Реферат по предмету "Философия"


Проблема смысла жизни человека

Проблема
смысла жизни человека

Рассматривая
вопрос, уместно выявить, как эта проблема рассматривалась в различные эпохи.
Ряд толкователей проблемы пытались уменьшить значение самоценности человеческой
жизни путем призывов к самоотречению и жертвенности во имя будущих поколений.
Но человек должен быть счастлив не в чужой, а в своей жизни. Счастлив не за
счет других и не в ущерб другим. Суть проблемы сжато выражается в форме
вопроса: "Для чего жить?". Есть, пишет французский философ А.Камю,
только одни фундаментальный вопрос философии. Это вопрос о том, стоит или не
стоит жизнь того, чтобы ее прожить. Все остальное - имеет ли мир три измерения,
руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями - второстепенно.
Среди многих подходов к решению этой сложной проблемы можно выделить несколько.


Приверженцы
философии гедонизма и эвдемонизма, сегодня, как и много веков назад, утверждают
в качестве смысла жизни и ее высшей цели: первые - достижение максимальных
наслаждений, вторые - достижение счастья. Сторонники утилитаризма считают, что
достижение выгоды, пользы, успеха именно и составляет смысл жизни человека.
Сторонники прагматизма утверждают, что цель жизни оправдывает любые средства ее
достижения.

В современной
христианской православной традиции провозглашается: "человек не имеет
границ своей человеческой природе". Если Бог есть свободная духовная
личность, то и человек должен стать таким же. Перед человеком вечно остается
возможность становиться все более и более богоподобным. Не переделка мира на
началах добра, но взращивание в себе субстанциального добра. Совершенствование
человеческой природы внутри природы Божьей оказывается источником радости и
свободы.

Сторонники
материалистических представлений полагают, что развитие человека и человечества
определяются их внутренней логикой саморазвития. Предназначение человека не
имеет ничего общего с неким мировым разумом, абсолютом или богом. В
материалистической традиции смысл жизни усматривается в саморазвитии человека,
в совершенствовании его сущностных сил, способностей и потребностей. Этот
процесс обусловлен предыдущим развитием и имеет конкретное историческое
реальное содержание.

Поэтому,
категорию "смысл жизни"можно определить как регулятивное понятие,
присущее всякой развитой мировоззренческой системе, которое оправдывает и
истолковывает свойственные этой системе моральные нормы и ценности, показывает,
во имя чего необходима предписываемая деятельность.

Смысл жизни -
это философская категория, отражающая долговременную, устойчивую, ставшую
внутренним убеждением личности, имеющую общественную и личную ценность задачу,
реализующуюся в ее социальной деятельности. Эта задача определяется системой
общественных отношений, целями и интересами общества и свободным выбором
личности.

Найти смысл
жизни для всех времен и народов невозможно, поскольку наряду с
общечеловеческими, вечными истинами, он включает нечто специфическое - чаяния
людей каждой данной эпохи. Смысл жизни каждому человеку открывается по-разному.
Содержание цели жизни меняется не только в зависимости от исторических условий
бытия человека, но и от его возрастных особенностей: в юности цели одни, в
зрелости и старости они другие. Только мы сами сознательно или стихийно,
намеренно или невольно самими способами нашего бытия придаем ей смысл и, тем
самым, выбираем и созидаем свою человеческую сущность. "Только мы и никто
другой", пишет в своей книге "Время человеческого
бытия"талантливый философ Н.Н.Трубников.

Смысл жизни -
это самостоятельный осознанный выбор тех ценностей, которые (по Э.Фромму)
ориентируют человека не на то, чтобы иметь (установка на обладание), а на то,
чтобы быть (установка на использование всех человеческих потенций). Смысл жизни
- в самореализации личности, в потребности человека творить, отдавать, делиться
с другими, жертвовать собой ради других. И чем значительней личность, тем
больше она оказывает влияние на окружающих ее людей. Смысл жизни заключается в
том, чтобы совершенствуя себя, совершенствовать мир вокруг себя.

Эти общие
представления о смысле жизни должны трансформироваться в смысл жизни каждого
отдельного человека, обусловленный объективными обстоятельствами и его
индивидуальными качествами.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://istina.rin.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.