Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Лирика истории (о поэзии О.Мандельштама)

Лирика
истории (о поэзии О.Мандельштама)

В письме
Мандельштама к Тынянову есть слова: “Вот уже четверть века, как я, мешая важное
с пустяками, наплываю на русскую поэзию, но вскоре стихи мои сольются с ней,
кое-что изменив в ее строении и составе”.

Ничего не
скажешь — все исполнилось, все сбылось. Словно алмаз на стекле, словно резцом
по камню ман-дельштамовское слово преодолело материю времени и стало культурой.
О себе Мандельштам говорил так: “Мы — смысловики”. Его стихи плотны и тягучи, и
зрение теряет опору среди шальных образов. Хочется читать, а не понимать.
Хочется верить в чистоту поэтического мышления и бессмысленность слова.

 Золотистого меда струя из бутылки текла

Так тягуче и
долго, что молвить хозяйка успела:

- Здесь, в
печальной Тавриде, куда нас судьба занесла,

Мы совсем не
скучаем, — и через плечо поглядела.

 Всюду Бахуса службы, как будто на свете одни
Сторожа и собаки, — идешь, никого не заметишь. Как тяжелые бочки, спокойные катятся
дни. Далеко в шалаше голоса — не поймешь, не ответишь.

Но, прочитав
это один, два, три раза, вдруг понимаешь, что тебя обманули. Что все в стихах:
и “блаженные слова: Ленор, Соломинка, Лигейя, Серафита”, и прозрачная весна
Петрополя, и голубоглазый пунш зимы, и тысяча бочек остальной
манделынтаммовской мишуры — все связано и пронизано насквозь мыслями поэта.
Просто он так думает. У него так устроена голова. Он такой человек. Он часто
бывает оскорбительно культурен. И тогда его стихи приходится читать на русском
языке со словарем. Так происходит познание мира. Поэт отворяет окна, и вид из
них восхищает. Любой предмет из инвентаря бытия дает ему повод рассуждать,
строить бесконечные цепочки ассоциаций. Так Феодосия напоминает ему о Венеции,
где поэт, впрочем, никогда не был, ласточка о Психее-жизни, а “власть
отвратительна, как руки брадобрея”.

Мандельштам
ощущает и мыслит немыслимое и неощущаемое, а именно единство и плотность мира в
его истории. Все досягаемы, все близко, — открой душу и протяни руку.

 О, если бы вернуть и зрячих пальцев стыд,

И выпуклую
радость узнаванья.

Я так боюсь
рыданья Аонид,

Тумана, звона и
зиянья.

А смертным
власть дана любить и узнавать,

Для них и звук
в персты прольется,

Но я забыл, что
я хочу сказать,

И мысль
бесплотная в чертог теней вернется.

 Озабоченность Поэта назначением культуры и
истории приводит его к мысли о прозрачности их смыслов. Всякое событие,
расположенное в истории или культуре, доступно. Мандельштам свободно использует
предметы и образы различных эпох и цивилизаций для оформления собственных идей.
Иногда ему представляется, что он не волен в своем творчестве, что он поет
чужие стихи:

 И не одно сокровище, быть может,

Минуя внуков, к
правнукам уйдет,

И снова скальд
чужую песню сложит

И как свою ее
произнесет.

 Поэзия Мандельштама напоминает волшебный
фонарь, посредством которого оживают, начинают двигаться и дышать образы
истории. Он — истинный певец цивилизации. Даже природа в его стихах обретает
урбанизированные формы, приобретая при этом некое дополнительное, имперское
величие:

 Природа — тот же Рим и отразилась в нем.

Мы видим образы
его гражданской мощи

В прозрачном
воздухе, как в цирке голубом,

На форуме полей
и в колоннаде рощи.

 Одно дополняет и оттеняет другое. Природа,
растворяясь в истории, создает в ней новые орнаменты и символы. А человек
читает их, пролистывает, забывает и вспоминает, играет в них, как ребенок в
свои игрушки. “Не город Рим живет среди веков, / А место человека во
вселенной”. Рим для поэта вершина и средоточие цивилизации. Он — среда
обитания, место и смысл человека. Он — один из центральных символов в поэзии
Мандельштама. Его черты имеют и Петербург-Петрополь, и Феодосия, и Москва. Он —
особое состояние души, не сам мир, но только взгляд на него, окрашенный
мрачноватыми и величественными тонами. Мандельштам в своей поэзии никогда не
опускался до пафоса. Его муза звучит торжественно и чеканно и никогда —
пафосно. Инстинкт певца не позволял ему сфальшивить ни в одном стихотворении.

 Сестры тяжесть и нежность, одинаковы ваши
приметы.

Медуница и осы
тяжелую розу сосут.

Человек
умирает. Песок остывает согретый,

И вчерашнее
солнце на черных носилках несут.

 Что действительно отличает Мандельштама от
всесветного образа поэта XX века, так это беспримерный подвиг осмысления
истории и цивилизации как единого бесконечного, но спрессованного страшным
давлением интеллекта, процесса. Поэтому Мандельштама так заманчиво понимать — и
так трудно толковать. Вот как поясняет это Арсений Тарковский:

Там в стихах
пейзажей мало,

Только
бестолочь вокзала

И театра
кутерьма,

Только люди как
попало,

Рынок, очередь,
тюрьма.

Жизнь, должно
быть, наболтала,

Наплела судьба
сама.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.