Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Бухгалтерский учет, его место в системе управления экономикой организации

СОДЕРЖАНИЕ


Введение 3

1 Бухгалтерский учет, его место в системе управления экономикой

организации 4

2 Организация инвентаризации имущества и финансовых обязательств 9

Заключение 13

Библиографический список 15


ВВЕДЕНИЕ


Бухгалтерский учет изучает количественную сторону хозяйственных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной путем сплошной, непрерывной, документально обоснованной и взаимосвязанной регистрации хозяйственных фактов как в денежном выражении, так и в натуральных показателях.

Бухгалтерский учет, постоянно совершенствуясь, становится важным звеном формирования рыночной экономики, языком бизнеса и предпринимательства, действенной функцией управления. Он призван способствовать лучшей организации управления, планирования, прогнозирования, анализа посредством обеспечения учетной информацией разных уровней управления и носит не только ретроспективный, но и перспективный характер.

Бухгалтерский учет — одна из основных функций управления наряду с такими функциями, как планирование, регулирование, организация и стимулирование. Это означает, что совершенствование управления, создание рыночного механизма неразрывно связаны с развитием всей системы бухгалтерского учета.

Именно в системном бухгалтерском учете отражается фактическая информация по каждому виду основных средств, материально-сырьевых, топливно-энергетических, трудовых, финансовых ресурсов, что позволяет направлять и координировать финансовую и производственно-хозяйственную деятельность, добиваться желаемых результатов.

Чтобы с наибольшим эффектом использовать эту информацию в целях управления предприятием, необходима такая система организации бухгалтерского учета, которая ориентирована на использование передовых методов учета, положительного зарубежного опыта, международных стандартов бухгалтерского учета, широкое применение вычислительной техники.

1 БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ


В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Бухгалтерский учет является системой, которая измеряет параметры деловой активности и представляет их в виде отчета и конечных выводов для принятия решений руководством компаний. Финансовые отчеты это документы, которые предоставляют информацию в денежной форме на индивидуальном уровне или на уровне предприятия.

Бухгалтерский учет осуществляется специальной службой предприятия – бухгалтерией. Он является сплошным и непрерывным во времени, строго документирован, используются специфические приемы и способы обработки учетных данных, организуется в рамках отдельных хозяйствующих субъектов.
Бухгалтерия является элементом учета так же, как арифметика является составляющей частью математики. Все большее количество людей используют компьютеры для ведения подробной бухгалтерской отчетности на всех уровнях, в домашнем хозяйстве, бизнесе и в организациях всех типов.
Практика бухгалтерского учета основывается на определенных принципах. Правила, которые обязательны для бухгалтеров, такие как измерения, проведение расчетов и доведение финансовой информации до конечных потребителей строится в соответствии с GAAP (общепринятые принципы бухгалтерского учета).
Основные задачи, требования и функции бухгалтерского учета
Становление и развитие рыночных отношений, управление экономикой, использование Международных стандартов бухгалтерского учета предопределяют усиление роли и значения бухгалтерского учета. В настоящее время реализуется программа реформирования бухгалтерского учета. Основными документами, регламентирующими бухгалтерский учет являются Федеральный закон «О бухгалтерском учете», «Положение о бухгалтерском учете и отчетности в РФ», что обеспечивает единство методологии бухгалтерского учета и отчетности в стране, порядок его ведения, составления и предоставления бухгалтерской отчетности. В этом законе сформулированы следующие задачибухгалтерского учета:

формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности, для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности и выявление внутрихозяйственных резервов, обеспечение ее финансовой устойчивости.
Для выполнения задач, поставленных перед бухгалтерским учетом, в Законе сформулированы и основные требования к его ведению:

оценка имущества в рублях;

раздельный учет собственного имущества и имущества других организаций;

непрерывность учета во времени;

ведение учета двойной записью в системе счетов;

соблюдение тождества данных синтетического и аналитического учета;

отражение хозяйственных операций на счетах без всякого изъятия;

раздельное отражение затрат на производство и капитальные вложения.

На основе данных бухгалтерского учета осуществляется анализ хозяйственной деятельности, принимаются различные управленческие решения. От правильной организации ведения бухгалтерского учета, и своевременного предоставления полной и достоверной информации, зависит финансовое состояние организации в целом, его рентабельность, прибыльность, конкурентоспособность и т.д. В системе управления хозяйственной деятельностью предприятия бухгалтерский учет выполняет ряд функций.
Функции бухгалтерского учета:
1) Контрольная функция имеет большое значение в условиях развития рыночных отношений и наличия различных форм собственности. Работники бухгалтерии, аудиторских фирм, налоговых служб осуществляют контроль за сохранностью, наличием и движением имущества предприятий и организаций, правильностью и своевременностью расчетов с государством и другими субъектами хозяйственных взаимоотношений. С помощью бухгалтерского учета осуществляются три вида контроля - предварительный, текущий и последующий.
2) Информационная функция - одна из главных функций бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет является основным источником информации, поставляемой разным уровням управления. На ее основе принимаются соответствующие решения. Информация, получаемая в системе бухгалтерского учета, широко используется всеми видами хозяйственного учета. Для того чтобы получаемая информация удовлетворяла всех пользователей, она должна быть достоверной, объективной, своевременной и оперативной.
Информация должна содержать только необходимые данные, что позволяет быстрее изучать их, принимать оптимальные управленческие решения.
3) Обеспечение сохранности имущества - функция, имеющая большое значение в условиях рыночных отношений и наличия разных форм собственности. Выполнение данной функции зависит от действующей у нас системы учета и определенных предпосылок: наличия специализированных складских помещений, оснащенных средствами оргтехники; совершенствования самой системы учета, применения научно обоснованных методов выявления недостач, растрат, хищений; использования современных средств вычислительной техники для сбора, обработки и передачи информации. 4) Функция обратной связи означает, что бухгалтерский учет формирует и передает информацию обратной связи, т.е. информацию о фактических параметрах развития объекта управления.
Бухгалтерский учет с точки зрения системы управления представляет собой часть информационной системы обратной связи, ее основу. Он призван обеспечивать все уровни управления предприятия информацией о фактическом состоянии управляемого объекта, а также обо всех существенных отклонениях от заданных параметров.
5) Аналитическая функция в условиях развития рыночных отношении позволяет изучить перспективы развития данного хозяйственного органа, вскрыть имеющиеся недостатки, наметить пути совершенствования всех направлений хозяйственной деятельности.
Бухгалтерский учет осуществляется на всех стадиях производственно-финансовой деятельности хозяйствующего субъекта.

Какую роль несет бухгалтерский учет в управлении фирмой?

Самое главное требование к деятельности любой фирмы - прибыльность.

Критерий: нет прибыли - нет фирмы.

Информация о прибыльности, как результате деятельности фирмы, поступает через финансовый отчет. Финансовый отчет- это документ бухгалтерской отчетности. Следовательно, бухучет поставляет информацию о выполняемости основного критерия: прибыльности деятельности фирмы.

Метод бухгалтерского учета – совокупность способов и приемов, с помощью которых познается предмет (объекты) бухгалтерского учета. Он позволяет изучить явления в движении, изменении, взаимосвязи и взаимодействии. Метод бухгалтерского учета зависит от предмета учета, т.е. отражаемых и контролируемых объектов, а также поставленных перед учетом задач и предъявляемых к нему требований. Поэтому метод нельзя рассматривать как нечто застывшее. Изменение экономических отношений, развитие научно-технического прогресса предъявляют новые требования к бухгалтерскому учету, а это вызывает изменение его приемов и способов. Например, применение ЭВМ приводит к совершенствованию способов наблюдения, контроля и регистрации хозяйственных операций, съема информации. Содержание метода бухгалтерского учета вытекает из его сущности и особенностей бухгалтерского учета.

Метод бухгалтерского учета включает в себя следующие способы и приемы, которые принято называть элементами метода бухгалтерского учета: документация и инвентаризация, оценка и калькуляция, счета и двойная запись, баланс и отчетность.

В данной контрольной работе, мы подробнее остановимся на изучении инвентаризации имущества и финансовых обязательств.


2 ОРГАНИЗАЦИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВА И ФИНАНСОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ


Инвентаризация – способ проверки состояния фактического наличия хозяйственных средств в последующей регистрации явлений и операций, неотраженных первичной документацией в момент их совершения. Причины проведения инвентаризации различны:

ошибки при отпуске и приеме ценностей;

неисправности оргтехники;

наличие процессов, не фиксируемых первичными документами (усушка, утруска, распыл);

хищение и злоупотребление;

контроль действия материально ответственных лиц.

Все проводимые в организациях инвентаризации делятся по ряду признаков.

При полной инвентаризации проверяются все виды имущества организации. Как правило, такие инвентаризации проводятся в конце финансового года перед составлением годового отчет;

Частичная инвентаризация предполагает проверку одного или нескольких видов имущества (инвентаризация денежной наличности в кассе);

Плановые инвентаризации осуществляются в соответствии с установленными графиком, например, перед составление годового отчета, а внеплановые (внезапные) - по мере необходимости (смена материально-ответственных лиц, стихийные бедствия, хищения, требования аудиторов, судебных органов и т.д.)

Количество инвентаризаций в отчетном году, время их проведения, перечень проверяемого имущества устанавливаются руководителем организации за исключением случаев, предусмотренных «Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» и «Основными положениями по инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов».

Проведение инвентаризации обязательно:

При передаче имущества в аренду, выкупе, продаже;

Перед составлением годового отчета;

Пре смене материально-ответственных лиц;

При наличии хищений, злоупотреблений, порче ценностей;

В случае стихийных бедствий, пожаров, аварий и т.д.;

При ликвидации (реорганизации) хозяйствующего субъекта.

Для проведения инвентаризации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия, в состав которой включаются представители администрации, работники бухгалтерии, другие специалисты. При большом объеме работ создаются и рабочие инвентаризационные комиссии. Инвентаризация должна осуществляться комиссией в полном составе. Отсутствие даже одного члена комиссии достаточно, чтобы признать результаты инвентаризации недействительными.

Рабочие инвентаризационные комиссии обязаны:

Провести инвентаризацию имущества в местах его нахождения;

Выявить вместе с бухгалтерией результат инвентаризации;

Выработать предложения по порядку зачета и списания недостачи ценностей;

Разработать предложения по совершенствованию порядка приема, хранения и отпуска ценностей, улучшения учета и контроля за их сохранностью.

Члены рабочей комиссии отвечают за:

Своевременность и правильность проведения инвентаризации;

Полноту и точность внесения в описи данных.

До начала инвентаризации проводится ряд подготовительных мероприятий. Апломбируются места хранения подлежащих проверке ценностей. Инвентаризируемые ценности раскладываются по стеллажам, полкам, т.е. приводятся в состояние пригодное для проверки. Проверяются все весовые измерительные приборы и сроки их клеймения.

Проверка материальных ценностей проводится по местам их нахождения. Снятие фактических остатков ценностей осуществляется в присутствии материально-ответственного лица. Описи составляются в двух экземплярах, один экземпляр заполняет член инвентаризационной комиссии, другой – материально-ответственное лицо. На каждой странице описи прописью указывается число порядковых номеров ценностей и общий итог их количества, зафиксированный на данной странице, независимо от единицы измерения. На последней странице описи прописью указывается количество страниц и общий итог ценностей. Если были допущены ошибки, то они исправляются во всех экземплярах описи путем зачеркивания. Исправленные данные должны быть оговорены и подписаны всеми членами комиссии и материально-ответственным лицом.

Инвентаризационные описи после их надлежащего оформления передают в бухгалтерию, где данные о фактическом наличии средств сравниваются с данными бухгалтерского учета. Такое сравнение осуществляется в сличительных ведомостях, в которых отражаются фактическое наличие средств (по данным описей) и «книжные остатки» (по данным бухгалтерского учета). Результаты такого сличения – излишки и недостачи – отражаются в описях с указанием количества по группам, видам и сортам. Излишки и недостачи ценностей в сличительных ведомостях показываются с стоимостной оценке, принятой в бухгалтерском учете. Ценности, по которым не выявлены расхождения с данными бухгалтерского учета, в сличительных ведомостях приводятся общей суммой.

Инвентаризационная комиссия устанавливает виновников возникших недостач и излишков и принимает решение о порядке их отражения в учете (регулирование инвентаризационных разниц). В настоящее время регулирование инвентаризационных разниц осуществляется в следующем порядке. Излишки выявленных ценностей подлежат оприходованию с отнесением сумм излишков на счет «Прибыли и убытки».

Недостачи ценностей, выявленных в ходе инвентаризации, независимо от причин их возникновения вначале отражаются с целью контроля на счете «Недостачи и потери от порчи ценностей»:

Д-т сч. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

К-т сч. 10 «Материалы»

К-т сч. 43 «Готовая продукция»

К-т сч. 50 «Касса»

В зависимости от причин возникновения недостач порядок списания их будет разным. Недостачи ценностей, а также превышение стоимости недостающих ценностей над оказавшимися в излишке относят на виновных лиц. При этом оформляется бухгалтерская запись:

Д-т сч. 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»

К-т сч. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

Недостачи ценностей в пределах норм естественной убыли списываются на счет затрат

Д-т сч.20 «Основное производство»

Д-т сч. 25 «Общепроизводственные расходы»

Д-т сч. 26 «Общехозяйственные расходы»

К-т сч. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

При отсутствии виновных лиц суммы недостач списываются в дебет счета «Прочие доходы и расходы» с кредита счета «Недостачи и потери от порчи ценностей».

По окончании инвентаризации проводятся контрольные проверки правильности проведения инвентаризации. В них должны принимать участие члены инвентаризационной комиссии и материально-ответственные лица. Такая проверка должна осуществляться до открытия складов, кладовых. По окончании контрольной проверки составляют Акт.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


         Рассмотрев понятие бухгалтерского учета можно сделать вывод о том, что бухгалтерский учет является неотъемлемой частью каждого предприятия. Он необходим для отражения результатов финансово – хозяйственной деятельности организации, которые необходимы пользователям бухгалтерской информации. Наиболее значимыми требованиями являются полнота и понятность предоставленной информации.

Таким образом, в  бухгалтерском учете выделяют три  основные цели: формирование полной информации, предоставление её пользователям, предотвращение отрицательных результатов деятельности организации.

          Надо отметить, что бухгалтерский учет имеет законодательную базу (положения о бухгалтерском учете, федеральные законы, нормативные акты и др.) в отличии от других дисциплин. Однако, не только законодательная база делает бухгалтерский учет особенным, но и его сформулированные цели и задачи, которые зависят от того, в какой сфере работает предприятие, сколько оно содержит работников, расходам на исполнение, на какого потребителя ориентировано и другое. Наиболее значимые оказываются задачи, которые стоят перед бухгалтером, занимающегося составлением данных бухгалтерского учета предприятия (бухгалтерской отчетности).

         Также, надо заметить, что все перечисленные задачи способствуют либо увеличению прибыли, либо уменьшению расходов на производство. В наше время наблюдается, что предприятие больше заинтересовано в уменьшении расходов на производство, чем получение дополнительной прибыли.

         Подводя итоги, следует отметить, что область применения бухгалтерского учета велика. Информация о бухгалтерском учете может предоставляться внутренним пользователям (бухгалтерам, менеджерам, маркетологам и другим специалистам) для составления отчетности о деятельности предприятия его акционерам или руководству. Данные бухгалтерского учета некоторых предприятий могут выводиться в печать, то есть могут использоваться средствами массовой информации. Также данные бухгалтерского учета предоставляются в налоговые органы и другие государственные органы. 


 


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


1 Бабаев Ю.А, Комиссарова И.П., Бородин В.А. Бухгалтерский учет / Бабаев Ю.А, Комиссарова И.П., Бородин В.А.- М. : ИНФРА-М, 2005.- 527с.

2Каморджанова Н.А., Карташова И.В. Бухгалтерский учет /  Каморджанова Н.А., Карташова И.В. – М. : ПРИОР, 2009.- 320с.

3 Пошерстник Н.В.  Бухгалтерский учет в организациях / Пошерстник Н.В. – СПб. : Питер, 2007. – 393с.

4 Богачева И.В. Бухгалтерский учет в отраслях / Богачева И.В. – ЕАОИ, 2007. - 135с. 

5 Интернет ресурсы :

http://buhcon.com

http://www.audit-it.ru


14




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.