Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Физическая культура работников промышленного производства

Физическая культура работников промышленного
производства

Доктор педагогических наук, профессор Ю.П. Галкин

Наша
страна вступила в этап экономической реформы и перехода к рыночным отношениям.
Началась социальная переориентация экономики, основанной на приоритетности
решения насущных проблем народного благосостояния. Стали происходить заметные
перемены и в социальной сфере. В центре социальных проблем научно-технической
революции, на пересечении их последействий находится проблема человека. Это
всестороннее развитие личности, общее и специальное образование и воспитание,
организация труда и досуга, повышение материального благосостояния и культуры,
трудовой и социальной активности.

Отмечая
большую роль и значение физической культуры для укрепления здоровья,
нормального физического развития и обеспечения готовности современного человека
к высокопроизводительному труду, многие ведущие отечественные и зарубежные
исследователи [1, 2, 3, 4, 5, 6, 9, 10, 11] указывают, что они должны быть
включены в общий ансамбль всех социальных факторов, определяющих образ жизни
человека. Известно, что между понятиями "здоровье" и "физическое
состояние" человека существует тесная связь. Сегодня здоровье человека
рассматривается не только как хорошее самочувствие и отсутствие болезней, но и
как стабильное и в то же время вариативное психофизическое и духовное
состояние, позволяющее ему достаточно эффективно осуществлять его биологические
и социальные функции. По имеющимся данным [2], большинство болезней человека
начинается при состоянии организма на грани нормы и патологии. В этом
угрожающем здоровью состоянии сейчас находится от 50 до 80% рабочих и служащих,
что не позволяет им высокоэффективно трудиться.

Результаты
проведенного нами исследования среди работающих на промышленном предприятии
женщин во многом подтверждают эти неутешительные для здоровья цифры. Оказалось,
что примерно каждая пятая работница в возрасте 20-30 лет (22%) имеет низкий
уровень физического состояния (УФС), каждая третья - ниже среднего (32%) и
средний (36%) уровни.

Только
у одной из десяти (10%) молодых работниц УФС был выше среднего. Примерно такие
же соотношения в УФС были выявлены и у работниц других возрастных групп.
Примечательно, что высокий УФС не был обнаружен ни у одной из 273 обследованных
женщин.

По
нашим данным, количество работниц, имеющих те или иные патологические
отклонения в состоянии здоровья, с возрастом увеличивается, хотя достоверные
различия в УФС у женщин различных возрастных групп отсутствуют. Эти значимые
различия обнаружены в возрастной динамике некоторых показателей,
характеризующих УФС (масса тела, систолическое и диастолическое артериальное
давление, частота сердечных сокращений после функциональной нагрузки,
двигательные способности). При этом было установлено, что средние показатели
гибкости, быстроты и динамической силы испытуемых не отвечают требуемому
уровню. Женщины лучше справляются с движениями, требующими проявления
скоростной и скоростно-силовой выносливости.

Реализация
индивидуальных программ двигательной активности в течение годичного периода,
разрабатываемых с помощью ЭВМ, выявила достаточно высокую эффективность
самостоятельных занятий физическими упражнениями во внерабочее время как у
практически здоровых работающих женщин, так и у тех, кто имел патологические
отклонения в своем состоянии. Эти благоприятные изменения произошли главным
образом за счет статистически значимого снижения их массы тела и повышения
тестовых результатов в скоростной выносливости, а также снижения величины
сердечных сокращений после функциональной нагрузки.

Анализ
происшедших изменений в показателях и УФС обследованных работниц показал также,
что отсутствие статистически значимых различий в некоторых данных связано с большой
величиной коэффициентов вариации (V%). Это указывает на большую вариабельность
проявляемых ими функциональных возможностей и двигательных способностей и
свидетельствует о больших индивидуальных колебаниях в ответной реакции их
организма на продолжительно и систематически выполняемые самостоятельно
физические упражнения. Все это достаточно убедительно доказывает
перспективность осуществления индивидуальной формы организации и методики
проведения занятий физическими упражнениями с трудящимися во внерабочее время
на основе разработанной нами технологии составления индивидуальных программ с
использованием ЭВМ, которую целесообразно применять в физической рекреации и
двигательной реабилитации трудящихся промышленных предприятий.

Как
показали результаты проведенных нами массовых социологических исследований,
количество работников, занимающихся в виде физической рекреации и
неспециального физкультурного образования, с 1989 по 1995 год сократилось в
среднем с 57,1 до 34%, а коэффициент их активности (Ка) - отношение количества
постоянно занимающихся физической культурой к количеству тех, кто эти занятия
игнорирует, - в занятиях физическими упражнениями упал с 0,3 до 0,09, т.е. в
3,3 раза. Особенно заметно (в 6-7 раз) коэффициент активности понизился в
организованных формах занятий. Примерно в два раза уменьшилось количество тех,
кто постоянно самостоятельно занимался физическими упражнениями. В меньшей мере
это коснулось работников, которые выполняли эти занятия также самостоятельно,
но не систематически. Иными словами, можно сказать, что самостоятельные виды
занятий физическими упражнениями оказались более устойчивыми к действию
разрушительных сил переходного периода, а поэтому теоретики и практики массовой
физической культуры больше внимания должны уделить укреплению ее организационно
-методической основы. На стремление работников заводов к самостоятельным формам
занятий физическими упражнениями, которые менее лимитированы формальными, а в
последнее время и материальными, условиями, обращают внимание и другие исследователи
[7].

Среди
различных возрастных групп трудящихся наибольшую активность в занятиях
физической культурой и спортом продолжает проявлять молодежь до 25 лет, хотя их
Ка также понизился, а у молодежи до 18 лет уменьшился в 9,1 раза. Еще более
существенные изменения произошли в группе самых пожилых работников (50-60 лет),
у которых активность в этих занятиях упала сразу в 10 раз. Ка рабочих, ИТР и
служащих примерно одинаков, хотя среди инженерно-технических работников
осталось относительно большое количество приверженцев самостоятельных занятий
различными видами физической культуры.

Активность
в этом направлении у работников, имеющих высшее или неоконченное высшее
образование, в 1,5-2 раза выше по сравнению с работниками, у которых уровень
образования ниже. Ка у женатых (замужних) и холостых (незамужних) работников
примерно одинаков, хотя, судя по величине этого коэффициента, активность в
первой группе стала ниже в 3,5 раза, а во второй - в 5,4 раза. Активность в
занятиях физическими упражнениями у бездетных работников вдвое выше по
сравнению с теми, кто имеет одного, двух или трех детей. Следует отметить, что
активность работников, имеющих трех детей, за указанный период наблюдений
уменьшилась в 7,3 раза. Сравнивать полученные нами данные с имеющимися в
литературе, видимо, нет смысла. Во-первых, потому, что выявленные в процессе
исследования на одном или нескольких промышленных предприятиях закономерности
можно экстраполировать на другие предприятия страны лишь в определенной мере,
поскольку каждое из них обладает своей неповтори мой спецификой, связанной с
различиями в содержании и характере труда, с особенностями профессиональной
структуры, общеобразовательного и культурного уровня трудящихся и рядом других
особенностей [11]. Во-вторых, потому, что имеющиеся по этой проблеме данные [8]
отличаются большим разнообразием. Эти расхождения литературных данных связаны,
видимо, с отсутствием единой методики получения и обработки материала, а также
с различной интерпретацией респондентами понятия "занятия физической
культурой".

По
нашим данным, активность работников в сфере физической культуры по сравнению с
другими видами деятельности в структуре занятий в свободное время весьма
незначительна, хотя следует отметить, что и в других занятиях эта активность
заметно снизилась в последние годы. Так, если шесть лет назад самым популярным
занятием у трудящихся было чтение газет и журналов (Ка=20,1), то ныне на первом
месте просмотр телепередач (Ка=12,1). Работники снизили активность в чтении
газет и журналов, художественной литературы, стали реже посещать театры и
концертные залы, кинотеатры. В то же время повысился Ка в просмотре
телепередач, в занятиях любимым делом, но особенно во встречах с друзьями,
компаниях и т.п. Активность же в занятиях различными видами физической культуры
снизилась на 70% , и в этой структуре они занимают последнее место. На
соотношение различных видов занятий в этой структуре оказывают влияние
социально -демографические факторы. Например, мужчины более регулярно, чем
женщины, читают газеты и журналы, но больше времени проводят в гостях и
компаниях. Женатые (замужние) работники примерно в два раза больше смотрят
телевизор, чем холостые (незамужние), более регулярно читают газеты и журналы,
зато последние более активны в чтении художественной литературы, посещении
кино, концертов и театров, а что касается посещения своих друзей,
родственников, компаний или просто прогулок и отдыха, то они активнее первых в
2-3 раза. Молодые работники (до 30 лет) по сравнению с работниками более
старшего возраста меньше смотрят телевизор, читают газеты и журналы, но в 2-3
раза активнее в чтении художественной литературы, посещении театров и других
культурных заведений, во встречах с друзьями и в компаниях. Потребность более
образованных работников в содержательном характере отдыха вызывает, как
правило, и большую активность в занятиях физической культурой.

Как
видим, наиболее высокая активность трудящихся проявилась в таких традиционных
формах потребления культуры, как просмотр телепередач, чтение художественной
литературы, газет и журналов. Эти формы занятий носят хотя и не всеобщий, но
все же массовый, широко распространенный характер. Как и следовало ожидать,
наиболее популярную и продолжительную сторону культурной жизни в сфере быта
закономерно образуют те занятия, в которых получение культурной информации и
духовно-эстетические переживания неотделимы от отдыха и развлечения. Полученные
нами данные говорят о том, что около половины всего времени повседневной
культурной жизни работников, т.е. в среднем 10-12 ч в неделю, поглощает
телевидение. Это примерно столько же времени, сколько работники отводят на
чтение, выходы в кино и театр вместе взятые. То, что у трудящихся среди прочих
занятий в свободное время получили наибольшее распространение просмотр
телепередач, чтение книг, газет и журналов, отметили и другие исследователи.
Безусловно, для гармоничного развития личности необходимо разнообразие и
богатство повседневной культурной жизни. Ясно, что это предполагает
обязательное (если говорить о больших группах людей) распространение и чтения,
и телевидения, и публичных зрелищ, и профессионального творчества, и занятий
физической культурой.

Рациональный
образ жизни современного человека немыслим без всеобщего распространения
физической культуры. Это предполагает, что подавляющая часть работающих людей
ежедневно делают утреннюю гимнастику и сверх того - более или менее регулярно
занимаются неспециальным физкультурным образованием, физической рекреацией,
спортом или двигательной реабилитацией.

Изучение
бюджетов времени работников завода позволило установить, что за 6-летний период
мужчины сократили время занятий физической культурой с 3,2 до 1,5 ч в неделю, а
женщины - с 1,2 до 1 ч, что явно ниже рекомендуемой для рабочих и служащих
промышленных предприятий нормы (4-6 ч в неделю) двигательной активности [8,
11]. Правда, работники при этом резко увеличили затраты времени на физический
труд на садовых участках, но эту замену формы двигательной активности нельзя
считать равноценной. А вообще стоит отметить, что при установлении реального
количества времени, отводимого трудящимися на занятия физической культурой в
недельном бюджете времени, в литературе имеются расхождения. Например, по одним
наблюдениям на эти занятия на одного условного работника приходится до 1 ч в
неделю, а по другим, в зависимости от возраста, - от 9,6 до 16,7 ч, служащего -
от 2,8 до 17,9 ч, а ИТР - от 7,5 до 11 ч в неделю. Имеются также и другие
данные. Как мы уже отмечали, в какой-то мере этот дефицит физических упражнений
работники компенсируют другими средствами, и в частности пешими прогулками. Но,
конечно, такого рода компенсацию двигательного дефицита можно считать
целесообразной лишь с большой натяжкой, хотя некоторые авторы в таком виде
двигательной активности находят большой положительный эффект. А резервы для
занятий различными видами физической культуры у трудящихся есть. У мужчин их
следует искать прежде всего в сокращении нераспределенного времени, а у женщин
(и особенно замужних) - в уменьшении времени на решение многих бытовых проблем.
А пока примерно треть работников используют в свободное время преимущественно
пассивные в двигательном отношении виды занятий при достаточно высокой
вербальной потребности в физической активности. Главные причины этого положения
кроются, по нашему мнению, в сложной общей социально-экономической и бытовой
обстановке, в недостаточной культуре потребления различных общественных благ, в
неумении гармонически сочетать различные виды деятельности в свободное время, а
также в неудовлетворительной организационной работе с трудящимися и оказании им
всесторонней методической помощи в проведении самостоятельных занятий. Именно
этими причинами мы склонны объяснить тот факт, что примерно каждый пятый
работник (21,8%) свою незанятость физической культурой связывает либо с нежеланием
заниматься, либо с отсутствием привычки и потребности в этом виде занятий.

Научно-техническая
революция с каждым этапом будет изменять наше общество в технологичес ком
отношении, делать его более сложным. Безусловно, неизмеримо возрастут
требования к профессиональной компетентности, социальной ответственности и
моральному облику работников, а обмен экономической и иной плодотворной
деятельностью между людьми будет все более глубоким, широким, многогранным.
Такое общество, чтобы успешно функционировать, нуждается в универсально
подготовленном работнике, виртуозно владеющем своей профессией и обладающем
широким мировоззрением. В последнее время с особой остротой поднимается вопрос
о необходимости "очеловечивания" нашей жизни. Мы уже привыкли к таким
понятиям, как "век машин", "век электричества", "век
кибернетики". Думается, что должен когда-нибудь наступить и век человека.
Человек хочет жить лучше, интереснее, и без научно-технического прогресса ему
не обойтись. Достичь этого прогресса может по-настоящему всесторонне
гармонически развитый, физически совершенный человек.
Список литературы

1.
Арвисто М.А. Связь ценностных ориентаций и физкультурной активности в образе
жизни //Спорт в современном обществе. Философия, история, социология. - М.:
ФиС, 1980, с. 18.

2.
Белов В.И. Определение уровня здоровья и оптимальной физической нагрузки у
занимающихся оздоровительной тренировкой //Теория и практика физической
культуры, 1989, № 3, с. 6-9.

3.
Выдрин В.М. Введение в профессиональную деятельность. Учебное пособие для
физкультурных вузов. СПб.,1995. -138 с.

4.
Выдрин В.М. Физическая культура - вид культуры //Физическая культура, спорт и
здоровье нации: Матер.междунар. конгр.(С.-Петербург, 5-12 июня 1996 г.). СПб.,
1996, с. 8.

5.
Галкин Ю.П. Коэффициент активности. - Смоленск.: Товарищ, 1990. - 160 с.

6.
Галкин Ю.П. О рациональном двигательном режиме трудящихся // Актуальные
проблемы физического воспитания и здоровья населения: Тез. научн. докл.
Смоленск, 1992, с. 20-21.

7.
Гурков И.Б. Искусство выживания российских предприятий: размышления после
социологического обследования. ЭКО, 1994, № 9, с. 2-4.

8.
Жолдак В.И. Социально-педагогические основы производственной физической
культуры: Автореф. докт. дис. М., 1991. - 50 с.

9.
>Матвеев Л.П. К перспективам разработки общей теории физической культуры и
спорта //Теория и практика физической культуры. 1980, № 12, с. 11-15.

10.
Матвеев Л.П. О культуре физической //Советский спорт. 1985, 9-10 июля.

11.
Мусаелов Н.А., Нифонтова Л.Н. Производственная физическая культура в трудовом коллективе.
- М.: Профиздат, 1985. - 150 с.

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.