Реферат по предмету "Психология"


Анатомия толерантности

Анализ
стихотворения "Россия" А.А.Блока

Тема родины
относится к числу вечных в поэзии. К ней обращались художники слова во все
времена. Но в творчестве А.Блока эта тема обретает особое звучание. Ведь поэт
жил на рубеже веков, о себе и своих современниках он сказал: "Мы - дети
страшных лет России".

Предчувствие
"неслыханных перемен" и "невиданных мятежей" отбрасывало
особый отблеск на любовь А.Блока к России, делало ее противоречивой и обостренной.
В ранней поэзии А.Блока тема России не звучит как самостоятельная. Но все
события его духовной жизни проходят на фоне русского пейзажа. Например, в
стихотворении 1901 года "Видно дни золотые пришли...":

"Видно,
дни золотые пришли,

Все деревья
стоят как в сияньи.

Ночью холодом
веет с земли;

Утром белая
церковь вдали

И близка и ясна
очертаньем".

Героиня
блоковских стихов ранних лет обретает черты царевны из русских сказок, жилище
ее - заколдованный терем, а герой- царевич, князь, жених. Поэзию А.Блока этих
лет пронизывают образы русской культуры, нередко в их романтическом облике,
например в стихотворении "Ночь на Новый год", возникает образ
Светланы, героини баллады В.Жуковского. Мир ранней поэзии А.Блока - это мир
прекрасной мечты, и этой прекрасной мечтой окутан образ России.

К постижению
родины подлинной, далекой от чарующей сказки, поэт шел через мотивы страшного
мира. Именно в этот страшный мир попадает блоковский герой, уйдя от Прекрасной
Дамы, выйдя из заповедного сада своих ранних стихов в страшный мир природы, где
звезды и зори сменяет мир мхов, болот с хромыми лягушками, ржавых кочек и пней.
Населяют эту природу диковинные существа: колдуны и косматые ведьмы,
"твари весенние", чертята, "больная русалка". Не менее
страшен и облик людей, обитающих в этом мире: это герои зловещего балагана,
носители "всемирной пошлости", живые мертвецы, как например, в цикле
стихов "Пляски смерти". Наиболее известное стихотво-рение этого цикла
- "Ночь, улица, фонарь, аптека...", в котором самой композицией
подчеркнута полная безысходность, замкнутость жизни в страшный круг. Однако
страшный мир -это не только мир вокруг поэта, это и мир в нем самом. Так, в
самом своем известном стихотворении, надолго ставшем символом поэзии А.Блока -
"Незнакомка" - лирический герой принадлежит двум мирам: миру мечты,
поэзии, где все окутано дымкой тайны, а поэт - хранитель этой тайны. Но он же
не отделяет себя и от низменного, пошлого мира "испытанных остряков",
бездушной и мертвенной природы, в которой самое поэтичное ее явление - луна на
небе - превращается в мертвый диск. Недаром заканчивается стихотворение
возвращением лирического героя от мечты к реальности.

Страшный мир,
созданный А.Блоком, - это тоже Россия, и высшее мужество поэта не в том, чтобы
не видеть этого, а в том, чтобы видеть и принять, полюбить свою страну даже в
таком неприглядном обличье. Сам А.Блок предельно открыто выразил эту
свою,любовь-ненависть в стихотворении "Грешить бесстыдно,
непробудно...", написанном в 1914 году. В нем возникает крайне отвратительный,
безмерно отталкивающий облик человека бездуховного, лавочника, вся жизнь
которого - это беспробудный сон духа, даже покаяние его лишь минутно. Подавая
грошик в церкви, он тут же, вернувшись, обманывает на этот грош своего
ближнего. Моментами стихотворение звучит почти как сатира. Герой его обретает
черты символические. И тем неожиданнее и сильнее звучит финал стихотворе-ния:

"Да, и
такой, моя Россия,

Ты всех краев
дороже мне".

Одним из первых
непосредственных обращений А.Блока к теме России как к самостоя-тельной стало
его стихотворение 1906 года "Русь". Страна предстает в этом
стихотворе-нии как заповедная, сказочная. Таково само ее пространство:

"Русь
опоясана реками

И дебрями
окружена

С болотами и
журавлями

И смутным
взором колдуна..."

Россия в этом
произведении как бы спящее заколдованное царство, и лирический герой
проникается ее тайной, его живая душа погружена в дремоту. Русь убаюкала ее на
своих просторах.

Итогом
размышлений А.Блока о судьбах своей страны стал цикл стихов "Родина",
который создавался с 1907 по 1916 годы. К самым различным аспектам сложной и
драматической темы обращается поэт в этом цикле. Здесь и размышления о Руси как
о заповедной стране, чья хозяйка - сказочная княжна, которую отличает
традиционный облик русской красавицы - статной, с косой. Символом этой страны
становится тихий дом в густой траве, покинутый героем ради тревог и битв. В
этот цикл входит и стихотворение "На железной дороге", в чем-то
перекликающееся с некрасовским "Что ты жадно глядишь на дорогу..." Здесь
судьба России осмысливается через женскую судьбу, горькую и трагическую, и это
тоже традиционно для русской поэзии. Одно из наиболее известных стихотворений
цикла - "Россия" ("Опять, как в годы золотые..."). В
последних произведе-ния цикла "Родина" появляется новая нота,
связанная с тем, что в судьбе страны наступил поворот, началась война 1914
года, все яснее звучат в стихах поэта мотивы будущей трагической судьбы России.
Это ощущается в стихотворениях "Петроградское небо мутилось дождем..",
"Я не предал белое знамя...", "Коршун" и других. Однако
тема трагического предвидения звучит в стихотворениях из цикла Родина,
написанных задолго до войны 1914 года, в стихотворениях, объединенных темой,
обозначенной в названии: "На поле Куликовом".

Написаны эти стихотворения
в 1908 году и посвящены одному из самых значительных событий русской истории. В
1912 году Блок писал: "Куликовская битва принадлежит, по убеждению автора,
к символическим событиям русской истории. Таким событием суждено возвращение.
Разгадка их еще впереди". Значение Куликовской битвы (восьмое сентября
1380 года) было не столько военным, политическим, сколько духовным. И не
случайно обращается к этому событию поэт в предвидении трагических лет России.
Мне хотелось бы проанализировать первое стихотворение цикла "На поле
Куликовом".

Стихотворение
посвящено осмыслению исторической судьбы России. И судьба эта пророчески
описывается автором как трагическая. Символом ее становится стремительно
мчащаяся степная кобылица. Возникает традиционное для поэзии осмысление
единства жизни людей и жизни природы. Сами природные явления здесь окрашены в
трагический кровавый цвет ("Закат в крови!"). Этот мотив встречается
и в других стихотворениях цикла "Родина", например, в стихотворении "Петроградское
небо мутилось дождем...":

В закатной дали


Были дымные
тучи в крови".

В стихотворении
"Река раскинулась..." несколько раз меняется объект поэтической речи.
Начинается оно как описание типично русского пейзажа; скудного и грустного.
Затем звучит прямое обращение к России, и, надо сказать, в свое время оно
многим показалось шокирующим - ведь А.Блок называл свою страну "О, Русь
моя! Жена моя!". Однако в этом нет поэтической вольности, есть высшая
степень единения лирического героя с Россией, особенно если учесть смысловой
ореол, данный слову "жена" символистской поэзией. В ней он восходит к
евангельской традиции, к образу величавой жены.

И, наконец, в
финале стихотворения возникает новый объект обращения: "Плачь, сердце,
плачь..." В стихотворении А.Блок употребляет авторское "мы",
размышляя о судьбах людей своего поколения. Они представляются ему
трагическими, стремительное движение - это движение к гибели, вечный бой здесь
не радостен, а драматичен. Теме стихотворения соответствует его интонационный
строй, сам темп поэтической речи. Она начинается спокойно, даже замедленно,
затем темп стремительно нарастает, предложения делаются короткими, в половину,
а то и в треть поэтической строки (например: "Пусть ночь. Домчимся. Озарим
кострами".). Нарастают восклицательные интонации - это реализовано и на
уровне синтаксическом: в семи строфах стихотворения автор семь раз употребляет
восклицательный знак. Поэтическая речь здесь предельно взволнованна. Это
ощущение создается и стиховым строем текста. Произведение написано разностопным
ямбом, что придает ему особую динамичность и стремительность, передавая
безудержный и страшный порыв, вечный бой, трагическое приближение к гибели.

Стихотворение
А.Блока о России, прозвучавшее в те годы, когда судьба ее неуклонно
приближалась к катастрофе, когда сама любовь к родине обретала внутренний
драматизм, звучат сегодня удивительно современно и являет нам образец той
мужественной всевидящей преданности своей стране, которая была воспринята
поэтом от лучших традиций классической русской литературы.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.