Технология проектов - инновационное направление в
подготовке специалистов среднего звена
Кандидат педагогических наук, доцент Е.В. Воробьева
А.А. Григорьев, Иркутский техникум физической культуры, Иркутск
Общепризнанно,
что статус, авторитет и профессионализм личности в значительной степени
определяются уровнем сформированности интеллектуальной сферы,
самостоятельностью мышления, качеством ума, способностью не только
аргументировать правильность своей точки зрения, но и понять точку зрения
другого человека, проявить находчивость, сообразительность, остроумие. С
уровнем развития самостоятельности мышления связаны способность принимать
обдуманные и взвешенные решения, возможность прогнозировать будущее,
формировать стратегию жизнедеятельности, строить адекватный образ
"я", ориентироваться в ситуациях, людях, проблемах [4].
Таким
образом, главным стратегическим направлением в системе профессионального
образования должен быть личностно ориентированный подход, в котором личность
студента была бы в центре внимания педагога-психолога, чтобы традиционная
парадигма образования (преподаватель - студент-учебник) была со всей
решительностью заменена новой парадигмой - учебник -студент-преподаватель [5].
В
условиях личностно ориентированного обучения преподаватель выступает в роли
организатора самостоятельной активной познавательной деятельности студентов,
компетентным консультантом и помощником. Его профессиональные умения должны
быть направлены не просто на контроль знаний и умений студентов, а на
диагностику их деятельности, чтобы вовремя помочь квалифицированными действиями
устранить намечающиеся трудности в познании и применении знаний [4].
Одним
из направлений личностно ориентированного обучения является технология
проектов, т.е. обучение в сотрудничестве.[3].
В
основе технологии проектов лежит развитие познавательных навыков студентов,
умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в
информационном пространстве, развивать критическое мышление. Организация работы
ориентирована на самостоятельную деятельность студентов: индивидуальную, парную
или групповую, которая выполняется в течение определенного отрезка времени.
Данная технология предполагает решение педагогической проблемы,
предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов и
средств обучения, а с другой - интегрирование знаний и умений в определенной
области деятельности. Результаты проектов должны быть внедрены в конкретную
деятельность.
При
использовании технологии проектов необходимо учитывать следующие требования
[5]:
1.
Наличие значимой в исследовательском и творческом плане проблемы.
2.
Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых
результатов.
3.
Самостоятельная деятельность студентов.
4.
Структурирование содержательной части проекта.
5.
Внедрение проекта в практическую деятельность.
С
целью оптимизации и совершенствования педагогического процесса по дисциплине
"Технология физкультурно-спортивной деятельности - плавание" в ИТФК
проведено педагогическое исследование по внедрению в учебно-воспитательный
процесс технологии проектов.
Исследование
проводилось с 1 сентября 2002 г. по апрель 2003 г., в качестве испытуемых
участвовали пять учебных групп по 25 студентов второго года обучения. Были
составлены контрольная группа из 50 человек и экспериментальная из 75.
Цель
исследования - способствовать формированию профессиональных умений и навыков
через самостоятельный творческий поиск студента.
Содержание
дисциплины "Технология физкультурно-спортивной деятельности -
плавание" подразделяется на три относительно самостоятельных и вместе с
тем тесно взаимосвязанных педагогических блока. Первый блок - теоретическое
обоснование закономерностей построения и конструирования техники спортивных
способов плавания; второй - методико-практические аспекты, основанные на
приобретении профессионально-педагогических умений и навыков в проведении
учебных и физкультурно-оздоровительных мероприятий с различным контингентом
населения и применением здоровьесберегающих технологий. Третий блок -
практический - заключается в освоении техники спортивных способов плавания.
В
контрольной группе система обучение осуществлялась с использованием
объяснительно -иллюстративного и репродуктивного методов обучения. В
экспериментальной группе система преподавания и учения осуществлялась с
использованием технологии проектов.
В
педагогическом процессе деятельность студентов экспериментальной группы
планировалась в двух направлениях - теоретическом и практическом:
В
теоретическом:
-
осуществлялся поиск информации (учебник, научно-методическая литература,
компьютерная информация, видеоматериал) по тематике;
-
изучались общие основы технологии обучения технике двигательного действия;
В
практическом:
1.
В контексте логической направленности:
-
определить методы обучения технике двигательного действия;
-
определить структурный и фазовый составы техники двигательного действия;
-
определить задачи обучения технике двигательного действия с учетом его фазового
состава.
2.
В контексте операционной направленности:
-
подобрать имитационные и подводящие упражнения для освоения ТДД с учетом
поставленной проблемы.
3.
В контексте "причинной" направленности:
-
определить типичные ошибки и пути их исправления в процессе обучения ТДД.
4.
В контексте мотивационно-психологической направленности:
-
реализация проекта ТДД в реальных условиях.
В
зависимости от типа учебного материала студентам читались лекции с
использованием объяснительно-иллюстративного, репродуктивного и проблемного
методов и их сочетаний с акцентом на самостоятельно полученных студентом
знаниях.
На
методико-практических занятиях студенты уточняли полученные знания путем
самостоятельного решения проблемных заданий и разработки обучения технике
двигательного действия или развития физических способностей.
Сравнительный
анализ традиционного обучения и технологии проектов:
- контрольная группа,
- экспериментальная группа
Работа
на занятиях строилась по технологии индивидуального обучения, при которой
индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетами.
На
таких занятиях акцент делается главным образом на предметном контексте
деятельности, в основе которого лежит приобретение ЗУН стандартной и творческой
деятельности [1, 2].
Практические
занятия предусматривали выполнение практических заданий с использованием
творческой и самостоятельной деятельности студентов.
По
окончании эксперимента была проведена тестовая оценка уровней сформированности
знаний, умений и навыков по модифицированной методике 4-уровневого освоения
знаний В.П. Беспалько. Значительно большая успешность освоения знаний и
интеллектуальных умений разноплановой методической деятельности отмечена в
экспериментальной группе. Особенно ярко это выражено на втором, третьем и
четвертом уровнях. Получены достоверные различия средних величин: на первом уровне
при р