Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Сущность калькулирования себестоимости продукции как элемента системы бухгалтерского учета

Содержание


Введение
…………………………………………………………………………3


1.Сущность калькулирования себестоимости продукции как элемента системы бухгалтерского учета
……………………………………………….6


1.1. Понятие себестоимости, ее состав и виды………………………………..6


1.2. Методы калькулирования себестоимости продукции…………………..11


2. Порядок учета затрат и калькулирования себестоимости продукции в ОАО «Мир»
…………………………………………………………………..15


2.1. Краткая характеристика ОАО «Мир»…………………………………….15


2.2. Оценка порядка калькулирования себестоимости продукции


в ОАО «Мир»……………………………………………………………….22


3. Рекомендации по совершенствованию калькулирования себестоимости в ОАО«Мир»
………………………………………………….27


Заключение……………………………………………………………………....29


Список литературы………………………………………………………………30


Приложение №1-3…………………………………………………...…………..32


Введение


Актуальность темы курсовой работы.
Формирование рыночных отношений в стране заставляет по-новому подойти к постановке учета и управления на отдельных участках финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, в том числе учета затрат и кулькулирования себестоимости продукции (работ, услуг).


Управление предприятием представляет собой процесс обеспечения его деятельности для достижения поставленных целей. Целью нормально функционирующего предприятия является получение максимальной прибыли с наименьшими затратами для формирования источников последующего экономического развития предприятия, которое позволит вести инвестиционную политику, политику реконструкции и расширения производства; социальную политику развития коллектива, дающую базу для формирования кадровой политики, и т.д. Финансовый результат деятельности предприятия в свою очередь во многом зависит от правильно выбранной стратегии управления себестоимостью.


Себестоимость продукции является качественным показателем, в котором концентрированно отражаются результаты хозяйственной деятельности организации, ее достижения и имеющиеся резервы. Чем ниже себестоимость продукции, тем больше экономится труд, лучше используются основные фонды, материалы, топливо, тем дешевле производство продукции обходится как предприятию, так и всему обществу.


С одной стороны, правильный расчет себестоимости и ее отражение в бухгалтерской отчетности необходимы, прежде всего, внутренним пользователям бухгалтерской информации (администрации организации, учредителям). Достоверность и полнота этих данных позволяет определить, насколько выгоден тот или иной вид деятельности в определенных условиях, эффективна ли существующая система организации производственного процесса, что можно и нужно изменить, в каком направлении двигаться дальше.


С другой стороны, состав производственных затрат организации – один из важнейших показателей, необходимых для исчисления и уплаты обязательных налоговых платежей, прежде всего налога на прибыль.


Исходя из суммы выручки и величины затрат на создание и реализацию продукции (работ, услуг) определяют прибыль от реализации как один из элементов налогооблагаемой прибыли.


Ошибочный расчет себестоимости может привести к серьезным налоговым последствиям.


Целью
написания курсовой работы является изучение порядка калькулирования себестоимости продукции в ОАО «Мир».


Задачи
написания курсовой работы:


- рассмотреть общие требования к калькулированию себестоимости продукции;


- проанализировать калькулирование себестоимости продукции в ОАО «Мир»;


- определить рекомендации по совершенствованию калькулирования себестоимости продукции в ОАО «Мир».


Методы
решения задач написания курсовой работы:


- подбора и изучения нормативных документов, учебной литературы и публикаций по теме работы;


- анализа калькулирования себестоимости продукции в ОАО «Мир»;


- определения рекомендаций по совершенствованию калькулирования себестоимости продукции в ОАО «Мир».


Объектом
исследования является калькулирование себестоимости продукции в ОАО «Мир».


Предмет
исследования ОАО «Мир» не является субъектом малого предпринимательства, занимается производством и реализацией сельскохозяйственной продукции, налоги оплачивает по общему режиму налогообложения, составляет бухгалтерскую финансовую отчетность в полном объеме форм, подлежит обязательному аудиту.


1.Сущность калькулирования себестоимости продукции как элемента системы управленческого учета.


1.1.Понятие себестоимости, ее виды и состав.


Одной из важнейших задач управленческого учета является калькулирование себестоимости продукции. Себестоимость продукции – это выраженные в денежной форме затраты на ее производство и реализацию. Себестоимость продукции (работ, услуг) предприятия складывается из затрат, связанных с использованием в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. Себестоимость продукции является качественным показателем, в котором концентрированно отражаются результаты хозяйственной деятельности организации, ее достижения и имеющиеся резервы. Чем ниже себестоимость продукции, тем больше экономится труд, лучше используются основные фонды, материалы, топливо, тем дешевле производство продукции обходится предприятию, так и всему обществу.


В
себестоимость продукции, в частности, включаются:


1. Затраты труда, средств и предметов труда на производство продукции на предприятии. К ним, в частности, относятся: затраты на подготовку и освоение производства; затраты, непосредственно связанные с процессом производства (работ, услуг), которые обусловлены технологией и организацией производства, включая расходы по контролю производственных процессов и качества выпускаемой продукции; расходы, связанные с изобретательством и рационализацией; расходы по обслуживанию производственного процесса, обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности; расходы по управлению производством; расходы, связанные с набором рабочей силы, подготовкой и переподготовкой кадров; соответствующие отчисления и другие.


2. Расходы, связанные со сбытом продукции: упаковкой, хранением, погрузкой и транспортировкой (кроме тех случаев, когда они возмещаются покупателем сверх цены на продукцию); оплатой услуг транспортно-экспедиционных и посреднических организаций, комиссионными сборами и вознаграждениями, уплачиваемыми сбытовым и внешнеторговым организациям; расходы на рекламу, включая участие в выставках, ярмарках и другие.


3. Расходы, непосредственно не связанные с производством и реализацией продукции на данном предприятии, но их возмещение путем включения в себестоимость продукции отдельных предприятий необходимо в интересах обеспечения простого воспроизводства (отчисления на покрытие затрат по геолого-разведочным и геолого-поисковым работам полезных ископаемых, на рекультивацию земель; плата за древесину, отпускаемую на корню, а также плата за воду).


Кроме того, в себестоимости продукции (работ, услуг) отражаются также потери от брака, от простоев по внутрипроизводственным причинам, недостачи материальных ценностей в производстве и на складах в пределах норм естественной убыли, пособия в результате потери нетрудоспособности из-за производственных травм, выплачиваемые на основании судебных решений.


В зависимости от того, какие затраты включаются в себестоимость продукции, в отечественной литературе выделяют ее такие виды как:


а) цеховая
– включает прямые затраты и общепроизводственные расходы; характеризует затраты цеха на изготовление продукции;


б) производственная
– состоит из цеховой себестоимости и общехозяйственных расходов; характеризует затраты предприятия, связанные с выпуском продукции;


в) полная себестоимость
– производственная себестоимость, увеличенная на сумму коммерческих и сбытовых расходов. Этот показатель интегрирует общие затраты предприятия, связанные как с производством, так и с реализации продукции.


В соответствии с Международными стандартами бухгалтерского учета:


- в производственную себестоимость должны включаться лишь производственные издержки: прямые трудозатраты, прямые материальные затраты и общепроизводственные расходы;


- полная себестоимость включает в себя производственную себестоимость, сбытовые и общехозяйственные (административные) расходы.


Для исчисления себестоимости отдельных видов продукции затраты организации группируют и учитывают по статьям калькуляции. В основных положениях по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях установлена типовая группировка затрат по статьям калькуляции, которую можно представить в следующем виде:


1. «Сырье и материалы».


2. «Возвратные отходы» (вычитаются).


3. «Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций».


4. «Топливо и энергия на технологические цели».


5. «Заработная плата производственных рабочих».


6. «Отчисления на социальные нужды».


7. «Расходы на подготовку и освоение производства».


8. «Общепроизводственные расходы».


9. «Общехозяйственные расходы».


10. «Потери от брака».


11. «Прочие производственные расходы».


12. «Коммерческие расходы».


Итог первых 11 статей образует производственную себестоимость продукции,а итог всех 12 – полную себестоимость.


Министерства (ведомства) могут вносить изменения в приведенную типовую номенклатуру статей затрат на производство с учетом особенностей техники, технологии и организации производства.


Кроме того различают индивидуальную и среднеотраслевую себестоимость.


Индивидуальная себестоимость
свидетельствует о затратах конкретного предприятия по выпуску продукции; среднеотраслевая
- характеризует средние по отрасли затраты на производство данного изделия.


Также существуют плановая и фактическая себестоимость
. В расчеты плановой
себестоимости включают максимально допустимые затраты предприятия на изготовление продукции, предусмотренные планом на предстоящий период.


Фактическая
же характеризует размер действительно затраченных средств на выпущенную продукцию.


Определение себестоимости производства единицы продукции – одна из основных учетных задач. В основе решения большого круга управленческих задач лежит именно себестоимость. Эффективность работы организации во многом зависит от информации о формировании себестоимости. Тому есть причины:


- затраты на производство продукции являются базой для установления продажной цены;


- информация о себестоимости лежит в основе прогнозирования и управления производством.


Управление себестоимостью продукции предприятий – планомерный процесс формирования затрат на производство всей продукции и себестоимости отдельных изделий, контроль за выполнением заданий по снижению себестоимости продукции, выявлению резервов ее снижения. Основными элементами системы управления себестоимостью продукции являются прогнозирование и планирование, нормирование затрат, учет и калькулирование, анализ и контроль за себестоимостью. Все они функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом.


1.2.Методы калькулирования себестоимости продукии в правленческом учете.


В последние годы вследствие усиления конкуренции, усложнения производственных процессов, необходимости приспосабливаться к постоянно меняющимся реалиям рынка все более актуальным для предприятий становится получение информации для эффективного управления ими. Так как финансовый учет практически не затрагивает внутрипроизводственные процессы,возрастает потребность в управленческой информации, основу которой составляют данные, получаемые в процессе учета, оценки и контроля затрат и выручки, связанных с процессом производства и реализации продукции.


В этой связи большое значение приобретает выбор того или иного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.


ПОПРОЦЕССНЫЙ МЕТОД


Попроцессный метод чаще всего применяется в добывающих отраслях промышленности (угольной, горнорудной, газовой, нефтяной и др.) и энергетике. В настоящее время наиболее полно попроцессный метод можно охарактеризовать так: он применяется на предприятиях с массовым характером производства одного или нескольких видов продукции, кратким периодом технологического процесса и отсутствием в большинстве случаев незавершенного производства. Это определение требует незначительных уточнений. Понятие краткого периода технологического процесса, во-первых, слишком не определенно, а во-вторых, не соответствует всем случаям применения попроцессного метода калькулирования. Этот метод используется для калькулирования транспортной продукции: перевозок грузов и пассажиров, переработки грузов. Не все виды транспорта отличаются кратковременностью перевозочного процесса. Возможен длительный процесс и в некоторых отраслях промышленности. Важный признак, который наиболее четко указывает на различие попроцессного и попередельного методов – отсутствие в попроцессном методе полуфабрикатов завершенного производства.


Сущность попроцессного метода состоит в том, что прямые и косвенные затраты учитывают по статьям калькуляции на весь выпуск продукции. В связи с этим среднюю себестоимость единицы продукции (работ, услуг) определяют делением суммы всех производственных затрат за месяц (в целом по итогу и каждой статье) на количество готовой продукции за этот же период. На первом этапе осуществляется документирование и учет затрат по элементам, затем затраты распределяются по процессам. Дальше, определяют общую величину затрат на месяц, далее распределяют затраты в зависимости от характера производства видов продукции. На завершающем этапе определяют себестоимости месячного выпуска по изделиям. Однако при применении попроцессного метода для контроля за себестоимостью продукции непременным условием является наличие норм расхода материальных, трудовых и финансовых ресурсов, нормативов использования средств производства, организации учета отклонений фактических расходов от этих норм и нормативов.


ПОПЕРЕДЕЛЬНЫЙ МЕТОД


Попередельное калькулирование используется в отраслях промышленности с серийным и поточным производством, когда одинаковые изделия проходят в определенной последовательности через все этапы производства. Как правило, это производства, где применяются физико-химические и химические методы переработки сырья и процесс получения продуктов состоит из нескольких последовательных технологических стадий (отрасли химической, нефтеперерабатывающей, цементной, металлургической, целлюлозно-бумажной, хлопчатобумажной промышленности). В этих случаях объектом калькулирования становится продукт каждого законченного передела, включая и такие переделы, в которых одновременно получают несколько продуктов.


Сущность попередельного метода состоит в том, что прямые затраты отражают в текущем учете не по видам продукции, а по переделам (стадиям) производства. Передел – часть технологического процесса (совокупность технологических операций), заканчивающаяся получением готового полуфабриката, который может быть отправлен в следующий передел или реализован на сторону. В результате на выходе из последнего передела имеем не полуфабрикат, а готовый продукт. Например, текстильное производство состоит из ряда переделов, основными из которых являются прядение, ткачество, отделка. Исходным же материалом является для ткацкого производства хлопок-волокно, грязная и мытая шерсть, шелк-сырец и другие материалы.


Особенностями попередельного метода учета, отличающими его от позаказного метода, являются:


а) обобщение затрат по переделам, безотносительно к отдельным заказам, что позволяет калькулировать себестоимость продукции каждого передела;


б) списание затрат за календарный период, а не за время изготовления


заказа;


в) организация аналитического учета к синтетическому счету 20 «Основное производство» для каждого передела;


г) простота и дешевизна: нет карточек учета заказов, отсутствует


необходимость распределять косвенные расходы между отдельными заказами.


ПОЗАКАЗНЫЙ МЕТОД


Позаказный метод учета себестоимости используется при изготовлении уникального либо выполняемого по специальному заказу изделия. В промышленности он применяется, как правило, на предприятиях с единичным типом организации производства. Наиболее типичны заводы тяжелого машиностроения, создающие блюминги, прокатные станы, экскаваторы больших мощностей, а также военно-промышленного комплекса, где преобладают процессы обработки и производится неповторяющаяся или редко повторяющаяся продукция. Сферой применения позаказного метода также являются и мелкосерийные промышленные предприятия, предприятия с физико-химическими процессами.


Область применения позаказного метода не ограничивается промышленным производством. Он успешно используется в строительстве, научно-исследовательских институтах, учреждениях здравоохранения (например, калькулируется себестоимость операции каждого больного), сфере услуг.


Сущность данного метода заключается в следующем: все прямые затраты (затраты основных материалов и заработная плата основных производственных рабочих с начислениями на нее) учитывается в разрезе установленных статей калькуляции по отдельным производственным заказам. Остальные затраты учитываются по местам их возникновения и включаются в себестоимость отдельных заказов с соответствии с установленной базой (ставкой) распределения. Объектом учета затрат и объектом калькулирования является отдельный производственный заказ, фактическая себестоимость которого определяется после его изготовления. При этом под заказом понимается заявка клиента на определенное количество специально созданных или изготовленных изделий.


Независимо от множества объектов учета затраты можно исследовать двумя методами – фактическим и методом учета нормативных затрат. Оба метода направлены на выявление и отражение в конечном счете фактической себестоимости продукции, но первый – путем непосредственного учета затрат, а второй – через отклонения от норм.


2. Порядок учета затрат и калькулирования себестоимости продукции в ОАО «Мир».


2.2. Краткая характеристика ОАО «Мир».


Открытое акционерное общество «Мир», создано в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральным Законом от 26.12.1995г за № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». Общество, созданное решением учредительного собрания учредителей-акционеров, является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на основании Устава и действующего законодательства Российской Федерации.


Официальное наименование Общества:


Полное: Открытое акционерное общество «Мир»


Сокращённое: ОАО «Мир»


Юридический адрес: 403250, Волгоградская область, Алексеевский район, хутор Яминский, тел 3-19-79, 3-12-76, 3-16-60


Общество имеет расчётный, и спецссудные счета в банковских учреждениях, круглую печать со своим наименованием, штампы, бланки и другие реквизиты.


Общество создано для осуществления совместной хозяйственной деятельности, предусмотренной предметом, основными задачами Общества с целью извлечения прибыли для наиболее полного удовлетворения потребностей учредителей-акционеров, наемных работников Общества и обслуживаемого населения в товарах народного потребления, продукции производственно-технического назначения, работах и услугах. Основными видами деятельности Общества является:


-производство сельскохозяйственной продукции: зерновых, зернобобовых и масличных культур;


- переработка сельскохозяйственной продукции;


- оптовая торговля;


-розничная торговля.


Общество имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Реализация продукции, выполнение работ и оказание услуг осуществляется по ценам и тарифам, устанавливаемым обществом самостоятельно или по соглашению сторон.


Общество осуществляет учет результатов работы, контроль за ходом производства, ведет бухгалтерский, налоговый и статистический учет в соответствии с законодательством РФ. Бухгалтерский учёт на предприятии ведётся на основании учетной политики ОАО «Мир», в соответствии с планом счетов бухгалтерского учёта.


Ответственность за состояние учета, своевременное представление бухгалтерской и иной отчетности возлагается на главного бухгалтера. Проверка финансовой и хозяйственной деятельности осуществляется налоговыми органами, аудиторскими службами , а в случае необходимости другими государственными органами в пределах их компетенции.


В целях достоверности данных бухгалтерского учёта и отчётности 1 раз в год в ОАО проводятся инвентаризации имущества и финансовых обязательств; инвентаризация денежных средств в кассе проводится ежемесячно. Перечень инвентаризаций, проводимых в ОАО, время проведения, сверка расчётов с поставщиками определяются распоряжениями руководителя с учетом обеспечения сохранности имущества


Форма учёта – ручная, автоматизировано начисление зарплаты, журнально-ордерная.


Документооборот в предприятии осуществляется:


Сдача товарно-денежных отчётов зав.складами готовой продукции - 1 раз в месяц ( 5 числа месяца следующего за отчетным);


Сдача товарно-денежных отчётов продавцами магазинов розничной торговли - 1 раз в месяц ( 1 числа месяца следующего за отчетным);


Кассовых отчётов – ежедневно, старшими кассирами-контролёрами.


Расчёты с населением за покупки производятся с применением ККМ (наличными). При расчётах с юридическими и физическими лицами – поставщиками расчёты производятся как наличными так и безналичными расчётами.


Формы оплаты труда – повременная, сдельная.


Учёт товара в магазинах розничной торговли ОАО «Мир» ведётся по розничным ценам (скидки, накидки), отражается в отчётах отдельной строкой (счет 42 «Торговая наценка»). На складах готовая продукция учитывается по цене нормативной себестоимости.


Выручка от реализации товаров и продукции определяется по мере отгрузки и учитывается на счете 90 «Реализация товаров, работ, услуг». Резервные фонды на предприятии не создаются.


Все хозяйственные операции оформляются первичными учётными документами в которых содержатся реквизиты, перечисленные в ст.9 Федерального Закона от 21.09.96г. № 129 – ФЗ «О бухгалтерском учёте».


ОАО «Мир» находится на общем режиме налогообложения. В МИ ФНС представляет полный пакет налоговой отчетности.


Таблица 1


Анализ финансового состояния

ОАО «Мир» за 2008-2009г.

































































п.\п.


Показатели


Оптимальное значение За 2008 г. За 2009 г. Отклонение (-,+)
1 2 3 4 5 6
1. Коэффициент критической ликвидности (промежуточного покрытия) >0,8-1 0,64 0,26 -0,38
2. Коэффициент абсолютной ликвидности >0,2-0,3 min 0,2 0,12 0,08 -0,04
3. Коэффициент текущей ликвидности или покрытия 3,04 1,83 -1,21
4. Коэффициент автономии >0,5 0,67 0,53 -0,14
5. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами >
0,1
0,67 0,45 -0,22
6. Коэффициент финансовой устойчивости >1 0,8 0,66 -0,14
7. Коэффициент маневренности собственного капитала (мобильности или гибкости использования собственных средств) >
0,2-0,5 max 1
0,52 0,44 -0,08

За 9 месяцев 2009 года произошли следующие изменения: коэффициент критической ликвидности уменьшился на 0,38; коэффициент абсолютной ликвидности уменьшился на 0,04; коэффициент текущей ликвидности или покрытия уменьшился на 1,21. Коэффициент автономии и финансовой устойчивости уменьшился на 0,14. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами уменьшился на 0,22, а коэффициент маневренности собственного капитала уменьшился на 0,08. Из выше изложенного следует, что результаты деятельности ОАО «Мир» ухудшились. Это произошло в связи с неблагоприятными для земледелия погодными условиями текущего года.


Таблица 2


Анализ финансовых результатов

ОАО «Мир» за 2008-2009г.
















































































№ п./п Показатели 2008 г. 2009 г. Отклонение 2009 г. (+,-)
1 2 3 4 5
1. Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг 99707 111357 11650
2. Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг 57908 75361 17453
3. Валовая прибыль 41799 35996 -5803
4. Прибыль (убыток) от продаж 41799 35996 -5803
5. Проценты к получению - 99 99
6. Проценты к уплате 5482 6525 1043
7. Прочие доходы 8392 2897 -5495
8. Прочие расходы 5398 3302 -2096
9. Прибыль (убыток) до налогообложения 39311 29165 -10146
10. Текущий налог на прибыль 149 206 57
11. Чистая прибыль (убыток) очередного периода 39162 28959 -10203

За 9 месяцев 2009 года по сравнению с 9 месяцами 2008 года произошли следующие изменения: сумма товарооборота увеличилась на 11650 тыс.руб.и составила 111 млн. 357 тыс. руб., рост составил 11,68%. Также произошло увеличение себестоимости проданных товаров на 17453 тыс.руб., что в процентах составляет 30,14%. Валовой доход уменьшился на 5803 тыс.руб. и составил 35996 тыс.руб., упадок составил 13,88%. Прибыль от продаж уменьшилась на 5803, что составило 13,88%. Проценты к уплате увеличились на 1043, что составило 19,03%.Также произошло уменьшение прочих доходов и расходов, соответственно на 65,47% и 38,83%. За 9 месяцев текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года произошло уменьшение прибыли до налогообложения – на 25,81%, что в сумме составляет 10146 тыс.руб. текущий налог на прибыль увеличился на 38,26%. Соответственно чистый убыток отчетного периода составил 10203, что в процентах составляет 26,05%.


Таблица 3


Анализ показателей деловой активности

ОАО «Мир»






























































№ п.\ Показатели 9 мес. 2009г. 9 мес. 2008г. Отклонение
1 2 3 4 5
1. Коэффициент финансовой активности предприятия (плечо финансового рычага) 0,56 0,5 0,06
2. Коэффициент оборачиваемости всего капитала (капиталоотдача) 0,56 0,5 0,06
3. Коэффициент оборачиваемости собственного капитала 0,47 0,42 0,05
4. Коэффициент оборачиваемости оборотных активов 0,89 0,8 0,09
5. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств (запасов) 1,09 0,98 0,11
6. Коэффициент оборачиваемости денежных средств 21,08 18,87 2,21
7. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности 12,8 11,47 1,33
8. Коэффициент оборачиваемости краткосрочной дебиторской задолженности 6,83 6,11 0,72

За 9 месяцев 2009 года по сравнению с 9 месяцами 2008 года произошли следующие изменения: коэффициент финансовой активности предприятия и оборачиваемости всего капитала увеличился на 0,06. Коэффициент оборачиваемости собственного капитала увеличился на 0,05; коэффициент оборачиваемости оборотных активов увеличился на 0,09; коэффициент оборачиваемости материальных оборотных средств увеличился на 0,11; коэффициент оборачиваемости денежных средств увеличился на 2,21. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности и коэффициент оборачиваемости краткосрочной дебиторской задолженности соответственно увеличился на 1,33 и 0,72. Старание коллектива, внедрение новой техники и оборудования, применение средств химизации способствовало улучшению данных показателей.


Рис.1.
Диаграмма финансовых результатов ОАО «Мир» за 2008-2009гг.


2.2. Оценка порядка калькулирования себестоимости продукции в ООО «Мир»


Согласно учетной политике ООО «Мир», затраты, связанные с производством продукции, собирают на одноименном субсчете счета 20 «Основное производство». Порядок учета готовой продукции сельскохозяйственного предприятия зависит от принятого в учетной политике метода оценки.


Рассмотрим методику исчисления себестоимости зерновых культур. Затраты на возделывание и уборку зерновых культур включают расходы по очистке и сушке зерна на току и составляют себестоимость зерна, зерноотходов и соломы.


Методы калькуляции, используемые при исчислении себестоимости продукции, зависят от технологии производства. При исчислении себестоимости важное значение имеет определение места окончательного включения затрат в себестоимость, так называемое франко – место калькулирования. Франко – означает, какая часть расходов по транспортировке грузов должна быть включена в себестоимость продукции.


В настоящее время для каждого вида продукции установлено определенное франко. Для зерна – франко - поле (ток или другое место первичной подработки); для соломы – франко - пункт хранения.


Объектами калькуляции по зерновым колосовым культурам являются полноценное зерно и используемые зерновые отходы в весе после доработки. Калькуляционной единицей считается 1 ц продукции. Метод калькуляции – исключение затрат на побочную продукцию (солому).


Для калькуляции, необходимо используемые зерновые отходы перевести в полноценное зерно по данным лабораторного анализа о процентном содержании полноценного зерна в зерновых отходах.


Чтобы исчислить фактическую себестоимость полноценного зерна и используемых зерноотходов, нужно из общей суммы фактических затрат по возделыванию колосовой культуры и расходов по доработке зерна на току исключить стоимость соломы. Стоимость соломы определяют исходя из нормативных затрат, которые включают в себя расходы на уборку, прессовку, транспортировку, скирдование и другие работы по заготовке этой продукции.


Оставшуюся сумму затрат следует распределить между полноценным зерном используемыми зерновыми отходами пропорционально их удельному весу в общем количестве полученного зерна в пересчете на полноценное.


Таким образом, себестоимость одного центнера зерна определяется путем деления затрат на выращивание зерновых культур и затрат, отнесенных на зерноотходы за минусом стоимости соломы, соответственно на физическую массу зерна и зерноотходов после ее очистки и сушки.


Например, по данным производственного отчета хозяйства за 2009 год затраты на возделывание зерновых культур за год составили 3350000 руб. От урожая оприходовано полноценное зерно 6205,2 ц по плановой себестоимости 392 руб. за 1 ц, зерновые используемые отходы – 3383 ц (по данным лабораторного анализа, содержат 60% полноценного зерна) по плановой себестоимости 220 руб. ц за 1 ц, солома по нормативной себестоимости на сумму 220700 руб. (3350000 6,59%).


Чтобы определить фактическую себестоимость 1 ц полноценного зерна и 1 ц используемых зерноотходов, необходимо:


1) определить фактические затраты на зерно и зерноотходы, то есть из фактических затрат на возделывание зерновых культур вычесть стоимость соломы, что составит 3350000 – 220700 = 3129300 руб.


2) пересчитать используемые зерноотходы в полноценное зерно (338360 / 100 = 2029,8 ц);


3) определить общее количество полноценного зерна (6205,2 + 2029,8 = 8235 ц);


4) определить фактическую себестоимость одного центнера полноценного зерна, то есть затраты на зерно и зерноотходы поделить на количество полноценного зерна ( 3129300 / 8235 = 380 руб.)


5) определить фактическую себестоимость одного центнера используемых зерноотходов. Для этого фактическую себестоимость 1 ц полноценного (380) зерна необходимо умножить на количество центнеров полноценного зерна, содержащегося в зерноотходах (2029,8), полученный результат разделить на количество полученных зерноотходов (3383). Следовательно, фактическая себестоимость 1 ц зерновых отходов составляет 228 руб.


Документальное оформление.


Поступление продукции оформляется следующими унифицированными формами первичных учетных документов (утверждены постановлением Госкомстата России от 29 сентября 1997 г. №68):


1) реестр отправки продукции с поля (форма № СП-1). Применяется для оформления отправки сельскохозяйственной продукции в места хранения продукции. В реестре указывается масса продукции, ее цена и сумма, указываются корреспондирующие счета, по которым отражается данная операция;


2) реестр приема продукции (форма № СП-2). Применяется для учета поступления продукции в места хранения;


3)ведомость движения продукции (форма № СП-11).
Применяется для учета поступления и расхода продукции. В ведомости записывается остаток продукции на начало дня, поступление и расход за день и выводится остаток на конец дня. При этом сведения о поступлении продукции записываются на основании реестров приема продукции (форма № СП-2);


4) акт на сортировку и сушку продукции растениеводства (форма № СП-12). Применяется для оформления операций по сортировке и сушке продукции растениеводства. В акте фиксируется поступление продукции в сортировку и сушку (масса, цена, сумма, корреспондирующие счета) и получение продукции (одного или нескольких видов) от сортировки и сушки с отдельным указанием используемых отходов и неиспользуемых. Соответственно дается корреспонденция счетов по каждому виду получаемой продукции. На основании этого акта отсортированная по видам и сортам продукция, а также используемые отходы приходуются по соответствующим счетам бухгалтерского учета.


Реализация продукции отражается следующими первичными учетными документами:


1) товарно-транспортная накладная (форма № СП-34). Применяется для учета отправки на приемные пункты продукции. Накладная выписывается в четырех экземплярах бригадиром при отправке каждой партии продукции. Первый и второй экземпляры накладной отправляются вместе с грузом, третий экземпляр сдается в бухгалтерию, четвертый - остается в пункте отправки продукции. Получаемые от организаций, принявших продукцию, первые экземпляры товарно-транспортных накладных с подписью в приемке продукции ежедневно сдают в бухгалтерию организации для сверки принятого количества с отправленным и записи в учетные регистры.
Товарно-транспортные накладные регистрируются в реестре документов на выбытие продукции (форма № СП-3), который ведется в пункте отправки продукции;


3) ведомость движения продукции (форма № СП-11).
Сведения о расходе продукции записываются в ведомость на основании реестров документов на выбытие продукции (форма № СП-3).;


4) реестр документов на выбытие продукции (форма № СП-3). Применяется для учета отправки продукции в места хранения, а также при ее расходе, отправке в переработку, сортировку, сушку. Реестр составляется по каждому виду отправляемой продукции. При отправке продукции в реестр записывается номер товарно-транспортной накладной, масса продукции и наименование организации, в которую она направлена. В конце рабочего дня реестр вместе с документами, на основании которых он был составлен, и ведомостью движения продукции (форма № СП-11) передается в бухгалтерию.


3. Рекомендации по совершенствованию калькулирования себестоимости в ООО «Мир».


В ОАО "Мир" используют простой метод учета затрат на производство, но с переходом к рыночным условиям можно применить другой метод, такой как система "стандарт-кост".


Смысл системы «стандарт-кост» заключается в том, что учет вносится то, что должно произойти, а не то, что произошло, учитывается не сущее, а должное, и обособленно отражаются возникшие отклонения. Основная задача, которую ставит перед собой данная система, - учет потерь и отклонений в прибыли предприятия.


Метод «стандарт-кост» заключается в разработке стандартов (норм), предварительном составлении стандартных калькуляций, управленческом учете фактических издержек и отклонений от стандартов, систематизированных как совокупность. Принципиальным моментом применения является также то, что в его рамках не проводится полное распределение всех накладных издержек на себестоимость произведенной продукции. Стандарт представляет собой твердую норму расхода ресурсов для изготовления калькуляционной единицы.


В рамках «стандарт-кост» нормативные затраты на производство единицы продукции состоят из следующих элементов:


- нормативная цена единицы материалов;


- нормативное количество (норма расхода) материала;


- норматив времени (затраты труда) на единицу продукции;


- нормативная ставка оплаты труда;


- нормативный коэффициент переменных общепроизводственных расходов;


- нормативная величина (нормативный коэффициент) постоянных общепроизводственных расходов.


Метод «стандарт-кост» предполагает определение фактической себестоимости на основе оценки издержек, установленных стандартами, а не на основе учета фактических издержек. Его основная цель заключается
в определении отклонений по элементам стандартных издержек, проведении анализа причин их возникновения с целью использования инструментов управленческого учета для их минимизации и корректировки применяемых стандартов.


В начале анализируются причины возникновения отклонений по нормативным издержкам, затем причины, приведшие к возникновению отклонений фактических трудозатрат и накладных издержек от их стандартных значений.


Применение системы «стандарт-кост» позволяет:


1. Позволяет выявлять виды деятельности, в которых происходят постоянные отклонения от нормативов;


2. Позволяет проводить прогнозы будущих издержек производства, которые будут использованы при принятии управленческих решений;


3. Упрощает задачи учета затрат и сокращает время ведения учетного процесса.


Заключение


Вопросы калькулирования возникают перед бухгалтером на всех стадиях кругооборота хозяйственных средств: в процессе заготовления сырья и материалов, производства и реализации продукции. В самом широком смысле калькулирование представляет собой способ систематизации затрат и получения информации о себестоимости продукта для выявления резервов повышения эффективности производства и управления этим процессом.


Сложность вопросов калькулирования прежде всего связана с многообразием хозяйственных процессов, осложняющихся технологическими и организационными условиями производства.


Сложность калькулирования заключается также в том, что необходимо обеспечить разграничение затрат между законченными и незаконченными объектами, оценив брак, побочную продукцию и отходы производства.


Калькулирование является способом оценки хозяйственных средств и одновременно результатом такой оценки.


Таким образом, в самом общем виде в процессе калькулирования себестоимости отдельных объектов учета необходимо полностью учесть и сгруппировать издержки на производство по экономическому признаку, отчетным периодам, отдельным статьям калькуляции, центрам затрат и центрам ответственности.


В ходе написания курсовой работы решены следующие задачи:


- описаны основы калькулирования себестоимости продукции;


- рассмотрены методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции;


- предложены меры по совершенствованию методики затрат и калькулирования продукции.


Список литературы


1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)


2. Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая от 30.11.1994г №51-ФЗ, часть вторая от 26.01.1996г №14-ФЗ, часть третья от 26.11.2001 №146-ФЗ, часть четвертая от 18.12.2006г №230-ФЗ) (с изм и доп.)


3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ (принят ГД СФ РФ 21.12.2001) (с изм. и доп.)


4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая от 31.07.1998г №146-ФЗ, часть вторая от 05.08.2000 №117-ФЗ (с изм и доп.)


5. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изм и доп.)


6. Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (утв. Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 № 283)


7. План мероприятий Министерства финансов Российской Федерации на 2004 - 2007 годы по реализации Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (приложение к приказу Минфина РФ от 16 сентября 2004 г. N 263)


8. Приказ Минфина РФ и МНС РФ от 10 марта 1999 г. NN 20н, ГБ-3-04/39 "Об утверждении положения о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке"


9. Приказ Минфина РФ от 22 июля 2003 г. N 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций"


10. Бороненкова С. А. Управленческий анализ. М. – издательство «Финансы и статистика» 2002 г.


11. Вахрушина М. А. Бухгалтерский управленческий учет. М. – издательство «Омега» 2007 г.


12. Каверина О.Д. Управленческий учет. М.: «Финансы и статистика», 2003.


13. Карпова Т. П. Основы управленческого учета. М.- издательство «Инфра-М» 2007 г.


14. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебн. Пособие. М.: «ИНФРА-М», 2000 г.


15. Николаева О.Е., Алексеева О. В. Стратегический управленческий учет. - М.: Едиториал УРСС, 2003г.


16. Пизенгольц М. З. О содержании управленческого учета. Бухгалтерский учет.//2000г.


17. Соколов Я.В. Бухгалтерский учет: от истоков до наших дней. - М. Аудит, Юнити, 2006 г.


18. Хонгрен Ч.Т., Фостер Дж. Бухгалтерский учет: управленческий аспект - М.: Финансы и статистика, 2000г.


19. Черногорский С.А., Вэй Ли Анализ бухгалтерской отчетности и принятие управленческих решений. – М.: Издательский дом Герда, 2005г.


20. Шеремет А.Д. Управленческий учет: Учеб. пособие. - 2-е изд., испр. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002г.


21. Справочная правовая система ГАРАНТ RUSSIANLAWDATABASEGARANT



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.