Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Созвучие и перекличка в поэзии и прозе И. А. Бунина

Созвучие и
перекличка в поэзии и прозе И. А. Бунина

Когда
открываешь наугад книжку бунинских стихотворений, лениво перебирая глазами
строчки, и знакомые образы как всегда хороши и свежи, будто впервые встречаешь
их: и грусть, разлитая на закате, и “лес, точно терем расписной”, и простые, но
глубокие и звучные рифмы — “весна — грустна”, “день — деревень”, “подвода —
свобода”, кажется, что ничего уже лучше не может быть. Разве способна проза
выразить подобное?

И цветы, и
шмели, и трава, и колосья,

И лазурь, и
полуденный зной...

Срок настанет —
Господь сына блудного спросит:

“Был ли
счастлив ты в жизни земной?”

И забудется все
— вспомню только вот эти

Полевые пути
меж колосьев и трав —

И от сладостных
слез не успею ответить,

К милосердным
коленям припав.

Откуда ей,
прозе, набрать столько музыки и колдовства. Она — другой жанр искусства. В ней
и дышится и думается по-другому. И было бы все верно, когда бы не поэт ее
сочинял, когда бы не одни и те же образы и знаки щедро развеял он по страницам.


Часто говорят о
неповторимой бунинской интонации, о музыке в его рассказах, говорят так, как
принято говорить о стихах. А разве можно по-другому, когда такое написано:
“Помню большой, весь золотой подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи,
тонкий аромат опавшей листвы и — запах антоновских яблок, запах меда и осенней
свежести”.

Конечно — это
проза, очень хорошо и красиво написанная проза, но вот та же тема:

В соломе, возле
печки, на полу

Лежала груда
яблок, паутины

Под образом
качалися в углу,

А у стены
темнели клавесины.

Не приходит в
голову говорить: “Это написано так, а не по-другому, лучше или хуже”.
“Антоновские яблоки” и “Запустение” сделаны одинаково прекрасно, и понятно, что
это не главное. Важнее то, что у Бунина стирается понятие жанровой
принадлежности. Могучая и меланхолическая энергия гения создает собственную
бунинскую литературу. В ней, кроме зримо ощутимой личности автора, присутствует
ограниченный набор образов; и чаще всего это ветшающая усадьба, в заросшем саду
кленовая, липовая или березовая аллея, она ведет к реке или пруду, две-три
скамейки, а на заднике — время года. Чаще всего осень, реже — весна или лето. И
еще: деревня, поле за нею и лес.

Вспомним, как в
“Антоновских яблоках” герой проживает в своих воспоминаниях длинную и
трогательную усадебную осень. С охотами, обедами, библейскими образами крестьян
из богатых Выселок. А какие красивые, загорелые, с обветренными лицами люди
собираются у Арсения Семеныча: в поддевках и длинных сапогах, раскрасневшиеся
после обеда и “шумных разговоров”. А сад после дождя: “Но зато как красив он
был, когда снова наступила ясная погода, прозрачные и холодные дни начала
октября, прощальный праздник осени!” А вот те же образы, то же настроение, та
же музыка:

Я в холодный
обнаженный сад пойду

Весь рассеян по
земле его наряд,

Бирюзой сияет
небо, а в саду

Красным
пламенем настурции горят.

Складывается
впечатление, что Бунину было несущественно, в какой форме реализовать эстетическое
чувство, пережитое им. Стихи и проза у него не соперники. Как андрогин: они
единое, абсолютное и совершенное. Содержательной и значимой для Бунина была не
проблема: поэзия — проза, а то, что и поэзия и проза не хотят иметь ничего
общего с реальностью как историей. Его повести и рассказы, его стихи — все это
лишь воспоминание о “золотом веке”, где прожить осень — прожить жизнь. Где все
хорошо. И то, что было, и то, что есть: “Запах антоновских яблок исчезает из
помещичьих усадеб. Эти дни были так недавно, а меж тем мне кажется, что с той
поры прошло чуть не целое столетие. Перемерли старики в Выселках, умерла Анна
Герасимовна, застрелился Арсений Се-меныч... Наступает царство мелкопоместных,
обедневших до нищенства. Но хороша и эта нищенская мелкопоместная жизнь. Уже
кончается осень. Зазимок, первый снег!” А вот поэтическая ипостась образа:

Первый утренник
— предвестник зимних дней,

Но сияет небо
ярче с высоты,

Сердце стало и
трезвей и холодней.

Но как пламя
рдеют поздние цветы.

Эстетика Бунина
неотделима от прозы. Их жанровое своеобразие выполняет исключительно служебную
задачу: сделать абсолютной достоверность той духовной реальности, с которой
имеет дело автор. Они, как два зеркала, отражают некий мысленный образ мира,
его события и его собственную историю. Изображения эти дополняют друг друга,
испытывают взаимное влияние, подчиняясь при этом законам собственного жанра.
Для Бунина такой тип отношения к литературе естествен, как дыхание. Его
произведения — воспоминания, его знаковая система однородны и стабильны на
протяжении жизни. Его первый рассказ так же хорош, как и последний, и так же
хорошо их объединяют и дополняют, доводя до предельной красоты звучания, стихи,
писавшиеся им всю жизнь.

Опять холодные
седые небеса,

Пустынные поля,
набитые дороги,

На рыжие ковры
похожие леса,

И тройка у
крыльца, и слуги на пороге...
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Взаимосвязь культуры и цивилизации в культурологической концепции О. Шпенглера
Реферат Edward Scissorhands Essay Research Paper When Ted
Реферат Формирование: преемственных научных школ в первые две трети XIX в.
Реферат Аннотация рабочей программы учебной дисциплины математика
Реферат BS01 Большое путешествие начинается с маленького шага Сингапур, о Сентоза + Индонезия, о. Бинтан Новогодний экскурсионный тур + отдых у океана: 21. 12. 2011-06. 01. 2012
Реферат Грозит ли нам "закат звезды"?
Реферат Умови вирощування і урожайність ріпаку ярого на фоні різних глибин плоскорізного обробітку рунту
Реферат Биография Георгия Жукова
Реферат Психодинамическая теория личности
Реферат Политические идеи Н.М. Карамзина
Реферат Организация работы медсестры приемного отделения
Реферат Those Winter Sundays Essay Research Paper Guilt
Реферат Naval Battles Essay Research Paper The battle
Реферат Національне відродження Чехії
Реферат Кадровая политика предприятия на примере ОАО "Рога и копыта"