Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Аналитическое использование отчета о прибылях и убытках и его использование в оценке доходности

КУРСОВАЯ РАБОТА


по дисциплине:
«Бухгалтерская финансовая отчетность»


на тему
: «Аналитическое использование отчета о прибылях и убытках и его использование в оценке доходности деятельности предприятия»


Студент _______________


(Ф.И.О.) (подпись)


Руководитель _______________


(Ф.И.О.) (подпись)


Допустить к защите


Научный руководитель


____________________


«____» ______________ 2009г.


Москва – 2007г.


Содержание


Введение 3


1. Теоретические основы составления бухгалтерской финансовой отчетности 5


1.1. Нормативно-правовое обеспечение составления бухгалтерской финансовой отчетности 5


1.2. Отчет о прибылях и убытках как основа оценки доходности деятельности предприятия 8


2. Особенности и порядок составления отчета о прибылях и убытках


2.1. Методика составления отчета о прибылях и убытках 17


2.2. Оценка показателей отчета о прибылях и убытках 28


Заключение 33


Список литературы 35



ВВЕДЕНИЕ


Хозяйственная деятельность предприятий отражается в текущем учете, который позволяет систематически контролировать правильность расходования средств предприятий. Однако данных текущего учета недостаточно для контроля за выполнением плановых заданий и использованием находящихся в распоряжении предприятий средств.


Составление отчетов – завершающий этап учетного процесса. В них содержатся совокупные сведения о результатах производственно-хозяйственной и финансовой деятельность предприятия. Данные бухгалтерской, статистической, оперативной отчетности являются источниками информации.


Отчетность – это система обобщенных и взаимосвязанных показателей о состоянии и использовании основных и оборотных средств, об источниках формирования этих средств, финансовых результатах и направлениях использования прибыли.


Роль отчетности особенно возросла в связи с тесным сближением национальных экономик ведущих индустриальных стран мира, что потребовало унификации методов и принципов составления финансовой отчетности. Система отчетности дает возможность определить итоги работы не только отдельных предприятий, но и объединений и министерства. Ряд показателей отчетности используется для получения обобщенных данных по народному хозяйству. Вместе с тем их используют сами предприятия для контроля за выполнением производственных и финансовых планов, для выявления недостатков и определения путей их устранения. Фактически отчетные данные являются базой для разработки текущих и перспективных планов и в то же время оказывают влияние на построение учета, обуславливая такую детализацию данных, которые вытекают из содержания отчетности или требования текущего контроля.


Отчетные показатели используются для анализа хозяйственной деятельности на отдельных участках производства, определения его положительных и отрицательных сторон, причин отклонений от плана, выявления внутренних резервов для повышения эффективности работы предприятия.


Тема курсовой работы «Аналитическое использование отчета о прибылях и убытках и его использование в оценке доходности деятельности предприятия». Эта тема является актуальной, так как благодаря детальному изучению формы №2 «Отчет о прибылях и убытках» и анализа ее показателей позволяет правильно проанализировать хозяйственную деятельность предприятия, выявить положительные и отрицательные стороны его финансовой деятельности, найти пути повышения прибыли и уменьшения издержек производства и затрат на производство продукции.


Целью курсовой работы является детальное изучение показателей формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках», правила и требования к его заполнению, а также изучение и анализ изменений, которые претерпела данная форма в связи с введением ПБУ №18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль».


Задачами курсовой работы является изучение теоретических основ формирования отчета о прибылях и убытках, назначения и состава показателей отчета о прибылях и убытках, информационной сущности отчета о прибылях и убытках в свете требований международных стандартов финансовой отчетности, а также детальное изучение нормативных документов, регулирующих бухгалтерскую финансовую отчетность.


Для написания курсовой работы использовались законы и законодательные акты; план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкцией по его применению; нормативные документы, определяющими порядок учета себестоимости продукции (работ, услуг); другими нормативными документами по бухгалтерскому учету различных сфер деятельности организации; методические указания и рекомендации, учебная и периодическая литература.


1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОСТАВЛЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ


1.1.
Нормативно-правовое обеспечение составления бухгалтерской финансовой отчетности


Вхождение многих организаций в рыночную экономику обусловило проблему представления полной финансовой информации о деятельности организации и имущественном положении на определенную дату. Среди групп внешних пользователей такой информации ее предоставление особенно важно для инвесторов и будущих акционеров организации.


Бухгалтерская отчетность — свод взаимосвязанных показателей, представляемых в соответствующим образом утвержденных формах, итогов работы предприятия за истекший отчетный период.
Бухгалтерская отчетность состоит из взаимосвязанных форм, образующих по объему составляющих их показателей единую систему информации о финансовом состоянии организации. Значение бухгалтерской отчетности определяется требованиями, предъявляемыми к ней. Бухгалтерская отчетность должна соответствовать следующим требованиям: достоверности, целостности, своевременности, простоте, проверяемости, сравнимости, экономичности, соблюдении строго установленных процедур оформления и публичности.1
При ведении бухгалтерского учета и составлении бухгалтерской отчетности необходимы знание и использование следующих нормативных документов, определяющих порядок ведения бухгалтерского учета в организациях: Федеральный закон “О бухгалтерском учете” от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ; Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации (приказ Минфина России от 26 декабря 1994 г. № 170); Положение [1]
по бухгалтерскому учету (ПБУ 1/94) “Учетная политика предприятия” (приказ Минфина России от 28 июля 1994 г. № 100); Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 2/94) “Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство” (приказ Минфина России от 20 декабря 1994 г. № 167); Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 3/95) “Учет имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте” (приказ Минфина России от 13 июня 1995 г. № 50); Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 4/96) “Бухгалтерская отчетность организации” (приказ Минфина России от 8 февраля 1996 г. № 10). Кроме того, организация должна руководствоваться: планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкцией по его применению; нормативными документами, определяющими порядок учета себестоимости продукции (работ, услуг); другими нормативными документами по бухгалтерскому учету различных сфер деятельности организации.
Организации составляют отчеты по форме и инструкциям, утвержденные Минфином РФ. Единая система показателей отчетности организации позволяет составлять отчетные сводки по отдельным отраслям, экономическим районам, и по всему в целом. Другие органы, осуществляющие регулирование бухгалтерского учета, утверждают в пределах своей компетенции формы бухгалтерской отчетности банков, страховых и других организаций и инструкции о порядке их заполнения, не противоречащие нормативным актам Министерства финансов Российской Федерации. В настоящее время организации представляют в обязательном порядке промежуточную и годовую бухгалтерскую отчетность.2


Промежуточная бухгалтерская отчетность включает:
форму № 1 «Бухгалтерский баланс»; форму № 2 «Отчет о прибылях и убытках». Кроме указанных форм в составе промежуточной бухгалтерской [2]
отчетности организации могут представлять иные отчетные формы (Отчет о движении денежных средств и др.), а также пояснительную записку, входящие в состав годовой отчетности.


Годовая бухгалтерская отчетность в соответствии с приказом Минфина РФ от 13.01.2000 г. № 4н включает: бухгалтерский баланс — форма № 1;
отчет о прибылях и убытках - форма № 2; отчет об изменениях капитала — форма № 3; отчет о движении денежных средств — форма № 4;
приложение к бухгалтерскому балансу — форма № 5; отчет о целевом использовании полученных средств форма № 6; специализированные формы, устанавливаемые министерствами и ведомствами Российской Федерации, для организаций системы по согласованию соответственно с министерствами финансов Российской Федерации; итоговую часть аудиторского заключения.
В пояснительной записке может быть приведена оценка деловой активности организации, критериями которой являются, широта рынков сбыта продукции, включая наличие поставок на экспорт, репутация организации, выражающаяся, в частности, в известности у клиентов, пользующихся услугами организации, и др.; степень выполнения плана, обеспечение заданных темпов роста; уровень эффективности использования ресурсов организации и др.


1.2 Отчет о прибылях и убытках как основа оценки доходности деятельности предприятия


Отчет о прибылях и убытках характеризует финансовые результаты деятельности организации за отчетный период. В отчете о прибылях и убытках данные о доходах, расходах и финансовых результатах представляются в сумме нарастающим итогом с начала года до отчетной даты.


Целью отчета о прибылях и убытках и пояснений к нему является предоставление внешним пользователям информации:


1) о результатах деятельности организации,


2) об источниках получения прибыли (причинах убытка).


Данные отчета о прибылях и убытках используются для оценки результатов деятельности организации за период и для прогноза будущей доходности ее деятельности. Прогноз будущих результатов деятельности является важным показателем. Для инвесторов он означает возможность получения дивидендов в будущем, и величина такого дивиденда может иметь решающее значение при принятии решения об инвестировании средств. Для кредитора будущая доходность означает возможность предприятия прежде всего уплатить непосредственно сумму долга и, кроме того, проценты за кредит. Если деятельность ожидается убыточной, эта ситуация может быть оценена как угроза не возврата долга и невозможности погашения процентов.


Для решения задач анализа доходы и расходы организации в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности организации подразделяются на:[3]


а) доходы и расходы по обычным видам деятельности. Доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг;


б) операционные доходы и расходы;


в) внереализационные доходы и расходы;


г) чрезвычайные доходы и расходы.


К обычной деятельности относится деятельность, ради которой организация создавалась.


К операционным относятся доходы, не связанные с основной деятельностью, например продажа основных средств, иного имущества, которая не является типичной деятельностью организации.


Разграничение между обычной деятельностью и операционными доходами и расходами достаточно условно и базируется на сложившейся практике. Для целей бухгалтерского учета организации разрешено самостоятельно признавать поступления доходами от обычных видов деятельности или прочими поступлениями, исходя из характера своей деятельности, вида доходов и условий их получения.


Структура отчета о прибылях и убытках позволяет проанализировать результаты деятельности организации в разрезе источников их получения, что учитывается аналитиком при расчете прогноза деятельности предприятия. Для целей оценки результатов деятельности данные представляются не менее чем за два отчетных периода в сопоставимых ценах. Компании в целях привлечения инвестиций могут приводить данные, за три-пять отчетных периода. С учетом динамично развивающейся ситуации представление данных за более продолжительный период времени не всегда целесообразно. В основу структуры отчета заложена различная степень вероятности повторения доходов и расходов организации в будущем.


При расчете прогнозного тренда результата основной деятельности аналитик учитывает данные раскрытия информации по сегментам деятельности, перспективы развития рынков сбыта, тенденции деятельности основных покупателей, особенно когда покупатель является аффинированным лицом, и т.д. При отсутствии серьезных колебаний изучаемых факторов вероятность сохранения тенденции является достаточно высокой.


Вероятность повторения результата финансовой и не основной деятельности зависит от источника получения таких доходов, поэтому они раскрываются в отчете дополнительно. Как правило, вероятность повторения ниже, чем у событий основной деятельности (например, продажа основных фондов не является постоянно повторяющейся операцией), но достаточна высокая.


Вероятность повторения экстраординарных событий является малой величиной. Для определения вероятности повторения оценивается конкретная ситуация.


Для формирования более точного прогноза будущей доходности в правилах бухгалтерского учета содержится целый ряд требований:[4]


1) требование о раскрытии информации о прекращенных видах деятельности;


2) требование о составлении сегментарной отчетности;


3) требование о раскрытии информации о сделках с аффинированными лицами;


4) требование об отражении условных фактов;


5) требование об отражении событий после отчетной даты.


Положение по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» ПБУ 16/02 утверждено приказом Минфина России от 02.07.2002 № 66н. В п. 6 ПБУ 16/02 определены четыре пути прекращения части деятельности организации, которые заключаются в следующем:


1. продажа имущественного комплекса (предприятия) или его части, представляющих собой совокупность активов и обязательств и относящихся непосредственно к прекращаемой деятельности при заключении единой сделки купли-продажи;


2. продажа отдельных активов и прекращение (исполнение) в установленном законодательством Российской Федерации порядке отдельных обязательств, имеющих отношение к прекращаемой деятельности;


3. отказ от продолжения части деятельности;


4. реорганизация предприятия в форме выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц.


Активы, обязательства, доходы и расходы могут быть отнесены к прекращаемой деятельности только в случае, если они подлежат продаже, погашению или выбытию иным способом в результате осуществления, прекращения части деятельности организации. Данные по прекращенной деятельности не принимаются в расчет аналитиком при построении тренда для определения будущей доходности организации, такое исключение позволяет сделать прогноз более точным.


Требование о раскрытии отчетности по сегментам в разрезе видов и регионов деятельности, содержащиеся в положении по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000), позволяют внешнему аналитику учесть риски снижения или увеличение объема деятельности в конкретном сегменте.


Перечисленные требования к составлению отчета о прибылях и убытках и дополнительному раскрытию информации о хозяйственной деятельности позволяют внешнему пользователю более точно оценить результаты деятельности и составить прогноз на будущее.


Модели построения отчета о прибылях и убытках. Различают две основные модели построения отчета о прибылях и убытках в части представления результата от основной деятельности - так называемые промышленная (отчет о себестоимости произведенной продукции) и торговая (отчет о продажах).


При любой из моделей структура себестоимости реализованной продукции должна раскрываться в финансовой отчетности. В промышленной модели структура представлена в самом формате отчета, а при использовании торговой модели она приводится в пояснениях к отчету.


Структура себестоимости имеет важное значение при оценке прогнозного тренда развития организации. Так, слишком низкие, по сравнению со среднеотраслевыми, расходы на амортизацию в составе себестоимости могут привести к невозможности модернизировать парк оборудования в то же время, что и другие компании отрасли. Это приведет к снижению конкурентоспособности продукции и/или объема производства.


Различие моделей влияет и на возможности анализа оборачиваемости поданным финансовой отчетности. Так, при использовании торговой модели можно оценить оборачиваемость готовой продукции или товаров. Однако промышленные предприятия анализируют не только по оборачиваемости готовой продукции, но и по оборачиваемости сырья и материалов, так как замедление оборачиваемости данной категории запасов влечет увеличение складских расходов, а следовательно, уменьшение прибыли в будущем.


При использовании промышленной модели при расчете оборачиваемости можно применять показатель себестоимости выпущенной за период готовой продукции, величина которой отличается от показателя себестоимости реализованной готовой продукции. При использовании торговой модели расчет данного показателя можно произвести, используя формулу товарного баланса и данные бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. Однако в многопрофильных организациях данный расчет затруднен представлением стоимости готовой продукции и товаров в одной строке бухгалтерского баланса.


При построении моделей используется показатель валовой прибыли, или валовой маржи. Данный показатель имеет существенное значение в маржинальной концепции прибыли. В условиях монопольного рынка формирование выручки с экономической точки зрения представляет собой как компенсацию затрат на производство и монопольную (плановую) прибыль производителя.[5]


В условиях совершенной конкуренции для конкретной организации существенное изменение цены на продукцию в сторону повышения и на ресурсы (в том числе трудовые) в сторону понижения невозможно, поэтому прибыль формируется как разница между выручкой и затратами.


Маржинальная прибыль является разницей между выручкой и прямыми расходами, т.е. расходами, необходимыми для выпуска продукции, расходами на ресурсы, цены на которые сформированы и поддерживаются рынком. За счет маржинальной прибыли покрываются расходы, связанные с созданием условий производства и управления. Оставшаяся сумма составляет результат основной деятельности. Построение отчета в такой последовательности позволяет разделить влияние факторов на результат основной деятельности: преимущественно рыночных (цена ресурсов, необходимых для выпуска продукции) и преимущественно управленческого характера(организация и управление производством). При определении себестоимости реализованной продукции по полной величине затрат организация включает расходы по организации и управлению производством в себестоимость выпущенной продукции, поэтому при отсутствии расходов по сбыту в отчете о прибылях и убытках валовая прибыль получается равной прибыли от основной деятельности.


Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг используется для формирования информационной базы для анализа и оценки таких важнейших показателей результативности работы организации, как оборачиваемость активов, средняя продолжительность сроков погашения дебиторской и кредиторской задолженности, затратоемкость (в том числе по отдельным статьям расходов, формирующих себестоимость производства и продажи продукции) и т.д.


Порядок признания выручки в бухгалтерском учете определяется положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (П БУ 9/99), утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от б мая 1999 г. № 32н.


Одним из основных условий признания выручки является переход права собственности на продукцию (товары) к покупателю, сдача работ, услуг заказчику (п. 12 ПБУ 9/99). Юридическая основа признания выручки получает, таким образом, преобладание над сущностью операции. Так, например, возврат поставщику ранее полученного надлежащим образом неходового товара будет отражаться как его реализация, потому что право собственности переходит (возвращается) к поставщику. Таким образом, существующие правила допускают формирование нереальных данных о выручке.


Прибыль от продаж является итоговым показателем обычной деятельности, величина которой характеризует финансовый результат от основных видов деятельности организации. Соотношения прибыли от продаж с другими показателями отчетности дают возможность определить и оценить такие важнейшие показатели, как рентабельность продаж, рентабельность затрат, рентабельность вложений в основные производственные активы, в материальные производственные запасы. Однако в рамках проведения финансового анализа с использованием данных только бухгалтерской отчетности не представляется возможным достичь необходимого уровня детализации, в частности определить уровни затратоемкости и рентабельности в разрезе номенклатуры всей производимой продукции. Подобные аналитические задачи могут быть решены лишь при условии привлечения данных внутреннего (управленческого) учета.


Таким образом, представление данных о результатах основной деятельности в отчете о прибылях и убытках и пояснений к ним позволяют:


1) определить рентабельность по видам деятельности;


2) определить положение предприятия в отрасли путем сравнения со среднеотраслевыми данными;


3) определить положение предприятия среди аналогичных путем сравнения с другими предприятиями;


4) рассчитать прогнозную доходность основной деятельности в будущем.


Решение данных задач формирует основу для принятия решений об эффективности инвестирования средств в данное предприятие.


Показатель прибыль/убыток до налогообложения формируется как результирующий всех доходов и расходов, за исключением группы чрезвычайных. Вынесение чрезвычайных расходов в отдельную группу объясняется их экстраординарным характером, т.е. отнести их к обычным событиям, видам деятельности невозможно.[6]


Налог на прибыль отражается в бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с требованиями ПБУ 18 «Учет налога на прибыль». Наличие бухгалтерского стандарта объясняется различием в определении бухгалтерской и налогооблагаемой прибыли.


Таким образом, отражение в отчете о прибылях и убытках условной величины налога на прибыль позволяет исключить влияние налогового законодательства на оценку рентабельности деятельности за отчетный период, а также более точно сформировать показатель нераспределенной прибыли.


Распределение нераспределенной прибыли является исключительной компетенцией собственников (участников, акционеров) организации.


Процедуры анализа показателей отчета о прибылях и убытках позволяют определить основные источники доходов организации, оценить их динамику и прогнозное значение прибыли в будущем. Принятие пользователем решений на основании полученных данных зависит от его кратко- и долго-срочных интересов или их комбинаций. В любом случае для получения более точных результатов анализа используются данные других форм бухгалтерской отчетности организации и пояснения к ним.


.


2. ОСОБЕННОСТИ И ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТА О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ


2.1. Методика составления отчета о прибылях и убытках


Отчет о прибылях и убытках является одной из основных форм бухгалтерской (финансовой) отчетности и обязательно присутствует в периодической отчетности.


Показатели формы № 2 «Отчёт о прибылях и убытках» заполняются на основании аналитических данных к счетам 90 «Продажи», 91 «прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки», которые содержатся соответственно в журналах-ордерах № 11,13,15 при журнально-ордерной форме учета или в аналогичных по назначению регистрах при других формах учета.


Прежде чем заполнять отчет о прибылях и убытках необходимо вспомнить основные правила. Первое – все данные надо приводить нарастающим итогом с 1 января по 31 декабря 2007 г. включительно. При этом в графе 3 должны быть обороты по счетам за 2007 г., а в графе 4 – обороты 2006 года. Второе правило – не следует зачитывать суммы прибыли в счет убытков (и наоборот). Третье правило – отрицательные величины и те показатели, что бухгалтер должен вычитать, записывают в круглых скобках.[7]


Доходы и расходы по обычным видам деятельности.


Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) (строка 010).


Здесь записывают доходы от обычных видов деятельности предприятия. Прежде всего, это выручка за продукцию и товары, а также за выполненные работы и оказанные услуги. При расчете выручки нужно учесть суммовые разницы. Эти разницы возникают, когда товары, цена которых выражена в условных единицах, отгружают раньше, чем поступает оплата за них. Если в договоре с покупателем предусматриваются различные скидки или наценки, то их тоже нужно учесть, определяя выручку. Кроме того, в расчет надо брать и проценты, причитающиеся с покупателя за рассрочку. Такой порядок определен Положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утвержденным приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 32н.


Выручку отражают без учета НДС, акцизов, экспортных пошлин, так как согласно пункту 3 ПБУ 9/99 эти налоги не являются доходами.


Также не считаются доходами деньги, которые посредник получил от покупателей за товары, принадлежащие комитенту (принципалу или доверителю). Не признаются доходами полученные авансы и суммы, поступившие в качестве залога, задатка и т.д. Суммы, поступившие в погашение кредита или займа. В типовой форме Отчета выручка отражается полностью, то есть без расшифровок. В то же время, если предприятие сочтет нужным, можно расписать доходы и расходы от каждого бизнеса. Для этого форму № 2 нужно дополнить новыми строками (011, 012 и т. д.). При этом расшифровывают только существенные доходы. В пункте 18.1 ПБУ 9 /99 «Доходы организации» сказано, что существенной считается та выручка, которая за отчетный период составляет 5 процентов и более от общей суммы доходов орга­низации.


Это правило касается и расходов. Расходы, соответствующие каждому виду выделенного дохода, нужнопоказывать в отдель­ных строках.


Разбираясь в том, что относится к доходам организации, нужно обратить внимание на один нюанс. Речь идет об арендной плате и о суммах, поступившим в соответствии с лицензионными договорами. В этом случае возникает вопрос – как поступать с этими средствами: включать в состав доходов по обычным видам деятельности и отражать по строке 010 или же относить к прочим доходам и показывать по строке 090? В пункте 4 ПБУ 9/99 говорится, что организация вправе самостоятельно решить, как ей быть.


Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (строка 020).


Здесь указывают сумму расходов по обычным видам деятель­ности за отчетный период. Этот показатель указывают в круглыхскобках.


Согласно пункту 8 ПБУ 10/99 «Расходы организации», расхо­ды по обычным видим деятельности делятся на:


- материальные;


- затраты па оплату труда;


- отчисления на социальные нужды;


- амортизацию;


- прочие.


Не считаются расходами фирмы и в Отчете не отражаются:


- суммы от продажи товаров, перечисленные посредником в пользу комитента (доверителя, принципала);


- затраты по приобретению внеоборотных активов (основных средств, нематериальных активов, незавершенного строительства и т. п.);


- суммы, перечисленные в порядке предоплаты материаль­ных ценностей, работ или услуг;


- суммы, выданные в качестве задатка;


- суммы, перечисленные в погашение кредита или займа, ранее полученного фирмой.


По этой строке бухгалтер приводит расходы по обычным видам деятельности, выручка от которых отражена по строке 010 Отчета о прибылях и убытках. Согласно пункту 5 ПБУ 10/99, это затраты на изготовление и реализацию продукции, приобретение и продажу товаров, а также расходы, связанные с выполнением работ и оказанием услуг.


При заполнении данной строки имеется один нюанс, интересный для бухгалтера организации, которая управленческие и коммерческие расходы не списывает сразу, а распределяет между реализованной и оставшейся продукцией. Так вот, долю таких расходов, приходящуюся на проданную продукцию, также приводят по строке 020.


Валовая прибыль (строка 029).


Это промежуточный итог. Тут показывают валовую прибыль предприятия. Она равна разнице между выручкой (строка 010) и себестоимостью (строка 020).


Коммерческие расходы (строка 030).


По этой строке приводят расходы, которые связаны со сбытом продукции. Скажем, это затраты на рекламу, хранение, перевозку продукции.


Пункт 9 ПБУ 10/99 позволяет списывать коммерческие расходы двумя способами. Первый – распределять их между реализованной и оставшейся продукцией. То есть все собранные затраты списываются на себестоимость продукции такой проводкой:


Дт 20 Кт 44 – списаны на себестоимость произведенной продукции коммерческие расходы.


Затем часть коммерческих расходов, приходящуюся на реализованную продукцию, списывают с кредита счета 43 в дебет счета 90. в таком случае строку 030 не заполняют.


Второй способ – все коммерческие расходы включать в себестоимость продукции, реализованной в отчетном периоде. При этом делается запись:


Дт 90 субсчет «Себестоимость продаж» Кт 44 – списаны на себестоимость реализованной продукции коммерческие расходы.


И соответственно заполняется строка 030.


Управленческие расходы (строка 040).


Здесь приводятся общехозяйственные расходы предприятия. К таким затратам, в частности, относят:


- расходы на оплату труда административного персонала;


- расходы на подготовку и переподготовку кадров;


- расходы на содержание имущества общехозяйственного на­значения;


- стоимость канцелярских товаров и других материалов и ин­вентаря, использованных для нужд управления, и т. д.


Управленческие расходы списывают на себестоимость продукции так же, как и коммерческие. То есть либо все сразу – тогда бухгалтер должен заполнять строку 040, либо пропорционально доле проданной продукции – в этом случае запись делают по строке 020, строка 040 в этом случае остается пустой. В нашем случае строка 040 пуста.


Прибыль (убыток) от продаж (050).


По строке 050 указывается финансовый результат от продажи продукции (товаров, работ, услуг). Получить его можно, если и выручки от продаж (строка 010) вычесть себестоимость проданных: товаров (отрока 020), коммерческие (строка 030), и управленческих (строка 040) расходы. Тот же результат будет, если из валовой при были (строка 029) вычесть коммерческие и управленческие расходы. Если в итоге получится убыток, то его суммунадо показать в отчете в круглых скобках.


Чтобы заполнить раздел «Доходы и расходы по обычным видам деятельности» Отчета о прибылях и убытках нужно знать, откуда брать сведения и информацию для этого.


Проценты к получению (строка 060).


По этой строке организации приводят проценты, которые им причитают. В данном случае речь идет о процентах по государственным облигациям и ценным бумагам, банковским депозитам и вкладам, а также по предоставленным займам. Обратите внимание: проценты по займу начисляют в конце ка­ждого отчетного периода в соответствии с условиями договора (п. 16 ПБУ 9/99).


Проценты к уплате (строка 070).


В данной строке записывают проценты, которые предприятие должно уплатить по облигациям, акциям, кредитам и займам. При этом проценты надо начислять каждый месяц, пока фирма пользуется заёмными средствами, независимо, когда будут выплачены эти средства. Исключение составляют платежи по займам, взятым для по­купки инвестиционных активов. Такие проценты до момента опри­ходования учитываются в себестоимости купленного имущества. Если же проценты начислены уже после принятия инвестиционно­го актива к учету, в этом случае они относятся к прочим расходам и также отражаются по строке 070. Отметим что проценты по заемным средствам, которые не на­правлены на покупку инвестиционных активов, можно списать единовременно.


Доходы от участия в других организациях (строка 080).


Здесь показывают доходы от участия в уставных капиталах других организаций (например, дивиденды по акциям и т.д.). Организации также могут вести совместную деятельность, объеди­нив свои вклады. Для этого они заключают договор простого това­рищества. При этом доход от совместной деятельности начисляют в тот день, когда товарищи распределят полученную прибыль ме­жду собой. Эту сумму и отражают в строке 080 Отчета. В 2007 г. и в 2006 г. хозяйство не участвовало в других организациях и ни с кем не заключало договора «простого товарищества», поэтому по строке 080 ставим прочерк.


Прочие доходы (строка 090).


По этой строке приводят операционные доходы, которые не были представлены в предыдущих строках Отчета. Прежде всего, это доходы от сдачи имущества в аренду (если такие доходы фирма получает нерегулярно), продажи основных средств, нематериальных активов, материалов и др. еще – прибыль, которую организация получила в рамках договора простого товарищества и т.д. А также такие понятия, как операционные, внереализацион­ные и чрезвычайные доходы. По этой строке отчета отражают, в частности, доходы (без уче­та НДС) от сдачи имущества в аренду, от продажи прочего имуще­ства фирмы (основных средств, нематериальных активов, объек­тов незавершенного капитального строительства или материалов), а также доходы от ликвидации основных средств.


Прочие расходы (строка 100).


Здесь указываются операционные расходы, которые не вошли в предыдущие расходные статьи отчета. К прочим расходам теперь относятся затраты:


- по сдаче имущества в аренду;


- от списания прочего имущества фирмы (основных средств, нематериальных активов, материалов и т. д.);


- по оплате услуг банка;


- на оплату процентов по кредитам и займам;


- признанные штрафы, пени, неустойки за нарушение усло­вий договоров;


- убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году;


- отрицательные курсовые разницы;


- убытки, возмещаемые другим фирмам, и т. д.


Строки 120 (внереализационные доходы) и 130 (внереализационныерасходы) были исключены из «Отчёта о прибылях и убытках», как самостоятельные строчки и были включены в строки 090 (прочие доходы) и 100 (прочие расходы) соответственно приказом Минфина России от 18 сентября 2006 г. №115н.


Как и для заполнения первого раздела Отчета о прибылях и убытках, для заполнения раздела «Прочие доходы и расходы» бухгалтеру необходимо знать откуда взять информацию для этого.


Прибыль (убыток) до налогообложения (строка 140).


По этой строке показывают финансовый результат деятельности организации за год. Его рассчитывают по данным отчета о прибылях и убытках. Это ни что иное, как «бухгалтерская» прибыль или «бухгалтерский убыток».


Отложенные налоговые активы (строка 141).


Эта строка предназначена для отложенных налоговых активов, которые образовались в учете организации за 2007 год. С 1 января 2003 года рассчитывать и показывать их обязывает ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль». Это ПБУ утверждено приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 114н.


Сумму отложенных налоговых активов получают, умножив величину так называемых вычитаемых временных разниц на ставку налога на прибыль. А вычитаемые разницы в свою очередь образуются, когда:


- сумма амортизации, которая исчислена в бухгалтерском учете за отчетный период, превышает ту, что рассчитана по правилам налогового учета;


- коммерческие и управленческие расходы в бухгалтерском учете и для целей налогообложения списываются по-разному;


- переносится на будущее убыток, который уменьшит налогооблагаемые доходы в последующих отчетных периодах;


- переплата по налогу на прибыль не возвращается организации, а зачитывается в счет будущих платежей;


- предприятие, использующее кассовый метод, в бухгалтерском учете включает в затраты стоимость материалов, которые еще не оплачены, и т.д.


Итак, в строку 141 Отчета попадет разница между дебетовым и кредитовым оборотами по счету 09. Здесь может быть две ситуации. Если полученная величина положительна, то разницу (то есть сумму начисленных активов за минусом погашенных и списанных) прибавляют к прибыли до налогообложения. Если же, напротив, она отрицательна, то величину активов в отчетном периоде нужно вычитать из прибыли.


Отложенные налоговые обязательства (строка 142).


Отложенные налоговые обязательства определяют, умножая сумму временных разниц на ставку налога на прибыль (п.15 ПБУ 18/02). Налогооблагаемые временные разницы в учете образуются в случае, если:


- сумма амортизации, начисленная в налоговом учете за отчетный период, больше, чем та, что рассчитана по правилам бухгалтерского учета;


- проценты по выданным займам вы начисляли ежемесячно, а должник погасил их единовременно. В данном случае разница возникает, если ваша фирма применят кассовый метод;


- проценты по кредитам и суммовые разницы в налоговом учете включаются в состав внереализационных расходов, а в бухгалтерском учете – в стоимость основных средств или материалов;


- в бухгалтерском учете отражаются затраты а составе расходов будущих периодов, а в налоговом списываются сразу.


Как и в случае с активами, отложенные налоговые обязательства могут, как вычитаться из прибыли (убытка) до налогообложения, так и прибавляться. Как и в случае с активами, в Отчет попадает разница между оборотами по счету 77 если кредитовый оборот (где отражают начисление) превышает дебетовый (где показывают списание обязательства), то этот показатель уменьшит прибыль. Если наоборот – увеличит.


Текущий налог на прибыль (строка 150).


В п.21 ПБУ 18/02 приведена формула для расчета текущего налога и прибыль:


+ Условный расход (условный доход) по налогу на прибыль + постоянное налоговое обязательство (актив) + отложенный налоговый актив – отложенное налоговое обязательство = текущий расход (доход) по налогу на прибыль.


Условный расход (доход) – это «бухгалтерская» прибыль (или убыток) из строки 140 Отчета, умноженная на ставку налога на прибыль. Условный доход начисляют только в том случае, если в налоговом учете организация получила прибыль.


Постоянные налоговые обязательства можно получить, умножив постоянные разницы на ставку налога на прибыль. Такие разницы образуются когда расходы, которые учитываются для целей бухгалтерского учета, не включаются в затраты при расчете налога на прибыль. Речь идет, скажем, о суммах, которые организация истратила сверх норм, установленных в налоговом кодексе РФ. Это касается суточных, компенсаций за использование личного транспорта, представительских расходов, затрат на страхование.


Есть еще постоянные налоговые активы. Они возникают также из-за постоянных разниц. В отличие от постоянных налоговых обязательств постоянные налоговые активы в отчетном периоде уменьшают начисленный налог на прибыль.


Чистая прибыль (убыток) отчетного периода (строка 190).


По строке 190 показывают чистую прибыль (убыток), это конечный финансовый результат компа­нии за минусом налога на прибыль.


Чтобы получить чистую прибыль (строка 190), из прибыли до налогообложения (строка 140) надо вычесть текущий налог на прибыль, откорректированный на сумму отложенных налоговых обязательств и активов, а также иных платежей в бюджет (151).


Постоянные налоговые активы (обязательства) (строка 200).


Постоянные разницы образуются тогда, когда организация осуществляет расходы, которые признаются в бухучете, но не учитыва­ются при расчете налога на прибыль. Например, стоимость безвозмездно переданного имущества. Или учитываются, но в пределах нормативов, тогда как в бухучете списываются полностью. Скажем, представительские расходы, затраты на рекламу или расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей.


Базовая прибыль (убыток) на акцию (строка 210).


По этой строке бухгалтер должен показать базовую прибыль (убыток) на акцию. Это часть прибыли отчетного года, которая причитается акционерам – владельцам обыкновенных акций. Чтобы рассчитать данный показатель, нужно разделить базовую прибыль (убыток) отчетного периода на средневзвешенное количество обыкновенных акций, находящихся в обращении. Заполняют данную строку только акционерные общества. Общест­ва с ограниченной ответственностью по этой строке ставят прочерк. Здесь приводят базовую прибыль (убыток) на акцию. Это часть прибыли отчетного периода, которая причитается владельцам обыкновенных акций. Чтобы рассчитать этот показатель, нужно использоваться Методическими рекомендациями по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию, которые утверждены приказом Минфина России от 21 марта 2000 г. № 29н.


Разводненная прибыль (убыток) на акцию (строка 220).


Здесь приводят величину так называемой разводненной прибыли (убытка) на акцию. Этот показатель отражает возможное снижение уровня базовой прибыли на акцию в следующем отчетном периоде.


Расшифровка отдельных прибылей и убытков.


В этом разделе расписывают наиболее значительные внереализационные доходы и расходы.


По строке 230 отражают начисленные штрафы, пени и неустойки за нарушение условий хозяйственных договоров.


По строке 240 указывают прибыль(убыток) прошлых лет, выявленную в отчетном году (то же касается и убытка).


По строке 250 приводят суммы возмещенных убытков.


По строке 260 показывают курсовые разницы.


По строке 270 нужно записать, какие суммы были перечислены в оценочные резервы.


По строке 280 представляют списанную дебиторскую и кредиторскую задолженность, по которой истек срок исковой давности.


Итак, мы рассмотрели порядок составления Отчета о прибылях и убытках. Поскольку мы брали условные значения показателей, то в таблице 7 рассмотрим, как на основании рассчитанных нами показателей составить Отчет о прибылях и убытках в соответствии с новой формой и с рекомендациями ПБУ 18/02.


Итак, на основании правил и принципов составления отчета о прибылях и убытках, мы составили отчет о прибылях и убытках так, как это требует бухгалтерский учет со всеми проведенными в этой сфере реформами.


2.2. Оценка показателей отчета о прибылях и убытках


Одна из важнейших характеристик состояния предприятия – стабильность его деятельности с позиции долгосрочной перспективы. Деятельность хозяйствующего субъекта может быть охарактеризована с различных сторон, однако в наиболее общем случае ее можно представить как совокупность чередующихся притоков и оттоков денежных средств. Часть денежных потоков относится к характеристике деятельности предприятия с позиции краткосрочной перспективы, другая часть характеризует эту деятельность в долгосрочном аспекте. Последнее связано, прежде всего, с общей финансовой структурой предприятия, степенью его зависимости от кредиторов и инвесторов.


Суть проблемы в том, что любое предприятие имеет множество источником финансирования. Выбирая их величину, состав и структуру предприятие одновременно приобретает определенные возможности и налагает на себя некоторые обязательства.


Оценка показателей отчета о прибылях и убытках сводится к анализу финансового состояния предприятия. Финансовое состояние предприятия можно оценивать с точки зрения краткосрочной и долгосрочной перспектив. В первом случае критерии оценки финансового состояния – ликвидность и платежеспособность предприятия, т.е. способность своевременно и в полном объеме произвести расчеты по краткосрочным обязательствам.


Под ликвидностью какого-либо актива понимают способность его трансформироваться в денежные средства, а степень ликвидности определяется продолжительностью временного периода, в течение которого эта трансформация может быть осуществлена. Чем короче период, тем выше ликвидность данного вида активов.


Говоря о ликвидности предприятия, имеют в виду наличие у него оборотных средств в размере, теоретически достаточном для погашения краткосрочных обязательств хотя бы и с нарушением сроков погашения, предусмотренных контрактами. Платежеспособность означает наличие у предприятия денежных средств и их эквивалентов, достаточных для расчетов по кредиторской задолженности, требующей немедленного погашения. Таким образом, основными признаками платежеспособности являются: а) наличие в достаточном объеме средств на расчетном счете; б) отсутствие просроченной кредиторской задолженности.


Очевидно, что ликвидность и платежеспособность не тождественны друг другу. Так, коэффициенты ликвидности могут характеризовать финансовое положение как удовлетворительное, однако по существу эта оценка может быть ошибочной, если в текущих активах значительный удельный вес приходится на неликвиды и просроченную дебиторскую задолженность.


Оценка ликвидности и платежеспособности может быть выполнена с определенной степенью точности. В частности, в рамках экспресс-анализа платежеспособности обращают внимание на статьи, характеризующие наличные деньги в кассе и на расчетных счетах в банке. Это и понятно: они выражают совокупность наличных денежных средств, т. е. имущества, которое имеет абсолютную ценность, в отличие от любого иного имущества, имеющего ценность лишь относительную. Эти ресурсы наиболее мобильны, они могут быть включены в финансово-хозяйственную деятельность в любой момент, тогда как другие виды активов нередко могут включаться лишь с определенным временным шагом. Искусство финансового управления как раз и состоит в том, чтобы держать на счетах лишь минимально необходимую сумму средств, а остальную часть, которая может понадобиться для текущей оперативной деятельности, в быстрореализуемых активах.[8]


Таким образом, чем значительнее размер денежных средств на расчетном счете, тем с большей вероятностью можно утверждать, что предприятие располагает достаточными средствами для текущих расчетов и платежей. Вместе с тем наличие незначительных остатков на расчетном счете вовсе не означает, что предприятие неплатежеспособно – средства могут поступить на расчетный счет в течение ближайших дней, некоторые виды активов при необходимости легко превращаются в денежную наличность и пр.


О неплатежеспособности свидетельствует, как правило, наличие «больных» статей в отчетности «Убытки», «Кредиты и займы, не погашенные в срок», «Просроченная дебиторская и кредиторская задолженность и т.п. Следует отметить, что последнее утверждение верно не всегда. Во-первых, фирмы-монополисты могут сознательно идти на нестрогое соблюдение контрактов со своими поставщиками и подрядчиками. Во-вторых, в условиях инфляции непродуманно составленный договор на предоставление кратко- или долгосрочной ссуды может вызывать искушение нарушить его и уплачивать штрафы обесценивающимися деньгами.


В наиболее акцентированном виде степень ликвидности предприятия может быть выражена коэффициентом покрытия, показывающим, сколько сом текущих активов (оборотных средств) приходится на один сом текущих обязательств (текущая краткосрочная задолженность). При условии выполнения предприятием обязательств перед кредиторами его платежеспособность с известной степенью точности характеризуется наличием средств на расчетном счете.


С позиции долгосрочной перспективы финансовое состояние предприятия характеризуется структурой источников средств, степенью зависимости предприятия от внешних инвесторов и кредиторов. Каких-либо единых нормативов соотношения собственного и привлеченного капитала не существует. Тем не менее, распространено мнение, что доля собственного капитала должна быть достаточно велика – не менее 60%. Условность этого лимита очевидна; например, высокорентабельное предприятие или предприятие, имеющее высокую оборачиваемость оборотных средств, может позволить себе относительно высокий уровень заемного капитала.


Результативность и экономическая целесообразность функционирования предприятия измеряются абсолютными и относительными показателями. Различают показатели экономического эффекта и экономической эффективности.


Экономический эффект – показатель, характеризующий результат деятельности. Это абсолютный, объемный показатель. В зависимости от уровня управления, отраслевой принадлежности предприятия в качестве показателей эффекта используют показатели валового национального продукта, национального дохода, валового дохода от реализации, прибыли. [9]


Основным показателем безубыточности работы предприятия является прибыль. Однако по этому показателю, взятому изолированно, нельзя сделать обоснованные выводы об уровне рентабельности. Прибыль в 1 млн. руб. может быть прибылью разновеликих по масштабам деятельности и размерам вложенного капитала предприятий. Соответственно и степень относительной весомости этой суммы будет неодинаковой. Поэтому в анализе используют различные коэффициенты рентабельности.


Экономическая эффективность – относительный показатель, соизмеряющий полученный эффект с затратами или ресурсами, использованными для достижения этого эффекта. Такой показатель уже можно использовать в пространственно-временных сопоставлениях. Наиболее общую оценку уровня экономической эффективности деятельности предприятия дают показатели рентабельности авансированного и собственного капитала, а рост их в динамике рассматривается как положительная тенденция.


Различные стороны производственной, сбытовой, снабженческой и финан­совой деятельности предприятия получают законченную денежную оценку в сис­теме показателей финансовых результатов. Обобщённо наиболее важные показа­тели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в “Отчёте о прибылях и убытках”. К ним относятся:


- прибыль (убыток) от реализации продукции;


- прибыль (убыток) от прочей реализации;


- доходы и расходы от внереализационных операций;


- балансовая прибыль;


- налогооблагаемая прибыль;


- чистая прибыль и др.


Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффектив­ность хозяйствования предприятия. Важнейшими среди них являются показатели прибыли, которая в условиях перехода к рыночной экономике составляет основу экономического развития предприятия. Рост прибыли создаёт финансовую базу для самофинансирования, расширенного производства, решение проблем социальных и материальных потребности трудового коллектива. За счёт прибыли выполняются также часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками и другими пред­приятиями и организациями. Таким образом, показатели прибыли становятся важ­нейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Они характеризуют степень его деловой активности и финансового благополучия.


Как уже не раз говорилось, деятельность любого предприятия в той или иной степени входит в сферу множества лиц. В основном эти интересы касаются принятия решения о целесообразности взаимодействия с данным предприятием, т.е. участия (прямого или косвенного) в генерировании им дохода и, как результат, получения своей части этого дохода.


На основании вышесказанного можно сделать несколько важных выводов: правильное и грамотное составление бухгалтерской отчетности и прилагающихся к ней форм обеспечит вашему предприятию приток заинтересованных в его деятельности лиц и на основании этого ваше предприятие получит дополнительные возможности инвестирования, кредитования и финансирования.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Бухгалтерская отчетность как единая система данных о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении составляется на основе данных бухгалтерского учета. При формировании бухгалтерской отчетности должны быть исполнены требования нормативно-правовых актов по бухгалтерскому учету по раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об изменениях учетной политики, оказавших или способных оказать существенное влияние на финансовое положение.


Если детально проанализировать современное содержание отчета о прибылях и убытках, то можно сделать вывод, что при формировании финансовых результатов в отечественной учетной практике приоритетным является показатель дохода. Иными словами, регистрации в обязательном порядке подлежат все доходы независимо от степени их реальности и вероятности получения. В то же время расходы организации фиксируются в отчете о прибылях и убытках в том случае, если они фактически были произведены организацией и относятся к тому отчетному периоду, за который составляется отчет. Следует заметить, что регистрация доходов в основном определяется принципом накопления.


Прибыль подлежит включению в состав Отчета о прибылях и убытках, если она была заработана в учетном периоде, независимо от того, были ли суммы фактически получены в течение года или нет. Однако применение принципа накопления в международных стандартах ограничивается принципом осмотрительности, а это важное отличие от отечественной практики учета и отчетности. Если прибыль не является несомненной, то ее нельзя включать в Отчет о прибылях и убытках, даже если она и относится к текущему периоду. В то же время убытки и потери должны показываться в отчете даже тогда, когда они еще не были реализованы. Использование метода накопления для целей бухгалтерского учета без особого изменения методологических основ формирования доходов и расходов организации приводит к росту доходов действующих экономических субъектов России. В своих отчетах о прибылях и убытках они вынуждены показывать нереальные к получению доходы. Поэтому без отказа от приоритета налоговых отношений, которые сложились в нашей стране, малореальны любые преобразования в отечественном финансовом учете и отчетности.


Составление отчетности является завершающим этапом учетного процесса. В соответствии с учетной моделью, основывающейся на выполнении задачи предоставления информации, необходимой для принятия экономически обоснованных управленческих и деловых решений, бухгалтерская отчетность представляет собой систему показателей, полученных на основе данных учета, характеризующих имущественное и финансовое положение организации (предприятия) и результаты ее хозяйственной деятельности за отчетный период.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 129 ФЗ


2. Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организаций" ПБУ 4/99: утв. Приказом Минфина России от 06.07. 1999 № 43н.


3. Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99: утв. Приказом Минфина России от 06.05. 1999 № 32н.


4. Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99: утв. Приказом Минфина России от 06.05. 1999 № 33н.


5. Положение по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" ПБУ 18/02, утвержденное Приказом Минфина России от 19.11. 2002 № 114н


6. Приказ Минфина России от 18.09. 2006 № 115н


7. Приказ Минфина России от 18.09. 2006 № 116н


8. Астахов В.П. «Бухгалтерский финансовый учет» ИКЦ Мару, Москва 2003г.


9. Безруких П.С. «Бухгалтерский учет» Москва, Бух. Учет, 2003г.


10. Бакинов М.И. «Бухгалтерский учет в торговле» Москва, «Финансы и статистика» 2002 г.


11. Гетман В.Г. «Финансовый учет» Москва, «Финансы и статистика» 2002 г.


12. Кондраков И.П. «Бухгалтерский учет» Москва, Инфра 2002 г.


13. Козлова Е.П. «Бухгалтерский учет в организациях» Москва, Финансы и статистика, 2002 г. В.В. Бочаров «Финансовый анализ», уч. пособие Санкт-Петербург, 2001г.


14. Глушков И.Е. Бухгалтерский учет на сельскохозяйственных предприятиях, М.: КНОРУС, 2001


15. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. «Годовая и квартальная отчетность», Уч.-метод. пособие по составлению. – М.: Изд. «Дело и Сервис», 1998г.


16. Ковалев В.В. «Финансовый анализ: методы и процедуры», М.: Финансы и статистика, 2002г.


17. Качалин В.В. «Финансовый учет и отчетность в соответствии со стандартами GAAP», - 4-е изд. – М.: Дело, 1998г.


18. Кондраков Н.П. «Бухгалтерский учет»-М.: Гроссбух, 2003г.


19. Маркарьян Э.А., Герасименко Г.П., Маркарьян С.Э. «Финансовый анализ», уч.пособие. – 3-е изд. перер. и доп. – М.: ИД ФБК – ПРЕСС, 2002.


20. Мюллер Г., Гернон Х., Миик Г. Учет: международная перспектива/ Пер. с англ. – М.: Финасны и статистика, 1999г.


21. Новодворский В.Д., Пономарева Л.В. «Составление бухгалтерской отчетности», 2 – е изд., перер. и доп. – М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2000г.


22. Пошерстник Н.В., Мейксин М.С. «Самоучитель по бухгалтерскому учету», Москва – Санкт-Петербург, «Издательский дом Герда», 2006 г., изд. 7 – е, перер. и .доп.


23. Пизенгольц М.З. Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве – М.: Финансы и статистика, 2001г.


24. Пучкова С.И. «Бухгалтерская (финансовая) отчетность»: уч.пособие. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2005.



[1]
Качалин В.В. «Финансовый учет и отчетность в соответствии со стандартами GAAP», - 4-е изд. – М.: Дело, 1998г.


[2]
Безруких П.С. «Бухгалтерский учет» Москва, Бух. Учет, 2003г.


[3]
Астахов В.П. «Бухгалтерский финансовый учет» ИКЦ Мару, Москва 2003г.


[4]
Козлова Е.П. «Бухгалтерский учет в организациях» Москва, Финансы и статистика, 2002 г. В.В. Бочаров «Финансовый анализ», уч. пособие Санкт-Петербург, 2001г.


[5]
Гетман В.Г. «Финансовый учет» Москва, «Финансы и статистика» 2002 г.


[6]
Кондраков И.П. «Бухгалтерский учет» Москва, Инфра 2002 г.


[7]
Донцова Л.В., Никифорова Н.А. «Годовая и квартальная отчетность», Уч.-метод. пособие по составлению. – М.: Изд. «Дело и Сервис», 1998г.


[8]
Качалин В.В. «Финансовый учет и отчетность в соответствии со стандартами GAAP», - 4-е изд. – М.: Дело, 1998г.


[9]
Пучкова С.И. «Бухгалтерская (финансовая) отчетность»: уч.пособие. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2005.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.