Реферат по предмету "Сексология"


Конфликтологические аспекты диагностики и коррекции супружеской дезадаптации при параноидной шизофрении

Конфликтологические аспекты диагностики и коррекции
супружеской дезадаптации при параноидной шизофрении

К. А. Майборода (Харьков)

В
результате комплексного социологического, клинико-психопатологического,
экспериментально-психологического и социально-психологического исследования 27
супружеских пар, в которых супруг страдает шизофренией, была выявлена
необходимость изучения, наряду с традиционными клиническими, психологическими и
социально-психиатрическими факторами реабилитации, ряда обычно упускаемых из
виду факторов конфликтности и их бессознательных механизмов.

Такое
изучение может быть проведено с использованием направленных методов, при этом
очевидно, что традиционные психиатрические (базирующиеся на фармакотерапии и
клинической психотерапии) и социально-психологические (конфликтологические)
диагностические и коррекционные методы не могут обеспечить необходимой полноты
информации, так как практически невозможно выявить бессознательные механизмы
поведения с помощью какого бы то ни было чувствительного опросника. С другой
стороны, традиционно используемый в психиатрии метод клинического (свободного)
интервью, каким по сути является психотерапевтическая беседа, структурирован с
медицинской, клинической точки зрения, но не является таковым с точки зрения
конфликтного взаимодействия, и, что особенно важно, он не квантифицирован и не
позволяет целенаправленно собрать информацию, на основании которой можно будет
построить патогенетически обоснованные мероприятия по коррекции супружеской
дезадаптации, в частности, снижению уровня межличностной конфликтности.

В
связи с этим была использована диагностическая методика, включающая элементы психотехники,
в частности, направленные на выявление бессознательных механизмов конфликтного
поведения - психоаналитически-ориентированное клиническое нарративное интервью
(В. В. Чугунов, 1997), в нашей модификации.

Эта
диагностическая методика дополняет разработанные в социологии конфликта и
конфликтологии методы, обладает высокой чувствительностью к бессознательным
областям и механизмам, а также мотивам конфликтного поведения, проста в
применении в амбулаторных условиях, универсальна, имеет "мягкую"
структуру для обеспечения возможности адаптации к конкретным условиям и
респондентам, по форме приближается к клиническим методам (собеседованию,
анамнестическому исследованию и др.) для адаптивного применения в
психиатрической практике.

В
применении этой методики мы ориентировались на построение трёхкомпонентных
моделей конфликтного взаимодействия (В. В. Чугунов, 1997), с учётом структуры
супружеских отношений и факторов их деструкции.
Психоаналитически-ориентированное нарративное интервью в целях настоящего исследования
было разработано для конфликтной модели "пациент - социальные условия -
супруга", как распространённой и повышенно конфликтогенной, а также
снижающей длительность ремиссий и приводящей к обострению заболевания; помимо
этого, данная модель насыщена бессознательными мотивациями и механизмами.

Процедура
интервью включала в себя четыре этапа соответственно своей логической
структуре, в течение каждого из которых выявлялись основные смысловые блоки
интервью. Этапы интервью: 1) исследование семейного анамнеза (истории семьи и
семейного здоровья); 2) исследование личного анамнеза (истории жизни); 3)
анамнез заболевания (история психического расстройства и этапы дезадаптации);
4) исследование истории конфликта.

Каждый
этап интервью включал исследование объективного анамнеза и изучение
субъективной истории; при этом источники информации для сбора
"объективной" и "субъективной" составляющих различались для
каждого этапа. Каждый этап интервью также включал: а) повествование; б)
ассоциативный эксперимент (в качестве ключевых использовались слова и понятия,
имеющие отношение к проблематике конкретного конфликта); в) свободное
ассоциирование (использовались выявленные в ходе предыдущего эксперимента
индивидуально-значимые слова-раздражители); г) обсуждение и сравнение
объективной и субъективной историй, выявление и прояснение несоответствий И и
противоречий; Д) выявление и осмысление смысловых блоков интервью.

Представленные
в интервью смысловые блоки следующие: "Экспектации", "Основания
претензий", "Стиль поведения", "Готовность к
сотрудничеству".

В
результате исследований были получены данные, свидетельствующие о ведущей роли
в развитии супружеской дисгармонии неосознанного высокого уровня конфликтной
напряжённости вследствие повышенной агрессивности пациентов, нарушения ожиданий
их жён в отношении социального положения и внутрисемейных отношений, а также
патогенного влияния социальной стигматизации страдающих шизофренией.

Система
мероприятий по снижению уровня конфликтности, направленная на коррекцию
супружеской дезадаптации, была разработана в соответствии с логикой
исследования и учётом структуры конфликтной модели "пациент - социальные
условия - супруга". Она включает: а) мероприятия по нивелированию
последствий социальной стигматизации и формированию адекватного отношения к
болезни и установки на сотрудничество, направленные на обоих супругов; б)
мероприятия, направленные на снижение агрессивности пациентов и коррекцию их
конфликтного поведения; в) мероприятия по интериоризации реалий болезни,
направленные на супругу.

Мероприятия
по нивелированию последствий социальной стигматизации и формированию
адекватного отношения к болезни и установки на сотрудничество направлены на
обоих супругов и проводятся по отдельности с каждым из них и совместно. В
первую очередь проводится информирование пациентов и их супруг о социальной
роли заболевания, разъясняется необоснованность социальной стигматизации при
шизофрении и формируется правильное отношение к социальным последствиям
болезни.

Далее
проводится детальное ознакомление супругов по отдельности с результатами
диагностического интервью и всеми его смысловыми блоками. Это знание,
проникновение в мир переживаний супруга (супруги) приводит к устранению
"конфликта коммуникаций" за счёт появления личностной окраски отношения
к переживаниям другого, понимания его чаяний и надежд, разделения тревог и
опасений, что, в конечном итоге, снижает уровень конфликтности.

Мероприятия,
направленные на снижение агрессивности пациентов включают, помимо комплекса
психокоррекционного (фармако-терапевтического) и психотерапевтического
воздействий, проводимых в связи с общими задачами поддерживающей терапии,
модификации методики "условного двойника", предложенной В. С.
Чуднов-ским (1983) для изучения транзитивности, и несущей в связи с задачами нашей
работы функции снижения уровня конфликтности.

При
использовании методики "воображаемого двойника", пациенту
предлагается представить себе, что он встретил знакомого, с которым давно не
виделся. Знакомый с волнением рассказывает, что с ним творится что-то неладное,
при этом излагается описание болезненных переживаний и нарушенного поведения
самого пациента.

Тренинговые
и коррекционные функции данного варианта методики состоят в осознании факта
наличия психического заболевания и (или) отдельных его проявлений.

При
применении методики "конкретного двойника" пациент присутствует при
беседе врача с другим больным со сходной картиной психического заболевания и
(или) похожей ситуацией конфликта. Затем испытуемому предлагается оценить
состояние "двойника" (в отсутствии последнего) и дать ему совет и
рекомендации по действиям в конкретной ситуации. В процессе тренинга,
выполняющего также реабилитационную (активирующую и ресоциализационную) роль,
способность к транзитивности и коммуникабельности возрастает, вследствие чего
снижается агрессивность пациента.

Использование
методики "обобщённого двойника" предполагает, что пациенту
предлагается прочитать отрывок из учебника или руководства по психиатрии, в
котором приводится обобщённое описание клиники заболевания, сходной с
заболеванием испытуемого, и дать ей оценку в сравнении со своим собственным
состоянием.

В
процессе данного варианта тренинга на превый план выходит ролевой компонент,
пациент как бы "подменяет" врача, оценивая сходное с собственным
состояние с позиций принятых диагностических критериев, что также играет
адаптирующую роль и ведёт к снижению уровня конфликтности.

Мероприятия
по интериоризации реалий болезни и госпитализации проводятся уже в процессе
проведения психоаналитически-ориентированного нарративного интервью; осознание
бессознательных механизмов и мотиваций, высказывание ранее не высказанного
приводят к изменению восприятия ситуации болезни и конфликтной ситуации
вследствие: 1) интериоризации реалий психического заболевания; 2) снижения
конфликтной готовности вследствие своеобразного катарсиса, отреагирования
бессознательных переживаний; 3) повышения готовности к реализации адаптивного
стиля поведения и сотрудничеству.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://urology.com.ua/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.