Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Мотивы лирики А. А. Блока

Мотивы
лирики А. А. Блока

О, я хочу
безумно жить:

Все сущее —
увековечить,

Безличное —
очеловечить,

Несбывшееся —
воплотить!

А. Блок

Творчество
Александра Блока — великого поэта начала XX века — одно из самых примечательных
явлений русской поэзии. По силе дарования, страстности отстаивания своих
воззрений и позиций, по глубине проникновения в жизнь, стремлению ответить на
самые большие и насущные вопросы современности, по значительности новаторских
открытий, ставших неоценимым достоянием русской поэзии, Блок является одним из
тех деятелей нашего искусства, которые составляют его гордость и славу.

Что же
привлекает меня в поэзии Блока? Прежде всего то, что все явления окружающего
мира и все события истории, все предания веков, народное горе, мечты о будущем
— все, что становилось темой переживаний и пищей раздумий, Блок переводил на
язык лирики и прежде всего воспринимал как лирику. Даже сама Россия была для
него “лирической величиной”, и эта “величина” была столь огромной, что далеко
не сразу вместилась в рамки его творчества.

Крайне
существенно и то, что большая патриотическая тема, тема Родины и ее судеб,
входит в лирику Блока одновременно с темой революции, захватывающей поэта до
самых потаенных глубин его души и породившей строй совершенно новых чувств,
переживаний, стремлений, возникавших словно при грозовых разрядах, в их
ослепительном свете, — и тема Родины становится в творчестве Блока основной и
главнейшей. Одно из самых 'примечательных его стихотворений, написанных в дни
революции 1905 года и вдохновленных ею, — “Осенняя воля”. В этом стихотворении,
за которым последует и огромный по своему внутреннему значению и
художественному совершенству цикл “Родина”, глубоко сказались те переживания и
раздумья поэта, которые придали его лирике новые и необычайно важные черты.

Вся та же,
прежняя, а вместе с тем и совершенно иная красота родной земли открылась поэту
в самой неприметной для “иноплеменного взора” равнине, не поражающей ни яркими
цветами, ни пестрыми красками, спокойной и однообразной, но неодолимо
привлекательной в глазах русского человека, как это остро почувствовал и
передал поэт в своем стихотворении: Выхожу я в путь, открытый взорам, Ветер
гнет упругие кусты, Битый камень лег по косогорам, Желтой глины скудные пласты.

Разгулялась
осень в мокрых долах, Обнажила кладбища земли, Но густых рябин в проезжих селах
Красный цвет зареет издали...

Казалось бы,
все однообразно, привычно, издавна знакомо в этих “мокрых долах”, но в них поэт
увидел нечто новое, неожиданное и словно перекликнувшееся с тем мятежным,
молодым, задорным, что он почувствовал в себе самом; в строгости и даже
скудности открывшегося перед ним простора он узнал свое, родное, близкое,
хватающее за сердце — и не смог не откликнуться на алеющий перед ним красный
цвет рябины, зовущей куда-то и радующей новыми обещаниями, которых дотоле не
слышал поэт. Вот почему он испытывает такой небывалый подъем внутренних сил,
по-новому возникла перед ним прелесть и красота полей и косогоров родной земли:
Вот оно, мое веселье, пляшет И звенит, звенит, в кустах пропав! И вдали, вдали
призывно машет Твой узорный, твой цветной рукав.

Перед ним
возникают настоящие леса, поля, косогоры, его манит пропадающий вдали путь.
Именно об этом с какой-то вдохновенной радостью, светлою грустью и необычайной
широтой, словно вмещающей весь родной простор, говорит поэт в своей “Осенней
воле”: Запою ли про свою удачу, Как я молодость сгубил в хмелю...

Над печалью нив
моих заплачу, Твой простор навеки полюблю...

Чувством,
опаляющим сердце поэта и его творчество, неизменно примешивающимся к каждой
мысли, к каждому переживанию, становится, помимо любви к Родине, и любовь к
матери. Матери, в подвиге сына которой видится сияние самого солнца, и пусть
этот подвиг стоит сыну всей жизни — сердце матери переполняет “золотая
радость”, ибо сыновний свет победил окружающую мглу, царит над ней: Сын не
забыл родную мать: Сын воротился умирать.

Его лирика
стала сильнее его самого. Это яснее всего выражено в его стихах о любви.
Сколько бы он ни твердил, что женщины, которых мы любим, картонные, он вопреки
своей воле видел в них и звезды, чувствовал в них нездешние дали, и — сколько
бы сам ни смеялся над этим — каждая женщина в его любовных стихах сочеталась
для него с облаками, закатами, зорями, каждая открывала просветы в Иное,
поэтому он и создает свой первый цикл — “Стихи о Прекрасной Даме”. Прекрасная
Дама — воплощение вечной женственности, вечный идеал красоты. Лирический герой
— служитель Прекрасной Дамы, ожидающий грядущего преображения жизни.

Надежды на
пришествие “вечной женственности” свидетельствуют о неудовлетворенности Блока
действительностью: Предчувствую Тебя. Года проходят мимо...

Прекрасная
Дама, единая и неизменная в своем совершенстве, в своей дивной прелести, вместе
с тем постоянно меняет черты и является перед своим рыцарем и слугой то “Девой,
Зарей”, то “Женой, облеченной в солнце”, и это к ней взывает поэт в чаянии
времен, предреченных в старинных и священных книгах: Тебе, чей Сумрак был так
ярок, Чей голос тихостью зовет, — Приподними небесных арок Все опускающийся
свод.

Сама любовь
собирает в глазах поэта черты идеальные, небесные, и в своей возлюбленной он
видит не обычную земную девушку, а ипостась божества. В стихах о Прекрасной
Даме поэт воспевает ее и наделяет всеми атрибутами божественности — такими, как
бессмертие, безграничность, всемогущество, непостижимая для земного человека
премудрость, — все это поэт усматривает в своей Прекрасной Даме, которая ныне
“в теле нетленном на землю идет”.

Даже когда
лирика Блока говорила, казалось бы, всего только о частном, интимном, личном,
ибо в ней сквозь личное, неповторимое прорывается великое, мировое. “Единство с
миром” — этот мотив, общий для всей лирики Блока, — необычайно важно для
понимания значения произведений Блока, его творчества, даже выходящего за рамки
непосредственного отклика на то или иное событие.

Поэт,исследовал
многие области человеческих отношений и переживаний, на себе испытывал весь
цикл чувств, страстей, стремлений, мужал и закалялся в испытаниях и борьбе —
все это составляет содержание того “романа в стихах”, каким и является лирика
Блока, взятая в целом: Благословляю все, что было, Я лучшей доли не искал.

О сердце,
сколько ты любило! О разум, сколько ты пылал! Пускай и счастие, и муки Свой
горький положили след, Но в страстной буре, в долгой скуке — Я не утратил
прежний свет...
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Понятие институционализма и его суть
Реферат Пути снижения себестоимости продукции предприятия
Реферат Причины финансового кризиса в Украине (Доклад)
Реферат Лечение острых инфекционных деструкций легких
Реферат Martha Christensen Essay Research Paper Martha Christensen
Реферат Денежные реформы в России: история и современность
Реферат Платежный баланс особенности платежного баланса РФ
Реферат Налог на имущество 2 Размер государственной
Реферат Формирование региональных отношений в экономике
Реферат Центральні органи виконавчої влади Кабінет Міністрів України
Реферат Выбор пола ребенка до зачатия
Реферат Регулирование рынка труда в индустриальных странах
Реферат Проблема внеземных цивилизаций
Реферат Возникновение и развитие экономической теории
Реферат Основы организации экскурсии «Махачкала - клубок религий»