Реферат по предмету "Литература и русский язык"


"Страшный мир" в лирике А.А.Блока

"Страшный
мир" в лирике А.А.Блока

Александр Блок
был романтическим поэтом не только по системе отображения жизни, но и по духу
ее восприятия. Он творил в порыве вдохновения, и эта способность осталась у
него на всю жизнь. Через душу А.Блока прошли все потрясения его времени.
Лирический герой его произведений заблуждался, радовался, отрицал,
приветствовал. Это был путь поэта к людям, путь к воплощению в своем творчестве
человеческих радостей и страданий.

Создав в
юношескую пору восхитительные по своей идейной целостности "Стихи о
Прекрасной Даме", где все овеяно атмосферой мистической тайны и
совершающегося чуда, Блок покорит читателей глубиной, искренностью чувства, о
которой поведал его лирический герой. Мир Прекрасной Дамы будет для поэта той
высочайшей нормой, к которой, по его мнению, должен стремиться человек. Но в
своем стремлении ощутить полноту жизни лирический герой А.Блока спустится с
высот одинокого счастья, красоты. Он окажется в мире реальном, земном, который
назовет "страшным миром". Лирический герой будет жить в этом мире,
подчинив свою судьбу законам его жизни.

Рабочим
кабинетом А.Блока станет город - петербургские площади и улицы. Именно там
родятся мотивы его стихотворения "Фабрика", которое прозвучит
неожиданно остро даже для самого поэта. Перед нами мир социальной
несправедливости, мир социального зла. Оттуда, из "жолтых окон",
"недвижный кто-то, черный кто-то людей считает в тишине", идущих на
фабрику. Это хозяева жизни и "измученные спины" угнетенного народа.
Так поэт четко разделяет людей на тех, кто работает, и тех, кто присваивает
себе их труд.

Впервые в своем
творчестве Блок так резко, недвусмысленно заявил тему народного страдания. Но
перед нами не только угнетенные люди. Эти люди еще и унижены: "И в жолтых
окнах засмеются, что этих нищих провели". И от этого страдания лирического
героя усугубляются. Тема униженного обездоленного человека получает свое
дальнейшее развитие в стихотворении "На железной дороге". Железная дорога
здесь - это образ-символ. Перед нами железная дорога жизни, лишенная доброты,
человечности, духовности. По этой дороге едут люди, мелькают в окнах вагона их
лица - "сонные, с ровным взглядом", безразличные ко всему. А
"под насыпью, во рву некошенном", образ униженной женщины,
раздавленной колесами этой жизни, образ униженной духовности. Вот эволюция,
которую претерпевает женский образ в лирике Блока - от возвышенной Прекрасной
Дамы до существа, уничтоженного "страшным миром".

Картины этого
бездуховного мира проходят перед читателем в стихотворении
"Незнакомка": "пьяные окрики", "испытанные
остряки" в котелках, пыль переулков, "сонные лакеи",
"пьяницы с глазами кроликов" - вот, где приходится жить лирическому
герою. Все это туманит сознание человека и правит его судьбой. И лирический
герой одинок. Но вот появляется Незнакомка: Дыша духами и туманами, Она садится
у окна. Вглядываясь в нее, лирический герой хочет понять, кто перед ним, он
пытается разгадать его тайну. Для него это означает познать тайну жизни.
Незнакомка здесь - некий идеал красоты, радости, а поэтому преклонение перед
ней означает преклонение перед красотой жизни. И лирический герой видит
"берег очарованный и очарованную даль", то, чего жаждет его душа. Но
стихотворение заканчивается трагично: поэт понимает всю иллюзорность своей
мечты познать истину ("Я знаю: истина в вине").

Эта трагедия
получает свое дальнейшее развитие в стихотворении "Я пригвожден к
трактирной стойке". Его "душа глухая...пьяным пьяна...пьяным
пьяна...". Лирический герой живет с чувством гибели, смертельной
усталости: Я пьян давно. Мне все равно. Вон счастие мое - на тройке В
сребристый дым унесено... "Страшный мир" не только вокруг, он и в
душе лирического героя.

Но поэт найдет
в себе силы, чтобы прийти к пониманию своего пути в жизни. Об этом его поэма
"Соловьиный сад". Как жить? Куда идти? "Наказанье ли ждет или
награда?" Вот вопросы, которые пытается решить для себя лирический герой
поэмы. Образ соловьиного сада - это тот мир красоты, добра, счастья, который
сохранил в своей душе А.Блок. Но лирический герой покидает этот мир
безоблачного счастья. Так тема дома переходит в тему бегства из дома. В
соловьиный сад проникают звуки окружающего мира: Заглушить рокотание моря
Соловьиная песнь не вольна! Лирический герой бежит из этого мира, потому что
душа не может не слышать, а совесть не даст возможность обрести счастье вдвоем.
И поэт вновь возвращается в жизнь, полную труда, лишений, обездоленности: Я
вступаю на берег пустынный, Где остался мой дом и осел. Но лирический герой уже
не находит своего дома, навсегда утеряно то, чем он жил прежде. Счастья нет
там, в соловьином саду, но его нет и здесь. И поэт испытывает мучительную
трагедию раздвоения: раздвоены разум и душа, ум и сердце. А вместе с этим
приходит и осознание невозможности счастья в этом мире.

Но за этим
скрыта глубокая авторская мысль: выбор сделан правильно, так как герой принес
себя в жертву долгу. А по мнению Блока, жертва во имя жизни - это священная
жертва. И поэт не жалеет того, что он сделал. Наверное, поэтому и финал жизни
самого Александра Блока будет трагичным, так как он, как и его лирический
герой, принесет себя в священную жертву во имя новой жизни и новой России.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.