Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Инновационные технологии: методология, обучение и совершенствование рациональной системы двигательных действий

Инновационные технологии: методология, обучение и
совершенствование рациональной системы двигательных действий в спринтерском
беге

Кандидат педагогических наук, доцент В.Н. Власов
Ставропольский государственный университет, Ставрополь

Обучение
и совершенствование - две стороны одного и того же процесса. Отличаются они
прежде всего задачами, местом, временем, применяемыми методами и средствами.
Обучение предшествует совершенствованию - это первый этап подготовки, тогда как
совершенствование является его продолжением. Обучение следует рассматривать как
процесс постоянного качественного изменения по неуклонно восходящей линии, хотя
и с временными задержками. Согласно представлениям современной науки об
управлении учебным процессом и физиологии активности сущность двигательного
навыка состоит в непрерывном приспособлении эффекторных импульсов к внешним условиям,
все время изменяющимся.

Известно,
что овладение техникой можно разделить на несколько этапов:

1.
Определение двигательной структуры упражнения.

2.
Выявление адекватной коррекции для всех деталей движения.

3.
Переключение коррекции движения на соответствующие низовые уровни управления,
т.е. автоматизация двигательных действий.

4.
Стандартизация и устойчивость двигательных действий.

Первые
два этапа представляют собой начальный период освоения техники двигательных
действий, а два других относятся к периоду закрепления и совершенствования.

При
освоении рациональной техники двигательных действий ЦНС активно отыскиваются
все более адекватные, более точные решения двигательной задачи.

"Двигательный
состав" - это все, что относится к внешней конструкции движения, к его
форме: направление, амплитуда, последовательность. Наряду с репродуктивной
деятельностью осуществляется активная творческая деятельность, когда обучаемый
сознательно отыскивает наиболее рациональный путь осуществления двигательных
действий.

Этап
выявления адекватной коррекции для всех деталей двигательных действий - самый
трудный и самый ответственный момент в освоении техники. Если до этого
обучаемый осваивал форму движения, как оно выглядит извне, то теперь он уже
осознает, как выглядит движение "изнутри". Особенно важно сознательно
вникать в выполнение двигательных действий. Сюда входят тонкие проприоцептивные
ощущения двигательных действий и их коррекция, которые обучаемый не в состоянии
объяснить, но которые обязательно нужно прочувствовать, чтобы овладеть
рациональной техникой.

С
позиций науки об управлении системами - кибернетики - процесс обучения и
совершенствования следует рассматривать как сложную динамическую систему,
которая может быть управляемой. Управление осуществляется там, где имеется
система. Оно означает перевод системы из одного состояния в другое возможное
для нее состояние в результате передачи, получения и переработки информации в
форме сведений о ранее известных событиях посредством прямой и обратной связи
[1, 7, 9, 10].

Обратная
связь позволяет управляющей системе ликвидировать рассогласование, которое
наступает между фактическим и заданным состояниями при функционировании
системы.

По
своей сущности управление техническим совершенствованием - это процесс перевода
сложной динамической системы из одного состояния в другое путем воздействия на
его переменные - обучаемость, тренированность и т.д.

Спортивный
педагог - это управляющая система, а спортсмен - управляемая. Чтобы
существовала система, необходимо иметь цель и алгоритм управления. Алгоритм -
это объективная характеристика любого вида деятельности. Он позволяет этой
деятельности быть управляемой [1, 7, 9].

Л.В.
Чхаидзе [11] осуществил разработку общей теории координации с позиций теории
управляемых систем. Автор считает, что в организме человека имеются два кольца
управления произвольными движениями. Одно ведает управлением смысловыми частями
навыка, другое - конкретной мышечной деятельностью. Ведущую роль в этой
регуляции играет мышление, в основе которого лежат закономерности высшей
деятельности человека. Человек способен перекодировать информацию чисто
физиологическим путем, осмыслить и понять ее благодаря способности коры
головного мозга отражать внешнюю действительность, создавая образ (модель).
Благодаря этому человек в состоянии раскрыть сущность явлений, их внутреннюю
логику и построить психические модели. Источник обратной информации - это
обучаемый, у которого функционируют сложные механизмы обратной афферентации или
сенсорных коррекций [1, 2].

К
настоящему времени в традиционной методике обучения технике легкоатлетических
упражнений накопилось довольно много противоречий. Особенно неопределенная
картина на этапе начального обучения - ключевом звене системы обучения,
совершенствования и дальнейшего повышения эффективности техники
легкоатлетических упражнений.

Многие
авторы предлагают использовать на начальном этапе обучения варианты
"упрощенной", "переходной", "адаптированной"
техники. Однако здесь по крайней мере два "но'':

1.
Неясно, что же представляют собой эти варианты техники, ее структура,
содержание.

2.
Освоение этих вариантов техники в дальнейшем сулит перспективу болезненного
переучивания на более "совершенную технику".

Ряд
авторов [2, 4, 8] считают, что техника двигательных действий в легкой атлетике
на всем протяжении ее освоения и совершенствования должна быть примерно
одинаковой. Вновь совершенно не ясны основа и структура этой техники,
преемственность вариантов техники на различных этапах возрастного развития, при
изменении уровней физической подготовленности.

В
связи со сказанным мы попытались решить обозначенные и другие проблемы методики
обучения, совершенствования и повышения эффективности системы двигательных
действий при выполнении легкоатлетических упражнений.

Известно,
что движения в ходьбе, беге, прыжках, метаниях представляют собой огромнейшие
синергии. В них стройно и дружно работают сотни мышц. Благодаря
многосуставности подвижных цепей тела и огромному количеству степеней свободы
между всеми сегментами тела разыгрывается большое количество сил взаимодействия
- реактивные, инерционные силы. Каждую долю секунды в ЦНС посылается огромное
число афферентных импульсов от проприорецепторов, и тут же мгновенно уходят к
мышцам, суставам сигналы сенсорной коррекции. И это непрерывно.

Все
или почти все легкоатлетические локомоции уже в 10 - 11 лет - достаточно
стабильные навыки. Другое дело - их качество, степень рациональности,
эффективность. Навыки "обрастали движениями" [1] очень долго, много
лет, посредством упражняемости, а определяет этот процесс стремление решить ту
или иную двигательную задачу. Фоновую коррекцию двигательных действий выполняют
нижестоящие отделы ЦНС, и делают это безупречно. Непрерывное участие сознания в
управлении всеми синергиями при решении двигательных задач попросту невозможно.


Управление
всей мышечной деятельностью осуществляется на уровне подсознания [3, 10, 11].
Сознание в любой момент может вмешаться в управление двигательными действиями,
не ломая навыка, но меняя амплитуду движений маховых звеньев, величину
динамических усилий, акценты ускорения звеньев тела, одним словом, - общий
характер выполняемого упражнения. Системно-структурный подход к анализу техники
легкоатлетических упражнений позволил определить уровни структуры в
соответствии с функцией системы двигательных действий в конкретном
легкоатлетическом упражнении, что дает возможность выявить в этой системе
ключевые, определяющие эффективность двигательных действий, структурные
элементы техники. Вырисовывается целостное представление о технике с выделением
в структуре движений ее ключевых элементов в системной взаимосвязи,
объединенных общей функцией, целью, суть которой заключается в эффективном
использовании двигательного потенциала человека для достижения максимального
результата.

Проведенное
нами исследование позволило определить основу техники легкоатлетических
упражнений, имеющую инвариантный характер. Другими словами, основа рациональной
техники легкоатлетических упражнений - единая, общая для всех категорий и
уровней физической подготовленности занимающихся бегом, прыжками, метаниями.
Таким образом, устраняется неопределенность в понимании основы техники
легкоатлетических упражнений на начальных этапах обучения и путей ее
совершенствования, исчезает перспектива переучивания на более "совершенную"
технику двигательных действий.

Исходя
из вышеизложенного принципа системно-структурного подхода к анализу техники и
кибернетического принципа "упрощения сложности", был составлен
управляющий алгоритм двигательных действий при обучении бегу на скорость для
использования с целью самоконтроля в процессе выполнения упражнения.

По
нашему мнению, суть алгоритма ключевых действий во время бега как формулы
самоконтроля состоит в следующем:

1.
Оптимальная ширина постановки стоп на опору относительно продольной оси
продвижения и оптимальный угол их разворота.

2.
"Загребающе-подхватывающий" характер быстрого отталкивания передней
частью стопы.

3.
Согласованные ускорения маховых встречных движений рук и ног, при которых
максимум угловых скоростей достигается в момент подхода конечностей к
вертикальной оси туловища.

Оптимальный
ритм бега обеспечивается нижестоящими отделами ЦНС при условии точного
выполнения предписаний оптимального алгоритма ключевых действий - уровня
сознания. В этом случае исключаются конфликтные взаимодействия реактивных и
инерционных сил маховых звеньев тела.

Представленный
выше управляющий алгоритм ключевых действий в спринтерском беге как формула
самоконтроля был применен на учебных занятиях со студентами ФФК СГУ. Анализ
результатов исследования показал возросшую познавательно -двигательную
активность обучаемых при выполнении учебных заданий, улучшение ритма бега,
увеличение скорости, формирование объективно индивидуализированной техники
спринтерского бега.
Список литературы

1.
Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. - М.: ФиС, 1991. - 285 с.

2.
Боген М.М. Обучение двигательным действиям. - М.: ФиС, 1985, с. 3-95.

3.
Лапутин А.Н. Обучение спортивным движениям. - Киев: Здоровье, 1986, с. 6-36.

4.
Легкая атлетика. Учебник для ин-тов физ. культ. /Под ред. О.В. Колодия, Е.М.
Лутковского, В.В. Ухова. - М.: ФиС, 1985, с. 21-49.

5.
Легкая атлетика. Учебник для ин-тов физ. культ. /Под ред. Н.Г. Озолина, В.И.
Воронкина, Ю.Н. Примакова. - М.: ФиС, 1989, с. 36-57, 201-583.

6.
Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М.: ФиС, 1991, с 114-126.


7.
Озеров В.П. Психомоторное развитие спортсменов. Кишинев: Штиинца, 1983, с.
20-26.

8.
Озолин Н.Г. Молодому коллеге. - М.: ФиС, 1988.

9.
Станчев С. Техническая подготовка легкоатлетов-метателей. - М.: ФиС, 1981, с.
7-30.

10.
Фарфель В.С. Управление движениями в спорте. - М.: ФиС 1975, с. 7-28.

11.
Чхаидзе Л.В. Об управлении движениями. - М.: ФиС, 1970. - 135 с.

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.