Реферат по предмету "Литература и русский язык"


"Все величие в романе отдано ей..."(образ Сони Мармеладовой)

"Все
величие в романе отдано ей..."(образ Сони Мармеладовой)
План.

Две идеи – бунт и смирение.

Путь Сони Мармеладовой

Причины выбора автором фамилии и имени Сони Мармеладовой

Вера

Надежда

Любовь

Соня Мармеладова для Достоевского – это то же самое, что для Пушкина
Татьяна Ларина. Любовь автора к своей героине мы видим повсюду. Мы видим, как
он восхищается ею, боготоворит и где-то даже ограждает от несчастий, как ни
странно это звучит. Соня – это символ, божественный идеал, жертва во имя
спасения человечества. Она как путеводная нить, как нравственный образец,
несмотря на ее занятие. Соня Мармеладова – антагонист Раскольникова. И если
разделять героев на положительных и отрицательных, то Раскольников будет где-то
посередине, а Соня в самом центре чаши весов праведных дел. В своей записной книжке
Достоевский как-то отметил: "Две великие идеи - бунта и смирения, обе
требуют подвига". Бунт или смирение (символически - топор или крест) -
основная мировоззренческая проблема писателя и его героев.

В
романе "Преступление и наказание" бунт выбрал Раскольников, смирение
- Соня Мармеладова. Но каково содержание и бунта, и смирения - тема
многочисленных споров, продолжающихся и по настоящее время.

Смирение Сони Мармеладовой – это смирение в чистом виде, как искусство ради
искусства. Это смирение не ищет причин и следствий, не задается глобальными
вопросами, оно просто есть, это смирение, существует как аксиома, как
непреложная истина, как всеобщий мировой закон. Предлагая Раскольникову
поцеловать землю, она не только приобщает его к этому смирению, но и
показывает, что именно это путь к очищению.

Не стоит думать, что Соня Мармеладова слаба душой, ибо не смогла
сопротивляться внешним обстоятельствам. Она очень сильная личность, и может
быть, именно потому, что она так сильна, она смогла «пойти по желтому билету»,
пожертвовать собой ради других, а не броситься с моста в реку, как предлагает
Раскольников: «Да
скажи же мне наконец, - проговорил он, почти в исступлении, - как этакой позор
и такая низость в тебе рядом с другими противоположными и святыми чувствами
совмещаются? Ведь справедливее, тысячу раз справедливее и разумнее было бы
прямо головой в воду и разом покончить!» Смирение не педполагает самоубийства. И это
лишний раз показывает нам всю силу характера Сони Мармеладовой. И хоть они и на
разных чашах весов с Раскольниковым, все же эти чаши уравновешены, так как по
силе характера они равны.

Интересно проследить и причины выбора автором фамилии и имени Сони
Мармеладовой. Вообще, София, Софья – это одно из любимейших имен Достоевского.
Имя это означает “мудрость”,
“разумность”, “наука”. И, действительно, в душе Сони Мармеладовой заключена
такая неизбывная мудрость, такое величие, как и в Библии, в древнейшей книге,
известной человечеству. И кажется, что образ Сони Мармеладовой – это
патриархальный образ всех женщин, матерей, сестер, монахинь, воительниц.
Фамилия Мармеладова тоже может нам о много рассказать. Это и ирония, связанная
со «сладкой» жизнью семьи Мармеладовых, и сон в котором как бы все время
пребывает Соня, оставаясь чистой духовно и запятнанной в обществе. Софья – это
еще и библейское имя матери трех мучениц Веры, Наежды и Любви. И именно Соня
Мармеладова аккумулирует в себе веру, надежду и любовь. Посмотрим, как
развивается это в романе.

Вера – это основная составляющая жизни Сони. Без веры она слаба и
беспомощна, вместе с нею – она сильна и мужественна. Именно из уст Сони мы
слышим притчу о Лазаре, именно вера Сони Мармеладовой спасает Раскольникова.
Ибо в Сонечке так много этой веры, что она распространяется на всех: «- А тебе бог что за это делает? -
спросил он, выпытывая дальше. Соня долго молчала, как бы не могла отвечать.
Слабенькая грудь ее вся колыхалась от волнения. - Молчите! Не спрашивайте! Вы
не стоите!.. - вскрикнула она вдруг, строго и гневно смотря на него». Соня не может защитить себя, а вот
свою веру она готова защищать до последнего вздоха, и если надо пойдет за нее
на костер. Наверное такими как Соня Мармеладова были первые христианские
мученики, умиравшие за веру. И Соня тоже мученица, ибо она приносит себя в
жертву на алтарь своей семьи и других людей, но жертва эта не оценена никем из
них. Слова Мармеладова, вымаливание прощения на коленях Катериной Ивановной –
это внешние проявления принятия этой жертвы. Но всю боль и прелесть ее могли
осознать только Раскольников и господин Свидригайлов, который с Раскольниковым
«одного поля ягоды». Эту жертву могут оценить люди, которые также переступили
через себя, пережили внутренний слом. Соня знает, как это тяжело, поэтому
первые ее слова, после признания Раскольникова в убийстве, это: «Что вы, что вы это над собой
сделали!» Именно над собой, потому что Раскольников совершил прежде всего духовное
самоубийство, а это, по мнению Сони, самый худший из грехов.

Но там где живет вера, там живет и надежда, неразлучная сестра ее. Надежда
эта тоже всепоглощающа и величественна, ибо это надежда на грани веры. Соня
верит, что Раскольников раскается, Соня верит, что Екатерина Ивановна хорошая,
верит, что Полечка не пойдет по тому же самому пути, что и она. И еще Соня
надеется и знает, что за муки и страдания на этом свете, обязательно воздаться
в следующей жизни, хотя может быть этой будущей жизни вовсе нет, но где-то в
глубине души Соня надеется, что и она вместе с Лизаветой «Бога узрит». И ее
надежда оправдывается в конце, когда она понимает, что Раскольников любит ее: «Как это случилось, он и сам не
знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам. Он
плакал и обнимал ее колени. В первое мгновение она ужасно испугалась, и все
лицо ее помертвело. Она вскочила с места и, задрожав, смотрела на него. Но
тотчас же, в тот же миг она все поняла. В глазах ее засветилось бесконечное
счастье; она поняла, и для нее уже не было сомнения, что он любит, бесконечно
любит ее и что настала же, наконец, эта минута...»

Про любовь разговор особый. Соня Мармеладова – это, вообще, синоним любви.
Когда мы просто слышим упоминание ее имени, сразу же на ум приходит одно слово
– любовь. Автор дает нам пример всеобъемлющей, всепрощающей любви, которую
испытывает Соня Мармеладова. Любовь эта не завистлива, не требует ничего
взамен, она даже какая-то невысказанная, ведь Соня никогда не говорит о ней.
Она переполняет все ее существо, но никогда не выходит наружу в виде слов, только
в виде поступков. Это безмолвная любовь и от этого она еще прекрасней. Даже
отчаявшийся горемыка Мармеладов преклоняется перед нею, даже сумасшедшая
Катерина Ивановна падает перед ней ниц, даже вечный развратник Свидригайлов
уважает Соню за это. Не говоря уже о Раскольникове, которого эта любовь спасла
и исцелила. Соня Мармеладова видится нам как высшее существо, сочетающее в себе
только эту любовь вкупе с верой и надеждой. Она как праматерь всего
человечества, когда люди еще были чистыми и светлыми и были равны Богу. Поэтому
святых и называют равноапостольными. И мы все, читатели, испытываем чувство
трепета, читая страницы романа, посвященные Соне Мармеладовой, точно также как
она испытывала трепет, читая о Лазаре: «Она приближалась к слову о величайшем и неслыханном чуде, и
чувство великого торжества охватило ее. Голос ее стал звонок, как металл;
торжество и радость звучали в нем и крепили его. Строчки мешались перед ней,
потому что в глазах темнело, но она знала наизусть, что читала. При последнем стихе:
"не мог ли сей, отверзший очи слепому..." - она, понизив голос,
горячо и страстно передала сомнение, укор и хулу неверующих, слепых иудеев,
которые сейчас, через минуту, как громом пораженные, падут, зарыдают и
уверуют... "И он, он - тоже ослепленный и неверующий, - он тоже сейчас
услышит, он тоже уверует, да, да! сейчас же, теперь же", - мечталось ей, и
она дрожала от радостного ожидания.» Вот так и мы дрожали от радостного ожидания,
когда, наконец, на Соню снизошло величайшее чудо, которое только может случится
на этом свете – ее полюбили, и она возродилась к жизни как Лазарь.
Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.easyschool.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Плавание
Реферат Уголовная ответственность несовершеннолетних 2 Эволюция уголовной
Реферат Ипотечное кредитование и его развитие в Республике Казахстан
Реферат Программное обеспечение удалённого доступа к технической документации
Реферат Західна практика регулювання відносин між працею і капіталом
Реферат Культура Московской Руси XIII-XVII
Реферат Прогнозная эффективность энергетики: хозяйственно-философские и социальные аспекты
Реферат Бюджетная система Республики Беларусь
Реферат Titian Essay Research Paper TitianNo one knows
Реферат Крещение Руси. Роль православия в развитии древнерусского государства
Реферат Стратегическое планирование как функция менеджмента
Реферат Germany 2 Essay Research Paper The formation
Реферат Ямская повинность
Реферат Александр II Николаевич
Реферат Пути повышения эффективности использования оборотных средств предприятия на примере МО УП Столбцовский