Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Автор и герой в автобиографических романах И. Бунина "Жизнь Арсеньева" И М. Осоргина "Времена"

Автор
и герой в автобиографических романах И. Бунина "Жизнь Арсеньева" И М.
Осоргина "Времена"

Соловьева А.В.

"Жизнь Арсеньева" (1930-1939, 1952) И.А.Бунина
и "Времена" (1938, 1955) М.А.Осоргина - по праву считающиеся одними из
вершинных творений в литературе русского Зарубежья, этапные, во многом итоговые
для обоих писателей произведения - не принадлежат к числу "забытых" и
малоисследованных художественных феноменов, а, напротив, уже длительное время привлекают
к себе самое пристальное внимание многих литературоведов.

Однако правомерным, думается, было бы обращение к этим
романам, одножанровым и тематически близким, с точки зрения анализа авторского сознания,
его особенностей, специфики его проявления, поскольку, с одной стороны, всеми исследователями
признается предельная активизация авторской личности в прозе И.Бунина и М.Осоргина,
с другой - эта проблема не становилась предметом специального рассмотрения в сопоставительнотипологическом
пла-не. В литературоведении традиционно понимают под "автором" носителя
определенного взгляда на действительность, выражением которого является все произведение,
из чего следует вывод, что присутствие автора в тексте не прямое, а опосредовано
его субъектными и внесубъектными формами. По Б.О.Корману, предложившему поэтапную
методику изучения авторского сознания, "субъектная организация произведения
есть соотнесенность всех отрывков текста… с используемыми в нем субъектами"
[1]. В романах "Жизнь Арсеньева" и "Времена" авторское сознание
в своих субъектных формах воплощается на двух различных уровнях: 1) на уровне рассказчика
Алексея Арсеньева и персонифицированного, но не названного (подразумеваемого
alter ego самого Михаила Осоргина) рассказчика "Времен", вспоминающих
о событиях, участниками которых они были; 2) на уровне "автора бытийно-философского
типа" (термин А.Ю.Большаковой), осмысляющего конкретные реалии жизненного пути
с некоей абсолютной высоты, благодаря чему жизнь отдельного человека получает философское
измерение.

Рассказчик, в свою очередь, представлен как 1) автобиографический
герой и лирический герой; 2) субъект лирических переживаний и субъект повествования;
3) объект собственного восприятия и воображения, объект авторской рефлексии. В рамках
предлагаемой статьи рассматриваются две субъектные формы авторского самовыражения:
автобиографический и лирический герой. Традиционно образ рассказчика вводится в
повествование для создания самостоятельной, отдельной от автора позиции героя, для
дистанцирования автора от героя. Но рассказчик может быть как четко отделен от образа
автора, так и близок к нему, расширяясь почти до его пределов, являясь его творческим
самовыражением, его alter ego. Именно последнее характерно для "Жизни Арсеньева"
и "Времен", что позволяет говорить об авторе-рассказчике в романах, а
сами книги считать автобиографическими. Но в акте творчества свое, сугубо личное
претворяется во всеобщее, общечеловеческое. Автобиографический герой в такой же
степени сотворен, как и любой другой образ, также является своего рода "творческим
построением" (Л.Я.Гинзбург).

Жизненный материал, положенный в основу, неизбежно подвергается
писателями отбору, обработке и трансформации в соответствие с авторской концепцией
и идеей. Собственная жизнь, биография, внутренний мир, которые во многом служат
для И.Бунина и М.Осоргина исходным материалом, сочетаются с вымыслом, обобщением
и типизацией. В результате автор-рассказчик выступает в первую очередь как художественный
образ, который похож и одновременно не похож на реального биографического автора.
"Равенство" же концепированного автора и героя-рассказчика в конечном
итоге сводится не к биографи-ческим, историческим и конкретно-бытовым реалиям, которые
могут то "совпадать", то разниться с имевши-ми место событиями, а к сходным
духовным процес-сам и душевным переживаниям (ощущение гармонии детства, муки взросления,
первые влюбленности, ис-кушение творчества, испытание катастрофой, постиг-шей Россию,
утрата родины, боль и горечь изгнания).

Концепированный автор и рассказчик в определенной степени
тождественны и функциональны: функции творца-демиурга передаются рассказчику, структури-рование
повествования и вся система оценок диктуют-ся его волей. Однако при всем при этом
рассказчик на-ходится и действует в том же мире, что и остальные персонажи, тогда
как автор, хотя и воплощается в тек-стовой реальности, все же возвышается над ней,
стоит над героями. Вместе с тем автобиографичность в аспекте про-блемы автора как
особенность повествовательной структуры, носит в рассматриваемых книгах принци-пиально
разный характер и специфичное значение: 1) "Времена" можно считать романом-автобиографией,
автобиографическим произведени-ем. Воплощаясь в герое, автор не только не отрицает
этого воплощения, но делает его подчеркнуто явным для читателя. "В первой книге
обычно пишут о себе усиленно и стыдливо себя скрывая; это - пережитое. В дальнейших
автор выступает не в роли героя, а в каче-стве наблюдателя; совсем уйти из книги
он, конечно, не может, это и не нужно. В книгах последних, вкусив не-которой известности…,
почти каждый маститый писа-тель пишет о себе, и редко кому удается преодолеть страсть
к биографическому самоутверждению" [2], - писал М.Осоргин, прослеживая свою
творческую эво-люцию. Избранная повествовательная форма создает эффект сходства
вымышленной художественной дейст-вительности с реальной, придает изображаемым собы-тиям
печать достоверности, определяет прозрачную систему прототипов и позволяет автору
открыто вы-сказывать свои идеи и воззрения. Однако не случайно исследователи замечают:
"Достоверность, фактография, столь ценимые писате-лем при создании им его романов
и повестей, в жанре собственно мемуарной прозы почти полностью реду-цируются…"
И далее: "Осоргин создает воспоминания особого рода" [3]. Писатель сам
так определил собст-венную повествовательную манеру: "Нет гравюрной отчетливости,
скорее - прозрачные акварели.

Вероят-но, многое стерлось и спуталось в памяти, остались
не факты, а впечатления. Конечно, они мне очень дороги" [4]. Достоверность
и подлинность оказываются во мно-гом мнимыми, многие известные лица - сокрытыми
за инициалами или не названными вовсе, повествование в целом - "бедным"
фактическими подробностями и изображением значительных реальных событий, фик-сацией
конкретных дат. 2) "Жизнь Арсеньева" - роман с автобиографи-ческой основой,
произведение, построенное на "скры-той" автобиографичности. Сам И.Бунин
неодно-кратно отрицал автобиографическое начало своей кни-ги. В 1928 году, отвечая
критику парижской газеты "Дни", он писал: "Я вовсе не хочу, чтобы
мое произ-ведение (которое, дурно ли оно или хорошо, претенду-ет быть, по своему
замыслу и тону, произведением все-таки художественным) не только искажалось, то
есть называлось неподобающим ему именем автобиогра-фии, но и связывалось с моей
жизнью, то есть обсуж-далось не как "Жизнь Арсеньева", а как жизнь Буни-на".
Впрочем, он отмечал и другое: "Может быть, в "Жизни Арсеньева" и
впрямь есть много автобиогра-фического. Но говорить об этом никак не есть дело критики
художественной" (цит. по: [5], курсив И.А.Бунина). Для большинства же читателей,
а также специали-стов-исследователей автобиографичность произведе-ния не вызывала
сомнения. Своеобразие повествова-тельной структуры романа становится очевидным при
сопоставлении творческой истории некоторых расска-зов писателя и рукописи
"Жизни Арсеньева". Б.В.Аверин, сравнивая их, пишет, что, "работая
над рассказами, Бунин мог от варианта к варианту менять происходящие события, поступки
героев, их характеры. Подобные изменения в рукописи романа почти отсут-ствуют. Все,
что относится к воспоминаниям мальчика, юноши Алеши Арсеньева, ложится на бумагу
сразу и в дальнейшем не претерпевает значительных изменений" [6]. Повествование
словно подчиняется "ходу памяти".

Таким образом, М.Осоргин, хотя и пишет о себе и от своего
имени, все-таки становится (невольно стано-вится) "другим", во "Временах"
происходит подмена самого себя выдуманным (невольно выдуманным) персонажем при определенной
подлинности поведан-ных фактов, которые стали как бы вымышленными. И.Бунин в
"Жизни Арсеньева" пишет о самом себе, но пишет как о постороннем, через
"другого", наиболее полно раскрывает свою душевную жизнь, предельно выражает
самого себя. Показательна точка зрения В.В.Заманской, счи-тающей "Жизнь Арсеньева"
"экзистенциальной авто-биографией". Определяя механизм "перевода"
романа из статуса автобиографии-жизнеописания в статус эк-зистенциальной автобиографии,
она имеет в виду два сопоставительных ряда: 1) трилогия Л.Толстого, дило-гия С.Аксакова,
трилогия М.Горького, "Лето Господ-не" И.Шмелева; 2) "Слова"
Ж.-П.Сартра, "Котик Лета-ев" А.Белого, "Другие берега" В.Набокова.
Действи-тельно, на фоне первого ряда произведений обнаружи-ваются принципиальные
отличия книги И.Бунина. Ав-торы всех реалистических автобиографий стремятся показать
становление героя как личности, объективно передать связи человека с миром. Различаются,
как пишет исследователь, "только индивидуальные направ-ления и доминанты в
разработке этой концепции…" Иного плана - "Жизнь Арсеньева" И.Бунина,
где "…не столько мир человека создает, сколько он самоосуще-ствляется в мире
людей, объективируется в потенци-альных возможностях того "проекта", которым
пришел в жизнь. Он открывает мир, "замечает" его, принимает его в свое
сознание" [7]. Авторская стратегия определяется не достижением биографической
истины и объективным воссозданием истории жизни, не отражением эволюции героя, его
"воспитания чувств", постепенного вбирания им в се-бя многообразных жизненных
связей и отношений, а диктуется экзистенциальной концепцией бытия.

"Вре-мена" в этом контексте тяготеют ко второму
сопоста-вительному ряду. Для М.Осоргина также характерен отказ от традиционных сюжетных
ходов, свойственных реалистическим жизнеописаниям. Судьба героя иссле-дуется не
в рамках биографической истории жизни, а измеряется в экзистенциальных масштабах
жизни и смерти. В "Жизни Арсеньева" и "Временах" автобиогра-фическая
основа рождает импульс для всепоглощаю-щего авторского лиризма. Лирическое начало
стано-вится довлеющим и функционально значимым, а ли-рический герой воплощает вторую
ипостась рассказ-чика и концепированного автора. В сложном диалекти-ческом единстве
лирического и эпического начал ли-рика значительно преображает эпическое повествова-ние,
не отменяя его; формирует специфическую субъ-ектную структуру. Содержание категории
лирического, согласно Гегелю, "все субъективное, внутренний мир, размышляющая
и чувствующая душа, которая не пере-ходит к действиям, и задерживается у себя в
качестве внутренней жизни и потому в качестве единственной формы и окончательной
цели может брать на себя сло-весное самовыражение субъекта" [8]. Важнейшей
особенностью авторского сознания в рассматриваемых книгах является монологичность
(моносубъектность). Повествование строится как внутренний монолог героя-рассказчика,
поток созна-ния. На первый план выдвигается его личность, глав-ный предмет изображения
- его внутренняя жизнь, эмоционально окрашенные впечатления, внерацио-нальные устремления,
раздумья и чувства.

В отличие от других автобиографических книг ("Детства.
Отроче-ства. Юности" Л.Н.Толстого, "Семейной хроники", "Детских
годов Багрова-внука" С.Т.Аксакова, "Детства Никиты" А.Н.Толстого),
в которых обрисовано бытие множества людей, у И.Бунина и М.Осоргина "история
души" раскрывается преимущественно в лирическом монологе. Характер героя создается
не эпическими средствами, а вытесняется "эмоциональным тоном" (Б.О.Корман).
В основе авторского мироощущения - поэтическое восприятие и отношение к действительно-сти,
лирическая призма рассмотрения мира. Действи-тельность, все происходящее воссоздается
не само по себе с позиций "сверхличных ценностей", а только по-средством
обостренных личных впечатлений героев-рассказчиков. С этой особенностью соотносятся
подчеркнутая субъективность, а также эгоцентричная направлен-ность авторского сознания
и созерцательность. Писа-тели исходят из убеждения в исключительной самоцен-ности
человека, неповторимой уникальности своих пе-реживаний, богатстве и своеобразии
своего внутренне-го мира. Субъективная форма повествования наиболее полно и адекватно
отражает такое мироощущение.

Та-кой субъективный рассказчик "не ставит перед собой
цели дать глубокую картину объективной действитель-ности, свести все факты этого
алогичного мира в ка-кую-то концепцию. Но само его положение… человека "самого
по себе" выдвигает на первый план его субъ-ективность, которая и является главным
принципом его существования" (цит. по: [8]). Носителем этого субъек-тивного
начала становится лирический герой, отстаи-вающий свою самоценную сущность. Соответственно,
оба героя представлены не в их взаимодействии с внешним миром - исходным пунк-том
лирического изображения становится направлен-ность на себя, обращенность к собственному
"я". По-казательны в этом смысле самопризнания рассказчи-ков: "…Других,
повторяю, я все еще не хочу или не мо-гу замечать…" (6, 22)1; "Их жизни
(родного брата и сес-тер. - А.С.) не входят в эту повесть о самом себе"
(38)2. "Другие", "внешний мир", действительность со вре-менем
"принимаются" в сознание ("Постепенно вхо-дили в мою жизнь и делались
ее неотъемлемой частью люди" (6, 15); "В лице этих ближайших друзей и
парт-неров моих родителей вторгался в наш домик внешний мир…" (22)), но не
выступают как существующие вне-положно ему; раскрываются в той степени и теми гра-нями,
какими оказываются причастными лирическим переживаниям героя, связанными со стихией
его чувств; даны не прямо, а опосредованы его видением. Арсеньев не считает необходимым
сообщить о даль-нейшей судьбе своего товарища Глебочки, с которым жил в нахлебниках
в одном доме во время учебы в гимназии, или хозяина этого дома мещанина Ростовце-ва.
Герой М.Осоргина, рассказывая о своей крестной Марье Павловне, добавляет
"…умерла она как-то неча-янно, ни когда, ни почему - не помню, я в то время
уже читал Достоевского" (16). Образы рассказчиков, в свою очередь, за редкими
исключениями, почти не вы-свечивается взглядом со стороны - с точки зрения дру-гих
персонажей. Созерцательность - другое неотъемлемое качест-во лирического субъекта.


Авторская установка, прово-димая через все повествование,
сводится к тому, что рассказчик - только наблюдатель чужой жизни, не при-нимающий
действительного участия в ней, свою же жизнь воскрешающий как застывшее, увековеченное
в прошлом бытие, своего рода символ: "…я, действи-тельно, чаще всего держался
отчужденно, недобрым наблюдателем, втайне даже радуясь своей отчужденно-сти…"
(6, 213); "…особенно напряженно жил я не той подлинной жизнью, что окружала
меня, а той, в кото-рую она для меня преображалась, больше же всего вымышленной"
(6, 40); "…события личной жизни рано выбили меня из их рядов (бывших товарищей,
мечтате-лей-интеллигентов. - А.С.)… и унесли наблюдать жизнь чужую, - только наблюдать,
сердцем в ней не участ-вуя" (85); "Вглядываясь в собственную душу, вижу,
как она утратила способность в полной мере отзываться не только на то, что называется
"историческими собы-тиями", но и на изгибы судьбы моей родины… Это не
эгоизм и, конечно, не равнодушие; это - крайняя уста-лость и как бы уход в потустороннее"
(110). Уход в се-бя, в глубины своего сознания, в "потустороннее" и жизнь
"вымышленную" обостряют авторскую рефлек-сию, оттесняя событийность, раскрытие
многообраз-ных связей с действительностью. Опора ищется и обре-тается героем прежде
всего в гармоничной целостно-сти своего духовного мира. Итак, "Жизнь Арсеньева"
и "Времена" имеют много общего - при всем различии писательских судеб
и несомненно разном характере автобиографизма (скрытом, но все же присутствующем
и явно подчерк-нутом) - в первую очередь, прямым вовлечением творческого "я"
в систему повествования. Авторское "я" не просто присутствует в романах,
но, доминируя, пронизывает и организует все повествование.

Конечно, две рассмотренные грани: автобиографический рас-сказчик
и лирический герой - не исчерпывают всего своеобразия субъектной организации произведений.
Во всей полноте авторское сознание выра жается в субъектных и внесубъектных формах
ав-торского присутствия, среди которых - "чужое слово", фабула, сюжет,
композиция, хронотоп, система моти-вов, пейзаж…

Примечания:

1 Здесь и далее цитируется издание [9] с указанием в скобках
тома и страницы.

2 Здесь и далее цитируется издание [10] с указанием в скобках
страницы.
Список литературы

1. Корман Б.О. Практикум по изучению художественного произведения
(Учебное пособие). Ижевск: Изд-во Уд-муртского ун-та, 1977. С. 23.

2. Осоргин М.А. Литературные размышления / Публ. О.Ласунского
// Вопросы литературы. 1991. Вып. 6. С. 9.

3. Марченко Т.В. Творчество М.А. Осоргина: 1922 -
1942. Из истории литературы русского зарубежья. Дис. … канд. филол. наук:
10.01.02. М.: ИМЛИ, 1994. С. 87.

4. Осоргин М.А. Воспоминания. Повесть о сестре / Сост.,
вступ. ст. и примеч. О.Г.Ласунского. Воронеж: Изд-во Во-ронежского ун-та, 1992.
С. 42.

5. Бабореко А.К. И.А. Бунин. Материалы для биографии (с
1870 по 1917) / 2-е изд. М.: Худож. литература, 1983. С. 47.

6. Аверин Б.В. Из творческой истории романа И.А. Бунина
"Жизнь Арсеньева" // Бунинский сборник: Материалы научной конференции,
посвященной 100-летию со дня рождения И.А. Бунина. Орел: Изд-во Орловского гос.
пед. ин-та, 1974. С. 67.

7. Заманская В.В. Русская литература первой трети XX века:
проблема экзистенциального сознания: Монография. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та;
Магнитогорск: Изд-во Магнитогорского гос. пед. ин-та, 1996. С. 278-279.

8. Рымарь Н.Т. Современный западный роман: Проблема эпической
и лирической формы. Воронеж: Изд-во Воро-нежского ун-та, 1978. С. 62, 23.

9. Бунин И.А. Собр. соч.: В 9 т. / Под общ. ред. А.С.Мясникова,
Б.С.Рюрикова, А.Т.Твардовского; Вступ. ст. А.Т.Твардовского. М.: Худож. литература,
1965-1967.

10. Осоргин М.А. Времена: Автобиографическое повествование.
Романы / Сост. Н.А.Пирумова; Авт. вступ. ст. А.Л.Афанасьев. М.: Современник,
1989.

Для подготовки данной работы были использованы материалы
с сайта http://www.bashedu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Электрохимические и физико-механические закономерности формирования оксидноникелевых электродов
Реферат Организация эффективной работы прядильного производства
Реферат Понятие и виды рабочего времени. Режимы рабочего времени
Реферат Понятие системности словаря
Реферат Disaster Hits Village Essay Research Paper Disaster
Реферат «Методика проведения занятий по организации маркетингового наблюдения при изучении спроса населения на продукцию пищевых производств» Основные исполнители
Реферат Оборона Киева 1941р Трагедія армії Південно-Західного фронту Генерал-полковник М П Кирпонос
Реферат Проблемы формирования и стабильного функционирования рынка труда в современных условиях
Реферат Canterbury Tales Look Into The Miller
Реферат Анализ новости про Ирак (паблик рилейшнз)
Реферат Цепи переменного электрического тока
Реферат 191123, г. Санкт-Петербург, ул. Чайковского, д. 36, кв
Реферат Координация ценообразования и ассортиментной политики фирмы. Обоснование цен на взаимозаменяющие
Реферат Истоки идеологии белорусской государственности
Реферат Разработка модуля сайта преподавателя по дисциплине Интернет-технологии