Реферат по предмету "Экономика"


Финансовые средства предприятий и основные направления их использования

Финансовые средства предприятий и основные направления их использования

Анализ финансовой политики предприятий, определяющей долгосрочные перспективы их
роста, включает в себя, с одной стороны, изучение основных источников формирования собственных средств и привлечения дополнительных финансовых
ресурсов, а с другой стороны,  оценку приоритетов в направлениях использования имеющихся финансовых средств.

Основные направления привлечения финансовых средств. Для всех предприятий, но особенно
тех, что относительно благополучны и вполне успешно решают проблему развития собственного производства, весьма острой остается проблема дефицита
инвестиционных средств.

Руководители большинства благополучных предприятий называют данную проблему среди ключевых[1]. Для финансово не состоятельных предприятий на первом плане оказалась проблема
недостатка денежных оборотных средств. Отсюда ясна стратегическая значимость привлечения дополнительных финансовых ресурсов – для обеспечения текущей
деятельности и для развития предприятий. В целом наиболее остро стоит проблема финансового обеспечения именно  текущей
деятельности (пополнение оборотных средств, выплата налогов, погашение задолженности по кредитам). Это отразилось на выборе руководителями предприятий
приоритетных направлений привлечения заемных средств.

Сравнение приоритетов в направлениях привлечения финансовых ресурсов в зависимости от
масштабов бизнеса показало, что малые предприятия заметно больше, чем средние и крупные, ориентируются на сохранение финансовой независимости: для представителей
малого бизнеса не менее значимы практически все направления привлечения долгосрочных заемных средств. Особенно заметно это различие в оценке
необходимости привлечения долгосрочных банковских кредитов (4% респондентов в малом бизнесе против 30% в среднем и крупном).

В привлечении краткосрочных ресурсов представители малого бизнеса значительно
чаще, чем крупного и среднего, рассчитывают на возможности партнеров (соответственно – 18 и 7%). Вероятно, финансовая поддержка малого бизнеса
исходит от более крупных предприятий (учредителей или неформально заинтересованных в его успешной деятельности).

Оценка результатов привлечения заемных средств. В условиях дефицита собственных
финансовых ресурсов привлечение заемных средств – ключевой фактор, определяющий перспективы развития частного бизнеса. В 1995 г. менее половины обследованных
предприятий располагали заемными средствами, хотя лишь 10% респондентов указали на отсутствие необходимости их привлечения ввиду достаточности собственных
финансовых ресурсов. Наиболее доступными для частного производственного бизнеса были краткосрочные кредиты.

Процентные ставки по краткосрочным кредитам в 1995 г., высокие в целом, к тому же
варьировались в широких пределах (например, для трехмесячных кредитов в интервале 100-210% годовых). Естественно, столь высокая (в сравнении с
рентабельностью использования заемных средств) процентная ставка делает краткосрочные кредиты невыгодными. Тем не менее в условиях острейшего дефицита
средств, требующихся для поддержания текущего производства, многие предприятия вынуждены идти на заведомо неэффективные заимствования.

В структуре привлеченных средств первое место занимают государственные кредиты и
субсидии (их использовали для пополнения оборотных средств более половины респондентов), на втором месте – краткосрочные займы предприятий-партнеров и
краткосрочные кредиты банков (на них указали почти треть респондентов из числа тех, кто воспользовался заемными средствами).

Следует отметить, что в настоящее время нет четкого разграничения, привлекаемы
долгосрочных и краткосрочных средств в плане их целевого назначения – на ряде предприятий долгосрочные кредиты и инвестиции служат, в том числе и в качестве
стабильного источника пополнения денежных оборотных средств (на это указали 10% респондентов).

Еще сложнее ситуация с привлечением инвестиционных заемных средств. Примерно половину из общего числа обследованных предприятий в связи с наличием
инвестиционных расходов можно рассматривать в качестве инвестиционно-активных, однако лишь 20% из них могли привлечь заемные средства для этих целей.

Привлечение внебюджетных средств. Основные трудности здесь связаны:

С высокими процентами по кредитам – (это отмечают 90% респондентов);

Большим сроком кредитования (сказали 48%);

Сложностями с предоставлением собственных гарантий возврата заемных средств, препятствующими получению кредитов и инвестицию от российских финансовых
структур (отметили 31% процентов);

С ограниченностью реальных механизмов предоставления гарантий государством, что
особенно важно при взаимодействии с зарубежными структурами  в виду высокого страхового риска. К тому
можно добавить неразвитость местной банковской системы, необходимость личных связей в банковских кругах, трудности в подготовке требуемых документов.

В зависимости от степени благополучия бизнеса различен характер проблем, связанных с привлечением предприятиями внебюджетных средств. Наибольшие
проблемы предприятия, охваченные кризисом, испытывают с представлением собственных гарантий возврата средств (половина их руководителей указали на
данную проблему как на основную, тогда как среди руководителей благополучных предприятий указывают лишь 5%). В качестве наиболее серьезной проблемы для
получения внебюджетных финансовых ресурсов 7% руководителей неблагополучных предприятий рассматривают необходимость передачи инвестору контрольного пакета
акций, весьма вероятно, опасаясь, что утрата контроля за предприятием приведет к их смещению с руководящих постов. Закономерно и то, что руководителей,
считающих важной проблемой отсутствие личных связей в банковской сфере, больше всего среди представителей неблагополучных предприятий – при объективном
подходе эти предприятия оцениваются как наиболее рискованные заемщики.

Несовершенство механизмов предоставления государственных гарантий при займах в наибольшей
степени затрагивает интересы полярных сторон – благополучного и кризисного бизнеса. Однако характер связанных с этим проблем в указанных группах различен:
в то время как благополучные предприятия, сами по себе удовлетворяющие требованиям иностранных инвесторов, не могут снизить страховой риск без
получения соответствующих государственных гарантий.

Направления использования финансовых средств предприятий. В качестве основного из них
практически все респонденты отметили формирование необходимых для текущего производства оборотных средств; на втором месте по приоритетности идет закупка
и модернизация оборудования (см. таб.). Сравнение приоритетов в использовании финансовых средств в зависимости от масштабов бизнеса дало следующие
результаты.

Основные направления использования финансовых средств предприятий, отмеченные
респондентами, %.



Направления использования средств


Место, которое занимают расходы по данному направлению в совокупном использовании
финансовых средств.






1


2


3


4


5




Пополнение оборотных средств


58


11


-


1


1




Покупка, модернизация, ремонт оборудования


24


36


11


1


-




Ремонт помещений


5


12


20


4


3




Реклама предприятия и его продукции


-


13


16


11


9




Покупка транспорта


6


6


10


4


4




Строительство и приобретение зданий, помещений


7


2


8


1


2




Обучение персонала


-


6


9


12


7




Выплата дивидендов по акциям предприятия


1


3


4


7


1




Приобретение ценных бумаг, паев банков


-


1


1


-


1




Приобретение государственных ценных бумаг


-


-


1


-


1




Приобретение ценных бумаг, паев или иное вложение средств в предприятия


-


-


1


-


1




Приобретение земельных участков


-


-


1


-


-




Специфичным именно для малого бизнеса является использование значительных в масштабах
ресурсов на приобретение транспорта и рекламу (четвертое и пятое место соответственно). Для среднего и крупно бизнеса третьим по значимости
направлением вложения средств выступает ремонт помещений (вероятно, это связано с наличием излишков площадей  и
стремлением сдать их в аренду или продать по высокой цене). Заметно меньше средств по сравнению с крупными и средними предприятиями малые фирмы расходуют
на обучение персонала – будучи в основном созданными в последние три-четыре года, последние имели возможность проводить активную политику по подбору
специалистов и куда меньше были озабочены трудоустройством высвобождаемого персонала. Малые предприятия в силу большей мобильности и приверженности руководства
“рыночным стандартам” поведения, как правило, более активны в операциях на фондовом рынке, в частности с государственными и корпоративными ценными
бумагами. Напротив, крупные предприятия, имеющие устойчивые поступления, к настоящему времени в основном, по-видимому, уже сформировали собственную
производственную и финансовую инфраструктуры (или, по крайней мере, осуществили необходимые вложения), чем и объясняется их незначительная активность в
приобретении акций (паев) предприятий и банков.

Список литературы

Симачев Ю. “Финансовое состояние и финансовая политика производственных предприятий”,
РЭЖ, №8, 1997 г., стр.31-41 (социологическое исследование 225 предприятий за 1996-1997г., проведено Межведомственным аналитическим центром в рамках
приватизационного займа Всемирного банка по заказу и при содействии Института стратегического анализа и развития предпринимательства).

Хоминич И.П. “Интеграция банковского и промышленного капитала в ходе структурной
перестройки экономики”, Финансы, №10, 1997 г., стр. 49-51

Царицина Г. А. “Роль регионов в развитии промышленности и строительства”, Финансы, № 10,
1997 г., стр, 18-20




[1] – см. Симачев Ю. “Финансовое состояние производственных предприятий (соц.
исследования)”, // РЭЖ, №8, 1997 г., стр. 33-41.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.