Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Новые подходы к развитию ловкости у боксеров

Новые подходы к развитию ловкости
у боксеров

Президент городской федерации
бокса И.С. Колесник, Ульяновская городская федерация бокса, Ульяновск , Доктор
педагогических наук, профессор Л.Д. Назаренко, Ульяновский государственный
педагогический университет, Ульяновск

Специфика содержания двигательной
деятельности в боксе обусловлена высокой динамичностью, постоянной сменой
стрессовых ситуаций различного характера, необходимостью поддержания
оптимального веса, позволяющего обеспечить рациональное соотношение компонентов
двигательного акта и согласованность их основных параметров.

Двигательные действия в боксе
сопровождаются болевыми ощущениями как на учебно-тренировочных занятиях (ушибы,
различного рода повреждения опорно-двигательного аппарата), так и в процессе
соревновательной деятельности (удары и противодействия противника, спортивные
травмы). Очевидно, что умение стойко переносить болевые стрессы способствует
формированию мужества, силы воли и других черт характера. Однако снижение
вероятности травмирующих факторов в процессе ведения поединка позволило бы, на
наш взгляд, существенно повысить результативность соревновательной
деятельности; высвободить значительно больше сил и энергии для творческого
поиска новых приемов ведения боя.

Высокая скорость действий
боксера, насыщенность разнообразными движениями различной сложности создают
жесткие условия ведения поединка: в десятые доли секунды найти эффективный
прием для проведения нейтрализующего или опережающего удара. Эти задачи не
только требуют высокого уровня всех сторон спортивной подготовленности боксера,
но и предусматривают, по нашему мнению, поиск новых подходов, раскрывающих
дополнительные резервы реализации природных возможностей организма.

Такие резервы заложены в развитии
и совершенствовании комплекса двигательных координаций, среди которых ведущую
роль играют ловкость, точность, гибкость, подвижность, равновесие и др. [1, 2,
5]. Традиционная система подготовки боксеров предусматривает формирование
ловкости [6, 7], однако при этом не конкретизируются особенности ее проявления
в различных ситуациях, не уточняются средства и методы решения
технико-тактических задач, возникающих в процессе ведения боксерского поединка.


Ловкость как сложное
двигательно-координационное качество имеет несколько основных разновидностей и
проявлений [4], целенаправленное развитие которых позволит значительно улучшить
двигательные координации. Выбор стиля ведения боя, использование приемов,
характер действий, величина скорости передвижения и т.д. в значительной мере
определяются весом спортсмена и степенью формирования ловкости.

В своем исследовании мы исходили
из гипотезы, что совершенствование ловкости у боксеров по ее основным
разновидностям и проявлениям позволит повысить результативность их
соревновательной деятельности. Для проверки обоснованности выдвинутой гипотезы
был проведен педагогический эксперимент, в котором участвовали две группы юных
боксеров 1-го разряда в возрасте 16-17 лет, по 14 человек в каждой:
экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ). Перед началом исследования была
проведена проверка исходного уровня общефизической подготовленности по
следующим видам контрольных упражнений: бег 30 м (с); бег 11 мин (м); бег 4х2
мин (м); прыжок в длину с места (см); сгибание и разгибание рук в упоре лежа
(количество раз); подтягивание в висе (количество раз). Кроме этих упражнений
спортсмены выполняли двигательные задания, направленные также на выявление
исходного уровня развития ловкости по основным разновидностям и проявлениям:

- серия ударов различной силы (от
10 до 30 кг), фиксируемых динамометром со средней, ближней и ударной дистанций
сильной и слабой рукой в заданную уязвимую зону;

- несколько нападающих ударов
большой (более 50 кг) и средней силы (30-40 кг) с тех же дистанций с разной
скоростью. Критерием оценки качества выполнения упражнения являлась точность
попадания в заданную уязвимую точку;

- нанесение серии нападающих
ударов по подвижному мешку, передвигаемому с разной скоростью с использованием
уклонов и нырков.

Обработка полученных исходных
данных показала отсутствие существенных различий в уровне общей физической
подготовленности занимающихся ЭГ и КГ, а также в показателе, характеризующем
уровень развития ловкости по ее основным разновидностям и проявлениям


В КГ учебно-тренировочный процесс
осуществлялся по традиционной методике, предусматривающей развитие ловкости в
первой половине основной части занятия до признаков утомления, в общем плане
(по системе А.Т. Ширяева, 2002). В ЭГ наряду с упражнениями, развивающими
скоростно-силовые качества, общую и специальную выносливость и т.д., в
содержание тренировки включались двигательные действия, способствующие
совершенствованию ловкости по ее основным разновидностям и проявлениям.

Дифференцирование
пространственно-силовых параметров движений осуществлялось с помощью следующих
двигательных заданий:

1. Нанесение атакующего удара с
различным приложением усилий (от 10 до 30 кг) со средней, ближней, защитной и
ударной дистанций. Величина усилий измерялась с помощью динамометра,
прикрепленного к подвижному мешку со специальной разметкой, обозначающей
уязвимые места (нижняя и боковая поверхности челюсти, грудь слева, верхняя
часть живота - область солнечного сплетения, правое подреберье - область
печени).

При этом использовались все
основные виды передвижения: боксерский (скользящий) шаг; вышагивание; челночное
передвижение; мелкие боксерские шаги; семенящие шаги; подскоки. Смена способа
передвижения осуществлялась по сигналу тренера. Изменение силы удара
проводилось как по нарастающей величине, так и с резким переходом от
максимальной к минимальной, и наоборот.

2. Выполнение атакующего удара
разной силы по силуэту соперника, нанесенного на подвижный мешок, перемещаемый
с помощью специальных шнуров вверх-вниз, влево-вправо, а также с небольшими
уклонами. При этом измерялась сила каждого удара, и спортсмен своевременно
получал срочную информацию о величине прилагаемых усилий и точности нанесения
удара в заданную точку. Характер передвижения боксера определялся тренером в
течение всего периода времени выполнения задания.

Дифференцирование
пространственно-временных параметров проводилось путем применения
миллисекундомера, фиксирующего скорость каждого атакующего удара с разной
дистанции с учетом точности попадания в определенные уязвимые места.

Скорость атакующего удара для
более сильной и слабой руки задавалась звуковым сигналом (свистком). Большое
внимание уделялось использованию обманных движений (финтов), призванных
дезориентировать соперника: показ руками, передвижения, финты туловищем.
Получая срочную информацию о соответствии скорости движений заданным
параметрам, боксер использует предоставленную возможность для максимальной
мобилизации внимания на конкретном задании. При этом формируется специфическое
"чувство времени" на каждой дистанции и при соответствующем виде
передвижения, что способствует формированию индивидуального стиля боксера.

Для данного вида спорта,
характеризующегося проявлениями ловкости в прогнозируемых и нестандартных
условиях, имеет большое значение развитие именно этих проявлений
рассматриваемой двигательной координации.

Решение указанных задач
осуществлялось с помощью следующих упражнений:

1. Боксер наблюдает за характером
перемещений груши или мешка с нанесенными на них точками уязвимых мест,
запоминает величину амплитуды их движений и работает на "опережение",
угадывая оптимальное место нанесения атакующего удара. Точность действий
спортсмена фиксировалась в баллах и оценивалась экспертной группой по следующим
критериям:

5 баллов - нанесение атакующего
удара в центр уязвимого места при сохранении заданного темпа и ритма движений;

4 балла - достаточно высокая
точность попадания в указанную точку при незначительном снижении темпа
двигательных действий;

3 балла - смещение удара на 2-3
см от центра уязвимого места.

2. То же задание с использованием
различных способов передвижения; в сочетании с разными видами финтов, а также в
поединке с партнером.

Точность прогнозирования действий
соперника зависит от степени внимания, наблюдательности, способности к анализу
характера движений противника. Развитие этих качеств у занимающихся ЭГ
осуществлялось с помощью следующих приемов:

- запоминания наиболее часто
используемых видов передвижения соперника, его предпочтительной дистанции;
установления взаимосвязи способа передвижения, вида дистанции и разновидности
финта противника;

- концентрации внимания на
направлении атакующего удара соперника для выявления его "коронных"
ударов;

- выявления особых индивидуальных
приемов и способов ведения поединка противником (начальная скорость движений,
резкая или плавная смена характера двигательных действий; величина и угол
используемых уклонов и т.д.).

Свои наблюдения спортсмены
заносили в специальный дневник "Анализ учебно-тренировочного
занятия".

Для бокса характерно проявление
ловкости в нестандартных условиях. Точность и сила атакующего удара зависят от
веса самого спортсмена и его соперника. Величина веса не может быть неизменной
и увеличение или уменьшение его даже на граммы имеет немаловажное значение для
результата соревновательной деятельности. Характер ведения боя, а
следовательно, и его итог определяются также настроением боксера, его
хладнокровием, умением контролировать свое состояние.

В ЭГ особое значение придавалось
воспитанию уважения к сопернику. Способность видеть в противнике достойного
человека, умеющего терпеть болевые ощущения, преодолевать большие физические,
психологические, моральные, эмоциональные нагрузки, стремящегося к постоянному
совершенствованию, заставляет спортсмена вдумчиво и внимательно относиться к
каждому движению соперника, проявлять готовность к изучению и пониманию его
индивидуального стиля. Все это делает действия боксера более обдуманными,
взвешенными, целенаправленными, помогает точнее находить слабые места
противника.



Динамика показателей ловкости по
ее основным проявлениям у боксеров контрольных и эксперименталь ных групп. 1 -
пространственно-силовые параметры; 2 - пространственно-временные параметры; 3 -
в прогнозируемых условиях; 4 - в нестандартных условиях

Настрой на ведение боя в
непривычных, нестандартных условиях мобилизует боксера. Для формирования
ловкости, проявляемой в нестандартных условиях, предлагались следующие
двигательные задания:

- выполнение атакующего удара по
силуэту, нанесенному на мешке более тяжелого веса, с обозначением уязвимых
мест;

- использование утяжеленного
мешка, перемещаемого в различных направлениях, с уклонами, с более высокой
скоростью;

- нанесение атакующего удара при
повышенном темпе движений и т.д.

Проведение повторного измерения
уровня общей физической подготовленности, включая показатели ловкости по ее
основным разновидностям и проявлениям у занимающихся ЭГ и КГ по тем же видам
контрольных упражнений, через 8 месяцев систематических занятий показало, что у
спортсменов, принявших участие в исследовании, достоверно улучшились
показатели, характеризующие уровень развития ловкости по
пространственно-силовым и пространственно -временным параметрам , а также по
проявлению данной двигательной координации в прогнозируемых и нестандартных
условиях (см. рисунок).

Кроме того, в ЭГ улучшились
показатели в беге на 30 м (с), р

Таким образом, результаты
исследования показали, что в современной системе подготовки боксеров
недостаточное внимание уделяется развитию таких двигательно -координационных
качеств, как ловкость, точность и др. В специальной литературе не нашли своего
отражения вопросы формирования ловкости по ее основным разновидностям и
проявлениям. Применение комплекса двигательных заданий, направленных на
совершенствование пространственно-силовых, пространственно-временных
параметров, а также ловкости, проявляемой в прогнозируемых и нестандартных
условиях , обусловило существенное улучшение ее показателей по основным
разновидностям в ЭГ и повышению уровня общефизической и технической
подготовленности. В таком подходе к системе подготовки боксеров имеются, на наш
взгляд, определенные резервы повышения результативности их соревновательной
деятельности.

Данные педагогического
эксперимента показали, что под воздействием системы специальных двигательных
заданий по развитию и совершенствованию ловкости по ее основным разновидностям
и проявлениям происходят более глубокие физиологические изменения в организме,
что приводит к лучшей мобилизации резервных возможностей и открывает
дополнительные возможности для дальнейшего совершенствования отечественной методики
подготовки боксеров.
Список литературы

1. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И.
Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физ.
культуры. 1995, № 4, с. 2 - 7.

2. Бальсевич В.К.
Онтокинезиология человека. - М.: Теория и практика физической культуры, 2000. -
275 с.

3. Бокс. Программа для
детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ
олимпийского резерва, школ высшего спортивного мастерства (учебно-тренировочной
группы и группы спортивного совершенствования). М., 1985. - 162 с.

4. Назаренко Л.Д. Развитие
двигательно-координационных качеств как фактор оздоровления детей и подростков:
Монография. - М.: Теория и практика физической культуры, 2001. - 332 с.

5. Туревский И.М. Ловкость как
комплекс психических и моторных способностей: Автореф. канд. дис. М., 1980, с.
33.

6. Ширяев А.Г. Бокс. Учителю и
ученику (изд. 2-е, перераб. и доп.). - СПб.: Изд-во "ШАТОН", 2002. -
192 с.

7. Чудинов В.А. Физическая
подготовка начинающего боксера. - М.: ФиС, 1971. - 44 с.

Для подготовки данной работы были
использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.