственного капитала предприятия\\ Экономика и право, 2009г. № 1. с. 92-100.


9. Герчикова И.И. Финансовый менеджмент. — М.: АО "Консалтбанкир", 2005.


10. Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент. — М.: "Дело и Сервис", 2004.


11. Ткаченко Н.М. Бухгалтерський фінансовий облік на підприємствах України: Підруч. Для студентів вищ. Навч. Закладів екон. Спец. - 5-те вид., допов. Й переробл. - К.: А.С.К., 2005. - 784 с.


12. Финансовый менеджмент. Под ред. Поляка Г.Б — М.: "Финансы", "ЮНИТИ", 2004.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.