Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Проблематика романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Проблематика
романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

На долю
произведений Булгакова выпала непростая судьба. При жизни автора были
опубликованы лишь первая часть его романа “Белая гвардия”, книга фантастической
и сатирической прозы, цикл рассказов “Записки юного врача” и многочисленные
газетные фельетоны. Только в шестидесятые годы к писателю пришла широкая
известность и, увы, посмертная слава. Родился Михаил Афанасьевич в Киеве на
Воздвиженской улице в мае 1891 года. Отец его был преподавателем Духовной
академии, мать в молодости работала учительницей. Дом на Андреевском спуске,
атмосфера семейного тепла, интеллигентности и образованности навсегда остались
в сознании писателя.

Окончив Первую
киевскую гимназию, Булгаков поступает на медицинский факультет университета.
Подобно другим деятелям русской культуры, вышедшим из разночинной среды и
получившим прекрасное образование, Михаил Булгаков обладал четкими
представлениями о чести русского интеллигента, которой ни разу не изменил.

Смело можно
сказать, что итоговым произведением Булгакова, вобравшим в себя все идеи и
помыслы писателя, звучавшие в более ранних произведениях, стал роман “Мастер и
Маргарита”. Неудивительно, что роман этот полифоничен, богат сложными
философскими и нравственными проблемами, захватывает широкий круг тем. О
“Мастере и Маргарите” написано много критических статей, роман исследовали
литературоведы разных стран мира. Роман содержит несколько пластов смысла, он
необычайно глубок и сложен.

Попытаемся
кратко охарактеризовать проблематику произведения и ее связи с основными
героями романа. Глубочайшая философская проблема — проблема взаимоотношений
власти и личности, власти и художника — находит отражение в нескольких сюжетных
линиях. В романе присутствует атмосфера страха, политических гонений 1930-х
годов, с которой столкнулся сам автор. Более всего тема угнетения,
преследования неординарной, талантливой личности государством присутствует в
судьбе Мастера. Недаром образ этот во многом автобиографичен. Однако тема
власти, ее глубинного воздействия на психологию и душу человека проявляется и в
истории Иешуа и Пилата.

Своеобразие
композиции романа заключается в том, что в сюжетную ткань повествования о
судьбах московских обитателей вплетается основанная на евангельском сюжете
повесть — повесть об Иешуа Га-Ноцри и Понтии Пилате. Здесь раскрывается тонкий
психологизм Булгакова. Пилат — носитель власти. Этим обусловлена двойственность
героя, его духовная драма. Власть, которой наделен прокуратор, вступает в
противоречие с порывом его души, не лишенной чувства справедливости, добра и
зла. Иешуа, беззаветно верящий в светлое начало в человеке, не может осознать и
принять действия власти, ее слепого деспотизма. Столкнувшись с глухой властью,
бедный философ погибает. Однако в душу Пилата Иешуа заронил сомнение и
раскаяние, мучившие прокуратора долгие века. Так, идея власти связана в романе
с проблемой милосердия и прощения.

Для понимания
этих вопросов важен образ Маргариты и посмертная судьба двух любящих друг друга
героев. Для Булгакова милосердие выше мести, выше личных интересов. Маргарита
громит квартиру критика Латунского, погубившего Мастера, но отвергает
предложение уничтожить своего врага. После бала у Сатаны героиня в первую очередь
просит за страдающую Фриду, забывая о собственном страстном желании вернуть
Мастера.

Булгаков
указывает своим героям путь душевного обновления, преображения. Роман с его
мистицизмом, фантастическими эпизодами бросает вызов рационализму, мещанству,
пошлости и подлости, а также гордыне и душевной глухоте. Так, Берлиоза с его
самодовольной уверенностью в завтрашнем дне писатель приводит к гибели под
колесами трамвая. Иван Бездомный, напротив, оказывается способным
преобразоваться, отказавшись от прошлых заблуждений. Здесь возникает еще один
интересный мотив — мотив духовного пробуждения, наступающего с потерей того,
что в косном обществе считается разумом. Именно в психиатрической больнице
решается Иван Бездомный не писать более своих жалких стихов. Булгаков осуждает
воинствующий атеизм, не имеющий истинной моральной основы. Важная мысль автора,
утверждаемая его романом, — мысль о бессмертии искусства. “Рукописи не горят”,
— говорит Воланд. Но многие светлые идеи живут среди людей благодаря ученикам,
продолжающим дело учителя. Таков Левий Матвей. Таков и Иванушка, которому
Мастер поручает “написать продолжение” своего романа. Таким образом, автор
заявляет о преемственности идей, их наследовании. Необычно истолкование
Булгаковым функции “злых сил”, дьявола. Воланд и его свита, находясь в Москве,
возвращали к жизни порядочность, честность, карали зло и неправду.

Именно Воланд
приводит Мастера и его подругу в их “вечный дом”, даруя им покой. Мотив покоя
также знаменателен в булгаковском романе.

Нельзя забывать
и о ярких, замечательных своей выразительностью и сатирической остротой
картинах московской жизни. Существует понятие “булгаковской Москвы”,
появившееся благодаря таланту писателя подмечать детали окружающего мира и
воссоздавать их на страницах своих произведений.

Проблематика
романа “Мастер и Маргарита” сложна и разнообразна, понимание ее требует
серьезных исследований. Однако можно сказать, что каждый читатель по-своему
проникает в глубину булгаковского замысла, открывая для себя новые грани
таланта писателя. Читатель с чуткой душой и развитым умом не может не полюбить
это необычное, яркое и притягательное произведение. Именно поэтому талант
Булгакова завоевал столько искренних поклонников во всем мире.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.