Реферат по предмету "Экономика"


Финансы предприятий и организаций

Финансы предприятий и организаций

Финансы предприятий имеют исключительно важное значение в структуре финансовой системы, ибо без преувеличения именно они составляют основу
финансовой системы. Государственный бюджет и финансы фондов аккумулируют и перераспределяют громадные ресурсы, однако они все же меньше финансов
предприятий. Это следует уже хотя бы из того, что бюджеты государства и фондов на девять десятых формируются за счет части средств предприятий, а целое
всегда больше частного. Финансы предприятия можно определить как фонды ресурсов, которые аккумулируются отдельным хозяйствующим субъектом для
последующего распределения - государству, работникам, инвесторам (акционерам), контрагентам (в том числе участникам страхового рынка).

1. Принципы корпоративных финансов представляют собой основополагающие правила, на которых базируется деятельность предприятия, по
крайней мере, ее экономическая часть. Строго говоря, они представляют собой принципы функционирования экономической экономики в целом, и в этом смысле связывают
финансы предприятий с другими звеньями финансовой системы:




Обеспечение многообразия и защиты права собственности, наличие правовой защиты и регламентация основных
прав и обязанностей



Присутствие спроса и предложения на рынках (капитала, труда, товаров и т.д.)



Свободное ценообразование на рынках, присутствие конкуренции



Свобода договора, воли сторон, принятия решений, самостоятельность в осуществлении деятельности, подчиненность
только своей прибыли



Правило самофинансирования и самоокупаемости, ведения деятельности за свой страх и риск




Говоря о принципе многообразия прав собственности, необходимо отметить, что основным видом является собственность частная. В большинстве стран она
защищается законом, причем основным законом страны - Конституцией. Еще с древних времен применяются два основных способа защиты прав собственности -
истребование имущества из незаконного владения (т.н. виндикационный иск) либо требование о прекращении нарушений прав собственника (т.н. негаторный иск). В
настоящее время существуют многие другие способы, однако главное правило неизменно - частная собственность священна и неприкосновенна. Вместе с тем,
нынешнее столетие явило образец неслыханного вмешательства государства не только в экономику в целом, но и в частнособственнические отношения, в
частности. В юридической практике это явление получило название сервитутов, а в экономическом плане означает использование всех или части ресурсов
предприятия иными субъектами


Данный принцип раскрывается следующим образом: если финансы предприятий представляют собой отношений по аккумулированию и перераспределению денежных
средств, то эти денежные потоки должны быть чем-либо обеспечены. Как правило, "приход" денежных средств обеспечивается продажей товаров (работ,
услуг), а расход средств связан с заработной платой, налогами, закупкой следующей партии товаров для продажи или сырья для производства и т.д. Таким
образом, финансы предприятия вряд ли способны нормально функционировать без наличия спроса и предложения на соответствующих рынках (товарных, сырьевых,
трудовых и т.д.). Следовательно, одним из правил корпоративных финансов является необходимость наличия таких рынках и свободного на них доступа. В
этом смысле указанный принцип неразрывно связан с принципами свободной конкуренции на рынках и автономии воли.


"Реклама - двигатель торговли" - это правило хорошо известно. Оно означает, что производитель или продавец должен бороться за контрагента
или покупателя; причем сама борьба имеет два важных аспекта: (1) убедить потребителя в необходимости приобрести и (2) убедить его в своем
превосходстве над конкурентами (иначе потребитель в полной уверенности в необходимости товара приобретет его не у компании А, а у компании В, а
рекламные расходы А окажутся напрасными). Чистой конкуренции (т.е. полного равенства участников рынка, его открытости для прихода новых участников и
выхода из него) практически не бывает. Однако функция государства как гаранта правовой защищенности хозяйствующих субъектов в том, чтобы максимально
снизить негативные последствия той или иной монополизации рынка, а также содействовать установлению чистой конкуренции. В таком случае ценообразование
будет стабильным и предсказуемым, что положительно отражается на финансовых потоках предприятия. Кстати говоря, это во многом справедливо и для рынков внутри
предприятия, к примеру, трудовым ресурсам


Этот принцип логично вытекает из принципа защиты частной собственности и гарантии многообразия собственности в целом. Невозможно заключать договоры с
контрагентами, нанимать работников и развивать бизнес, если ты не самостоятелен в принятии всех этих и многих иных решений. Нельзя купить
сырье, произвести товар и продать его с прибылью для себя, если предприятие не свободно в этом аспекте (что, у кого, когда, в каком объеме покупать; чего
и сколько производить и продавать). Поскольку экономические отношения опосредуются договорами, соглашениями и т.д. Именно свобода воли сторон
договора является основой независимости принятия решений, что ведет к тому, что при желании максимизировать прибыль эти решения становятся все более и
более рациональными. Этот принцип означает также, что бизнес - решения, как правило, принимаются собственниками (к примеру, акционерами) либо уполномоченными
ими лицами (директора), а не "спускаются" предприятию сверху из главка или министерства.


Ранее указывалось, что решение по поводу ведения деятельности принимаются, как правило, собственниками. Это значит, что они несут ответственность за это
решение, рискуют своим капиталом, но и получают прибыль. Это логично: тот, кто вкладывает средства, рискует, но и получает добавочный капитал.
Следовательно, финансирование расходов предприятия должно осуществляться за счет средств самого предприятия (либо привлеченных, но кредиты необходимо
возвращать), т.е. его собственников. Подобное самофинансирование подразумевает больший риск (госбюджет не покроет непрофессионализм
директора), большую ответственность, но и, как правило, большую прибыль. Причем прибылью приходится "делиться" только с государством - в
виде налогов, но не надо отдавать вышестоящему комитету, министерству и т.д.. Разумеется, это правило достаточно идеально и нередко нарушается на практике,
но соблюдение принципа крайне важно





2. Роль финансов предприятий в перераспределении общественных благ

Мы рассматривали выше различные схемы взаимодействия звеньев финансовой системы и подчеркивали, что основной особенностью является перетекание
финансовых ресурсов из одной сферы в другую с относительной легкостью. Это в полной степени справедливо для финансов предприятий и их взаимодействия с
финансами бюджетов различных уровней, страхового рынка, внебюджетных фондов.

Представим себе рассматривавшуюся выше ситуацию с точки зрения всех звеньев финансовой системы. Предприятие А торгует с предприятиями В и С, товары
продаются Иванову и Петрову, происходит страхование у компании D, уплачиваются налоги и т.д. Более того, на приведенном примере можно увидеть элементы того,
как финансовая система взаимодействует с денежно-кредитной.



Разумеется, приведенная схема достаточно условна и несовершенна. Так, показаны не все финансовые потоки (налоги, кредиты, расчеты, в том числе, по
заработной плате), не указаны ни центральный банк, ни территориальные бюджеты. Однако нашей задачей было показать примерную схему перелива средств. Особенно
важно то, что схема показывает, как средства предприятий тем или иным образом попадают в государственный бюджет. Из него они затем расходуются на различные
цели - вмешательство в экономику, оборону, социальную помощь, капитальное строительство, правоохрану и т.д. В какой-то степени кругооборот средств
повторяется. Важно отметить то, что основой такого кругооборота и отчисления средств предприятий на финансирование общественных благ является расширенное
воспроизводство, т.е. прибыль, получающаяся в результате действий предприятий.

3. Финансовое регулирование деятельности предприятий

Под финансовым регулированием понимается два аспекта установления обязательных правил:

(1) внешнее, т.е. государственное регулирование;

(2) внутреннее, "корпоративное" регулирование. Последнее можно условно разделить на два вида:

(а) регулирование со стороны хозяев (акционеров) предприятия;

(б) его руководителей.
Финансовое регулирование со стороны акционеров

В учредительных документах предприятия (будь то акционерное общество либо общество с ограниченной
ответственностью, полное товарищество или производственный кооператив) может и должно быть зафиксировано правило о том, учредители (для упрощения будем
именовать их акционерами) утверждают положение об учетной политике, финансовую (публичную) отчетность предприятия, одобряют совершение крупных и особо крупных
сделок, а также участвуют в финансовом регулировании иным образом.

Так, законодательством закреплено, что только акционеры вправе принимать решение о внесении изменений в учредительные
документы, изменении уставного капитала, размещении акций и т.д. Особо важным является то, что акционеры утверждают ревизора общества, счетную комиссию и
финансовую отчетность. Дело в том, что контролировать не менее важно, чем непосредственно управлять, и финансовое регулирование в данном случае принимает
форму контроля. Акционеры также утверждают аудитора общества, а сущность аудита заключается в проверке финансового состояния предприятия и представлении
рекомендаций по возможным путям его улучшения. На основе этих рекомендаций акционеры смогут принять решение на ежегодном собрании о корректировке
деятельности предприятия в ту или иную сторону, таким образом контроль непосредственно переходит в управление.
Финансовое регулирование со стороны руководства

Руководство предприятия (президент, директор, совет директоров и т.д.) осуществляет общее руководство деятельностью
предприятия и, соответственно, функции финансового регулирования. Именно директору предприятия приходится выбирать, разрабатывать и рекомендовать
акционерам утвердить положение об учетной политике, распоряжается средствами предприятия, в том числе денежными - на счетах, осуществляет руководство учетом
и отчетностью. В этом отношении необходимо отметить основополагающее различие между видами учета предприятия:

(1) финансовым;

(2) управленческим. Финансовый учет предназначен для внешних пользователей (акционеров, кредиторов, государственных органов и т.д.) и подлежит аудиторской
проверке. Управленческий учет предназначен для самого руководства, является наиболее достоверным и может содержать информацию, составляющую коммерческую
тайну.

Однако именно этот вид учета теснее всего связан с финансовым регулированием, так как содержит планы расходования средств, "увязку"
этих планов с календарем поступления средств на предприятие, наиболее подробные и точные данные по себестоимости продукции (работ, услуг), кредиторской и
дебиторской задолженности и т.д. и т.п. Через управленческий учет и планирование в наибольшей степени проявляется финансовое регулирование
деятельности предприятия его руководством. Схематично различие между видами учета (и анализа бухгалтерской информации) можно представить следующим образом:






Учет для целей налогообложения



Финансовый учет



Аудит и Внутренний контроль



Управленческий учет




Нормативная база


Налоговое законодательство


GAAP, IAS, иные национальные стандарты учета, которые в той или иной степени базируются на общепринятых


GAAP, GAAS (общепринятые аудиторские стандарты) Кроме того, для внутреннего аудита могут использоваться свои, как правило, более
"жесткие" стандарты


Экономическая целесообразность, т.е. калькуляция максимальной прибыли. Для этого используют различные методы, наиболее распространенный -
"директ-костинг"




Цель


Рассчитать размер подлежащих уплате налогов


Записать, классифицировать, суммировать и анализировать данные о деятельности, выдать финансовые отчеты и оценки


Выдать заключение относительно правильности и корректности учета. Для внутреннего учета - сообщить акционерам о добросовестности руководства


Упростить планирование и контроль, а также предоставить информацию для принятия решений




Метод получения данных


Обобщение данных, отраженных в документации (бухгалтерской, первичной)


Одновременное ведение записей (сплошной и непрерывный учет)


Обобщение и анализ данных, представленных в отчетности, а также полученных в ходе проверки


Определение хода и результатов деятельности в прошлом, настоящем и будущем, в зависимости от задачи




Отчетный период


Годовой, квартальный и т.д. (прошлый период)


Годовой, квартальный и т.д. (прошлый период)


Годовой, а также двухлетний , в случае внутреннего аудита - любой


Любой период, в зависимости от задачи




Форма отчета


Специально установленные формы


Баланс, Отчет о прибылях и убытках, отчет о движении средств


Заключение


Бюджет, отчет о движении цен, отчет о выполнении, специальные аналитические отчеты




Получатель отчета


Руководитель, налоговые органы


Все заинтересованные лица (акционеры, кредиторы и т.д.), руководство


Все заинтересованные лица, в первую очередь акционеры и кредиторы


Руководитель, в некоторых случаях - сотрудники предприятия





4. Основы финансового анализа деятельности предприятий и эффективности функционирования их финансов

Для того, чтобы предприятие функционировало, т.е. продолжало существовать, необходимо, как минимум, чтобы расходы по ведению деятельности (постоянные и
переменные, прямые и накладные, связанные с самой деятельностью и налоги, - все, вне зависимости от классификации) покрывались доходами. Уже из одной этой
посылки следует несколько финансовых показателей: себестоимости, валовой выручки, чистой прибыли. Кроме того, хозяева предприятия захотят услышать от
руководителя ответ на следующий вопрос: получили ли мы по итогам такого-то периода деятельности предприятия больше доходов, чем могли бы получить, если бы
вложили деньги в другое дело? Какова рентабельность предприятия? Это еще один показатель, который характеризует размер доходности вложений инвесторов.
Кредиторов наверняка заинтересует получение ответа на еще один, крайне важный для них вопрос: сумеет ли предприятие расплатиться с долгами по кредиту,
который руководитель предприятия просит в банке? Какова ликвидность предприятия, т.е. сколько рублей собственных средств обеспечивают рубль,
полученный от кредитора? Контрагентов предприятия (к примеру, крупных и ценных для него поставщиков) может также заинтересовать вопрос о том, как быстро
предприятие может расплачиваться по долгам, и, если такая возможность по каким-либо снижается, то насколько быстро предприятие восстановит ее.

Это всего лишь некоторые примеры логического выведения финансовых коэффициентов и показателей. Существует колоссальное множество подобных
показателей, среди которых производительность труда, фондоотдача, материалоемкость и многие другие, причем некоторые являются производными от
подобных "простых" коэффициентов и показателей.

Чем лучше поставлена финансовая работа на предприятии, тем, по видимому, больше показателей будет рассчитываться, и тем более полным и точным будет
анализ деятельности, а степень прогноза на будущее - выше. То же самое относится к аудиторам общества - тем более масштабную работу они проведут по
анализу показателей и коэффициентов, тем более весомую картину получат от них акционеры на собрании, после акции либо упадут, либо поднимутся в цене. Анализ
финансовой отчетности предприятия может производится с целью выявления структурных компонентов и показателей (это так называемый вертикальный анализ) - так, к
примеру, определяется, какова удельная стоимость основного капитала, а в нем- основных средств. Анализироваться может и изменение тех или иных показателей за
год, что именуется горизонтальным анализом. В этом случае пользователи информации получают сведения об изменениях в тех или иных показателях за год
или иной период, в том числе, в процентом отношении. К примеру, акционеры завода могут одобрить представляемый директором отчет, где содержатся сведения
о том, что стоимость машин оборудования предприятия за год возросла, а незавершенного строительства - снизилась. Весьма важным является трендовый
анализ, то есть выявление общих, глобальных направлений в деятельности предприятия. Обычно это означает обобщение и анализ показателей за достаточно длительный
период времени и с включением как можно большего количества отчетных периодов.

Как указывалось выше, предприятие (в случае управленческого учета и планирования), его акционеры (в случае внутреннего контроля и внешнего аудита)
может самостоятельно использовать неограниченное количество показателей. Как правило, в крупных и известных компаниях так и происходит. Однако наряду с этим
подходом существует необходимость рассчитывать, как минимум, три показателя, предписанные законодательством:






Коэффициент текущей ликвидности



Коэффициент обеспеченности собственными средствами



Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности




Элементы


(Оборотные активы - расходы будущих периодов) / (кредиторская задолженность + краткосрочные кредиты и займы)


Величина собственных оборотных средств / Стоимость запасов


0,5 х (Коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода + Период восстановления (утраты) платежеспособности / (Продолжительность отчетного
периода х (Коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода - Коэффициент текущей ликвидности на начало отчетного периода))




Норматив



>, = 2



>, = 0,1



1




Суть


Степень обеспеченности срочных обязательств предприятия оборотными средствами


Обеспеченность финансовой устойчивости собственными оборотными средствами


Скорость восстановления устойчивого финансового положения





Если из бухгалтерской отчетности следует, что какой-либо из нормативов не выполнен, то структура баланса считается неудовлетворительной. Это означает,
что у налоговой инспекции предприятия появляется формальное основание инициировать процедуру признания предприятия банкротом, у акционеров
предприятия появляются серьезные претензии к деятельности директора, у кредиторов возникает желание отозвать назад кредит, да и в целом престиж
предприятия падает.

Помимо финансовых показателей за какой-либо отчетный период, может возникнуть потребность рассчитать доходность того или иного проекта. К примеру,
директор предприятия на очередном собрании акционеров после доклада об итогах и показателях вносит предложение об инвестировании средств предприятия в
строительство дочернего предприятия. Это предложение должно быть подкреплено расчетами, которые затем будут неоднократно проверяться акционерами и их
доверенными лицами. Каковы методики и основные показатели анализа в этом случае?

Не вызывает сомнения, что оценке подлежит, прежде всего, эффективность проекта, способность принести большую, нежели иные проекты, прибыль.
Эффективность проекта характеризуется системой показателей, отражающих соотношение затрат и результатов применительно к интересам его участников.
Различаются следующие основные показатели эффективности проекта:

(1) показатели коммерческой (финансовой) эффективности, учитывающие финансовые последствия реализации проекта для его
непосредственных участников;

(2) показатели бюджетной эффективности, отражающие финансовые последствия осуществления проекта для госбюджета;

(3) показатели экономической эффективности, учитывающие затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, выходящие за
пределы прямых финансовых интересов участников проекта и допускающие стоимостное измерение.

Коммерческая эффективность (финансовое обоснование) проекта определяется соотношением финансовых затрат и результатов, обеспечивающих
требуемую норму доходности. Она может рассчитываться как для проекта в целом, так и для отдельных участников с учетом их вкладов по правилам дисконтирования
и расчета текущей стоимости.

При осуществлении проекта выделяется три вида деятельности: инвестиционная (1), операционная (2) и финансовая (3). В рамках каждого вида деятельности
происходит приток Пi(t) и отток Оi(t) денежных средств. Обозначим разность между ними через фi(t):

фi(t) = Пi(t) - Оi(t), где (i = 1, 2, 3).

Потоком реальных денег ф(t) называется разность между притоком и оттоком денежных средств от инвестиционной и операционной деятельности в каждом периоде
осуществления проекта (на каждом шаге расчета).

ф(t) = [П1(t) - О1(t)] + [П2(t) - О2(t)] = ф1(t) + ф+(t).

Сальдо реальных денег b(t) называется разность между притоком и оттоком денежных средств от всех трех видов деятельности (также на каждом шаге
расчета).

b(t) = SUM[Пi(t) - Оi(t)] = ф1(t) + ф+(t) + ф3(t). i=1

Основные составляющие потока (и сальдо) реальных денег

приведены в таблицах 1 - 4.

Поток реальных денег от инвестиционной деятельности включает в себя следующие виды доходов и затрат, распределенных по периодам (шагам) расчета,
см. таблицу 1.

Таблица 1








Наименование показателя



Значение показателя по шагам









Шаг 0



Шаг 1



...



Шаг Т



Ликвидация




1


Земля


ЗП












2


Здания, сооружения


ЗП












3


Машины, оборудование


ЗП












4


Нематериальные активы


ЗП












5


Итого: вложения в основной капитал


ЗП












6


Прирост оборотного капитала


ЗП












7


Всего инвестиций















Под знаком "З" обозначаются затраты (на приобретение активов и увеличение оборотного капитала), учитываемые со знаком "минус"; под
знаком "П" - поступления (от их продажи и уменьшения оборотного капитала), учитываемые со знаком "плюс".

При этом строка (5) = (1) + (2) + (3) + (4) ф1(t) = строка (7) = (5) + (6).

Ликвидация относится к графе "Шаг Т". Расчет чистого потока реальных денег на стадии ликвидации объекта - см. таблицу 4 и пояснения к ней.

Поток реальных денег от операционной деятельности включает в себя следующие виды доходов и затрат (см. таблицу 2):

Таблица 2








Наименование показателя



Значение показателя по шагам









Шаг 0



Шаг 1



Шаг 2



...



Шаг Т




1


Объем продаж














2


Цена














3


Выручка (=1х2)














4


Внереализационные доходы














5


Переменные затраты














6


Постоянные затраты














7


Амортизация зданий














8


Амортизация оборудования














9


Проценты по кредитам














10


Прибыль до вычета налогов














11


Налоги и сборы














12


Проектируемый чистый доход














13


Амортизация (=7+8)














14


Чистый приток от операций (=12+13)















При этом строка (12) = (10) - (11), строка (13) = (7) + (8), ф2(t) = [ф+(t)] = строка (14) = (12) + (13), а строка (10) равна для проекта в целом: строка
(10) = (3) + (4) - (5) - (6) - (7) - (8), для реципиента строка (10) = (3) + (4) - (5) - (6) - (7) - (8) - (9).

Поток реальных денег от финансовой деятельности включает в себя следующие виды притока и оттока реальных денег (см. таблицу 3):

Таблица 3








Наименование показателя



Значение показателя по шагам расчета









Шаг 0



Шаг 1



...



Шаг Т



Ликвидация




1


Собственный капитал














2


Краткосрочные кредиты














3


Долгосрочные кредиты














4


Погашение задолженности по кредитам














5


Выплата дивидендов














6


Сальдо финансовой деятельности















При этом для проекта в целом:

фз(t) = строка(6) = (1) + (2) + (3) - (4), (3.5), а для свободных средств реципиента:

фз(t) = строка(6) = (1) + (2) + (3) - (4) - (5).

Чистая ликвидационная стоимость объекта (чистый поток реальных денег на стадии ликвидации объекта) определяется на основании данных, приводимых в
таблице 4.

Таблица 4








Наименование



Земля



Здания и т.д.



Машины оборудование



Всего




1


Рыночная стоимость












2


Затраты (Таблица 1)












3


Начислено амортизации












4


Балансовая стоимость на Т-м шаге












5


Затраты по ликвидации












6


Доход от прироста стоимости капитала





нет



нет






7


Операционный доход (убытки)



нет










8


Налоги












9


Чистая ликвидационная стоимость

























Порядок оценки ликвидационной стоимости объекта при ликвидации его на Т-ом шаге (первом шаге за пределом установленного для объекта срока службы)
следующий.

Рыночная стоимость элементов объекта оценивается независимо, исходя из тех изменений, которые ожидаются в районе его расположения. Балансовая стоимость
объекта для шага Т определяется как разность между первоначальными затратами (строка 2) и начисленной амортизацией (строка 3), т.е. строка 4 = строка 2 -
строка 3. При этом величина амортизации определяется из таблицы 2. Прирост стоимости капитала (строка 6) относится к земле и определяется как разность
между рыночной (строка 1) и балансовой (строка 4) стоимостью имущества. Операционный доход (убытки), показываемый по строке 7, относится к остальным
элементам капитала, которые реализуются отдельно, т.е. строка 7 = строка 1 - (строка 4 + строка 5). Чистая ликвидационная стоимость каждого элемента
представляет собой разность между рыночной ценой и налогами, которые начисляются на прирост остаточной стоимости капитала и доходы от реализации
имущества, т.е. строка 9 = строка 1 - строка 8.

Следует иметь в виду, что если по строке 7 показываются убытки, то по строке 8 налог также показывается со знаком минус, а потому его значение добавляется к
рыночной стоимости. Объем чистой ликвидационной стоимости показывается по строке 9 в графе "Всего". Он заносится также в таблицу 1, строку 7,
графу "ликвидация" со знаком "плюс", если чистая ликвидационная стоимость положительна (доходы больше затрат), и со знаком
"минус", если она отрицательна.

Сальдо накопленных реальных денег В(t) определяется как t В(t) = SUM b(k).

k=0

Текущее сальдо реальных денег b(t) определяется через B(t) по формуле:

b(t) = B(t) - B(t - 1).

Поток реальных денег вычисляется по формуле:

ф(t) = b(t) - фз(t). (3.8)

Положительное B(t) составляет свободные денежные средства на t-ом шаге (B(t) не должно принимать отрицательных значений).

Для расчета сальдо накопленных реальных денег на t-ом шаге необходимо к рассчитанному ранее значению этого сальдо на (t- 1)-ом шаге, пересчитанному с
учетом результата реинвестиций свободных денежных средств (например, выплаты банковского процента по текущим вкладам), прибавить поступления, входящие в
П(t), и вычесть все расходы (выплаты) на t-ом шаге, входящие в О(t), т.е. рассчитывается сумма значений в графе t ((стр. (7) табл. 1 + [стр. (3) + (часть
стр. (4), зависящая от деятельности непосредственно на t-ом шаге] - стр. [(5) + (6) + (9) + (11)] табл. 2 + стр. 6 табл. 3)).

Начальное значение B принимается равным реальному значению текущего счета участника проекта на начальный момент.

При расчете потоков реальных денег следует иметь в виду принципиальное отличие понятий притоков и оттоков реальных денег от понятий доходов и
расходов. Существуют определенные номинально - денежные расходы, такие как обесценение активов и амортизация основных средств, которые уменьшают чистый
доход, но не влияют на потоки реальных денег, т.к. номинально - денежные расходы не предполагают операций по перечислению денежных сумм. Все расходы
вычитаются из доходов и влияют на сумму чистой прибыли, но не при всех расходах требуется реальный перевод денег. Такие расходы не влияют на поток реальных
денег.

С другой стороны, не все денежные выплаты (влияющие на поток реальных денег) фиксируются как расходы. Например, покупка товарно-материальных запасов или
имущества связана с оттоком реальных денег, но не является расходом.

Учет инфляции при подсчете ф(t) и b(t) производится путем вычисления входящих в них элементов в прогнозных ценах. Их приведенные значения
обозначаются соответственно через фс(t) и bс(t).

С целью обеспечения сравнимости результатов расчета и повышения надежности расчетной оценки эффективности инвестиционного проекта рекомендуется:

(1) определять поток реальных денег в прогнозных ценах с использованием тех денежных единиц (рублей, долларов и т.д.), которые
фактически будут его образовывать в соответствии с проектом;

(2) вычислять интегральные показатели эффективности в расчетных ценах;

(3) производить расчет при разных вариантах набора значений исходных данных. Минимальный набор исходных данных, подлежащих
варьированию, должен включать в себя: цены реализации продукции; издержки производства; общие инвестиционные затраты; нормы запасов и задолженностей;
проценты за кредиты.

Пределы варьирования исходных данных определяются на стадии технико-экономического исследования инвестиционных возможностей. Отдельным
вопросом является прогноз инфляции по видам затрат и результатов и оценка пределов ее изменения. Рекомендуется в качестве базового использовать следующий
способ учета инфляции. Проектные значения исходных данных к моменту анализа инвестиционного проекта имеют некоторый возраст (для относительно небольших
проектов обычно - несколько месяцев). В этих случаях, зная их текущие значения, можно вычислить основные показатели инфляции: отношение рубль / доллар,
динамику цен на сырье, комплектующие, затраты на сбыт, заработную плату, приобретение основных фондов, динамику банковского процента. Расчеты
выполняются в предположении неизменности на каждом шаге этих показателей инфляции в течение срока в 2 - 3 года. За пределами этого срока цены считаются
постоянными. При существующих темпах инфляции и уровне неопределенности условий шаг расчета рекомендуется выбирать: в течение первого года - один месяц;
начиная со второго года в пределах срока окупаемости - не меньше трех месяцев; за пределами срока окупаемости - шесть месяцев - год.

Необходимым критерием принятия инвестиционного проекта является положительность сальдо накопленных реальных денег в любом временном интервале,
где данный участник осуществляет затраты или получает доходы. Отрицательная величина сальдо накопленных реальных денег свидетельствует о необходимости
привлечения участником дополнительных собственных или заемных средств и отражения этих средств в расчетах эффективности.

Для дополнительной оценки коммерческой эффективности определяются также:




Срок полного погашения задолженности



Доля участника в общем объеме инвестиций




Определяется только для участников, привлекающих кредитные и заемные средства (например, для финансирования). Проект может рассматриваться как
эффективный с точки зрения кредитного учреждения, если срок полного погашения задолженности по кредиту, предоставляемому в рамках данного проекта, отвечает
(с учетом риска несвоевременного или неполного погашения задолженности) интересам и политике этого кредитного учреждения. Обоснованность потребности
в заемных средствах проверяется при этом по минимальному из годовых значений сальдо накопленных реальных денег, которое должно быть положительным, но не
чрезмерно большим


Только для участников, предоставляющих свое имущество или денежные средства для финансирования проекта, как отношение интегральных
дисконтированных затрат участника на указанные цели (стоимость переданного или вложенного имущества и денежных средств) к интегральному
дисконтированному общему объему инвестиций по проекту





Бюджетная эффективность. Бюджетный эффект (Бt) для t-ого шага осуществления проекта определяется как превышение доходов соответствующего
бюджета (Дt) над расходами (Pt) в связи с осуществлением данного проекта: Бt = Дt - Рt. Интегральный бюджетный эффект Бинт рассчитывается как сумма
дисконтированных годовых бюджетных эффектов или как превышение интегральных доходов бюджета (Динт) над интегральными бюджетными расходами (Ринт).




В состав расходов бюджета включаются



В состав доходов бюджета включаются




средства, выделяемые для прямого бюджетного финансирования проекта;
кредиты Центрального, региональных и уполномоченных банков для отдельных участников реализации проекта, выделяемые в качестве заемных средств,
подлежащих компенсации за счет бюджета;
прямые бюджетные ассигнования на надбавки к рыночным ценам на топливо и энергоносители;
выплаты пособий для лиц, остающихся без работы в связи с осуществлением проекта (в том числе - при использовании импортного оборудования и материалов
вместо аналогичных отечественных);
выплаты по государственным ценным бумагам;
государственные, региональные гарантии инвестиционных рисков иностранным и отечественным участникам;
средства, выделяемые из бюджета для ликвидации последствий возможных при осуществлении проекта чрезвычайных ситуаций и компенсации иного возможного
ущерба от реализации проекта


все налоговые поступления (с учетом льгот) и рентные платежи данного года в бюджет с российских и иностранных предприятий и фирм - участников в части,
относящейся к осуществлению проекта;
увеличение (со знаком "минус" - уменьшение) налоговых поступлений от сторонних предприятий, обусловленное влиянием реализации
проекта на их финансовое положение;
поступающие в бюджет таможенные пошлины и акцизы по продуктам (ресурсам), производимым (затрачиваемым) в соответствии с проектом;
эмиссионный доход от выпуска ценных бумаг под осуществление проекта;
дивиденды по принадлежащим государству, региону акциям и другим ценным бумагам, выпущенным с целью финансирования проекта;
поступления в бюджет подоходного налога с заработной платы российских и иностранных работников, начисленной за выполнение работ, предусмотренных
проектом;
поступления в бюджет платы за пользование землей, водой и другими природными ресурсами, платы за недра, лицензии на право ведения
геологоразведочных работ и т.п. в части, зависящей от осуществления проекта;
доходы от лицензирования, конкурсов и тендеров на разведку, строительство и эксплуатацию объектов, предусмотренных проектом;
погашение льготных кредитов на проект, выделенных за счет средств бюджета, и обслуживание этих кредитов;
штрафы и санкции, связанные с проектом, за нерациональное использование материальных, топливно-энергетических и природных ресурсов;
поступления во внебюджетные фонды - пенсионный фонд, фонды занятости, медицинского и социального страхования - в форме обязательных отчислений по
заработной плате, начисляемой за выполнение работ, предусмотренных проектом





На основе показателей годовых бюджетных эффектов определяются также дополнительные показатели бюджетной эффективности: внутренняя норма бюджетной
эффективности; срок окупаемости бюджетных затрат; степень финансового участия государства (региона) в реализации проекта, рассчитываемая по формуле:

Ринт

d = ------

Зинт

где Ринт - интегральные бюджетные расходы,

Зинт - интегральные затраты по проекту, рассчитываемые на уровне государства и региона - в соответствии с правилами дисконтирования и расчета приведенной
стоимости.

По проектам, предусматривающим бюджетное покрытие расходов в иностранных валютах и / или валютные поступления в бюджет, определяются показатели
валютного бюджетного эффекта (годового и интегрального).

Экономическая эффективность

При расчетах показателей экономической эффективности на уровне народного хозяйства в сосав результатов
проекта включаются (в стоимостном выражении):

конечные производственные результаты (выручка от реализации на внутреннем и внешнем рынке всей произведенной продукции, кроме
продукции, потребляемой российскими предприятиями - участниками). Сюда же относится и выручка от продажи имущества и интеллектуальной собственности
(лицензий на право использования изобретения, ноу-хау, программ для ЭВМ и т.п.), создаваемых участниками в ходе осуществления проекта; социальные и
экологические результаты, рассчитанные исходя из совместного воздействия всех участников проекта на здоровье населения, социальную и экологическую обстановку
в регионах; прямые финансовые результаты; кредиты и займы иностранных государств, банков и фирм, поступления от импортных пошлин и т.п.

Необходимо учитывать также косвенные финансовые результаты, обусловленные осуществлением проекта изменения доходов сторонних
предприятий и граждан, рыночной стоимости земельных участков, зданий и иного имущества, а также затраты на обусловленную реализацией проекта консервацию или
ликвидацию производственных мощностей, потери природных ресурсов и имущества от возможных аварий и других чрезвычайных ситуаций. Социальные, экологические,
политические и иные результаты, не поддающиеся стоимостной оценке, рассматриваются как дополнительные показатели народнохозяйственной эффективности
и учитываются при принятии решения о реализации и / или о государственной поддержке проектов.

В состав затрат проекта включаются предусмотренные в проекте и необходимые для его реализации текущие и единовременные затраты всех российских участников
осуществления проекта, исчисленные без повторного счета одних и тех же затрат и без учета затрат одних участников в составе результатов других участников. В
этой связи не включаются в расчет:

(1) затраты предприятий - потребителей некоторой продукции на приобретение ее у изготовителей - других участников проекта;

(2) амортизационные отчисления по основным средствам, созданным (построенным, изготовленным) одними участниками проекта и
используемым другими участниками;

(3) все виды платежей российских предприятий - участников в доход государственного бюджета, в том числе - налоговые платежи.
Штрафы и санкции за невыполнение экологических нормативов и санитарных норм учитываются в составе народнохозяйственных затрат только в том случае, если
экологические последствия нарушений указанных норм не выделены особо в составе экологических результатов проекта и не включены в состав результатов проекта в
стоимостном выражении;

(4) проценты по кредитам Центрального банка РФ, его агентов и коммерческих банков, включенных в число участников реализации
инвестиционного проекта;

(5) затраты иностранных участников.

Основные средства, временно используемые участниками в процессе осуществления инвестиционного проекта, учитываются в расчете одним из следующих
способов: остаточная стоимость основных средств на момент начала их использования включается в единовременные затраты; на момент прекращения
использования единовременные затраты уменьшаются на величину (новой) остаточной стоимости этих средств; арендная плата за указанные основные средства за время
их использования включается в состав текущих затрат.

При расчетах показателей экономической эффективности на уровне региона (отрасли) в состав результатов проекта включаются: региональные (отраслевые)
производственные результаты - выручка от реализации продукции, произведенной участниками проекта - предприятиями региона (отрасли), за вычетом потребленной
этими же или другими участниками проекта - предприятиями региона (отрасли); социальные и экологические результаты, достигаемые в регионе (на предприятиях
отрасли); косвенные финансовые результаты, получаемые предприятиями и населением региона (предприятиями отрасли). В состав затрат при этом включаются
только затраты предприятий - участников проекта, относящихся к соответствующему региону (отрасли) также без повторного счета одних и тех же затрат и без учета
затрат одних участников в составе результатов других участников.

При расчетах показателей экономической эффективности на уровне предприятия (фирмы) в состав результатов проекта включаются: производственные результаты -
выручка от реализации произведенной продукции, за вычетом израсходованной на собственные нужды; социальные результаты в части, относящейся к работникам
предприятия и членам их семей. В состав затрат при этом включаются только единовременные и текущие затраты предприятия без повторного счета (в частности,
не допускается одновременный учет единовременных затрат на создание основных средств и текущих затрат на их амортизацию).

При реализации крупномасштабных проектов с участием иностранных государств, оказывающих существенное воздействие на экономику других государств или на
состояние мирового рынка, целесообразно убедиться в мирохозяйственной эффективности проекта. В этих целях рекомендуется определить интегральный мирохозяйственный
экономический эффект проекта. Соответствующий расчет проводится с использованием мировых цен на все виды продукции, товаров и услуг. При этом в
состав результатов проекта включаются (в стоимостном выражении): конечные производственные результаты (выручка от реализации произведенной продукции, за
вычетом потребляемой всеми предприятиями - участниками); социальные и экологические результаты, рассчитанные исходя из совместного воздействия всех
участников проекта на здоровье населения, социальную и экологическую обстановку во всех затрагиваемых проектом регионах; косвенные финансовые результаты
(обусловленные реализацией проекта изменения доходов российских и иностранных сторонних предприятий и граждан, рыночной стоимости земельных участков, зданий и
иного имущества, а также затраты на обусловленную реализацией проекта консервацию или ликвидацию производственных мощностей, потери природных
ресурсов и имущества от возможных аварий и других чрезвычайных ситуаций). В состав затрат проекта в этом случае включаются текущие и единовременные затраты
всех участников реализации проекта (российских и иностранных), исчисленные без повторного счета одних и тех же затрат и без учета затрат одних участников в
составе результатов других участников. В этой связи не включаются в расчет: затраты предприятий - потребителей некоторой продукции на приобретение ее у
изготовителей - других участников проекта; амортизационные отчисления по основным средствам, созданным (построенным, изготовленным) одними участниками
проекта и используемые другими участниками; все виды платежей предприятий - участников в доход государственных бюджетов, в том числе - налоговые платежи,
экспортные и импортные пошлины. Штрафы и санкции за невыполнение экологических нормативов и санитарных норм учитываются в составе мирохозяйственных затрат
только в том случае, если экологические последствия нарушений указанных норм не выделены особо в составе экологических результатов проекта и не включены в
состав результатов проекта в стоимостном выражении; проценты по кредитам государственных и коммерческих банков, включенных в число участников реализации
проекта. Для пересчета затрат на оплату труда (по российским и иностранным предприятиям - участникам) в мировые цены используется коэффициент пересчета
(Кпз), рассчитываемый по формуле

Скм

Кпз = ---------

Скв

где:

Скм - общая стоимость товаров и услуг, входящих в "потребительскую корзину" соответствующей категории населения, в мировых ценах; Скв - то
же, во внутренних ценах соответствующей страны.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.