Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Спорт как социальное явление и фактор социализации личности

Научно-технологическое обоснование стандартной
учебно-тренировочной программы стимулируемого развития быстроты у детей
младшего школьного возраста

В.В.
Апокин, Сургутский государственный университет, Сургут
Введение.

Одним
из приоритетных вопросов теории и практики физической культуры является
совершенствование методики физического воспитания детей младшего школьного
возраста. Это связано с тем, что именно в это время формируются важные базовые
умения и навыки, создается фундамент двигательной деятельности, из элементов
которой впоследствии и складывается двигательная активность взрослого человека
[1, 2, 4 и др.]. Интерес к поиску эффективных средств педагогического
воздействия на младших школьников обусловлен в основном двумя группами
факторов: с одной стороны, ребенок этого возраста весьма восприимчив к
различным педагогическим обучающим и тренирующим воздействиям, с другой -
именно на этом этапе возрастного развития закладывается основа почти всех
характеристик физической подготовленности будущего взрослого человека [3].

Известно,
что в сенситивные возрастные периоды специфически направленные воздействия
вызывают стойкие функциональные сдвиги в организме, что создает благоприятные
условия для целенаправленного повышения уровня развития физических качеств.
Теоретико-методической основой идеи использования краткосрочной стандартной тренировочной
программы развития физических качеств стали исследования научных школ под
руководством В.В. Петровского и В.К. Бальсевича. Отсутствие экспериментальных
исследований о возможности применения стандартной тренировочной программы
стимулируемого развития быстроты у детей 9-10 лет послужило предпосылкой
проведения настоящего исследования. Ведущими идеями исследования являются
теоретическое обоснование и экспериментальная проверка возможности
использования стандартной учебно-тренировочной программы (СУТП) стимулируемого
развития быстроты в сенситивный период у школьников 9-10 лет в условиях
физического воспитания в школе.
Методы и организация.

Разработка
СУТП осуществлялась в пять этапов. На первом этапе обосновывался
методологический подход к разработке инновационной технологии стимулируемого
развития физического качества быстроты у детей, основанный на теории
сенситивных периодов развития моторики ребенка и концепции пуловой тренировки.
На втором этапе разрабатывались основные параметры содержания, объема и
интенсивности учебно-тренировочной нагрузки при стимулируемом развитии
физического качества быстроты у младших школьников. На третьем этапе
обосновывалось содержание учебно-тренировочного модуля как дидактической
единицы при реализации стандартной программы развития быстроты у младших
школьников. На четвертом этапе выявлялись особенности развития скоростных
способностей детей в ходе реализации СУТП и учебно-тренировочного модуля
пуловых тренирующих воздействий на обучающихся. На пятом этапе осуществлялась
экспериментальная проверка предложенной педагогической технологии
стимулируемого развития скоростных способностей детей 9-10 лет.

Для
оценка физического качества быстроты применялись следующие тесты (см. рисунок):


1.
"Челночный бег 10х5 м" - предназначен для оценки скоростных
способностей и координации, входит в состав унифицированной системы
"Юрофит" [5].

2.
"Частота постукиваний" - предназначен для оценки частоты движений
рук, входит в состав унифицированной системы "Юрофит" [5].

3.
"Бег на месте" - предназначен для оценки частоты движений ног [6].

4.
"Бег на 10 м со старта" - предназначен для оценки быстроты целостного
двигательного действия. Проводится с высокого старта по правилам соревнований в
легкой атлетике.

Для
регистрации частоты сердечных сокращений (ЧСС) во время выполнения
тренировочных упражнений и в период восстановления применялся электронный
спорттестер POLAR ELECTRO PЕ 3000 (Финляндия). Точность измерения ЧСС
составляла ±1 уд/мин.

Статистическая
обработка результатов исследований проводилась с использованием методов,
получивших широкое распространение в исследовательской практике. Осуществлялся
расчет средних значений стандартного отклонения статистических ошибок.
Достоверность различий двух средних совокупностей оценивалась с помощью
t-критерия Стьюдента.

СУТП
стимулируемого развития быстроты включала следующие упражнения:

1.
"Челночный бег по 5-метровым отрезкам" с обязательным пересечением
линий обеими ногами.

2."
Хлопки в ладоши" прямыми руками над и под веревкой, натянутой на уровне
груди.

3.
"Бег на месте" с касанием бедром резинки, натянутой так, чтобы при
касании ее бедром угол сгибания в тазобедренном суставе составлял 90°.

Использование
упражнений "Хлопки в ладоши" и "Бег на месте" продиктовано
необходимостью развития частоты движений руками и ногами, а упражнение
"Челночный бег", по нашему мнению, должно способствовать развитию
быстроты целостного двигательного действия и координации движений. Все
вышеперечисленные упражнения относительно координационно несложны, что
позволяет использовать их без большой предварительной подготовки.

Анализ
научно-методической литературы дал возможность выявить основные параметры
содержания, объема и интенсивности учебно-тренировочной нагрузки при
стимулируемом развитии физического качества быстроты у младших школьников. СУТП
включала выполнение 12 занятий для развития быстроты, проводимых через день в
начале основной части урока. Дети распределялись на три группы и выполняли одно
из предлагаемых упражнений ("Бег на месте", "Хлопки в ладоши"
и "Челночный бег"). Каждое упражнение длилось 7 с и повторялось 3
раза, затем происходила смена выполняемого упражнения.

Изменения
показателей быстроты при реализации стандартной учебно-тренировочной программы
стимулируемого развития быстроты (М±т)




Груп-


па





Пол





Ко-


ли-


чес-


тво





По-


ка-


за-


те-


ли





Бег на месте





Частота постукиваний





Бег 10 м со старта





Челночный бег 10x5 м







до экс-


перимен-


та





после экс-


перимен-


та





до экс-


перимен-


та





после экс-


перимен-


та





до экс-


перимен-


та





после экс-


перимен-


та





до экс-


перимен-


та





после экс-


перимен-


та







ЭГ





м





17





М





29,24





35,12**





13,78





12,27**





2,78





2,54*





22,03





21,00**







m





0,67





0,59





0,26





0,24





0,05





0,04





0,28





0,27







д





32





М





30,38





36,91"





13,67





12,23*





2,81





2,62*





22,70





21,47*







m





0,77





0,67





0,27





0,23





0,03





0,03





0,22





0,23







общ.





49





М





29,98





36,29"





13,71





12,24*





2,80





2,59*





22,46





21,31 *







m





0,55





0,49





0,20





0,17





0,03





0,02





0,18





0,17







КГ





м





20





М





29,15





32,1





13,66





12,92





2,79





2,68





22,00





21,56







m





0,57





0,67





0,21





0,24





0,04





0,03





0,24





0,22







д





26





М





30,04





33,46





13,59





12,94





2,81





2,74





22,86





22,21







m





1,25





1,07





0,34





0,29





0,03





0,02





0,28





0,29







общ.





46





М





29,65





32,87





13,62





12,93





2,8





2,72





22,49





21,93







m





0,75





0,67





0,21





0,19





0,02





0,02





0,20





0,19






Примечание.
ЭГ - экспериментальная группа, КГ - контрольная группа, м - мальчики, д - девочки,
общ. - мальчики и девочки (вместе), достоверность различий *- р


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.