Энергетика
Энергетический сектор продолжает находиться лицом к лицу с
местными и региональными экологическими проблемами, такими как повышение
кислотности. Беспокойство по поводу глобальных аспектов энергетической политики
и их действия на окружающую среду растет. Долгосрочная стратегия должна
гарантировать, что решения для одной проблемы не усилят другую.
Глобальная проблема будущего будет состоять в том, что
экономический рост, эффективные и безопасные энергетические поставки и чистая
окружающая среда — это совместимые цели. Энергетическая политика, таким
образом, будет ключевым фактором в достижении стабилизированного развития.
Недавние проекты ООН, относящиеся к мировому населению,
свидетельствуют, что оно вырастет от 5 миллиардов людей в 1990 г. до 10
миллиардов в 2050 г. Логически вытекающие из этого энергетические проекты
показывают, что энергетический спрос увеличится от примерно 9 миллиардов тонн
нефтяного эквивалента в 1990 г. до 20 миллиардов тонн нефтяного эквивалента в
2050 г. при условии мудрого сценария или до 13 миллиардов тонн при условии сц
енария высокой энергоемкости.
Развивающ
иеся страны будут
использовать 46%, современные развитые страны 16% (41,6% в 1990 г.) и страны
Центральной и Восточной Европы 11% (24% в 1990 г.).
Планируемое использование угля будет иметь результатом
значительно увеличенные выбросы тепличных газов, особенно СО2.
Нижний уровень (13 миллиардов тонн эквивалента нефти) дадут 60% увеличения
выбросов СО2 на мировом уровне.
Планируемый будущий энергетический рост, основанный на мудром
сценарии, выдвигает на первое место проблему безопасности энергетических
поставок.
Это будет особенно сильно проявляться в развивающихся странах,
которые не имеют местных энергетических ресурсов, и цель будет, вероятно,
недостижима, пока существует различный подход к ядерной энергии, к отходам
энергетических источник
ов или пока существует
разрыв в развитии и проникновении альтернативных энергетических технологий,
таких как биомасса, Солнце, ветер и т. д.
Общие энергетические и экологические улучшения могут быть
реализованы только если улучшения будут достигнуты в развивающихся странах, в
Центральной и Восточной Европе.
Спорный вопрос в этом контексте это необходимость в передаче
финансов, технологий и ноу-хау, чтобы помочь им контролировать развитие в
энергетических потребностях.
В 1990 году комиссия ЕС представила 4 сценария воздействия на
энергетические спрос и предложение. Из этих 4-х сценариев 2 — это мудрый
сценарий экономии и сценарий высоких цен.
Сценарий 1,
иначе называемый
сценарий «обычное дело» («bisiness
as usual») с
низким экономическим ростом и без больших экологических и энергетических
политических инициатив.
Сценарий 4, иначе называемый сценарий «высокие цены» («high
prices») с таким же экономическим ростом, как в сценарии 1, но с быстрым
возрастанием энергетической эффективности, ростом в атомной энергии, заменой
газа на уголь, повышением цен энергии.
Согласно этим сценариям общее энергетическое потребление стран
ЕС (в млн. т эквивалента нефти) и выбросов в воздух (в млн. т) будет:
Потребление
СО2
SO
2
NOх
1990 г.
1148,33
2738,00
12,33
10,38
2010 г.
Сценарий 1
1376,59
3143,25
6,56
7,85
2010 г.
Сценарий 4
975,59
2098,37
4,32
4,35
Выбросы SO2 сократились с начала 80-
х и будут продолжать падать в будущем как следствие
экологических законодательств, повышения эффективности энергопользования и
использования более чистых видов топлива. Выбросы NOx также будут
снижены к 2010 г., хотя менее сильно, чем выбросы SO2. Однако, даже
эти сниженные выбросы SO2 и NOx,
как ожидается, увеличат экологические проблемы во многих местах.
Большие усилия требуются, чтобы понизить выбросы до
стабилизированных уровней.
В случае NOx,
некоторые
добавочные уменьшения могут быть реализованы в энергопроизводящем секторе и в
промышленности; значительно большие снижения могут быть достигнуты в
транспортном секторе, главным образом, через структурные и поведенческие
изменения.
Для SO2 наибольший простор для уменьшений на
современном уровне лежит в энергопроизводящем секторе (где соответственные
регулирующие меры уже действуют, но до сих пор не полностью применяются).
Достижение практических результатов в области энергии требует
стратегической перспективы значительно дальше 2000 года. Ключевые элементы
любой стратегии на короткий или средний период составят увеличение
энергетической эффективности и разработку стратегических технологических
программ, включая научное исследование и развитие, для движения к менее
угольно-интенсивной энергетической структуре.
При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта
http://www.studentu.ru