Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Человек в истекающем кровью мире

Человек в истекающем кровью мире
Человек и мир, человек и история, человек и общество. Подобные проблемы имели место как в произведениях писателей XIX века, так и в произведениях писателей XX века. Обратимся к произведениям двадцатого столетия, на которые в значительной степени повлияли мировая война, гражданская война, революция. Достаточно привести один факт. Так, революция, которая, казалось бы, дала надежду на свободную жизнь, совершенно изменила людей: они оказались рабами этой системы. Именно к исследованию данной исторической проблемы обратились М.А. Булгаков и Б.Л. Пастернак.
Роман «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова повествует о своем времени и о людях, и потому он стал своеобразным уникальным документом той эпохи. Примечателен тот факт, что произведение создавалось писателем свыше десятилетия, впрочем, как и роман Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго». Действие романа «Мастер и Маргарита» происходит с промежутком почти в две тысячи лет. Центральным героем является Мастер, который создал роман о Христе и Пилате. Этот роман в романе как бы фокусирует в себе противоречия, которые обязаны решать последующие поколения людей, каждая мыслящая и страдающая личность.
Прототипом Мастера является сам писатель, который испытывал давление со стороны общества и ощущал творческую несвободу. Через весь роман писатель пронес мысль о том, что человек всегда сам может выбрать свой путь: может покориться обстоятельствам, а может и бороться с ними. Ответственность за все совершенные поступки в таком случае будет тяжким бременем лежать на самом человеке, и человек обязательно заплатит за свои поступки если не головой, то своей последующей жизнью. В романе Мастер не смог одержать победу, но писатель сделал его победителем. Герой струсил, выбрал малодушный и более легкий путь: он просто убежал от трудностей, уйдя в сумасшедший дом, кроме того, Мастер сжег свой роман, написать который уже было смелостью. Ошибка Мастера заключалась в том, что он не смог бороться против кесарей, против власти, которая подавляла творчество, не принимала действительно значимое, избегала новшеств и инициатив. Поэтому герою дарован покой. Действительно, конфликт властей и Мастера был неизбежен, но важна была борьба за правду. М.А. Булгаков красной нитью через весь роман проводит мысль о том, что все же наступит время высшей справедливости, когда каждому по его вере воздастся.
Другим примером является роман Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго». Произведение создавалось в послевоенные годы. На его страницах запечатлена жизненная история сравнительно небольшого круга лиц, нескольких семей, соединенных отношениями родства, личной близости. Их судьбы оказываются прямо связаны с разворотом исторических событий. Основной вопрос, вокруг которого вращается жизнь героев, – отношение к революции.
История доктора Живаго и его близких – это история людей, чья жизнь сначала выбита из колеи, а затем разрушена стихией революции. Казалось бы, все прекрасно: семья, любимая работа, – но война не проходит мимо дома Живаго. Лишения и разруха октябрьских лет гонят семьи Живаго и Громеко из обжитого московского дома через всю европейскую Россию на Урал искать убежище. Самого Юрия захватывают красные партизаны, и, навсегда разлученный ими с женой и детьми, он вынужден против своей воли участвовать в вооруженной борьбе. Юрий Живаго, познав всю жестокость войны, сравнивает жизнь прошлую и жизнь настоящую: «Таким новым была война, её кровь и ужасы, её бездонность и одиночие... Таким новым была революция их войны родившаяся, кровавая, ни с чем не считающаяся, солдатская революция, направляемая знатоками этой стихии, большевиками». Герой в это период особенно отчетливо осознает свое место в мире. Взгляд Бориса Пастернака на этот же вопрос выражен в словах самого доктора Живаго: «Человек рождается жить, а не готовиться к жизни». Становится понятным, что нормальная жизнь «в истекающем кровью мире» невозможна. Примечательно, что главный герой не примыкает ник белым, ни к красным – он просто мечтает о мире, спокойствии и счастье.
Таким образом, для писателя было важно изобразить не столько саму жизнь героя, сколько выразить его отношение к революции. Опыт Живаго передает отношение опыт самого Пастернака, его отношения с созданной Октябрем действительностью.
На примере рассмотренных произведений известных писателей становится ясным, что герои жили во время насилия, жестокости, недоверия и непонимания, что ценность человеческой жизни измерялась не нравственными категориями. Отсюда судьбы булгаковских и пастернаковских героев по-своему трагичны. Заслуга же писателей, создавших данные произведения, состоит в том, что они смело выразили свою гражданскую позицию к истории и создали уникальных героев, воспринявших их взгляды на действительность.
«Нет магии сильней, чем магия слов»
Ежедневно каждый человек вступает в общение с другими людьми, тем самым несёт какую-либо информацию посредством слов. Зачастую он не задумывается над тем, какая невидимая сила заключена в его словах. Магия слов... Какая бездна смысла поистине заключена в словах французского писателя А.Франса. Это и поэтическое волшебство, и афористичность языка, и слова, запавшие глубоко в душу в какие-либо жизненные моменты.
О влияния слог на жизнь общества и жизнь человека заметил в своё время учёный Д.С. Лихачёв, который особо подчеркнул тот факт, что «слово связано с любыми формами бытия», в том числе с культурой, творчеством. Следует заметить, что умением управлять магией слов наделён не каждый.
Исключительной магией слов были наделены поэты и писатели. К числу великих гениев по праву следует отнести родоначальника русской поэзии
А.С. Пушкина, которого известный критик В.Г. Белинский справедливо назвал «солнцем русской поэзии». Мы не знакомимся с Пушенным, мы входим в него –-в мир, где давно ждут тебя, не удивляются тебе, а угадывают тебя и встречают. Разве ты можешь оказаться один на один с Пушкиным в мире сказок, былин, в мире любви, дружбы, в мире подвигов и непокоя? То тоскующий, как ветер пустыни, то пронзительный и упрямый, то как вздох богатырский, Пушкин идет, движется, заполняет огромную и мудрую душу земли. Пушкин – в роднике звенящем, в ливне, сверкающем над холмами. Пушкин – Родина. Пушкин – жизнь. Не могу объяснить это: виднеется ли недалеко молодая дубрава, собираются ли в вышине тучи, поёт ли трепетный жаворонок радом – всюду чудится Пушкин, чудятся жизнь, сильная и знакомая. И является образ воли, образ поэта:
Тоскует он в забавах мира,
Людской чуждается молвы,
К ногам народного кумира
Не клонит гордой головы;
Бежит он, дикий и суровы,
И звуков и смятенья полн.
На берега пустынных волн,
В широкошумные дубравы...
Русская земля щедро наделила поэтическим даром и поэтов XX века. Ярким тому примером является талант С. Есенина. Перечитайте такие стихотворения, как «По-осеннему кычет сова...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Этой грусти теперь не рассыпать...», «Отговорила роща золотая...» и другие, и вы почувствуете всю неизъяснимую силу. Именно неизъяснимую. Ни понять, ни объяснить её, кажется, невозможно. Все слова доступны, даже слишком просты, а сцепления их, переливы и взаимные отражения образов, целостный контекст лирической массы излучают тот свет, который и составляет не переводимую ни на какой другой язык «тайнописную» суть лирики – лишь небольшой кусочек жизни, и непонятно, как этот скудельный сосуд радостей и болей, эта бесконечно малая величина в масштабе вселенной может рождать ощущение непреходящей сущности бытия, а вместе с этим и ценности человеческой жизни.
Оказывается, отдельный человек, его хрупкая малая личность может стать огромной величиной в искусстве, превратиться в культурную эпоху, в её смысл и контекст, в её будущее. На память при ходят удивительные строки известного поэта В. Шефнера:
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Мудрые поэты и писатели вели за собой читателя, побуждая его к раздумьям о цене человеческой жизни и месте в ней. Их магия слов была своеобразной путеводной звездой для читателя.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Статистические методы изучения потребления населением товаров и услуг 3
Реферат Англо-американская правовая система
Реферат Сырье в промышленности. Металлорезание
Реферат Неорелігії
Реферат Общая физическая подготовка
Реферат Дискурс-модель харизматического лидера
Реферат «Зарплатные налоги». Считаем по-новому
Реферат Текст как объект исследования
Реферат Види народно-ужиткового мистецтва
Реферат Современные технологии ремонта оборудования производства на базе аутсорсинга
Реферат Финансовая деятельность предприятия 2 Особенности финансово-хозяйственной
Реферат Совершенствование производства труб из полиэтилена низкого давления путем применения суперконцентратов
Реферат Edi Electronic Data Interchange Essay Research Paper
Реферат Теоретические аспекты оптимизации структуры акционерного капитала. Выбор критерия оптимизации
Реферат Сертификация по требованиям стандарта ISO 14001