Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Стиль саморегуляции произвольной активности лыжника-гонщика в спорте высших достижений

СТИЛЬ
САМОРЕГУЛЯЦИИ ПРОИЗВОЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ЛЫЖНИКА-ГОНЩИКА В СПОРТЕ ВЫСШИХ
ДОСТИЖЕНИЙ

Специфическими
сторонами психической активности являются "сознание" и
"действие" [4], а активность спортсмена как индивида, личности и
индивидуальности осуществляется в форме действия, т.е. различных видов
активности и регулируется сознанием в форме процессов саморегуляции различных
видов активности. Разграничение двух сторон психической активности относитель
но, одна предполагает другую и не существует без нее. Обобщенная схема
взаимодействия человека с миром в случае конкретного субъекта может быть
представлена следующим образом: субъект-индивидуальный стиль саморегуляции
активности-индивидуальный стиль (реализация) активности-требования
действительности. Исходя из этого, индивидуальный стиль определяется как
индивидуально-типическое своеобразие саморегуляции и реализации произвольной
активности человека [2].

Большинство
современных исследований в спорте посвящено изучению именно индивидуального
стиля реализации, а не регуляции активности, компонентами которой в зависимости
от ее вида являются индивидуальные приемы, способы, формы поведения, общения,
познания, практических действий спортсмена. Стилевые проявления регуляторных
процессов произвольной активности спортсмена до сих пор не стали предметом
систематического исследования в спортивной деятельности , хотя их регуляторное
значение подчеркивается многими специалистами.

С учетом
изложенного одной из целей психолого -педагогических исследований в спорте
высших достижений должен быть анализ закономерностей оптимизации деятельности и
конкретных действий. Кардинальный путь к этому лежит через усовершенствование
компонентов саморегуляции действий, оптимизацию психологической структуры
спортивной техники и тактики, формирование социально адекватных мотивов и
социально значимых для спортивной деятельности черт личности [1].

Исследования
деятельности спортсменов высшей квалификации дают уникальные возможности для
выявления феномена индивидуального стиля саморегуляции в его наиболее развитых
формах, так как особую значимость в успешной подготовке спортсменов приобретают
сложившиеся у них стилевые особенности, индивидуальные регуляторные возможности
программировать цели и средства специальной и общей подготовки, сознатель но
подчиняться принятым планам и корректировать их в зависимости от результатов
различных этапов подготовки. Успешность выступления лыжников-гонщиков, как и
представителей других видов спорта, в ответственных соревнованиях зависит от
умения программировать цели и средства специальной подготовки, сознательно
подчинять поведение и образ жизни принятым планам. Высокая значимость
индивидуальной развитости этих процессов и в общем процессе подготовки, и в
специальной деятельности, постоянная направленность лыжников на их
совершенствование создают предпосылки более полного и точного осознания и
самооценки особенностей саморегуляции спортсменов.

С целью
изучения стиля саморегуляции произвольной активности в 1996 - 1998 гг.
проведено комплексное исследование лыжников-гонщиков, членов сборной команды РФ
(7 человек, имеющих спортивную квалифика цию МСМК, г. Тюмени). Его езультаты
согласуются с некоторыми ранее проведенными исследованиями [3] и позволяют
сделать следующее заключение.

Индивидуальный
стиль саморегуляции характеризует общий целостный индивидуальный стиль
произвольной активности со стороны типичных для спортсмена особенностей
самоорганизации произвольной активности, в которых интегрировано влияние
личностных переменных и внешних условий на особенности достижения поставленных
и принятых субъектом целей. Феномен стиля саморегуляции проявляется в том,
каким образом спортсмен планирует и программирует свои действия, в какой мере
он способен при этом учитывать значимые для достижения поставленных целей
условия окружающей действительности, какова индивидуальная развитость процессов
контроля, оценки и коррекции своих действий, а также насколько он при этом
самостоятелен, целеустремлен, способен учитывать изменение внешних
обстоятельств и т.д.

Индивидуальный
стиль саморегуляции произвольной активности спортсмена характеризуется
стилевыми особенностями целостной системы саморегуляции (степенью ее индивидуальной
развитости и взаимосвязанности реализующих ее регуляторных процессов), а также
стилевыми особенностями ее звеньев (индивидуальной спецификой регуляторного
профиля, относительной выраженностью в общей структуре саморегуляции отдельных
регуляторных процессов, моделирования условий, программирования, контроля и
коррекции своей произвольной активности). Личностные характерологические
переменные детерминируют индивидуальную специфику регуляторного профиля
выраженности отдельных регуляторных процессов. Внешние условия и специфика
спортивной деятельности, в которой реализуется стиль, позволяют определить
стилевые особенности регуляторики, способствующие успеху в спортивной
деятельности и нуждающиеся в компенсации по мере формирования стиля для обеспечения
необходимой субъекту успешности.

На основе
структурных характеристик (индивидуаль ный уровень развитости целостной системы
саморегуляции, характер индивидуального регуляторного профиля) выделены
гармоничный и акцентуированный типы стилей саморегуляции. Гармоничные стили
саморегуляции, включающие в свою структуру высокоразвитые и взаимосвязанные
стилевые особенности регуляторики, выступают существенной предпосылкой
достижения высокой успешности. Такие стили саморегуляции чаще развиваются в
видах спортивной деятельности с предельно высокими требованиями к развитости
саморегуляции и могут быть сформированы вне непосредственной зависимости от
личностного типа при условии высокой мотивации к достижению успеха и наличия
специальных способностей. Общий же низкий уровень, слабая сформированность
основных процессов саморегуляции становятся препятствием для достижения высокой
успешности в спортивной деятельности.

Акцентуированный
стиль саморегуляции характери зуется различной степенью развитости отдельных
регуляторных процессов. Специфика индивидуального профиля детерминируется
развитостью регуляторно-лично стных свойств (самостоятельностью, гибкостью,
надежностью и др.). При наличии выраженной индивидуальной специфики в профиле
саморегуляции и несовпадении ее с регуляторной спецификой деятельности
успешность во многом будет зависеть от стремления и возможности субъекта
сформировать такой стиль саморегуляции, в котором недостаточная развитость
отдельных регуляторных процессов будет компенсирована другими, высокоразвитыми.


Личностная
акцентуация характера обусловливает индивидуальную структуру стиля
саморегуляции, но эта зависимость опосредуется спецификой и развитостью
регуляторно-личностных свойств, одни из которых могут быть предпосылками
формирования того или иного стиля, другие развиваться стихийно или
формироваться осознанно как его новообразования в процессе достижения
поставленных субъектом целей.
Список
литературы

1. Ломов Б.Ф.,
Коссов Б.Б., Конопкин О.А. Теоретические проблемы самоконтроля и управления спортивной
деятельностью // Познавательные процессы у спортсменов. М., 1976, т. 2, с.
9-30.

2. Моросанова
В.И. Индивидуальный стиль и саморегуляция произвольной активности человека //
Индивидуальность в современном мире: Матер. междунар. науч.-практ. конф. Смоленск,
1996, ч. 1, с. 89-93.

3. Моросанова
В.И. О методах прогноза надежности психологической регуляции соревновательной
деятельности стрелка-пулевика: Метод. реком. М., 1984.- 24 с.

4. Рубинштейн
С.Л. Человек и мир //Проблемы общей психологии. М., 1973, с. 255-420.

5. Т.В.
Бондарчук, доктор педагогических наук, профессор, В.Н. Потапов, кандидат
педагогических наук, профессор. Стиль саморегуляции произвольной активности
лыжника-гонщика в спорте высших достижений.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.