Реферат по предмету "Философия"


Хисдай Крескас из Барселоны

Хисдай
Крескас из Барселоны

За протекшие
годы центр еврейской философии переместился в христианскую Испанию, где
благодаря переводам трудов Аристотеля на иврит его система вызвала значительный
интерес в среде еврейских интеллектуалов. В такой обстановке Хисдай Крескас из
Барселоны (1340-1410)решился выступить против Аристотеля, влияние которого
грозило стереть многие отличительные черты еврейского вероучения. Крескас
написал для этого книгу 'Свет Превечного", в которой он ополчился на
Аристотеля и, как следствие, выступил против философии Маймонида. С помощью
цепи аналитических доказательств он обосновал возможность существования
бесконечного причинного ряда и тем самым подорвал фундамент из двадцати шести
принципов, на которых Маймонид построил свое доказательство бытия Бога.

Крескас
рассчитывал таким образом опорочить непогрешимую якобы репутацию Аристотеля и
поколебать его авторитет как верного ориентира на путях познания истины.

Для доказательства
существования Бога Крескас вновь обратился к идее необходимого бытия, которой,
как мы видели, придерживались Ибн-Дауд и Маймонид. Истинность этой теории не
зависит от того, признается причинный ряд конечным или бесконечным, так как
даже бесконечная вселенная обладает всего лишь 'возможностью" бытия и
требует поэтому в качестве своего основания Сущего, Чье бытие необходимо.

Мир, обладающий
всего лишь возможным существованием, не может уже быть естественной
необходимостью причины и следствия; он - продукт воли Бога. Важнейший атрибут
Божественной воли - любовь, Творение - условное средство, с помощью которого
Бог излучает Свою Любовь, создавая весь мир. Принимая любовь как решающий
импульс к творению, Крескас приходит, как ни странно, к интересным выводам о
творении, Creatio ex nihilo значит для него только то, что мир обязан своим
существованием воле Бога. Но Божественная воля хотя и свободна творить,
поскольку проистекает от Самого Бога и не подвержена никаким влияниям извне,
коренится, однако, в самой Природе Бога, который должен желать реализовать
добро и творить. Крескас, таким образом, находит возможность приспособить
внутри иудаизма и аристотелевскую концепцию универсума - огромного мира, где
все витает и ничто не организовано, при условии, что универсум понимается не в
духе Аристотеля как продукт естественной необходимости, лишенной волевого
начала, но как необходимость, определяемая превечной волей Бога.

Однако от этого
вывода Крескас тут же отказывается, полагая его всего лишь 'допущением', и в
заключение утверждает что, в конце концов, совершенная истина такова, какой она
до нас дошла по традиции; традиция же утверждает, что Б-г создал мир и дал ему
начало в определенный момент времени, как сказано об этом в первых главах Книги
'Берейшит'. В то же время Крескас пытается примирить свое философское
'допущение' с учением Книги Берейшит, первой книги Торы, прибегая к идее
стоиков, уже встречающейся в Талмуде. Согласно этому представлению универсум
есть непрерывный ряд миров, каждый из которых вступает в бытие после разрушения
предшествующего мира. В свете этой теории Творение можно рассматривать как
извечное и необходимое Б-жественное созидание, хотя наш мир, описанный в Торе,
и возник в определенный момент времени.

Концепция
Крескаса о творении как о необходимом акте Божественной Любви противоположна
взгляду Маймонида, возвеличивающего интеллектуальное познание Бога и видящего в
нем высочайшую цель человеческой жизни. Во всех своих концепциях о Боге, об
отношении к Нему человека, о блаженном бессмертном существовании Крескас
подчеркивает как важнейший момент скорее волю и чувства, чем разум и холодный
рассудок. Общение с Богом в этой жизни и в мире будущем создается и
достигается, согласно Крескасу, не через знание, а через действенную любовь к Богу,
которая выражается в соблюдении религиозных заповедей и нравственном поведении.


Преобладающая
роль любви по сравнению с интеллектуальным познанием выступает у Крескаса и в
том, как он формулирует основные принципы иудаизма. Они сильно отличаются от постулатов,
выдвинутых Маймонидом. Крескас критикует Маймонида за то, что тот не сумел
отделить основополагающие принципы в иудаизме, от верований, хотя и
обязательных, но менее важных.

Сам Крескас
подразделяет доктрины иудаизма на три категории:

1. 'Основные
принципы", на которые иудаизм опирается и без которых рушится.

2. 'Истинные
верования", отказ от которых хотя и составляет грубую ересь, но не
подрывает самого вероучения.

3.
'Мнения", которые хотя и входят в систему еврейских традиционных представлений,
но остаются тем не менее вопросом личного выбора.

В основные
принципы Крескас включает любовь к Богу, которая в принципах Маймонида
совершенно отсутствует. Напротив, идеи воскрешения мертвых (включая бессмертие)
и воздаяния, которые для Маймонида являются основополагающими, Крескас относит
к разряду 'верований", так как высочайший идеал иудаизма - служить Богу
без надежды на вознаграждение. К 'верованиям" отнесена и вера в
первичность Торы, превосходство Моше над всеми другими пророками и в приход Мошиаха.
Но в то, что Тора была всегда - и до того, как мы ее впервые узнали, и после
нас она будет, такая же вечная - верят все евреи и никто не высказывал в этом
сомнений ни на философском, ни на других уровнях понимания: В группу
'верований" Крескас помещает также веру в эффективность молитвы и
покаяния. Возможно, он делает это в противовес христианству, претендующему на
приоритет в части этих идей.

'Мнения"
включают в себя на интеллектуальном уровне концепции перводвигателя и
непознаваемости Б-жественной сущности, а на уровне идолопоклонства - веру в
нахождение рая и ада в определенном месте пространства, демонов и талисманы и
амулеты.

Говоря о
Крескасе, нельзя не остановиться на его теории свободы воли. Мысль Крескаса о
том, что Б-жественная воля действует с необходимостью, содержит детерминизм,
который распространяется и на человеческие поступки. Тем не менее, Крескас
настаивает на тезисе свободы воли, который он причисляет к основным принципам
иудаизма. Несмотря на то, что человеческие поступки определяются рядом
взаимосвязанных причин, над которыми человек не властен, его собственная воля -
важнейшее звено в этой цепи. Человек чувствует себя свободным и потому должен
получать вознаграждение или наказание в соответствии с тем, какое решение он
сам принимает: поступать хорошо или плохо.

В историческом
масштабе Крескас не оказал существенного влияния в еврейской среде. Позиция
Маймонида и сформулированные им принципы веры несмотря на критику, остались
незыблемыми в еврейской среде до сегодняшнего дня. Однако влияние Крескаса было
более существенным за пределами рамок еврейского мышления. Его аргументы в
полемике с Аристотелем использовали впоследствии Пико дела Мирандола
(1463-1494) и Джордано Бруно (1548-1600). Основные доктрины Крескаса о любви к
Богу, о творении и свободной воле оказали немалое влияние на Спинозу, а его
концепция о бесконечности дала мысли тому направлению, которое привело к
марксистским представлениям о вселенной.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.istina.rin.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.