Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Народный мир в движении (часть «Последыш»)

Народный мир
в движении (часть «Последыш»)

В
"Последыше" мужики деревни Большие Вахлаки разыгрывают после реформы
"камедь" подчинения выжившему из ума князю Утятину, соблазнившись
посулами его наследников-сыновей. Некрасов создает сатирический образ тех
полукрепостнических отношений, которые установились между помещиками и
крестьянами после реформы 1861 года, когда крестьянство на многие десятки лет
осталось в фактической зависимости от господ. В начале "Последыша"
вновь звучит сквозная в эпопее тема народного богатырства:

"Прокосы
широчайшие! -

Сказал Пахом
Онисимыч.-

Здесь богатырь
народ!"

Смеются братья
Губины:

Давно они
заметили

Высокого
крестьянина

Со жбаном - на
стогу;

Он пил, а баба
с вилами,

Задравши кверху
голову,

Глядела на
него.

Так создается
почти скульптурный памятник, олицетворяющий неистощимую силу и мощь
крестьянского мира. Но в резком контрасте с этим мажорным вступлением
оказывается поведение мужиков, играющих шутовскую роль добровольных рабов перед
напоминающим Лихо Одноглазое, выморочным князем Утятиным.

Вначале эта
"камедь", эта фальшивая игра в покорность вызывает улыбку читателя.
Тут есть и артисты вроде мнимого бурмистра Клима Лавина, с каким-то упоением входящего
в назначенную ему миром роль:

"Отцы!"
- сказал Клим Яковлич

С каким-то
визгом в голосе,

Как будто вся
утроба в нем

При мысли о
помещиках

Заликовала
вдруг...

Но чем долее
продолжается игра, тем чаще в ней проскальзывают черты правдоподобия. Возникает
сомнение: игра ли это? Уж слишком похожа она на правду. Сомнение подтверждается
не только словами Пахома: "не только над помещиком, привычка над
крестьянином сильна",- но и реальными поступками вахлаков. Вот мужики идут
посмотреть на комедию, которая будет разыграна с приездом князя Утятина, но
встают "почтительно поодаль от господ". Вот Клим входит в раж и
произносит очередную верноподданническую речь, но у дворового вместо смеха
"слезы катятся по старому лицу". А рядом с этими непроизвольными
проявлениями холопства встает холопство Ипата уже по призванию и убеждению. Да
и самый главный шут Клим Лавин в минуту откровения говорит:

Эх, Влас Ильич!
где враки-то?

Не в их руках
мы, что ль?..

Временами
комедия превращается в жестокую, трагическую игру, убийственно действуя на
Агапа Петрова - человека с проснувшимся и еще не окрепшим чувством собственного
достоинства. И если сперва вахлакам кажется, что они потешаются над помещиком,
то вскоре выясняется, что в действительности они унижают самих себя. Неспроста говорит
мудрый Влас разыгравшемуся шуту Климке Лавину:

Бахвалься! А
давно ли мы,

Не мы одни -
вся вотчина...

(Да... все
крестьянство русское!)

Не в шутку, не
за денежки.

Не три-четыре
месяца,

А целый век...
Да что уж тут!

Куда уж нам
бахвалиться,

Недаром Вахлаки!

Против мужиков
оборачивается их наивная вера в сыновей князя Утятина, "гвардейцев
черноусых", посуливших за вахлацкую комедию поемные луга. Умирает
"последыш",

А за луга
поемные

Наследники с
крестьянами

Тягаются
доднесь...

Внешне
"Пир - на весь мир" является продолжением "Последыша":
вахлаки после смерти князя Утятина справляют "поминки по крепям". Но
по существу в "Пире" изображается принципиально иное состояние мира.
Это уже проснувшаяся и разом заговорившая народная Русь. В праздничный пир
духовного пробуждения вовлекаются новые и новые герои: весь народ поет песни
освобождения, вершит суд над прошлым, оценивает настоящее и начинает
задумываться о будущем. Далеко не однозначны эти песни на всенародной сходке.
Иногда они контрастны по отношению друг к другу, как, например, рассказ
"Про холопа примерного - Якова верного" и легенда "О двух
великих грешниках". Яков мстит барину за все издевательства по-холопски,
совершая самоубийство у него на глазах. Разбойник Кудеяр в праведном гневе
убивает народного врага пана Глуховского. Причем после этого убийства рухнуло
громадное дерево, которое Кудеяр по обету, во имя искупления грехов, начал
подтачивать ножом. И трудиться бы ему до скончания века, если бы вонзившийся в
сердце пана Глуховского нож не сбросил с разбойника вместе с упавшим деревом
"бремя грехов". Так высшая народная нравственность, освященная
авторитетом религиозной веры, оправдывает праведный гнев против угнетателей и
даже насилие над ними.

И как бы в
ответ на этот рост народного самосознания из разноречивого хора крестьянских
голосов, поднимаясь над ними, начинают звучать песни Гриши Добросклонова,
русского интеллигента, знающего о том, что счастье народное может быть
достигнуто лишь в результате всенародной борьбы за "непоротую губернию,
непотрошеную волость, избытково село", которые ищут теперь забывшие давно
о первоначальной цели путешествия, духовно выросшие странники.

Рать подымается
-

Неисчислимая,

Сила в ней
скажется

Несокрушимая!
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.