Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Роль портретной характеристики героев в романе Л. Н. Толстого "Война и мир"

Роль
портретной характеристики героев в романе Л. Н. Толстого "Война и
мир"
Примерный
текст сочинения

Каждый
художественный образ, созданный писателем или поэтом, включает в себя
портретную характеристику героя. Она может быть подробной и детальной, как у
Тургенева и Гоголя, или краткой, лаконичной, как у Л. Н. Толстого. Знакомство с
героями "Войны и мира" начинается с описания их внешности, в которой
писатель акцентирует внимание на основных чертах их характера. Интересно, что в
портретах Андрея Болконского и Пьера Безухова Толстой очень бегло говорит об их
внешнем облике и подробно останавливается на описании выражения лиц героев,
подробно комментируя их. Он вскользь замечает, что князь Андрей был
"весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами".
Но на его лице было выражение скуки и недовольства, которое резко
контрастировало с оживленностью его маленькой жены. Не ограничиваясь этим,
писатель размышляет о том, что, по всей вероятности, все бывшие в гостиной ему
были не только знакомы, "но уже надоели ему так, что и смотреть на них и
слушать их ему было очень скучно". Такое авторское пояснение невольно
заставляет читателя задуматься о том, что этого молодого человека с красивой
аристократической внешностью тяготит и раздражает та жизнь, которую он ведет в
роскошных великосветских гостиных. Во всем его облике чувствуется стремление к
какому-то высшему идеалу, презрение к мелочной, ничтожной суете. Под внешней
сухостью и сдержанностью героя скрывается богатый мир чувств. К такому выводу
нас приводит автор замечанием, что, увидев Пьера Безухова, Андрей
"улыбнулся неожиданно доброю и приятною улыбкою", потому что Пьер был
единственным живым, естественным, умным и искренним человеком в гостиной.

Значит,
портретная характеристика Толстого не только оттеняет особенности характера
героя, но и помогает понять его отношение к окружающим людям. Эта неприязнь к
пустым, высокомерным посетителям салона А. П. Шерер и симпатия к другу
дополняются голосом, интонацией Болконского. "Сухо-неприятно"
обратившись к Ипполиту, мешавшему ему пройти, князь Андрей ласково и нежно
попрощался с Пьером. Внешний облик Болконского меняется в зависимости от
обстановки. Присутствие рядом неприятных и неинтересных людей заставляет князя
Андрея натягивать на лицо бесстрастную непроницаемую маску, чтобы скрыть от
недоброжелательных и завистливых лиц свои истинные мысли и чувства.

Внешняя
характеристика героев у Толстого всегда тесно связана с их внутренним
состоянием. Так, автор отмечает, что Андрей Болконский, погрузившись в кипучую
деятельность штаба главнокомандующего, совершенно меняется. Особенно эта
перемена сказывается на выражении лица, походке. В нем теперь не было заметно
прежнего притворства, усталости и лени. Он производил впечатление человека,
нашедшего свое место в жизни, занятого интересным и полезным делом. После
совершенного подвига, тяжелого ранения и смерти жены князь Андрей впадает в
состояние тяжелейшей депрессии. И Пьера, приехавшего навестить его, поразила
происшедшая в нем перемена, его мертвый, потухший взгляд,
"сосредоточенность и убитость".

Портретная
характеристика Андрея Болконского подчеркивает его сдержанность в проявлении
чувств. Но всепоглощающая любовь к Наташе Ростовой преображает его внешний
облик, делает взгляд, обращенный к невесте, "бережно-нежным", а лицо
— "сияющим, восторженным и обновленным". Наташа и Пьер в отличие от
Андрея выражают свои чувства открыто и искренне.

Роль портрета в
характеристике Пьера очень велика. Внутренние перемены героя всегда отражаются
на его внешности. В начале романа Пьер Безухов — "массивный, толстый
молодой человек с стриженою головой", с "умным и вместе робким",
наблюдательным взглядом, отличавшим его от всех в этой гостиной. Незаконный сын
графа Безухова, обучавшийся за границей, впервые оказывается в кругу
великосветской петербургской элиты, испытывая робость и смущение перед этими
важными и значительными людьми. Но после женитьбы на Элен Курагиной мы видим
совсем другого Пьера, который уже не боится пропустить умные разговоры, а,
наоборот, глубоко презирает этих пустых и надменных людей. Лицо Пьера
"уныло и мрачно", ибо наступило прозрение, сознание своей
непоправимой ошибки. Только общение с простыми русскими людьми во время Бородинского
сражения и в плену возвращает Пьеру душевное спокойствие, которое снова меняет
его внешность. Толстой пишет о том, что взгляд Пьера никогда не имел прежде
такого твердого, спокойного и оживленного выражения. "Прежняя его
распущенность, выражавшаяся и во взгляде, заменилась теперь энергичною, готовою
на деятельность и отпор подобранностью". Значит, портретная характеристика
Пьера служит раскрытию его внутреннего мира, свидетельствует о становлении его
характера, в котором появляются несвойственные ему прежде решительность и воля.

Портретные
характеристики положительных героев Толстой дает в постоянном движении,
эволюции. Динамика развития характера Наташи раскрывается в описании ее
внешности, в которой автор подчеркивает живость, стремительность, эмоциональность
и одаренность. "Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая
девочка", вбежавшая в гостиную, полна внешнего и внутреннего движения. По
мере того, как развивается героиня, меняется и ее портрет, но при каждом новом
описании автор акцентирует внимание на выражении ее лица, стремительности
движений, полноте кипучей жизни. Эти качества по-прежнему живы в Наташе,
ставшей зрелой женщиной, матерью семейства. С той же страстью, с какой прежде
отдавалась пению, танцам, любви, Наташа погружается в мир семейных радостей,
находя в заботе о муже и детях свое вечное женское призвание.

В портретной
характеристике другой положительной героини Толстого, Марье Волконской, автор
часто упоминает о "лучистых глазах", которые в минуты сильного
душевного подъема делают некрасивое лицо княжны прекрасным.

Таким образом,
в романе Толстого "Война и мир" роль портретной характеристики героев
велика и многообразна. Она помогает раскрытию их характеров, подчеркивая
определяющие черты их натуры, позволяет проследить эволюцию их внутреннего
мира. Точность и лаконизм толстовских портретных характеристик делает его
героев яркими и запоминающимися, они остаются в памяти читателей на всю жизнь.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.kostyor.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Древняя Греция колыбель европейской культуры
Реферат Chopin Essay Research Paper Chopin Chopin was
Реферат Формирование физической активности детей и подростков как социально-педагогическая проблема
Реферат Древний Египет 6
Реферат Древний Египет. Фараон Эхнатон
Реферат Дягилев Великий вождь авангарда
Реферат Древнегреческие храмы 2
Реферат Европейские университеты исторические традиции и современность
Реферат Дыхательная система человека 4
Реферат В чём трагедия Ларисы Огудаловой по пьесе А.Н. Островского Бесприданница
Реферат Назви художніх і публіцистичних творів структурно-семантичні та функціонально-стилістичні особл
Реферат Древнерусское искусство 2
Реферат Древнегреческий театр в период своего расцвета
Реферат Древние Японские искусство и культура
Реферат Каков смысл названия поэмы А А Блока Двенадцать