Реферат по предмету "Языкознание, филология"


Простое двусоставное предложение. Члены предложения

Простое двусоставное предложение. Члены предложения

Л. А. Беловольская

Вопросы:


1.
Общая характеристика простого двусоставного предложения. Основные структурные
схемы двусоставных предложений.

2.
Члены предложения как структурно-семантические компоненты предложения.
Классификация членов предложения:

-
главные члены предложения; подлежащее, сказуемое;

-
второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельства (в
конспекте вопрос не освещается).

Рекомендуемая
литература:

1.
Грамматика русского языка. М., 1954, 1960 - Т. 2, ч. 1 и 2.

2.
Русская грамматика. М., 1980, т. 2

3.
Современный русский язык / Под. ред.В.А. Белошапковой. М., 1981.

4.
Современный русский язык в трех частях / В.В. Бабайцева, Л.Ю. Максимов. М.,
1987.

5.
Современный русский язык / Под ред. Н.М.Шанского. М., 1981.

6.Чеснокова
Л.Д. Связи слов в современном русском языке. М., 1980.

7.
Распопов И.П. Строение простого предложения в современном русском языке.М.,
1970.

8.
Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. М., 1978.

9.Лекант
П.А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке. М., 1974.

10.
Современный русский язык / Р.Н. Попов, Д.П. Валькова, Л.Я. Маловицкий, А.К.
Федоров. М., 1978.

11.
Современный русский язык / Под ред. Д.Э. Розенталя. Ч. 2. Синтаксис. М., 1979.

1.
Двусоставное простое предложение - основной структурно-семантический тип
простого предложения, обладающий наиболее полным набором дифференциальных
признаков. Основной признак двусоставного предложения - наличие двух главных
членов - подлежащего и сказуемого, которые обозначают предмет речи (субъект,
носитель предикативного признака) и его предикативный признак (действие,
состояние).

Дифференциальные
признаки простого предложения рассматриваются в трех основных аспектах:
структурном, семантическом и коммуникативном.

Структурный
аспект предложения предусматривает выделение следующих признаков:

-
характер членимости/нечленимости предложения;

-
способ выражения предикативной основы;

-
распространенность/нераспространенность;

-
полнота состава (наличие структурно обязательных главных членов);

-
наличие осложнения предложения.

Семантический
аспект предложения предусматривает выделение следующих признаков:

-
функция (цель высказывания) - повествовательные, вопросительные, побудительные;


-
эмоциональная характеристика (восклицательное, нейтральное);

-
характер предикативных отношений (утвердительное/отрицательное).

Коммуникативный
аспект предложения предусматривает выделение следующих признаков:

-
актуальное (тема-рематическое) членение;

-
информативный центр и способ его актуализации (см. Уч. пособие под ред Е.И.
Дибровой, с. 57).

Предложению
свойственны особые синтаксические связи, отличные от связей в словосочетании.
Между подлежащим и сказуемым - главными членами двусоставного предложения
возникает взаимонаправленная синтаксическая связь, которая называется
коордицацией. Координация отличается от согласования, характерного для
словосочетания. Сравните: Я пишу, они пришли и синее небо, теплая погода.

Согласование
- односторонняя связь, поскольку форма прилагательного целиком зависит от формы
существительного, а не наоборот.

Координация
- взаимонаправленная связь, поскольку, с одной стороны, форма местоимения единственного
или множественного числа предопределяет форму глагола-сказуемого, с другой
стороны, форма сказуемого уподобляется подлежащему-местоимению. Кроме того,
согласование осуществляется во всей парадигме (теплая погода, теплой погоды,
теплой погоде…), а при координации объединяются только две словоформы (я пишу,
она говорит), при согласовании отмечаются атрибутивные синтаксические
отношения, а при координации - всегда предикативные синтаксические отношения.

Связь
между подлежащим и сказуемым может быть формально не выражена: предикативные
отношения выявляются на основе их взаимного расположения. Такая связь
называется соположением. Например: Сад на горе. Деревья в цвету. Лес рядом. Он
из служащих.

В
приведенных предложениях связь устанавливается на основе логической
последовательности, соположения словоформ относительно друг друга - понятие
предмета всегда предшествует понятию признака.

Некоторым
двусоставным предложениям с особой структурой сказуемого свойственна
синтаксическая связь, называемая тяготением, где именная часть составного
сказуемого соотносится с подлежащим через посредство третьего компонента,
например: Он пришел усталый. Ночь выдалась холодной.

Для
предложения также характерно сочинение.

Основные
структурные схемы двусоставных предложений, их семантика и тип парадигмы.

Двусоставные
предложения образуются в речи по языковым моделям, или структурным схемам.
Основные структурные схемы выделяются в зависимости от лексико-грамматических
свойств главных членов, составляющих грамматическую основу предложения. (См.:
Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю., указ.учебник). О приведенных ниже структурных
схемах можно подробнее прочитать в Грамматике-80, Краткой русской грамматике.

С
согласованными (координируемыми) главными членами:

1)
Схема - существительное в им. пад. - спрягаемый глагол (Лес шумит); значение -
отношение между субъектом и его предикативным признаком - действием или
процессуальным состоянием; парадигма полная;

2)
Схема - существительное в им. пад. - существительное в им. пад. (Отец - учитель);
значение - отношение между субъектом и его предметно представленным
предикативным признаком; парадигма полная;

3)
Схема - существительное в именительном падеже - полное прилагательное (Ребенок
послушный); значение - отношение между субъектом и его предикативным признаком
- свойством или качеством; парадигма полная;

4)
Схема - существительное в им. пад. - краткое прилагательное (Ребенок послушен);
значение - отношение между субъектом и его предикативным признаком -
непроцессуальным состоянием; парадигма семичленная, нет формы сослагательного
наклонения;

5)
Схема - существительное в им. пад. - краткое причастие (Завод восстановлен);
значение - отношение между субъектом и его предикативным признаком - состоянием
как результатом действия, парадигма полная.

С
несогласованными (некоординируемыми) главными членами:

1)
Схема - существительное в им. п. - существительное в косв. . или наречие (Отец
на работе. Друзья рядом); значение - отношение между субъектом и его
предикативным признаком - состоянием, свойством, качеством, квалификацией;
парадигма полная;

2)
Схема - существительное в им. пад. - инфинитив (Задача - учиться); значение -
отношение между предметно представленным состоянием и его предикативным
признаком - отвлеченно представленным действием или процессуальным состоянием;
парадигма пятичленная, отсутствует выражение значений побуждения, желания,
долженствования;

3)
Схема - существительное в им. пад. - предикативное наречие (слово категории
состояния) (Ложь - это непростительно); значение - отношение между действием
или состоянием, названным через предмет, его представляющий, и его
предикативным признаком - качественной характеристикой; парадигма
четырехчленная, отсутствует выражение условия, желательности, побуждения и
долженствования;

4)
Схема - инфинитив - существительное в им. пад. (Трудиться - доблесть); значение
- отношение между отвлеченно представленным действием или процессуальным
состоянием и его предикативным признаком - квалификацией; парадигма
шестичленная, отсутствует выражение желательности и долженствования;

5)
Схема - инфинитив - связка - инфинитив (Сомневаться - значит искать); значение
- отношение между отвлеченно представленным действием или процессуальным
состоянием и его предикативным признаком - отвлеченно представленным действием
или процессуальным состоянием; парадигма - 6 членов, отсутствует выражение
желательности и долженствования;

6)
Схема - инфинитив - предикативное наречие (слово категории состояния) (Кататься
весело); значение - отношение между отвлеченно представленным действием или
процессуальным состоянием и его предикативным признаком - качественной
квалификацией; парадигма - 7 членов, отсутствует выражение долженствования.

2.
Современное структурно-семантическое направление предполагает рассмотрение
предложения и его компонентов в единстве структуры и семантики. В соответствии
с этим подходом в ряде учебников (см., например, В.В. Бабайцева, Л.Ю. Максимов,
указ.учебник, с. 19) выделяются следующие признаки членов предложения:

1.
Структурные:

-
участие в формировании структурной схемы предложения (подлежащее, сказуемое);

-
способ выражения члена предложения;

-
характер связи (координация, соположение, тяготение - для главных членов;
согласование, управление, примыкание - для второстепенных членов).

2.
Семантические:

-
логическое значение (субъект или носитель предикативного признака, предикат или
сам предикативный признак, объект, признак, обстоятельство или признак
действия, признак признака, признак состояния);

-
категориальное значение (значение части речи, которой выражен член
предложения);

-
лексическое значение;

-
коммуникативная нагрузка (в составе темы или в составе ремы находится член
предложения).

Двусоставное
предложение имеет два состава - состав подлежащего (со всеми относящимися к
нему словами) и состав сказуемого (сказуемое и поясняющие его слова).

Подлежащее
и сказуемое - главные члены двусоставного предложения, его конструктивный,
формальный и смысловой центр, то есть его предикативная основа. Главные члены
связаны друг с другом предикативными отношениями, в которых заложено
объективно-модальное значение.

Общее
логическое значение подлежащего и сказуемого - это значение предмета речи/мысли
(субстанции) и признака этого предмета речи/мысли, которое выражается в
предложении. Отвлеченное значение признака в широком понимании конкретизируется
в предложении: конкретное действие, качество, свойство, принадлежность,
национальность, профессия, возраст и т.д. Грамматическая связь - координация.

Подлежащее
обозначает предмет речи/мысли, который понимается очень широко. Оно может
обозначать лицо, которое совершает действие, неодушевленный предмет, явление,
отвлеченное понятие, выступающее в качестве носителя признака. Подлежащее может
быть выражено любой частью речи, а также словосочетанием. Наиболее
распространенная форма - форма именительного падежа имени существительного или
местоимения: Весна в этом году выдалась ветреной. Сам он - первейший лентяй в
группе.

Подлежащее
может быть выражено также:

-
любым местоимением-существительным: Кто-то потревожил спящего; Никто не хотел
умирать; Каждый хочет быть удачливым и т.п.;

-
прилагательным и причастием в значении существительного: Желающие могут спать;
Отдыхающие приглашаются обедать;

-
количественным, порядковым, собирательным числительным: Три плюс два равняется
пяти; Трое отправились в лес;

-
инфинитивом, обозначающим независимое, не относящееся к субъекту действие
(сказуемое, обычно составное именное, стоит после подлежащего): Учиться - наша
главная задача, Кататься на каруселях весело; Обойти то мелкое и призрачное,
что мешает быть свободным и счастливым, - вот цель и смысл нашей жизни;

-
неизменяемой частью речи, употребленной в значении существительного: Его ах да
ох надоело;

-
словосочетанием, лексически или синтаксически несвободным (неразложимым,
цельным): Красная рыба последние годы плоховато ловится на крюк; Погибли сотни
деревьев; Поступило несколько предложений.

Сказуемое
- главный член двусоставного, выражающий признак предмета речи/мысли, названный
подлежащим. Наиболее типичная форма - глагол в личной форме.

По
структуре различаются три типа сказуемого: простое, составное (глагольное,
именное), сложное.

Основанием
деления сказуемого на простое и составное служит способ выражение вещественного
и грамматического значений.

В
простом глагольном сказуемом названные значения выражаются одним словом; в
составном связка и вспомогательный глагол выражают грамматическое значение,
присвязочная часть и инфинитив выражают вещественное (лексическое) значение.

Простое
глагольное сказуемое выражается глаголом в изъявительном, повелительном,
сослагательном наклонениях и инфинитивом в особом употреблении.

Примеры:
Ты не смейся! Давайте поговорим! Вы бы меня угостили чем-нибудь, что ли. А ты и
плакать сразу.

В
последнем предложении инфинитив имеет значение быстро начавшегося действия, это
значение может усиливаться частицами ну, давай.

В
особых условиях (преимущественно в сфере экспрессивно окрашенной
разговорно-бытовой или художественной речи) функцию простого глагольного
сказуемого может выполнять лишенный форм словоизменения междометный, или
усеченный, глагол: Тут рыцарь прыг в седло и бросил повода…Я хвать за пояс -
пистолета нет.

Простое
глагольное сказуемое бывает осложненным, при обозначении конкретного действия
специально подчеркивается тот или иной аспект его реализации (длительность,
интенсивность, неопределенность, преднамеренность и т.д). Такое сказуемое, в
частности, представляют:

1)
повторяющиеся спрягаемые глагольные формы: Сапожник бился, бился И, наконец, за
ум хватился (Крылов); Герасим глядел, глядел да как засмеется вдруг (Тургенев);


2)
повторяющиеся спрягаемые глагольные формы, соединенные частицей так: Вот я его
обрадую так обрадую;

3)
сочетания спрягаемой глагольной формы с предшествующим инфинитивом того же
глагола: Помнить я помню, да только смутно;

4)
сочетания спрягаемой глагольной формы с отглагольной частицей знай: А он знай
пляшет;

5)
слитные сочетания спрягаемых глагольных форм типа пойду прогуляюсь, лягу
отдохну.

Осложненные
элементы вносят дополнительные оттенки в грамматическое и лексическое значение
сказуемого, но не затрагивают его структуры (см.: Н.М. Шанский, с. 447).

В
качестве простого глагольного сказуемого в соответствующем синтаксическом
употреблении рассматриваются также устойчивые глагольно-именные сочетания типа
принимать участие, оказывать помощь, приходить в уныние, впадать в тоску и
т.п.(там же).

Составное
сказуемое. Как уже отмечалось выше, в простом глагольном сказуемом признаки
лица, числа, времени, наклонения и собственно лексическое значение выражаются
одной формой, в составном сказуемом грамматическое и лексическое значение
выражаются раздельно.

В
зависимости от морфологической природы присвязочной части различаются 2 типа
составного сказуемого - составное глагольное и составное именное.

Составное
глагольное сказуемое состоит из вспомогательного глагола и инфинитива.
Обязательно следует помнить, что не всякий русский глагол может выступать в
роли вспомогательного, список этих глаголов ограничен.

Наиболее
типичными вспомогательными глаголами являются:

-
фазовые глаголы, обозначающие начало, продолжение, конец действия, названного
инфинитивом или употребляющиеся в этом значении: начать, стать, приняться,
кончить, перестать, прекратить, бросить (в значении перестать), продолжать,
остаться и т.п.;

-
глаголы с модальным значением, выражающие различные оттенки модальности:
возможность, невозможность, предрасположенность к действию, желание,
стремление, решение, старание: хотеть, желать, мочь, собираться, мечтать,
намереваться, осмелиться, пытаться и т.п.

В
качестве составного глагольного сказуемого рассматриваются также сочетания
инфинитива с предикативными прилагательными, имеющими модальное значение
(должен, намерен, готов, обязан, способен, рад) и глагольно-именными оборотами
фразеологического типа (иметь привычку, иметь намерение, изъявить желание и
т.п.): Человек должен трудиться (Горький); Я намерен уйти; Он изъявил желание
остаться.

К
осложненным формам составного глагольного сказуемого относят синтаксические
конструкции, включающие комбинацию из модального и фазового либо двух модальных
глаголов+инфинитив: Шубин хотел начать работать… (Тургенев); Я могу (должен)
решиться уехать.

Установление
конструктивных границ составного глагольного сказуемого и, в частности,
отграничение такого сказуемого от простого глагольного вызывает определенные
трудности, обусловленные тем, что состав фазовых и модальных глаголов
очерчивается в русском языке недостаточно четко. Поэтому нередко одни и те же
синтаксические построения получают у разных авторов неоднозначную трактовку.
Очевидно, в таких и подобных случаях однозначного решения принять невозможно и
приходится признать допустимость двоякой синтаксической трактовки по крайней
мере некоторых из соответствующих построений. (См.подробнее: Шанский Н.М., указ.учебник,
с. 447-449).

Составное
именное сказуемое формируется из связки (в том числе и нулевой), обеспечивающей
его грамматическую квалификацию в категориях наклонения, времени и лица, и
именной (присвязочной) части, выражаемой одной из склоняемых частей речи
(существительного, прилагательного, причастия, числительного, местоимений
различных разрядов) или их заместителями.

Понятие
связки и состав связок в различных учебных пособиях определяются неодинаково.

А.Н.Гвоздев
относит к числу связок наряду с "чистой" связкой быть глаголы стать,
делаться, являться, представляться, казаться, выполняющие эту роль, когда они
практически утрачивают свое лексическое значение, как в предложениях: Он был
учителем; Сестра стала взрослой; Ветер делается неприятным; Он является
новатором; Вопрос представляется ясным; Он показался мне утомленным
(ср.предложения: Он был на концерте; Сестра стала у окна; Кирпич делается из
глины; На занятия он является одним из первых; Он представляется начальнику,
где соответствующие глаголы выступают в качестве простого глагольного
сказуемого).

В
"Грамматике русского языка" (1954) и ряде других пособий (в том числе
и в школьном учебнике) связочная функция приписывается также лексически
полнозначным глаголам в конструкциях типа Сестра лежала больная; Лето стояло
жаркое; Сын растет книголюбом. Причем сочетания таких глаголов с подчиненными
им именами квалифицируются либо как составное именное сказуемое со
знаменательной связкой (школьный учебник), либо как сложное именное сказуемое
(Грамматика - 54, Н.С. Валгина и др.), либо как особый, переходный тип сложного
сказуемого, совмещающего в себе черты простого и составного сказуемого (А.Н.
Гвоздев). В зарубежной лингвистике эти сочетания получили иную трактовку: в них
выделяют простое глагольное сказуемое+предикативное определение или
предикативное дополнение. Аналогичную точку зрения отстаивают (и не без
оснований, по словам Н.М. Шанского) Л.Д. Чеснокова и П.А. Лекант.

Проф.
Л.Я. Маловицкий (см.: Современный русский язык: Уч.пособие для студентов пед.ин-тов
по спец. "Педагогика и методика нач.обучения" / Р.Н. Попов, Д.П.
Валькова, Л.Я. Маловицкий, А.К. Федоров - М.,1986) отмечает, что связка бывает
словесно выраженной и словесно не выраженной и выделяет нулевую,
незнаменательную, полузнаменательную и знаменательную связки.

Словесно
не выраженная - это нулевая связка. Её наличие в составе сказуемого выявляется
в системе противопоставлений, ср.: В сумерки луга похожи на море (Паустовский);
В сумерки луга были похожи на море; В сумерки луга будут похожи на море.

Грамматическим
показателем прошедшего и будущего времени изъявительного наклонения здесь
являются связки были, будут, а грамматический показатель синтаксического
настоящего времени и изъявительного наклонения в первом примере - нулевая
связка.

Незнаменательная
- это только связка быть, которая не имеет лексического значения, она -
показатель прошедшего или будущего времени, изъявительного, повелительного или
сослагательного наклонения: 1) Гроза была хозяйкой этой ночи; 2) Здесь будет
город заложен Назло надменному соседу (Пушкин); 3) Сердца людей да будут
благодарны Ему, вождю, живому на века! (Жаров).

Для
выражения настоящего времени иногда употребляется глагольная форма этой связки
- есть.

Полузнаменательная
связка, кроме грамматического выражения времени и наклонения, обладает
некоторой долей лексического значения. Например, связки стать, становиться,
делаться указывают на возникновение признака или на его изменение: Туман стал
гуще; Ждать становилось все труднее; Я сделался больным.

Связки
казаться, считаться, слыть подчеркивают, что признак дается в чьем-либо
представлении: В дороге люди кажутся моложе, улыбчивей, доверчивей, ясней.

Связки
бывать, состоять, оказаться, выглядеть, заключаться указывают на проявление,
обнаружение признака: У сильных и горе бывает сильным; Смысл человеческого
существования состоит в самой высокой требовательности к самому себе (Герман).

Знаменательная
связка полностью сохраняет лексическое значение. В качестве такой связки обычно
употребляются глаголы движения и состояния: идти, лететь, вернуться, сидеть,
лежать и т.п., а также глаголы работать, служить: Он сложа руки прохаживался
угрюмый (Лермонтов); Я стою очарованный утренней панорамой (Федосеев); Настя
работала секретарем в Союзе художников (Паустовский).

Стандартными
(специализированными) формами именной части в составном именном сказуемом
являются именительный и творительный падежи склоняемых частей речи, а также
формы сравнительной степени прилагательных и краткие формы прилагательных и
причастий, используемых исключительно в присвязочной позиции (с. 450, Шанский):
К осени дни становятся короче; И воздух становится слаще, и дали приветливее, и
люди милее, и жизнь легче (Федин); Дела мои расстроены и т.п.

Употребление
в присвязочной позиции других падежных или предложно-падежных форм частей речи,
наречий и наречных сочетаний и т.п. (на что указывают все учебные пособия)
носит в большинстве случаев вторичный, производный характер. Такие формы
появляются в присвязочной позиции либо как заместители стандартных форм,
например: Бойцы были наготове (Бойцы были готовы); эта работа была ему в
привычку (Эта работа была ему привычной); Ведь я ей несколько сродни; Была без
радости любовь, разлука будет без печали; либо в результате компрессии (сжатия)
занимающих эту позицию словосочетаний с лексически "пустым" или
тавтологическим по отношению к подлежащему главным членом, который стоял бы в
данной позиции в именительном или творительном падеже, например: Эта обувь
высшего качества (Эта обувь - обувь высшего качества); Это общежитие для
студентов; Он был веселого нрава.

Подобные
случаи встречаются в современном русском языке достаточно часто.

И.П.
Распопов (его точка зрения изложена в учебнике под ред. Н.М. Шанского, с. 450)
отмечает, что вряд ли правомерно относить к присвязочной части составного
именного сказуемого построения типа: Враг был у ворот города; Река рядом; Место
сбора в парке; Цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и
великом.

В
этих предложениях зависимые словоформы представляют вовсе не присвязочный член
составного именного сказуемого, а выступают в роли второстепенных членов
(обстоятельств и дополнений) при простом глагольном сказуемом, которое в данном
случае сокращается либо до грамматической формы, омонимичной связке, либо до
нуля. Сравните эту точку зрения с точкой зрения авторов Русской грамматики (Лес
рядом).

Особо
следует отметить синтаксические конструкции, образуемые сочетанием модального
или фазового глагола со связкой в инфинитиве и призвязочным членом
(существительным или прилагательным в творительном падеже): Все в нашем классе
хотели стать актерами; Она старалась казаться веселой; Глаза ее продолжали
оставаться грустными.

Такие
конструкции квалифицируются в учебных пособиях либо как осложненные формы
составного именного сказуемого (П.А. Лекант), либо как трехчленное сложное
сказуемое (Грамматика-54), либо как трехчленное сказуемое смешанного
(глагольно-именного) типа (Н.С. Валгина). Последняя квалификация представляется
наиболее точной, поскольку в этих случаях имеет место своеобразная контаминация
форм составного глагольного и составного именного сказуемого.

Второстепенные
члены предложения

В
соответствии с традицией, идущей от Ф.И. Буслаева, второстепенные члены
предложения рассматриваются по существу безотносительно к конструктивной
организации предложения в целом. Поэтому для их квалификации в большинстве
случаев оказывается достаточным обращение к двусловным сочетаниям,
представляющим не предложение как таковое, а лишь отдельные фрагменты
предложения. Обычно выделяют три основных разряда второстепенных членов
предложения - определения, дополнения и обстоятельства. Их выделение имеет в
виду дифференцированное выражение семантики отношений, характерных для
словосочетания, а именно атрибутивных, объектных и обстоятельственных (вопрос
изучается самостоятельно по учебникам, указанным в литературе).
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.philology.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.