Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Души "мертвые и живые" в поэме Н.В.Гоголя

ДУШИ
"МЕРТВЫЕ И ЖИВЫЕ" В ПОЭМЕ Н.В.ГОГОЛЯ.

Объясняя
замысел "Мертвых душ", Гоголь писал, что образы поэмы _"ничуть
не портреты с ничтожных людей, напротив в них собраны черты тех, которые
считают себя лучше других".

"Мертвые
души" _ это представители господствовавших в то времяобщественных слоев.
Поэма построена как похождение "приобретателя" Чичикова, покупающего
мертвые фактически, но живые юридически,т.е. не вычеркнутые из ревизских списков,
души.

Центральное
место в первом томе занимают пять "портретных" глав (со второй по
шестую). Эти главы, построенные по одинаковому плану,показывают, как на почве
крепостничества складывались разные типы крепостников и как крепостное право в
20-30-х годах XIX века, в связи с ростом капиталистических сил, приводило
помещичий класс к экономическому упадку. Гоголь дает эти главы В определенном
порядке. Бесхозяйственного помещика Манилова (2 глава) сменяет мелочная
Коробочка (3 глава), безалаберного прожигателя жизни Ноздрева (4 глава) _
прижимистый Собакевич (5 глава). Завершает эту галерею помещиков Плюшкин _
скряга, доведший свое имение и крестьян до полного разорения.

С большой
выразительностью в "портретных" главах дана картина упадка
помещичьего класса. От праздного мечтателя, живущего в миресвоих грез,
Манилова, к "дубинноголовой" Коробочке, от нее _ к бесшабашному моту,
вралю и шулеру Ноздреву, далее _ к оскотинившемуся кулаку _ "прорехе на
человечестве" _ Плюшкин уведет нас Гоголь, показывая все большее моральное
падение и разложение представителей помещичьего мира.

Поэма
превращается в гениальное обличение крепостничества, того класса, который
является вершителем судеб государства. Галерея портретов помещиков открывается
образом Манилова. "На взгляд он был человек видный; черты лица его не были
лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано
сахару; в приемах оборотах его было что-то заискивающее расположения и
знакомства.

Он улыбался
заманчиво, был белокур, с голубыми глазами". Раньше он "служил в
армии, где считался скромнейшим, деликатнейшим и образованнейшим
офицером". Живя в поместье, он "иногда приезжает  город... чтобы увидеться с образованнейшими
людьми".

На фоне
обитателей города и поместий он кажется "весьма обходительным и учтивым
помещиком", на котором лежит какой-то отпечаток
"полупросвещенной" среды. Однако, раскрывая внутренний облик
Манилова, его характер, рассказывая о его отношении к хозяйству и
времяпровождении, рисуя прием Маниловым Чичикова,Гоголь показывает полнейшую
пустоту и никчемность этого"существователя".

Писатель
подчеркивает в характере Манилова его никчемность и слащавую, бессмысленную
мечтательность. У Манилова не было никаких живых интересов. Он не занимался
хозяйством, передоверив его приказчику. Он даже не знал, умирали ли у него
крестьяне со времени последней ревизии. Вместо тенистого сада, обычно
окружавшего барский дом, у Манилова "только пять-шесть берез..."
жидкими вершинами.

Свою жизнь
Манилов проводит в праздности. Он отошел от всякого труда, даже не читает
ничего: два года в его кабинете лежит книга,заложенная все на той же 14-ой
странице. Свое безделье Манилов скрашивает беспочвенными мечтами и
бессмысленными "прожектами"(проектами), вроде постройки подземного
хода дома, каменного моста через пруд.

Вместо
настоящего чувства_у Манилова "приятная улыбка", вместо мысли _
какие-то бессвязные, глупые рассуждения, вместо деятельности _ пустые мечты.

Другим
представителем "мертвых душ" в поэме мы назовем Плюшкина.

Это
"прореха на человечестве". Все человеческое умерло в нем, в полном
смысле это мертвая душа. К такому выводу ведет нас Гоголь,развивая и углубляя
тему духовной гибели человека.

Деревенские
избы села Плюшкина имеют вид "особенной ветхости",барский дом
выглядит "инвалидом", бревенчатая мостовая пришла негодность. А каков
хозяин? На фоне жалкой деревушки перед Чичиковым предстала странная фигура: не
то мужик, не то баба, в "неопределенном платье, похожем на женский
капот", таком рваном,  замасленном
и заношенном, что "если бы Чичиков встретил его, такпринаряженного,
где-нибудь у церковных дверей, то, вероятно, дал бы ему медный грош".

Но не нищий
стоял перед Чичиковым, а богатый помещик, владелецтысячи душ, у которого
кладовые, амбары и сушильни полны быливсякого добра. Однако все это добро
гнило, портилось, превращалось в труху. Отношения Плюшкина к покупщикам, его
хождения по селу за сбором всякой дряни, знаменитые кучи хлама на его столе и
на бюро выразительно говорят о том, как скряжничество приводит Плюшкина к
бессмысленному накопительству, приносящему его хозяйству одно разорение. Все
пришло в полный упадок, крестьяне "мрут, как мухи",десятками числятся
в бегах. Бессмысленная скупость, царящая в душе Плюшкина, порождает в нем
подозрительность к людям, недоверие и враждебность ко всему окружающему,
жестокость и несправедливость по отношению к крепостным.

У Плюшкина нет
никаких человеческих чувств, даже отцовских. Вещидля него дороже людей, в
которых он видит только мошенников и воров.

"И до
такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!"_ восклицает
Гоголь.

Вся галерея
образов, данная в первом томе "Мертвых душ", убедительно раскрывает
внутреннее убожество и косный, затхлый вид крепостников-душевладельцев. Герои
Гоголя _ не Онегины иПечорины, а то поместное дворянство, которое представлено
на балу у Лариных.

"Мертвым
душам" поэмы противопоставлены "живые" _ народ талантливый,
трудолюбивый, многострадальный.

С глубоким
чувством патриота и верой в великое будущее своего народапишет о нем Гоголь. Он
видел бесправие крестьянства, его приниженное положение и то отупение и
одичание, которые явились результатом крепостного права. Таковы дядя Митяй и
дядя Миняй, крепостная девочка Пелагея, не отличавшая, где право, а где лево
,плюшкинские Прошка и Мавра, забитые до крайности.

Но и в этой
социальной подавленности Гоголь видел живую душу "бойкого народа" и
расторопность ярославского мужика. Он с восхищением и любовью говорит о
способности народа, смелости и удали, выносливости и жажде свободы.

Крепостной
богатырь, плотник Пробка "в гвардию годился бы". Он и сходил с
топором за поясом и сапогами на плечах все губернии.

Каретник Михей
создавал экипажи необыкновенной прочности икрасоты. Печник Милушкин мог
поставить печь в любом доме.

Талантливый
сапожник Максим Телятников _ "что шилом кольнет, тои сапоги, что сапоги,
то и спасибо". А Еремей Сорокоплехин "одногооброку приносил по
пятьсот рублей!".

Вот беглый
крепостной Плюшкина Абакум Фыров. Не вьщержала егодуша гнета неволи, потянуло
его на широкий волжский простор, он "гуляет шумно и весело на хлебной
пристани, подрядившись скупцами".

Но нелегко ему
ходить с бурлаками, "таща лямку под одну бесконечную, как Русь,
песню". В песнях бурлаков Гоголь слышал выражение тоски и стремление
народа к другой жизни, к прекрасному будущему.

Горячая вера в
скрытые до времени, но необъятные силы всего народа, дюбовь к родине, позволили
Гоголю гениально предвидеть ее великое будущее.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://sochinenia1.narod.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.