Реферат по предмету "Религия и мифология"


Двуединая богочеловеческая природа иконы

Двуединая богочеловеческая природа иконы

Лепахин В. В.

Христианское
учение о бытии — онтология — основано на утверждении двуединой природы бытия:
оно включает в себя два тварных мира: видимый и невидимый. По святоотеческому
учению, вначале Господь сотворил мир невидимый (в Священном Писании — небо) и
затем — видимый (землю). В истории религиозной мысли и богословия постоянно
стояла проблема определения характера взаимосвязи между двумя мирами; попытки
ее решения многочисленны, а амплитуда колебаний в ответах исключительно широка:
от деизма, признающего Бога как Творца, но устраняющего Его из мира и
отрицающего действие Промысла Божиего в мире, до пантеизма,
"растворяющего" Бога в Его творении. И деизм, и пантеизм — это
попытки (противоположные по своему характеру) рассудочного решения проблемы,
ибо для них наличие двух миров — противоречие. Православная мысль говорит не о
противостоянии двух миров, а об их двуедином со-бытии.

Изначально
мир был предельно онтологичен, он представлял собой двуединство небесного и
земного.(1) Божественное беспрепятственно "входило" в человеческое, и
в раю Адам непосредственно общался с Богом. Грехопадение как бы раскалывает
единое тварное бытие на два мира: земной и небесный, видимый и невидимый. Бытие
теряет для человека двуединство, между человеком и Богом вырастает преграда,
стена греховности (некоторые раннехристианские писатели называют ее
"медной"). Основанием для примирения двух миров в онтологическом плане
становится Боговоплощение. Сын Божий, Образ Бога невидимого, воплотившись и
вочеловечившись, становится богочеловеческим видимым Образом и разрушает
преграду, воздвигнутую грехопадением прародителей. Согласно апостолу Павлу, это
произошло по доброму произволению Бога Отца: ''...Благоугодно было Отцу, чтобы
в Нем (Христе) обитала всякая полнота и чтобы посредством его примирить с Собою
все, оумиротворив через Него, кровию креста Его, и земное и небесное''
(Кол.1:19-20). В другом Послании апостол Павел пишет, что Бог послал Сына
Своего ''дабы все небесное и земное соединить под главою Христом''(Еф.1:10).
Сын Божий, Богочеловек и Посредник (1Тим.2:5) "примиряет",
"умиряет" и "соединяет" в онтологическое единство видимое и
невидимое, Царство Небесное и мир сей.

Прп.
Максим Исповедник объясняет единство двух миров через следующую аналогию:
"Мир умопостигаемый находится в чувственном, как душа в теле, а
чувственный мир соединен с умопостигаемым, как тело соединено с душой. И един
мир, состоящий из них обоих, как один человек, состоящий из души и тела. Каждый
из этих миров, сращенных в единении, не отвергает и не отрицает другого по
закону [Творца], соединившего их... Сообразно этому родству [осуществляется]
всеобщий и единый способ незримого и неведомого присутствия в сущих
всесодержащей Причины, разнообразно наличествующей во всех и делающей их
несмешанными и нераздельными как в самих себе, так и относительно друг друга,
показывая, что эти сущие, согласно единообразующей связи, принадлежат скорее
друг другу, нежели самим себе". Отметим употребление прп. Максимом
терминологии Халкидонского Собора для выражения характера взаимосвязи между
видимым и невидимым мирами: они соединены "несмешанно" и
"нераздельно", и эта связь будет расторгнута только в конце веков.

Восстановленное
Христом двуединство бытия открывает возможность познавать непознаваемого Бога.
Такое познание может быть только онтологичным, т.е. "включенным" в
двуединое бытие. Познание Бога невозможно для человека, пребывающего вне Бога.
Св. Дионисий Ареопагит пишет: "...Божественное надлежит постигать не
нашими силами, но полным самих себя из самих себя исступлением и в Божиих
обращением. Лучше ведь быть Божиими, чем своими, ибо кто окажется с Богом, тому
и будет дано Божественное".

Христианское
понимание истины коренным образом отличается от всех остальных, как
философских, так и богословских, теорий познания. ''Аз есмь Путь и Истина и
Живот'', — свидетельствует о Себе Христос (Ин.14:6). Знаменитый вопрос Пилата
(Ин.18:38) был неверно сформулирован и поставлен. Следует спрашивать не
"что есть истина", а "Кто есть Истина?" И ответ на этот
вопрос может быть только один: Истина есть Триипостасный Бог. Иисус Христос
есть воплощенная, первая и последняя абсолютная Истина с большой буквы, явленная
миру как откровение. Познание Истины начинается с веры во Христа, с жизни во
Христе, это познание опытное, бытийное. Это путь ко Христу, завершающийся
вечной жизнью со Христом. Оно исключает деление на субъект и объект познания.
Чем ближе человек стоит к Богу, тем в большей мере он способен познавать
Всевышнего. Вера есть вхождение человека в двуединое богочеловеческое бытие,
осознание и признание себя частью не только видимого, но и невидимого мира.
''Никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною'', — свидетельствует Иисус Христос (Ин.
14:6). Но для того, чтобы прийти к Отцу через Христа, — мало признать истинным
Христово учение. Слова Спасителя требуют конкретных дел, поступков,
свидетельствующих о принятии на себя ига Его заповедей. Богопознание
предполагает личный подвиг. Познать Истину можно только подражая Христу всей
своей жизнью (1 Кор.4:14;Фил3:17;Еф,561)

Взаимопроницаемость
двух миров для каждого человека меняется в зависимости от силы веры, от
напряженности религиозного подвига, от достигнутой меры святости. Чем больше
усилий прилагает человек в своем восхождении к Богу, тем сильнее действует
идущая ему навстречу благодать. Благодаря подвигу, личность раскрывается для
воздействия на нее благодатных энергий и, преображенная, она становится
способной созерцать мир невидимый. Христианский подвиг открывает у человека
"умные очи сердца", делает его духовно зрячим. Вслед за другими св.
Отцами прп. Максим Исповедник выделяет два "чина" боголюбцев:
деятельного и умозрительного склада. Первые восходят к постижению невидимого
через очищение духовного зрения и созерцание "символических образов";
вторые — "преуспевшие" — предварительно проделав вышеуказанный путь,
идут в обратном направлении: узревая "логосы чувственных вещей, тщательно
очищенные в Духе от материи", они через невидимое познают видимое во всей
его полноте и двуединстве с запредельным, Божественным . Но и те, и другие
познают онтологичное единство мира через Господа Исуса Христа, ибо Он есть и
Логос, и Образ, и Богочеловек. И Он свят. Подвижник же, достигший святости,
становится живым свидетелем мира невидимого в этом мире, свидетелем дарованной
Христом взаимопроницаемости друг для друга двух миров и потенциальной
открытости невидимого мира для каждого человека.

Бытие
есть богочеловеческое двуединство. Это утверждение помогает глубже понять
богословие иконы Православной Церкви и иконопочитание. Онтологичность иконы
состоит в том, что икона есть бытийное откровение Первообраза; икона не только
изображает в линиях и красках высшую сверхчувственную реальность, но являет
ее.(2) Иконообраз есть видимое свидетельство о невидимом. Но такое
свидетельство могут дать только святые, которые, по выражению о. Павла
Флоренского, "совмещают в себе жизнь здешнюю и жизнь тамошнюю".
Только святые имеют реальный духовный опыт пребывания в мире невидимом, опыт
вéдения его, наконец, опыт видения. На иконе происходит
"оплотянение" (от слова "плоть") первообразов, но
"онтологическое соприкосновение" с ними доступно лишь святости.
Поэтому Св. Отцы являются творцами икон и в том смысле, что они по своей жизни
во Христе суть "живые иконы" — отобразы Первообраза, и в том смысле,
что они имеют реальный опыт вéдения того, что изображают иконописцы,
причастности к нему. Святые Отцы описывают в образах то, что они видели
"без-óбраз-но", а следовательно, могут предписывать
иконописцам, как надо изображать нечто такое, чего сами иконописцы не видели
(или видели немногие из них).

Онтологичное
двуединство, бытийственность иконообраза особенно ярко и наглядно проявляются в
том, что он пребывает на границе двух миров и сам является этой границей. Как
материальный предмет, к которому можно приложиться, — она в этом мире; как
невидимое присутствие Первообраза, как оплотянение сверхчувственной реальности,
благодатно являющей Божественную сущность — она в мире ином. Бытийное
двуединство иконы — это подвижное равновесие, которое может быть легко
нарушено. "Когда хотя бы тончайший зазор, — пишет о. Павел Флоренский, —
онтологически отщепил икону от самого святого, он скрывается от нас в
недоступную область, а икона делается вещью среди других вещей". Грех
"отслаивает", по его выражению, земное от небесного. Онтологическое
"отслоение", "расщепление" иконообраза может произойти по
разным причинам: или по вине иконописца, из-за недостаточной технической
подготовленности, из-за отсутствия молитвенного горения во время написания
иконы и стремления вобрать в себя духовный опыт Св. Отцов и святых
иконописцев-предшественников; или по вине человека, приходящего к иконе, ибо
икона предназначена не для зрителя (как картина в музее), а для созерцателя, не
для рассматривания и любования, а для молитвы, Богообщения. Как от иконописца,
так и от всякого человека, обращающего свои взоры к иконе, она требует веры и
чистоты, — не нравственной только, но онтологичной. Увидеть иконообраз во всей
его глубине может только "духовное око веры", воспринять духовную
невидимую реальность, сокрытую в иконе и вместе с тем открываемую ей, могут
только "мысленные очи сердца". Не человек (будь то философ, историк
или теоретик искусства) предъявляет требования к иконе, а икона к человеку. И
она сама является ему как откровение иного мира в меру достигнутой человеком
внутренней чистоты и готовности к подвигу веры и святости. Возможность познания
мира невидимого посредством иконы существует лишь в плане "опытного",
онтологичного познания, в котором познание не выделяет себя из бытия, а
гносеология — из онтологии.

Видимый
мир, как богочеловеческое двуединство, наглядно являет величие своего Творца и
духовную идею будущего века. Иконопись же еще более очищает мир видимый от
всего, привнесенного в него грехом, и являет в предельно чистом виде (насколько
это возможно для мира сего) Царство Небесное, когда ''будет Бог всяческая во
всех'' (1Кор.15:28). Поэтому для о. Павла Флоренского иконопись — это
"наглядная онтология". Онтологическое понимание мира и иконописи
неразрывно связаны. Если в одном смысле иконопись есть наглядная онтология,
т.е. вторична по отношению к учению о бытии, то в другом смысле вторичной может
стать онтология: "Не есть ли... сама онтология только теоретическая
формулировка иконописи?" — делает парадоксальное предположение Флоренский.

Итак,
двуединство бытия — это взаимодействие, синергия земного и небесного, видимого
и невидимого, временного и вечного; это их нераздельное и неслиянное
со-бытиé и реальное проявление и присутствие второго в первом через
Божию благодать, через Божественные энергии. Мыслимый материалистически и
натуралистически видимый мир обречен на "дурную бесконечность" в
пространстве и времени или на гибель. Трактуемый же как двуединство, мир
обретает особую сверхприродную ценность: в нем открывается его божественное
призвание и предназначение. Мир в этом случае предстает и раскрывается пред
человеком иконично, иконообразно. Бог сотворил мир Словом: ''Вся Тем быша, и
без Него ничто же бысть, еже бысть'' (Ин.1:3). Но Сын Божий — не только Слово,
но и Образ Отца, поэтому печать божественного Образа лежит на всем видимом. Мир
иконичен в четырех планах: во-первых, он — иконообраз Первообраза, через него
человеку дается откровение о Творце; во-вторых, мир есть иконообраз утерянного
прародителями рая, — нарушенная грехопадением гармония природы продолжает
напоминать человеку о своей первозданной красоте и былом совершенстве;
в-третьих, мир — это затемненная грехом икона грядущего века, преображенного
космоса, ожидаемых "нового неба и новой земли" (2Петр3:13); наконец,
в-четвертых, мир является соборным иконообразом, он иконичен в своих конкретных
проявлениях, поскольку видимые вещи суть иконы невидимых мыслеобразов,
прообразов, исходящих из своего источника Первообраза как Его отобразы и
восходящих к Нему в стремлении воссоединиться с Ним, — "да будет Бог все
во всем", по словам апостола Павла (1Кор.15:28).

Двуединство
бытия — это также со-бытиé Божественного и человеческого в личности
христианина: ''Царствие Божие внутрь вас есть'' (Лк.17: 21). Двуединство
личностного бытия основывается на сотворенности человека по образу и подобию
Божию. Первое — онтологический дар от Бога, второе — святость как возможность,
способность к духовному совершенствованию и выявлению в себе полноты образа
Божия, онтологического "примирения" и "соединения" в себе
двух миров — земного и небесного.

Онтологичность
учения о бытии состоит в том, что это учение дано человеку как Божественное
Откровение, оно явлено как истина, и его не надо искать. Христианское учение о
бытии признается и принимается в качестве высшей истины актом веры.

Двуединство
(онтологичность) познания — в том, что оно выступает частью бытия. Онтологичное
познание — это не отвлеченная теоретическая деятельность разумного субъекта,
направленная на объект, а преображение бытия человека, всех его телесных,
душевных и духовных сил и самого его познающего разума. В этом преображении
"верующий ум" становится "причастным" всему Божественному и
потому способным познавать. Во Христе Истина и Первообраз совпадают, и потому
онтологичное познание, которое во всей полноте доступно лишь святым, является
познанием иконичным, это вéдение первообразов, прообразов невидимого
мира.

Между
Богом и сотворенным миром, между двумя мирами — видимым и невидимым —
существуют настолько глубокие различия, что непосредственное соприкосновение
между ними невозможно. Явление Божественной Сущности во всей чистоте, силе и
славе означало бы полное разрушение видимой эмпирической реальности. Иконообраз
приглушает силу явления Божественного в человеческом, нетварного в тварном.
Только "образно-иконично" Божественное может явить себя человеку в
этом мире. Иконообраз — необходимое условие возможности Боговедения и
Богообщения. Сама Божественная энергия являет себя через иконообраз, нисходит к
человеку, чтобы затем возвести его к Первообразу; такое познание есть
дарованная от Бога благодать антиномичного познания непознаваемого, видения
невидимого.

Двуединство
иконообраза в бытийном плане — это разрушение преграды между видимым и
невидимым, между Богом и человеком, это реальное богочеловеческое свидетельство
"соединения" земного и небесного Господом Иисусом Христом (если это
икона Спасителя), и человеком (если это икона святого). В плане гносеологии (как
составной части онтологии) иконообраз — это не субъективно-психологическое или
ассоциативно-сенсуалистическое, а невербальное, внепонятийное, но реальное
постижение непостижимого, познание непознаваемого, вéдение неведомого.
Примечания

1.
Историки русской философии, например, В. В. Зеньковский, под
"онтологизмом" понимали особое внимание отечественных мыслителей к
проблемам онтологии, часто в ущерб гносеологии, что особенно заметно на фоне
немецкой классической философии. Иногда понятием "онтологизм" обозначали
качество бытия — его двуединство. Термины "онтологизм" и
"онтологичность" в этом их значении нам кажутся неудачными: если
онтология есть учение о бытии, то "онтологичный" — это относящийся к
учению о бытии, а не к самому бытию, однако, этим словом стремятся выразить
именно характер самого бытия в его православном понимании. Можно было бы
предложить термин "онтичный", но тогда неизбежна тавтология в
словосочетании "онтичное бытие". Поэтому, сознавая все его недостатки
и его неточность, мы предпочитаем употреблять ставший привычным термин
"онтологичность".

2.
Первыми об онтологичности (онтологизме) иконы заговорили о. Павел Флоренский и
граф Ю. Олсуфьев, но само это понятие ими не разработано; в их статьях
говорится об онтологичности иконы как об известном факте, не требующем
доказательств и объяснений. Мы делаем попытку дать краткую характеристику этой
специфически понимаемой онтологичности.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Как, Вы не любите Шнитке?!
Реферат Коммунизм — «неотвратимая судьба России». Историософская логика Н. А. Бердяева
Реферат Инновационная стратегия ОАО "Казаньоргсинтез", основные направления, виды продуктов, тип инновационного поведения
Реферат Влияние минерального состава питьевой воды на здоровье населения
Реферат Росія Географічне положення природно-ресурсний потенціал населення
Реферат History Of Arabic Music Essay Research Paper
Реферат Act Of Congress Essay Research Paper An
Реферат Історія розвитку сучасної обчислювальної техніки. Роль інженерної діяльності у появленні та розвитку новітньої техніки та технології
Реферат Политико-правовые идеи солидаризма и институционализма
Реферат Анотований перелік питань з історії України. Модуль 1
Реферат Методика развития силовых качеств учащихся старших классов по национальным прыжкам
Реферат Адитивна кольорова модель RGB
Реферат Направления и проблемы западной философии ХХ века
Реферат Адсорбер периодического действия с неподвижным зернистым слоем адсорбента. Технологическая схема для улавливания паров этилового спирта из воздуха
Реферат Технология ферментных препаратов 2