Реферат по предмету "Религия и мифология"


Образы низшей мифологии

Образы низшей мифологии

Кроме
наименований двух братьев (товарищей)-демиургов Ена и Омöля (у к.-п. Куля)
у к.-з. и к.-п. сохранилось лишь одно ещё наименование божества высшего ранга -
Войпель. О поклонении к.-п. Войпель-болвану говорится в послании митрополита
Симона в Пермь Великую в 1501 г. Многие исследователи традиционной культуры
к.-з. и к.-п. пытались реконструировать, как правило, чисто умозрительно, образ
этого божества, приписывая ему различные функции: бог скотоводства, Луны,
северного ветра и т.д. В к.-п. фольклоре в легендах о Кудым-Оше, племенном
вожде древних к.-п. о Войпеле (Ойпеле) говорится как о добром божестве,
покровительствующем людям, защищающем их от всевозможных бед и несчастий, помогающим
обороняться от врагов. Согласно легендам, его изображение занимало центральное
место на святилище древних к.-п. В фольклоре к.-з. имя Войпель встречается лишь
в одном тексте (см. Приложение, "К.-з. тексты": 2), причём, есть
существенные основания сомневаться в его достоверности. Данный миф был записан
в 1927 г. от П.Г. Доронина, впоследствии видного к.-з. историка, литератора и
писателя, с указанием, что он знал его с детства. В 20-е годы П.Г. Доронин
активно интересовался духовной культурой к.-з. и, безусловно, был знаком по
литературным источникам с именем Войпель и, видимо, по собственной инициативе
наделил им одного из персонажей мифа.

Согласно
анимистическим представлениям к.-з. и к.-п., параллельно реальному земному миру
существовал ирреальный иной мир, заселённый сонмом всевозможных духов, которые
во многом определяли жизнь и благополучие людей. Поскольку и у к.-з., и у к.-п.
традиционно в экономической жизни высокую роль сохраняли охота и рыболовство,
вполне естественно, что духи-хозяева воды, а особенно леса в традиционном
мировоззрении доминировали в иерархии низших мифологических божеств. Считалось,
что ещё в мифическое время Ен разделил богатства лесов между людьми и лесными
духами, а богатства рек и озёр между водяными духами и людьми. Причём, получать
свою долю этих богатств люди могли только по согласованию с духами-хозяевами
леса и воды. Среди духов-хозяев леса подразумевалась своеобразная иерархия: был
старший леший, помимо духов-хозяев определённого лесного участка и обитающей на
нём живности существовали духи-хозяева отдельных видов животных (хозяин белок,
хозяин зайцев и т.д.)

Общераспространённым
наименованием лесного духа-хозяина у к.-з. было "вöрса", у к.-п.
"вöрись" - аналог русского "леший". Кроме того,
существовал ещё целый ряд описательных наименований отмечающих, как среду его
обитания, так и то, что в лесу он является старшим, или же указывающих на
какие-либо отличительные черты внешнего вида лесного духа. Представления об
облике лешего и его ипостасях были весьма разнообразны: он мог быть невидимым,
появляться в виде смерча, в облике обычного человека или человека с какими-либо
особенностями (гигантский рост, отсутствие бровей и ресниц, отсутствие тени и
т.д.). Живым воплощением лесного духа или его ипостасью признавался медведь.
Жил вöрса в треугольном доме, находящемся в глухой лесной чаще.

В
несказочной прозе лесной дух-хозяин предстаёт как своеобразный гарант
соблюдения охотниками в лесу норм промысловой морали, наказывая виновных в их
нарушении лишением удачи в промысле. Напротив, за оказанную ему помощь в
схватке с водяным духом-хозяином, предоставление ему ночлега, еды и питья и
т.д. лесной дух мог наградить богатой добычей. Чтобы обеспечить удачу в
промысле лесному духу-хозяину полагалось периодически, обычно перед началом
охоты, делать приношения, ему же полагалось оставить первую добытую боровую
дичь. Из негативных, несправоцированных проступков лешего в отношении людей ему
приписывались "кража дороги", похищение людей для работы в его
хозяйстве, пропажа скота, находящегося на вольном выпасе в лесу.

Если
у к.-з. и к.-п. охотников отношение к лесному духу-хозяину было практически
одинаковым, то в непромысловой сельской среде восприятие его у этих двух
народов было неадекватным. У к.-з., особенно среди женщин, образ лешего
зачастую трактовался как идентичный понятию нечистая сила вообще. У к.-п.,
напротив, в сельской непромысловой среде отношение к лешему было сугубо
уважительным, наделявшим его функциями намного более широкими, чем просто
власть над лесом. К нему обращались во всех затруднительных случаях, у лешего
просили дать здоровья людям и скоту, благополучия дому; к лесному духу взывали
о помощи в случае эпидемий и эпизоотий; перед дальней дорогой его молили о
благополучном возвращении и т.д. Возможно, что речь идёт о контаминации образов
лешего и какого-то древнего к.-п. божества высшего ранга (Войпеля?).

Наряду
с духами-хозяевами леса и у к.-з., и у к.-п. существовали представления о
других видах лесной нежити, которые относились к людям исключительно зловредно.
В какие-либо договорные отношения с человеком они не вступали, никаких
приношений или жертв им не полагалось. У них не было единого наименования, а
называли таких духов обычно одним из терминов для обозначения нечистой силы.

Водяные
духи, по представлениям к.-з. и к.-п., тоже подразделялись на хозяев водной
стихии и прочую обитающую в воде нежить. Наиболее распространённым
наименованием водяного духа-хозяина у к.-з. было "васа", у к.-п. -
"ваись" (букв. "водяной"). Перед людьми он мог предстать в
различном облике: человека (мужчины или старика с большой бородой), человека с
рыбьим хвостом или, гораздо чаще, в виде огромной щуки. Считалось, что водяные
духи-хозяева живут в обычных избах, имеют скот: лошадей и коров, который иногда
пасут и на поверхности земли. По представлениям рыбаков, водяной дух, как и
леший, особенно нетерпим был к нарушениям промысловой морали. За брошенный в
воду или на берегу мусор, ругань и ссоры между членами рыболовной артели и т.д.
он лишал провинившихся добычи. Перед началом лова рыбы водяным духам-хозяевам
полагалось принести жертву: хлеб с маслом, блины, яйца, лоскутки материи и
т.д., им же предназначалась первая добыча. К вредоносной деятельности водяных
духов относили гибель в воде людей и скота. Особенно зловредным считался водяной
дух, обитающий в мельничном пруду, которому ещё при строительстве мельницы
мельник обещал принести человеческие жертвы, из-за чего потом в пруду тонули
люди.

В
несказочной прозе к.-з. и к.-п. существует большое количество рассказов о
встрече с водяным духом в виде женщины, расчёсывающей длинные волосы.
Женщин-водяных называли так же, как и водяных духов в мужском обличье, но за
хозяев водной стихии не признавали. Увидеть женщину-водяного считалось дурным
знаком, хотя ничего плохого могло и не произойти. У зюздинских к.-п. водяного
духа в виде женщины, расчёсывающей волосы, называли шишига (

Сведения
о других духах-хозяевах земных стихий у к.-з. и к.-п. весьма расплывчаты.
Правда, есть косвенные, но достаточно убедительные свидетельства о наличии в
прошлом духов-хозяев ветра, возможно, даже речь идёт о реминисцентных
представлениях о боге ветра. Остальные духи-хозяева, образы низшей мифологии,
обитали уже в обжитом человеком пространстве. На границе "своего" и
"чужого" пространства, в хлебном поле в период цветения ржи обитала
пöлуднича - оберегающий посевы женский дух, аналог русской полудницы.
Каких-либо приношений делать ей не полагалось, хотя она считалась достаточно
грозным, могущим сурово наказать за шум, свистение, полоскание белья или
простое прикосновение к цветущим зерновым, духом.

На
крестьянской усадьбе, в непосредственной близости от человека, было постоянное
место обитания духов-хозяев жилых и хозяйственных построек. Дух-хозяин овина
(рыныш айка) оберегал его и просушиваемый хлеб от пожара. Перед тем, как
затопить овин, об этом предупреждали его духа-хозяина. Считалось, что он не
любит излишнего жара, поэтому хлеб просушивали только раз в сутки. Уходя из
овина, овинника просили беречь хлеб. В качестве угощения овинному духу
полагалось оставлять немного еды, например, печёную картошку. Наиболее грозным
из всех обитающих на крестьянской усадьбе представителей мира духов считался
дух-хозяин бани. Обычно его представляли в мужском обличье, но у некоторых
групп к.-з. существовали представления и о хозяйке бани. Отношения с банником
(пывсян айка) были строго регламентированы, впрочем, сами правила общения с
банным духом были достаточно простыми. Перед входом в баню полагалось спросить
у её духа-хозяина разрешения помыться-попариться, забывший это сделать из бани
изгонялся. После третьего (в некоторых местах после второго) пара мыться в бане
было нельзя: провинившегося банный дух мог замучить до смерти. Не полагалось
оставлять в бане без присмотра маленьких детей, поскольку банный дух мог их
подменить. Опасным для жизни считалось и простое посещение бани в ночное время.
Также, как и овинному духу, духу-хозяину бани полагалось делать угощение:
блюдечко воды и немного еды, например, печёная луковица. У северных к.-з.
считалось, что обидевшийся на что-либо банный дух мог сжечь баню и перейти жить
в баню другого хозяина. В определённой ситуации из общения с духом-хозяином
бани можно было даже извлечь пользу. Так, у к.-з. существовало поверье, что
смельчака пришедшего вечером на Святки в баню он мог научить хорошо играть на
гармошке.

Главенствующее
положение среди духов-хозяев крестьянской усадьбы занимал дух-хозяин дома и
помещений для скота, аналог русского домового, суседки. У к.-з. и к.-п.
существовало большое количество терминов для его обозначения, которые чаще
всего указывали на область владения этого духа или место его обитания. Ряд описательных
названий домового духа отмечает какие-либо характерные черты его внешнего
облика: "жёлтая нога", "в красных сапогах",
"рябой" и т.д. Часто его называли термином обычным для обозначения
духов вообще. Считалось, что дух-хозяин дома и дворовых построек обеспечивал
благополучие их обитателей: и людей, и скота. Чтобы добиться благосклонности
духа-хозяина дома, ему ставили угощение. При переселении из старого дома в
новый домового духа обязательно полагалось пригласить с собой. Наряду с верой в
добрых духов-хранителей дома и хозяйственных построек с их обитателями у к.-з.
и к.-п. существовали представления и о зловредных духах, обитающих в жилых
постройках и досаждающих их хозяевам. Обычным их наименованием являлся русский
термин кикимора. Считалось, что в строящийся дом кикимору подселяли обиженные
чем-либо его хозяином плотники, но иногда она появлялась и в старых домах. (См.
Олыся.)

В
целом, низшие образы мифологического пантеона у к.-з. и к.-п. имеют самые
широкие параллели и практически полностью, исключая в ряде случаев
терминологию, совпадают с таковыми у русских.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.sati.archaeology.nsc.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Теоретико-правові основи бюджетного процесу
Реферат Возникновение государственности у славян
Реферат Об одном сомнительном следе "международного" жаргона в современных русских жаргонных словарях
Реферат Теоретические проблемы понятия иска
Реферат Террористический акт как преступление, представляющее повышенную опасность
Реферат Теоретический аспект концепции правового государства
Реферат Технология защиты документной информации
Реферат Теоретический анализ института наследования по завещанию в гражданском законодательстве
Реферат Теории происхождения государства
Реферат Третьи лица в гражданском процессе
Реферат Carpe Diem Essay Research Paper Carpe DiemSeize
Реферат Торговая организация в системе гражданских правоотношений
Реферат Трудова книжка
Реферат Типы и формы права
Реферат Торговля женщинами и детьми