Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Критические периоды развития статического и динамического равновесия у школьников 1-11-х классов

Критические периоды развития статического и
динамического равновесия у школьников 1-11-х классов

Кандидат педагогических наук Ю.М. Кабанов, Витебский
государственный педагогический институт

Одна
из основных задач физического воспитания школьников - гармоничное развитие всех
сторон их моторики, в том числе и способности к равновесию. Сохранять
устойчивое положение тела при выполнении множества движений в повседневной
жизни человека и в специфических видах его деятельности (спорте, медицине,
искусстве и т.д.). Следовательно, на уроках физической культуры в школе крайне
необходимо развивать и совершенствовать способность к равновесию.

Согласно
литературным данным, в процессе роста и развития живого организма (в
онтогенезе) наблюдаются особые периоды повышенной его чувствительности к
воздействию факторов внешней среды [2-5]. Они получили название критических. В
эти периоды организм значительно лучше адаптирован к воздействию
неблагоприятных факторов внешней среды [3]. Определено, что направленное
воздействие на организм индивидуума в критические периоды развития того или
иного физического качества или способности позволяет наиболее эффективно
формировать прочные двигательные навыки, целенаправленно управлять
индивидуальной программой его физического развития [4, 5].

Поэтому
с целью выявления благоприятных периодов для направленного воздействия средств
при развитии способностей к равновесию в наших исследованиях были определены
критические периоды различных уровней чувствительности статического и
динамического равновесия. Тестировано 1100 учащихся 1-11-х классов, по 50
мальчиков и 50 девочек в каждом классе. Используемые нами контрольные упражнения
отвечали метрологическим требованиям теории тестов [1].

Годичные
сдвиги в развитии статического и динамического равновесия рассчитывались в
процентах по отношению к сдвигам, полученным за весь период обучения в школе.
Годичные периоды условно рассматривались как субкритические, если величина
сдвига в развитии способности к равновесию оказывалась ниже условной единицы
(у.е.) отсчета. Когда величина годичного сдвига превышала у.е., период развития
равновесия рассматривался как критический. Критический период низкой
чувствительности (КПНЧ) включал от 1,0 до 1,5 у.е.; средней (КПСЧ) - от 1,51 до
2,0 у.е.; высокой (КПВЧ) - от 2,1 у.е. и выше. Направленное воздействие
соответствующих средств для развития равновесия должно осуществляться в КПСЧ и
КПВЧ [3].

Для
расчета величин темпов прироста статического и динамического равновесия за
определенный период времени была использована формула С. Броуди [4]:

,

где:
Т - темпы прироста; П1 и П2 - х-значения исследуемых показателей.

Субкритические
периоды развития статического равновесия у мальчиков приходятся на 1-2-й,
4-5-й, 6-7-й, 7-8-й, 9-10-й, 10-11-й классы (табл. 1-2). КПНЧ отсутствуют. КПСЧ
наблюдается со 2-го по 3-й класс, КПВЧ - с 3-го по 4-й, с 5-го по 6-й и с 8-го
по 9-й классы. Однако только с 3-го по 4-й и с 8-го по 9-й классы наблюдается
статистически достоверное улучшение исследуемых показателей (см. табл. 2).
Поэтому мы не можем рассматривать период со 2-го по 3-й класс как КПСЧ и с 5-го
по 6-й класс как КПВЧ.

Таблица
1. Годичные сдвиги показателей статического и динамического равновесия у
школьников 1-11-х классов, выраженные в условных единцах (у.е.)




Классы





Статическое равновесие





Динамическое равновесие







мальчики





девочки





мальчики





девочки







1-2-й





-3,3





0,8





-0,2





-0,1







2-3-й





3,0





-0,8





8.1





6,9







3-4-й





3,2





3,1





-3,5





-5,1







4-5-й





-2,7





1,4





-0,6





2,2







5-6-й





2,3





-1,2





1,1





-0,6







6-7-й





-1,4





-2,2





-1,9





-0,1







7-8-й





-0,5





-0,7





1,9





0,4







8-9-й





7,5





5,5





6,1





3,4







9-10-й





-0,5





-3,5





-7,1





-1,6







10-11-й





-2,8





3,5





9,3





-2,0






Субкритические
периоды развития статического равновесия у девочек наблюдаются с 1-го по 2-й,
со 2-го по 3-й, с 5-го по 6-й, с 6-го по 7-й, с 7-го по 8-й и с 9-го по 10-й
классы (см. табл. 1). КПНЧ наблюдаются с 4-го по 5-й классы. КПСЧ отсутствуют.
КПВЧ приходятся на 3-4-й, 8-9-й, 10-11-й классы. Во всех КПВЧ происходит
статистически достоверное улучшение исследуемых показателей. Причем с 9-го по
10-й класс происходит снижение показателей (р

Таблица
2. Критические периоды различных уровней чувствительности статического и
динамического равновесия у школьников 1-11-го классов




Виды равновесия





Мальчики, классы





Девочки, классы







1-2





2-3





3-4





4-5





5-6





6-7





7-8





8-9





9-10





10-11





1-2





2-3





3-4





4-5





5-6





6-7





7-8





8-9





9-10





10-11







Статич.





I





III





IV





I





IV





I





I





IV





I





I





I





I





IV





II





I





I





I





IV





I





IV







Динамич.





I





IV





I





I





II





I





III





IV





I





IV





I





IV





I





IV





I





I





I





IV





I





I






Условные
обозначения: I - субкритические периоды; II - критические периоды низкой
чувствительности; III - критические периоды средней чувствительности; IV -
критические периоды высокой чувствительности

Следовательно,
наиболее благоприятные периоды для направленного воздействия средств при
развитии статического равновесия у мальчиков и девочек - 3-й и 8-й классы.

Субкритические
периоды развития динамического равновесия у мальчиков - 1-2-й, 3-4-й, 4-5-й,
6-7-й, 9-10-й классы. КПНЧ наблюдается с 5-го по 6-й класс; КПСЧ - с 7-го по
8-й класс, но улучшение показателей динамического равновесия статистически
недостоверно (p

КПВЧ
- со 2-го по 3-й, с 8-го по 9-й и с 10-го по 11-й классы. Стабилизация
показателей динамического равновесия на одном уровне (p

Субкритические
периоды развития динамического равновесия у девочек наблюдаются с 1-го по 2-й,
с 3-го по 4-й, с 5-го по 6-й, с 6-го по 7-й, с 7-го по 8-й, с 9-го по 10-й и с
10-го по 11-й классы. КПНЧ и КПСЧ отсутствуют. КПВЧ приходятся на 2-3-й, 4-5-й,
8-9-й классы (см. табл. 1). Причем только со 2-го по 3-й класс улучшение
показателей динамического равновесия статистически достоверно (см. табл. 2).
Поэтому рассматривать периоды с 4-го по 5-й и с 8-го по 9-й классы как КПВЧ
было бы некорректно.

Следовательно,
для направленного воздействия средств при развитии динамического равновесия
наиболее благоприятны периоды у мальчиков 2-й и 8-й классы, у девочек - 2-й
класс.
Список литературы

1.
Бондаревский Е.Я. Корреляционный анализ тестов на равновесие. Матер. III научн.
конф. по физ. восп. детей и подр. М., 1966, с. 154-156.

2.
Волков Л.В. Автореф. докт. дис. М., 1984.

3.
Гужаловский А.А. "Теор. и практ. физ. культ.", 1977, N 7.

4.
Гужаловский А.А. Автореф. докт. дис. М., 1980.

5.
Кузнецова З.И. "Физ. культ, в школе", 1975, N 1.

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.