Реферат по предмету "Военная кафедра"


031-0035236 и ключ 8654-30453-1889

План Введение1. Формирование единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.2.Задачи единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций 8 2.1 задачи, связанные с разработкой и осуществлением основных направлений государственной внутренней и внешней политики 8 2.2 задачи, связанные с государственной деятельностью по прогнозированию, предотвращению и ликвидации ЧС .10 2.3 задачи, связанные с реализацией прав населения в области защиты от

ЧС14 Заключение.17 Список литературы18 Введение участившиеся за последнее десятилетие чрезвычайные ситуации, как природного, так и техногенного характера, являются одной из наиболее значительных угроз жизни, здоровью и благосостоянию человека. Так, согласно статистике ООН за последние 20 лет почти 1 млрд. жителей Земли в значительной степени испытали на себе последствия чрезвычайных ситуаций. В современных условиях человек не может в одиночку обеспечить свою безопасность.

Данная задача возлагается на государство, так как именно оно является защитником и гарантом прав и законных интересов личности. В России защиту населения от ЧС осуществляет единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций единая система, как она именуется в нормативных актах. Понимание роли единой государственной системы в этой сфере является необходимым для всех, так как каждый человек должен знать о помощи, которую может гарантировать

ему государство при ЧС. Кроме того, единая система сможет функционировать наиболее успешно, если в выполнении задач будет получать поддержку граждан, знающих, чем именно они могут помочь участием в общественных организациях, предоставлением информации о ЧС, грамотным поведением при ЧС. Эта связь единой системы и общества и обуславливает актуальность темы данной работы. Для раскрытия темы необходимо рассмотреть следующие вопросы - история, принципы и цели формирования

единой системы то есть какими факторами обусловлены задачи построения единой системы - задачи построения единой системы и особенности выполнения структурными элементами единой системы данных задач. 1. Формирование единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Особым этапом развития в России национальной системы защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях, обусловленных авариями, катастрофами и стихийными бедствиями, а также опасностями, возникающими

при военных действиях или вследствие их, явилось создание единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций РСЧС или единая система. Необходимость создания этой системы была вызвана тем, что в последнее десятилетие в России, как и во всм мире, наблюдался значительный рост количества возникающих чрезвычайных ситуаций техногенного характера, масштабов потерь и ущерба при их возникновении.

Причинами тому явился научно-технический прогресс, который приводит к возрастанию риска аварий больших технических систем, что обусловливается ростом единичных мощностей агрегатов на промышленных и энергетических объектах, их территориальной концентрацией. Рост количества природных катастроф с одной стороны, увеличение плотности техносферы с другой стороны, существенно повышают вероятность вовлечения в зоны бедствий территорий, насыщенных сложными инженерными сооружениями АЭС, химические предприятия и др.

При этом чтко прослеживается взаимозависимость природных, техногенных и экологических катастроф, что вызывает необходимость разработки единой теории и практических методов обеспечения комплексной безопасности. Эти общие тенденции, присущие сегодня развитию мирового сообщества, а России усугубляются ещ тем, что страна переживает состояние экономической нестабильности. Еремин М.Н. Основы гражданской безопасности Учебное пособие.

Оренбург Издательский центр ОГАУ, 2002. С.105. Образование единой государственной системы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций началось с создания в структуре Правительства СССР специального государственного органа Государственной комиссии Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям 1989 г 15 декабря 1990 г. было принято Постановление Совета Министров СССР, которым было введено в действие временное

Положение о Государственной системе по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях. 27 декабря 1990 года в целях радикального улучшения работы по защите населения и народнохозяйственных объектов при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, придания этой работе общенациональной значимости, возведения е на уровень государственной политики Совет Министров РСФСР принял постановление 606 Об образовании

Российского корпуса спасателей на правах Государственного Комитета РСФСР. Дата принятия этого постановления считается днм основания будущего Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС РФ. Постановлением Совета Министров РСФСР от 15 августа 1991 года 434 было определено, что

ГКЧС РСФСР осуществляет координацию деятельности министерства и ведомств, других органов государственного управления, направленной на прогнозирование и предупреждение экологических бедствий, промышленных аварий и катастроф, защиту населения от возможных чрезвычайных ситуаций. На базе государственного комитета РсФСР по чрезвычайным ситуациям и Штаба гражданской обороны РСФСР Указом Президента РСФСР от 19 ноября 1991 г.

221 был создан Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР ГКЧС РСФСР. Спустя месяц был издан Указ Президента РСФСР от 18 декабря 1991 г. 305 О Государственном комитете при Президенте РСФСР по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных

бедствий. Этот Указ установил задачи комитета, определил порядок прима от Министерства обороны СССР войск гражданской обороны. Важным решением, содержавшимся в Указе, было создание 9 региональных центров и Штаба войск гражданской обороны РСФСР. В результате произошедшего объединения возник полноценный орган государственного управления, получивший в сво распоряжение значительные ресурсы бывшей гражданской обороны

РСФСР и основные ресурсы Гражданской обороны СССР органы управления, службы гражданской обороны, пункты управления, войска гражданской обороны системы связи и оповещения, накопленный фонд защитных сооружений, резервы специального имущества и другие. Через два года - 10 января 1994 года этот Госкомитет был преобразован в Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных

бедствий МЧС России. МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Создание МЧС России стало первым и главным шагом в деле построения в стране современной системы

предупреждения и ликвидации ЧС. Министерство выступило в качестве е мозгового и организующего центра. Еремин М.Н. Основы гражданской безопасности Учебное пособие. Оренбург Издательский центр ОГАУ, 2002. С.109.Ещ в 1992 году Правительством РФ было принято и утверждено предложенное им положение о Российской системе предупреждения и действия в чрезвычайных ситуациях

РСЧС. В 1995 году эта система, основательно проверенная практикой, была преобразована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций постановление Правительства РФ от 5.11.95 г. 1113. Сохранилась аббревиатура названия данной системы РСЧС. Некоторые изменения были внесены постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. О единой государственной системе предупреждения и ликвидации

чрезвычайных ситуаций и указом Президента РФ от 28 августа 2003 г. N 991 О совершенствовании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций с изменениями от 11 июля 2004 г. Основная цель создания этой системы объединение центральных органов федеральной исполнительной власти, органов представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также организаций, учреждений и предприятий,

их сил и средств в области предупреждения и ликвидации ЧС. Создание системы базировалось на ряде принципов и предпосылок с учтом сложившейся реальной обстановки. Во-первых, это необходимость соблюдения комплексного подхода при формировании системы, то есть учта всех возможных видов ЧС техногенного и природного характера, всех стадий их развития, всего разнообразия последствий, а также всех возможных мер по противодействию им и всего требуемого для этого состава участников.

Во-вторых, это признание ненулевого риска, то есть факта невозможности исключить риск чрезвычайной ситуации во всех случаях потенциальных угроз. В-третьих, это базирование на принципе превентивной безопасности, предусматривающей максимально возможное снижение вероятности возникновения ЧС, отдание предпочтения профилактической работе. И, наконец, при формировании РСЧС, выборе путей, форм и методов е деятельности учитывались реалии текущего момента, такие как государственное

переустройство, экономическая реформа, повышение самостоятельности субъектов Российской Федерации и иные факторы. Таким образом, на данный момент в России существует сформированная с учтом особенностей развития нашего государства, реально действующая и проверенная на практике система предупреждения и ликвидации ЧС. 2.Задачи единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Единая система осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных

Федеральным законом О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Задачи можно условно разделить на несколько групп 1 задачи, связанные с разработкой и осуществлением основных направлений государственной внутренней и внешней политики 2 задачи, связанные с государственной деятельностью органов по прогнозированию, предотвращению и ликвидации ЧС 3 задачи, связанные с обеспечением реализации прав граждан в области защиты от

ЧС. 2.1. задачи, связанные с разработкой и осуществлением основных направлений государственной внутренней и внешней политики. К этой категории задач относятся разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Данная задача имела очень важное значение во время создания единой системы, так как ещ не была сформирован соответствующий правовой материал и экономическая база, необходимые для успешного функционирования органов,

в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, но сохраняет сво значение в современных условиях реформирования системы исполнительной власти. осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях. К данным программам относятся, например, Федеральная целевая программа

Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 г международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Такое сотрудничество предусматривает -объединение усилий государства и соответствующих органов международного сообщества по оказанию помощи пострадавшей стране - взаимный обмен информацией о возникших чрезвычайных ситуациях - обмен опытом по различным аспектам готовности сил и средств, действиям

при чрезвычайных ситуациях. Безопасность жизнедеятельности Учебник Под ред. Проф. Э.А. Арустамова. М. Издательско-торговая корпорация Дашков и K, 2003. С.439. Вопросы международного сотрудничества России в данной области регулируются Положением об оказании помощи иностранным государствам в ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением

Правительства РФ от 31 августа 2000 г а также Соглашением о взаимодействии в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера от 22 января 1993 г. и иными международными договорами. 2.2 задачи, связанные с государственной деятельностью по прогнозированию, предотвращению и ликвидации ЧС. Эта группа задач включает обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных

ситуаций. Данная задача выполняется путм формирования координационных органов, постоянно действующих органов управления, органов повседневного управления, а также сил и средств, в том числе сил и средств постоянной готовности, предназначенных для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации, и их функционирования в следующих режимах а режим повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах, территориях или акваториях

б режим повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций в режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Готовность аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к реагированию на чс и проведению работ по их ликвидации определяется в ходе аттестации, а также во время проверок, осуществляемых в пределах своих полномочий Мчс РФ, органами государственного надзора, органами по делам го и чс, а

также федеральными органами исполнительной власти, создающими указанные службы и формирования. сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. П.22 постановления Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794 О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Российская газета. 2004 7 января. Сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от

чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Для приема сообщений о ЧС, в том числе вызванных пожарами, в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается единый номер

- 01. Информационное обеспечение в единой системе осуществляется с использованием автоматизированной информационно-управляющей системы, представляющей собой совокупность технических систем, средств связи и оповещения, автоматизации и информационных ресурсов, обеспечивающей обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации. Доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил единой системы и населения обеспечивает

использование систем связи и оповещения, представляющих собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи. Обмен информацией с иностранными государствами осуществляется в соответствии с международными договорами. прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций. Данная задача выполняется различно в зависимости от того, в каком режиме функционируют органы управления

и силы единой системы. В режиме повседневной деятельности производится изучение состояния окружающей среды и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. В режиме повышенной готовности усиливается контроль за состоянием окружающей среды, осуществляется прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий. И, наконец, в режиме чрезвычайной ситуации производится непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций и их последствий.

Мониторинг и прогнозирование ЧС в Российской Федерации организуется и проводится в целях 1 своевременного выявления причин, способствовавших возникновению ЧС 2 заблаговременного определения масштабов и характера возможного развития ЧС 3 выдачи рекомендаций для принятия мер по предупреждению и локализации ЧС и смягчению их социально-экономических последствий Хван Т.А Хван П.П. Безопасность жизнедеятельности.

Ростов-на-ДонуФеникс,2000. С.381. Для выполнения данной задачи при МЧС России создатся функциональная подсистема мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций. создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных

ситуаций. Ст.25 федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с изм. от 28 октября 2002 г. Российская газета. 1994 24 декабря.Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления в соответствии с постановлением

Правительства РФ от 10 ноября 1996 г 1340. осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Государственная экспертиза предполагаемых для реализации проектов и решений по объектам производственного и социального назначения и процессам, которые могут быть источниками ЧС или могут влиять на обеспечение защиты населения и территорий от

ЧС, организуется и проводится специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях проверки и выявления степени их соответствия установленным нормам, стандартам и правилам. В случае необходимости государственная экспертиза может проводиться общественными объединениями и независимыми экспертами, а также специалистами международных экспертных организаций.

Государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от ЧС проводятся в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения. Государственная экспертиза и государственный надзор и контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. ликвидация чрезвычайных ситуаций.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии со следующей установленной Правительством Российской Федерации классификацией чрезвычайных ситуаций локальной - силами и средствами организации местной - силами и средствами органа местного самоуправления территориальной - силами и средствами органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации региональной и федеральной - силами и средствами органов исполнительной власти субъектов

Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации. В случае, если указанных сил и средств недостаточно, то в установленном порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти. Если ЧС является трансграничной, то е ликвидация осуществляется по решению Правительства Российской Федерации в соответствии с международными договорами.

2.3 задачи, связанные с реализацией прав населения в области защиты от ЧС. В данную группу задач включаются подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях. Порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций определяется Правительством Российской Федерации. Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в организациях, в том числе в образовательных учреждениях, а также по месту жительства.

Руководители и другие работники органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций проходят подготовку к действиям в чрезвычайных ситуациях в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, в образовательных учреждениях дополнительного образования в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации и в иных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию и непосредственно по месту работы.

Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций обеспечивается органами управления, входящими в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, совместно с общественными объединениями, осуществляющими свою деятельность в области защиты и спасения людей, федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями.

Сергеев В.С. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. М. Академич. Проспект, 2003. С.157. Для пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций могут использоваться средства массовой информации. Многими авторами пособий отмечается, что пропаганда таких знаний ведтся недостаточно эффективно. Введнный в учебных заведениях курс безопасность жизнедеятельности часто изучается недостаточное количество

учебного времени. Пропаганда среди не обучающегося населения, то есть с использованием СМИ, ведтся довольно редко. реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций реализует права граждан РФ 1 на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций 2 использовать

средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций следует обратить внимание, что это право зачастую не может быть использовано из-за отсутствия средств индивидуальной защиты, укрытий на объектах 3 быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных

местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности 4 обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций 5 участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также иные права в данной сфере, предусмотренные Конституцией и законодательством РФ.

Ч.1 ст. 18 Фз от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с изм. от 28 октября 2002 г. Российская газета. 1994 24 декабря. осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций. Согласно законодательству Российской Федерации на единую государственную систему предупреждения и ликвидации

ЧС возложена обязанность по реализации прав граждан в сфере социальной защиты 1 на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций 2 на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций 3 на бесплатное государственное социальное страхование, получение компенсаций и льгот за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций 4 на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности

в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от ЧС, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья 5 на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при

выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка. Заключение Итак, в современных условиях роста числа ЧС защита населения и территорий от ЧС не может осуществляться каким-либо одним органом. Для этого необходима многоуровневая система, какой является единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС. хотелось бы заострить внимание на недостатках сформированной системы.

Наиболее проблемным является выполнение комплекса задач, связанного с реализацией прав населения в области защиты от ЧС. Во-первых, уделяется недостаточно внимания подготовке населения, в частности, пропаганде знаний в области защиты населения и территорий от ЧС. Если в учебных заведениях изучается курс Безопасность жизнедеятельности, то для не учащегося населения информации предоставляется явно недостаточно. Во-вторых, недостаточно реализуются некоторые права населения

в области защиты от ЧС. Например, право на использование средств индивидуальной и коллективной защиты нередко не может быть использовано из-за отсутствия этих средств на объектах. Эти и другие существующие недостатки говорят не о необходимости ликвидации единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС, а реформировании правовой базы и улучшении е финансового обеспечения. В целом же единая система соответствует целям своего создания и оптимальным образом объединяет органы

управления, силы и средства органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС. Составляющие систему элементы достаточно специализированы в выполняемых функциях и в то же время взаимосвязаны в осуществлении совместной деятельности. Е создание позволяет данным органам и организациям более эффективно и более оперативно осуществлять

свою деятельность. Список литературы 1. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с изм. от 28 октября 2002 г. Российская газета. 1994 24 декабря. 2. Указ Президента РФ от 28 августа 2003 г. N 991 О совершенствовании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

с изменениями от 11 июля 2004 г. Собрание законодательства Российской Федерации. 2003 1 сентября. 3. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794 О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Российская газета. 2004 7 января. 4. Безопасность жизнедеятельности Учебник Под ред.

Проф. Э.А. Арустамова. М. Издательско-торговая корпорация Дашков и K, 2003. 496 с. 5. Безопасность жизнедеятельности Учебное пособиеПод ред. О.Н. Русака. СПб. Издательство Лань,2002. 448 с. 6. Еремин М.Н. Основы гражданской безопасности Учебное пособие. Оренбург Издательский центр ОГАУ, 2002. 332 с.

7. Сергеев В.С. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. М. Академич. Проспект, 2003. 432 с. 8. Хван Т.А Хван П.П. Безопасность жизнедеятельности. Ростов-на-ДонуФеникс,2000. 416 с.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.