Реферат по предмету "Естествознание"


Научно-техническая революция

Мордовский Государственный университет им. Н.П. Огарева Юридический факультет Специальность «Юриспруденция» Кафедра общей физики Реферат по курсу: «Концепции современного естествознания» на тему: «Сущность и основные особенности научно – технической революции». Выполнил: студентка 204 гр. Скворцова А.Н. Проверил: доцент кафедры общей физики

Еремина З.И. САРАНСК 2004. Содержание. Введение… I Сущность и основные особенности НТР…1.1 Предпосылки возникновения НТР и ее определение…1.2 Особенности НТР…1.3 Основные направления НТР… 18 Заключение….23 Список используемой литературы Приложение Введение. Представления об особенностях и свойствах природы дают нам научные знания на каждом

историческом этапе разными науками, которые занимаются изучением процессов и явлений природы. Так как природа представляет собой единое целое, то и система научных знаний о природе носит научный характер, т.е. имеет определенную систему. Такой системой научных знаний о природе является естествознание. В методологии науки существуют две традиции: 1) естественнонаучная культура; 2) гуманитарная культура. Итак, в природе существуют два вида культуры.

Объектом исследования естественнонаучной культуры является природа, что находит отражение в естественных науках. Объектом исследования гуманитарной науки является общество, что отражается в гуманитарных науках. Эти два вида культуры взаимосвязаны между собой. Их сходства: 1. они имеют единую научную основу, выраженную в потребностях и интересах человека и человечества для создания оптимальных условий для совершенствования и саморазвития.

2. Они взаимно координируют друг друга в историко-культурном процессе. 3. Взаимно используют свои достигнутые результаты. 4. Они являются составными частями единой системы научных знаний. 5. Они действуют в интересах человека. Но существует проблема этих двух культур, которая рассматривается в их различии: 1. они отличаются друг от друга по объектам исследования.

2. В природе действуют слепые стихийные силы, в обществе же все целенаправленно. 3. Естественнонаучная культура возникла раньше гуманитарной, поэтому и методы исследования ее возникли раньше. Представители естественнонаучной культуры (позитивисты) решили перенести без изменений свои методы исследования в гуманитарную науку, чему воспротивились представители гуманитарной науки (антипозитивисты). И эта конфронтация между ними продолжалась долго.

Лишь в конце XX в. они пришли к согласию. В результате этого согласия были установлены 3 общих метода исследования для двух видов культуры: 1) системный подход при изучении объектов, процессов и явлений Вселенной. Согласно ему любой объект Вселенной рассматривается как единое целое, состоящее из элементов, организованных в целостность. В рамках этого подхода стоит остановиться на характеристике закрытой и открытой систем. Системой называется совокупность элементов со связями между ними.

Закрытой системой называют систему, между элементами которой действуют внутренние силы, называемые консервативными силами. Открытая система – это система, между элементами которой кроме консервативных сил действуют внешние силы, называемые дисипативными. Характеризуя закрытую систему, используют такие понятия, как положительный процесс – процесс перехода порядка в беспорядок, т.е. хаос, протекающий самопроизвольно в результате перехода энергии механической

(которая характеризует порядок в системе) в энергию тепловую. Положительный процесс – процесс расширения. Также для характеристики перехода порядка в беспорядок вводят физическую величину, которая называется энтропия и обозначается буквой S. Клаузиус охарактеризовал энтропию как 1) термодинамическую функцию; 2) меру хаоса и показал, что энтропия в закрытой системе уменьшаться не может.

В закрытой системе для необратимых процессов она всегда возрастает, для обратимых – остается величиной постоянной. При характеристике открытой системы используют понятие «самоорганизация». Самоорганизация – это развитие любой открытой неравновесной системы от простого к сложному. Она может протекать скачком или катастрофой. В первом случае самоорганизация определяется как скачкообразный процесс перехода неравновесной термодинамической открытой системы, достигшей в своем развитии критического

состояния, на новый более организованный упорядоченный уровень в своем развитии. Суть «теории катастроф» же состоит в том, что катастрофа – резкое изменение условий существования открытой термодинамической системы – выводит систему на следующую ступень своего развития. Точкой бифуркации называется точка, где идет раздвоение траектории в движении при развитии системы. Процесс, включающий в себя несколько уровней развития системы, которым соответствуют точки бифуркации,

называется бифуркацией. 2) Концепция эволюции. Ее суть заключается в том, что в природе нет объекта, находящегося вне развития. Все объекты Вселенной находятся в развитии, начиная с исторического прошлого. 3) Концепция самоорганизации, о которой я уже упоминала, при характеристике открытой системы. Метод – это система приемов и средств, используемых исследователем в своей научной деятельности. Методология – это система методов и учение о методе.

Все существующие методы исследования носят специфических характер и подразделяются на два класса: 1) всеобщие методы исследования; 2) общенаучные методы исследования, которые делятся на две группы: а) эмпирические методы исследования; б) теоретические методы исследования. К всеобщим методам исследования относят: - анализ; - синтез; - индукцию; - дедукцию; - абстрагирование; - обобщение; - аналогию; - моделирование. К эмпирическим методам исследования относят: - наблюдение;

- описание; - измерение; - эксперимент. К теоретическим методам исследования относят: - формализацию; - аксиоматизацию; - гипотетико-дедуктивный метод. В истории науки на современном этапе ее развития ввелось понятие парадигма. Это понятие было введено американским ученым Куном, который дал следующее определение: парадигма – это особый способ организации научных знаний, заключающийся в том или ином видении мира, построения

модели, постановки задач и их разрешения. В истории науки было 3 парадигмы: аристотелевская, ньютоновская, эйнштейновская, смена которых совершалась за счет соответствующих научных революций. На современном этапе возникла 4-я парадигма – синергетика – учение о самоорганизации в явлениях, процессах окружающего нас мира. Рассмотрим понятие «культура». Культура – это система средств человеческой деятельности, которая программируется, совершенствуется

и реализуется при взаимодействии индивида, вида, человечества с окружающей средой и между собой. Эта система средств создается человеком и бывает 3-х типов: материальной, социальной и духовной. Выделяем из понятия «культура» понятие «наука». Существует множество определений науки: 1) наука есть область культуры, дающая объективные знания о бытие. 2) Наука есть рациональный способ познания мира, основанный на эмпирической проверке или математическом

доказательстве. 3) Наука как специальный институт. К специальному институту относят академии, НИИ, ВУЗы, библиотеки, книги, журналы, газеты и т.д. Как я уже говорила, существуют определенные методы исследования. Они применяются исследователем в своей научной деятельности. Структура естественнонаучного познания включает в себя 2 уровня:

1) эмпирический; 2) теоретический. Они отличаются друг от друга тем, что на эмпирическом уровне познания исследователь имеет дело с реальными объектами. На теоретическом уровне познания имеет дело с идеальными объектами. К идеальным объектам относятся: 1) материальная точка – это тело, размерами которого можно пренебречь, исходя из условий задачи. 2) Абсолютно твердое тело – тело, деформациями в котором можно пренебречь; это система материальных точек. 3) Идеальный газ – газ, взаимным расположением молекул в

котором друг относительно друга пренебрегают. В природе существует 2 класса систем: I. система «неживой природы», которая включает в себя 9 уровней организации. II. Система «живой природы», которая включает в себя 6 уровней организации. Существуют и такие системы, которые включают в себя элементы «живой» и «неживой природы». Такие системы называются биогеоценозами – это совокупность живого вещества со всей сферой обитания.

Биогеоценоз иначе называется биосферой. Существуют определенные уровни организации биосферы, и на всех этих уровнях основным понятием является материя. Материя есть то, что действуя на наши органы чувств, производит ощущения; это объективная реальность, данная нам в ощущениях. Существует два вида материи: 1) вещество – это конкретная материя, заключенная в теле. Вещество характеризуют через физическую величину «масса покоя».

Оно бывает в 3-х агрегатных состояниях твердом, жидком и газообразном. 2) Поле – это особый вид материи, с помощью которого осуществляется связь и взаимодействие между заряженными телами. Поле бывает гравитационным, электрическим, магнитным и электромагнитным. Говоря о структуре научной деятельности, следует сказать о том, что структура естественнонаучного познания проходит следующие этапы: I. факты; II. закономерность – совокупность полученных фактов;

III. научная теория – совокупность закономерностей; IV. научная картина – совокупность научных теорий. Естественнонаучная картина мира – система научных знаний о мире, получаемых нами от естественных наук (физики, астрономии, химии, биологии). К радикальному изменению естественнонаучной картины мира привела синергетика, сформировавшаяся как наиболее общая теория самоорганизации.

Синергетика сформировалась на втором этапе развития научно – технической революции, характеристике которой и посвящен мой реферат. I Сущность и основные особенности НТР. 1.1 Предпосылки возникновения НТР и ее определение. XXI век – век перехода наиболее развитых стран в информационное общество. Одним из ключевых понятий этого перехода является

НТР. Научные и технические революции были и раньше, но они не совпадали по времени, не сливались воедино. Во 2–ой половине XV века началась первая революция в науке, которая привела к освобождению ее от схоластики (знания, оторванные от жизни, основывающиеся на отвлеченных рассуждениях, не проверяемых опытом), положила начало современному естествознанию. Однако эта революция не сопровождалась революцией в технике, которая в этот период еще развивалась на основе эмпирических достижений, полученных из собственной практики.

Научный и технический прогресс впервые начали сближаться в XVI – XVIII веках, когда мануфактурное производство, нужды мореплавания и торговли потребовали теоретического и экспериментального решения практических задач. Более конкретные формы это сближение приняло, начиная с конца XVIII века, в связи с развитием машинного производства, что было обусловлено изобретением Д. Уаттом парового двигателя. Это был промышленный переворот, который получил название промышленной

революции, продолжавшейся почти 100 лет. Начавшись в Англии, она затем распространилась на другие государства Европы, а также Север



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.