Реферат по предмету "Психология"


Зарождение психологии как науки

Зарождение
психологии как науки
Естественнонаучные
предпосылки.

В начале XIX
века стали складываться новые подходы к психике. Отныне не механика, а
физиология стимулировала рост психологического знания. Имея своим предметом
особое природное тело, физиология превратила его в объект экспериментального
изучения. На первых порах руководящим принципом физиологии было
"анатомическое начало". Функции (в том числе психические) исследовались
под углом зрения их зависимости от строения органа, его анатомии. Умозрительные
воззрения прежней эпохи физиология переводила на язык опыта.

Так,
фантастическая по своей эмпирической фактуре рефлекторная схема Декарта
оказалась правдоподобной благодаря обнаружению различий между чувствительными
(сенсорными) и двигательными (моторными) нервными путями, ведущими в спинной
мозг. Открытие принадлежало врачам и натуралистам чеху И. Прохазке, французу Ф.
Мажанди и англичанину Ч. Беллу. Оно позволило объяснить механизм связи нервов
через так называемую рефлекторную дугу, возбуждение одного плеча которой
закономерно и неотвратимо приводит в действие другое плечо, порождая мышечную
реакцию. Наряду с научным (для физиологии) и практическим (для медицины) это
открытие имело важное методологическое значение. Оно опытным путем доказывало
зависимость функций организма, касающихся его поведения во внешней среде, от
телесного субстрата, а не от сознания (или души) как особой бестелесной
сущности.

Второе
открытие, которое подрывало версию о существовании души, было сделано при
изучении органов чувств, их нервных окончаний. Оказалось, что какими бы
стимулами на эти нервы ни воздействовать, результатом будет один и тот же
специфический для каждого из них эффект. (Например, любое раздражение
зрительного нерва вызывает у субъекта ощущение вспышек света.)

На этом
основании немецкий физиолог Иоганнес Мюллер (1801-1858) сформулировал
"закон специфической энергии органов чувств": никакой иной энергией,
кроме известной физике, нервная ткань не обладает.

Выводы Мюллера
укрепляли научное воззрение на психику, показывая причинную зависимость ее
чувственных элементов (ощущений) от объективных материальных факторов –
внешнего раздражителя и свойств нервного субстрата.

Наконец, еще
одно открытие подтвердило зависимость психики от анатомии центральной нервной
системы и легло в основу приобретшей огромную популярность френологии (от греч.
"френ" – душа, ум). Австрийский анатом Франц Галль (1758-1829)
предложил "карту головного мозга", согласно которой различные
способности "размещены" в определенных участках мозга. Это, по мнению
Галля, влияет на форму черепа и позволяет, ощупывая его, определять по
"шишкам", насколько развиты у данного индивида ум, память и другие
функции. Френология, при всей ее фантастичности, побудила к экспериментальному
изучению локализации психических функций в головном мозге.

Взгляды Галля
подвергались критике с различных позиций. Идеалисты нападали на него за подрыв
постулата о единстве и нематериальности души. Французский физиолог и врач П.
Флуранс (1794-1867), не отступая от учения о мозге как органе мысли, показал,
что френология не выдерживает экспериментальной проверки. Используя методику
удаления отдельных участков центральной нервной системы, а в ряде случаев воздействуя
на центры наркотиками, Флуранс пришел к выводу, что основные психические
процессы – восприятие, интеллект, воля – являются продуктом головного мозга как
целостного органа. Мозжечок координирует движения, в продолговатом мозгу
находится "жизненный узел", с четверохолмием связано зрение, функция
спинного мозга состоит в проведении по нервам возбуждения. Работы Флуранса
сыграли важную роль в разрушении созданной френологией мифологической картины
работы мозга.
Развитие
ассоцианизма.

Изучение
органов чувств, нервно-мышечной системы, коры головного мозга имело
анатомическую направленность (т.е. психическое соотносилось со строением
различных частей организма). Однако обращение к этим органам сталкивало с
необходимостью осмыслить эффекты их деятельности.

Эффекты же
относились к области психического (сознания). Поэтому естествоиспытатель
вынужден был перейти на почву психологии. Черпать же в психологии
анатомофизиолог мог только ту информацию, которую она (психология) к этому
времени наработала.

Как мы знаем, в
психологии в ту эпоху доминировало учение об ассоциациях. Оно оставалось
единственным направлением, способным не только описывать, но и объяснять факты.


Идеи
ассоцианизма получили наивысшую популярность в Англии, где лидерами этого
направления выступили отец и сын Милли.

Английский
историк и экономист Джеймс Милль (1773-1836) вернулся к представлению о том,
что сознание – это своего рода психическая машина, работа которой совершается
строго закономерно по законам ассоциации. Всякий опыт состоит, в конечном
счете, из простейших элементов (ощущений), образующих идеи (сперва простые,
затем все более сложные). Никаких врожденных идей не существует.

Джон Стюарт
Милль: ментальная химия. Сын Джеймса – Джон Стюарт Милль (1806-1873) являлся в
ту эпоху властителем дум не только в Англии, но и в континентальной Европе, а
также в России.

Его труды по
логике, этике и другим наукам пользовались большой популярностью. Если для его
отца образцом точного знания являлась механика, то сын находился под влиянием
успешно развивавшейся в тот период химии. Он стал говорить о "ментальной
(психической) химии", т.е. о возникновении из простейших элементов
сознания новых, обладающих собственными качествами структур этого сознания –
подобно тому, как из водорода и кислорода возникает совершенно новый продукт –
вода. Постулат, согласно которому главная задача психологии – изучать законы
возникновения и ассоциации идей как элементов сознания, на несколько
десятилетий стал ее основой как самостоятельной науки. Когда вскоре возникла
новая экспериментальная психология, которая, в отличие от Д.С.Милля, не
ограничивалась общими, умозрительными соображениями о том, что идеи образуют
новые синтезы, она, эта новая психология, следовала по стопам Милля.

"Психическая
химия" объясняла, почему многие ощущения, например звук скрипки или вкус
апельсина (который является в действительности в значительной мере запахом),
воспринимаются в виде простых и единых, хотя они обусловлены сложными
стимулами, подобно тому, как вода представляется простой и единой, хотя она
состоит из кислорода и водорода. Это воззрение существенно повлияло на
программу работы первых психологических лабораторий. Предполагалось, что путем
экспериментального анализа удастся вычленить "атомы" сознания и
получить в психологии нечто подобное Менделеевской таблице.

Принимая за
исходное начало всех порождений человеческой культуры работу индивидуального
сознания, Д. С. Милль основал направление, которое получило имя психологизма.
Экономика, политика, мораль, право, воспитание рассматривались в качестве
эффектов действия психологических законов. Ассоциация трактовалась как ключ ко
всем человеческим феноменам и проблемам.

Однако
наибольшее влияние на психологию оказала не идея Милля о "ментальной
химии", а его "Логика", первое же издание которой (1843)
принесло автору всеевропейскую славу. Это произведение расценивается как одно
из наиболее значительных явлений философской мысли XIX века в силу того, что
выдвинуло на первый план проблемы методологии научного исследования.

"Если историк
науки в девятнадцатом столетии должен был бы назвать философский труд, который
в середине этого столетия и вскоре после этого имел влияние, он несомненно
отдал бы пальму первенства "Логике" Милля. Этот труд... был впервые
рекомендован Либихом немецкому ученому миру, в то время мало интересовавшемуся
философией, и к нему часто обращались, когда приходилось обсуждать философские
вопросы. Так, работы Гельмгольца решающим образом развивались под знаком
миллевской логики".

Аргументация
Милля сводилась к двум тезисам: а) имеются законы ума, отличающиеся от законов
материи, но сходные с ними в отношении однообразия, повторяемости,
необходимости следования одного явления за другим; б) эти законы могут быть
открыты с помощью опытных методов – наблюдения и эксперимента. Ставя вопрос о
создании особой эмпирической "науки об уме", Д.С.Милль отражал
назревшую историческую потребность.

Александр Бэн:
пробы и ошибки. В отличие от Д.С.Милля Александр Бэн в своих двух главных
трудах, пользовавшихся на протяжении многих лет широкой популярностью, –
"Ощущения и интеллект" (1855) и "Эмоции и воля" (1859)
последовательно проводил курс на сближение психологии с физиологией. Он особое
место уделял тем уровням психической деятельности, связь которых с телесным
устройством очевидна, а зависимость от сознания минимальна: рефлексам, навыкам
и инстинктам.

Бэн выдвинул
представление о "пробах и ошибках" как особом принципе организации
поведения. Между "чисто" рефлекторным и "чисто"
произвольным имеется обширный спектр действий, благодаря которому постепенно,
шаг за шагом, иногда дорогой ценой, достигается искомая цель. Концепцию
"проб и ошибок" ожидало большое будущее. Этому правилу, предполагал
Бэн, подчиняется не только внешнедвигательная, но и внутримыслительная активность.
Так, процесс мышления может рассматриваться как отбор правильной
(соответствующей искомой цели) комбинации слов, который производится по тому же
принципу, что и отбор нужных движений при обучении плаванию и другим
двигательным навыкам. "Во всех трудных операциях, которые совершаются ради
намерения или цели, правило "проба и ошибка" является главным и
конечным прибежищем".

Тем самым
деятельность сознания сближалась с деятельностью организма. Закономерности,
присущие всей органической природе, оказывались также и закономерностями
"внутреннего мира". Таков объективный, категориальный смысл
нововведений Бэна. Они были симптомами назревавших изменений.

Герберт
Спенсер: эволюционная психология. Английский философ и психолог Г.Спенсер
(1820-1903) был одним из основателей философии позитивизма, в русле которого,
по его мнению, должна развиваться психология. Его стремление сделать психологию
объективной наукой совпало и с общими тенденциями в ее развитии. Основой такой
позитивной психологии Спенсер делает теорию эволюции. Таким образом, в его
теории переплетаются влияния позитивизма, эволюционного подхода и ассоцианизма,
который Спенсер и перерабатывает исходя из своих стремлений к построению новой
психологии.

Пересматривая
предмет психологии. Спенсер писал, что психология изучает соотношение внешних
форм с внутренними, ассоциации между ними. Так он расширил предмет психологии,
включая в него не только ассоциации между внутренними факторами (ассоциации
только в поле сознания), но и изучение связи сознания с внешним миром.

Исследуя роль
психики в эволюции человека, Спенсер говорил, что психика является механизмом
адаптации к среде. То есть психика возникает закономерно на определенном этапе
эволюции, в тот момент, когда условия жизни живых существ усложняются
настолько, что приспособиться к ним без адекватного их отражения невозможно.

Спенсер выделил
этапы развития психики исходя из того, что психика человека есть высшая ступень
психического развития, которая появилась не сразу, но постепенно, в процессе
усложнения условий жизни и деятельности живых существ. Исходная форма
психической жизни – ощущение развилось из раздражимости, а затем из простейших
ощущений появились многообразные формы психики. Все они являются инструментами
выживания организма, частными формами адаптации к среде. Такими частными
формами приспособления являются: рефлекс, инстинкт, навык, реализуемые в
поведении, – и ощущения, память, воля, разум, существующие в сознании.

Говоря о роли
каждого этапа. Спенсер подчеркивал: главное значение разума в том, что он лишен
ограничений, которые присущи низшим формам психики, и потому обеспечивает
наиболее адекватное приспособление индивида к среде. Эта идея о связи психики,
главным образом интеллекта, с адаптацией станет ведущей для психологии начала
XX века.

Спенсер
распространил законы эволюции не только на психику, но и на социальную жизнь,
развивая органическую теорию общества. Он говорил, что человеку необходимо
приспосабливаться не только к природе, но и к социальному окружению: поэтому
его психика развивается в процессе развития человеческого общества. Одним из
первых в психологии Спенсер сравнивал психологию дикаря и современного
человека, делая вывод, что у современного человека более развито мышление, в то
время как у первобытных людей было более развито восприятие. Эти выводы в то
время были достаточно нетрадиционны и принципиальны. Они позволили ученым
разработать сравнительные методы психических исследований, которые получили
широкое распространение. Анализируя разницу в психическом развитии людей, принадлежащих
к разным народам и разному времени. Спенсер пересматривал прежние взгляды
ассоцианизма на прижизненность формирования знаний. Он писал, что наиболее
часто повторяющиеся ассоциации не исчезают, но закрепляются в мозге человека и
передаются по наследству. Таким образом, сознание – не чистый лист, оно полно
предуготованных ассоциаций. Эти врожденные ассоциации и определяют разницу
между мозгом европейца и мозгом дикаря.

Теория Спенсера
получила широкое распространение, оказав огромное влияние на экспериментальную
психологию, психологию поведения, на формирование генетической (детской)
психологии.
Иоганн-Фридрих
Гербарт: статика и динамика.

В теории
немецкого психолога и педагога И. Ф. Гербарта (1776-1841) соединились основные
принципы ассоцианизма с представлений традиционными подходами немецкой
психологии – идеей апперцепции, активности души, роли бессознательного. Гербарт
исходил из того, что наш внутренний мир весьма относительно связан с миром
внешним, поэтому говорить об отражении, особенно отражении адекватном,
передающем основные свойства окружающих вещей, невозможно. Для того чтобы уйти
от обсуждения вопроса о степени адекватности и точности отражения, вопроса,
который служил своего рода водоразделом между разными направлениями в теории
познания, Гербарт заменяет термин "ощущение" на термин
"представление", подчеркивая тем самым отгороженность внутреннего
мира от внешнего.

Говоря об
ассоциации представлений, Гербарт приходил к выводу, что представления не
являются пассивными элементами в душе человека, но обладают собственным
зарядом, активностью, которая определяет их положение в сфере психического. Для
Гербарта сохранение психологии как науки о душе было важным постулатом его
концепции психического, так как душа в его понимании является центром, в
котором хранятся и перерабатываются знания и который является источником
человеческой личности. Развивая теорию Лейбница о структуре души, Гербарт
писал, что в ней можно выделить три слоя – апперцепцию, перцепцию и
бессознательное. При этом под апперцепцией он понимал область ясного и
отчетливого сознания, а под перцепцией – область смутного сознания. Таким
образом, и для Гербарта область души была шире, чем область сознания, и большое
значение для него, как и для Лейбница, имело бессознательное.

Гербарт также
вводит понятие "апперцептивной массы", содержанием которой является
индивидуальный опыт человека. Апперцептивная масса формируется в процессе
жизни, а потому зависит от способов воспитания и обучения, выбранных взрослым.
Однако если в начале жизни содержание апперцептивной массы определяется
внешними воздействиями, то впоследствии она сама уже определяет особенности
восприятия окружающего мира, свойственные данному человеку. Поэтому разные люди
по-разному воспринимают одни и те же ситуации.

Огромное
значение для развития объективной психологии и для проникновения в нее
математических способов обработки полученных данных имела идея Гербарта о
динамике представлений. Он исходил из предположения, что каждое представление
обладает определенной силой, зарядом, и таким образом ввел в психологию еще
один параметр – силу, добавив его к уже существовавшему параметру – времени.
Наличие двух параметров силы и времени – давало возможность применить к
исследованию психических процессов математический аппарат, который придавал
объективность получаемым при исследовании данным. Не меньшее значение введение
этого параметра имело и для исследования порогов ощущений, которое впоследствии
было предпринято Фехнером.

С точки зрения
Гербарта, каждое представление стремится попасть в центральную область души –
область сознания. Однако объем этой области, как и области апперцепции,
небезграничен, и поэтому попасть туда может только представление, обладающее
достаточной интенсивностью, т. е. такой силой, которая может преодолеть порог,
отделяющий сознание от бессознательного. Еще большей интенсивностью должно
обладать представление для того, чтобы преодолеть порог апперцепции и попасть в
центр внимания человека, в область отчетливого сознания.

Естественно,
что каждое сильное представление, попадая в сознание, вытесняет оттуда уже
имеющееся там, но более слабое представление. Отсюда Гербарт делает вывод, что
между противоположными представлениями существуют отношения конфликта,
вытеснения. Однако, подчеркивал он, есть и сходные представления, которые могут
соединяться или даже сливаться в одно. В тем случае, если в области сознания
человека уже находится сходное представление, новому знанию не надо обладать
очень высокой интенсивностью, так как оно сливается со старым и таким образом
попадает в сознание. Более того, если в области смутного сознания или
бессознательного расположены некоторые представления, к которым добавляются
даже и не очень сильные, но сходные новые представления, сливаясь, они могут
получить достаточную интенсивность для перехода из бессознательной части души в
сознание.

Эта концепция
Гербарта, которую он назвал "теорией статики и динамики
представлений", сыграла большую роль и в теории обучения. Гербарт выдвинул
идею о четырех принципах обучения, которые должны учитываться при разработке
новых методов и обучающих программ. Он говорил о необходимости ясности,
ассоциаций, системы и метода. С его точки зрения, методика обучения должна
строиться так, чтобы новое знание сразу же попадало в центр внимания человека, для
чего оно должно или быть достаточно привлекательным, или соединяться с другими,
имеющимися уже у субъекта знаниями. В любом случае новое знание сохранится
только в том случае, если оно входит в систему с другими, уже имеющимися
знаниями. Механизмом такого соединения понятий являются классические законы
ассоциаций.

Теория
Гербарта, в которой появились новые и актуальные для психологии идеи о динамике
представлений, их связях и конфликтах, их расположении в душе человека, была
одной из самых распространенных и значимых психологических теорий в XIX веке.
Она сыграла большую роль и в дальнейшем развитии психологии.

Появление
принципа биологическога детерминизма. В середине XIX века в науках о жизни
произошли революционные изменения. Влияние механики, в течение двух веков
бывшей "царицей наук", стремительно падало. В науках о живой природе
взамен механической утверждается биологическая причинность. Важной предпосылкой
ее утверждения стала победа физико-математической школы над витализмом – представлением
о том, что регулятором биологических процессов служат особые витальные
(жизненные) силы, неведомые неорганической природе. Открытие закона сохранения
и превращения энергии покончило с витализмом и с виталистической психологией.
Средствами точной науки было доказано, что одни и те же молекулярные процессы
объединяют организм и окружающую среду. Изгнание витализма создало предпосылки
для открытия реальных, а не фиктивных (витальных) причин, действующих в живом
веществе. Важнейшие из этих причин были открыты англичанином Чарльзом Дарвином
и французом Кладом Бернаром.

Оба учения
исходили из принципа активности организма. Но в отличие от прежней биологии,
искавшей "жизненную силу" за пределами естественных, доступных
наблюдению и опыту факторов, они строго руководствовались данными опыта,
наблюдения, а там, где это было возможно – и эксперимента. Наряду с
активностью, оба указанных учения строго, научно объясняли целесообразность
жизненных реакций.

Согласно
Дарвину, естественный отбор безжалостно истребляет живые субстраты, которым не
удается справиться с трудностями среды. Причем здесь имелась как бы двойная
активность. Организм должен был пустить в ход все свои ресурсы (стало быть, и
психические), чтобы выжить, а среда изменялась, и организм вынужден был, опять-таки
пуская в ход свои ресурсы, приспособляться (адаптироваться). Поэтому среда
благодаря своим изменениям оказывалась творческой силой.

Согласно
Бернару, организм также вынужден вести себя активно и целесообразно, используя
специальные механизмы поддержания в теле стабильности (постоянства содержания
кислорода, определенного давления в крови и т. д.), чтобы обеспечить активность
своего поведения.

В итоге
сложилась новая "картина организма" как устройства, которое
подчиняется законам, неведомым неорганическим телам. По-новому понимались
причинность, системность, развитие. И эта новая картина стала основой понимания
психических функций, которые отныне рассматривались под тем же углом зрения,
что и все другие функции живых систем (а не лишенных жизни машин). На этом
фундаменте складывалась психология как особая наука. Ее формирование шло
посредством возникновения и развития различных отраслей.
Чарльз
Роберт Дарвин: революция в биологии.

Ч.Дарвин
(1809-1882) создал теорию об эволюции живого на Земле, о происхождении видов,
их свойств (включая психические) и форм поведения. Идеи об эволюции жизни
высказывались на протяжении веков многими мыслителями и натуралистами. Дарвин
впервые объединил данные многих наук и выявил механизмы филогенеза
(исторического формирования группы организмов), обосновав учение о
происхождении видов путем естественного отбора. Наследственность, изменчивость,
отбор – таковы факторы эволюции.

В основе
естественного отбора лежит вымирание неприспособленных и выживание
приспособленных. Этим объясняется относительная целесообразность организмов, их
приспособленность к условиям внешней среды, непрерывное совершенствование в
процессе отбора.

До Дарвина
единственными способами строго научного объяснения явлений считались способы,
диктуемые "царицей наук" – механикой. Но механическая причинность не
могла объяснить реальную, подтверждаемую повседневным опытом целесообразность
жизненных проявлений. Это укрепляло мнение о том, что эти проявления зависят от
действия изначально заложенных в организме нематериальных целей, управляющих
его реакциями и развитием. Такой взгляд, названный телеологией (от греческого
"телес" – цель), был опровергнут учением Дарвина, объяснившим
целесообразность функций организма, не прибегая к представлению о бестелесной
цели. Средствами точного рационального анализа было доказано, что кроме
механической причинности, действующей в мире нерукотворной природы, существует
биологическая причинность, которой присущи собственные факторы саморегуляции и
развития жизни, в том числе и психической.

Публикация
главного труда Дарвина "Происхождение видов путем естественного
отбора" открыла новую эпоху в развитии современной биологии. И поскольку
психика имеет биологические корни и основания, революционные события в
биологии, вызванные дарвинизмом, изменили весь облик психологической науки.

Психология
исходила из определенного понимания как среды, так и организма, который с ней
взаимодействует. Среда до Дарвина мыслилась в виде совокупности стимулов,
которые производят в организме эффект соответственно изначально заданному
устройству. Согласно же учению Дарвина среда оказывалась силой, способной не
только вызывать реакции, но и изменять жизнедеятельность (поскольку от
организма требовалось приспособиться к ней). Спонтанная активность, которую
было принято считать далее необъяснимым свойством живого, уступила место
непрерывному воздействию внешних условий, неумолимо уничтожающих все, что не
могло к ним адаптироваться (приспособиться). При этом среда выступала не только
как источник воздействия на организм, но и как объект активных действий самого
организма. Изменилось и понятие об организме: предшествующая биология считала
виды неизменными, а живое тело – своего, рода машиной с раз и навсегда
фиксированной физической и психической конструкцией. Рассматривая телесные
процессы и функции в качестве продукта и орудия приспособления к внешним
условиям жизни, Дарвин выдвинул новую модель анализа поведения в целом и его
компонентов (включая психические) в частности.

Столь же важное
научное и мировоззренческое значение имела книга Дарвина "Происхождение
человека". Доказательство животного происхождения человека вызвало
ожесточенное противодействие клерикальных кругов. Сравнивая человеческий
организм с животным, Дарвин не ограничился анатомическими и физиологическими
признаками. Он подверг тщательному сравнению выразительные движения, которыми
сопровождаются эмоциональные состояния, установив сходство между этими
движениями человека и высокоорганизованных живых существ – обезьян. Свои
наблюдения Дарвин изложил в книге "Выражение эмоций, у животных и
человека". Основная объяснительная идея Дарвина заключалась в том, что
выразительные движения (оскал зубов, сжатие кулаков) – не что иное, как
рудименты (остаточные явления) движений наших далеких предков. Некогда, в
условиях непосредственной борьбы за жизнь, эти движения имели важный
практический смысл.

Учение Дарвина
изменило сам сталь психологического мышления. Открылась возможность
рассматривать актуально наблюдаемую реакцию организма не только как ответ на
действующую в данный момент ситуацию, но и как реакцию, направленную на
возможно более успешное поведение в предстоящих обстоятельствах. Присущая
организму преднастройка на будущее, готовность действовать в еще не возникших
условиях (например, при угрозе существованию) выступали как эффект
естественного отбора, как бы предоставляющего данному индивиду ценой жизни
предшествующих поколений больше шансов на выживание.

Триумф
дарвиновского учения окончательно утвердил в психологии принцип развития.
Возникли новые отрасли психологического исследования – такие, как
дифференциальная психология (импульс которой придала идея Дарвина о том, что
уже генетические факторы – наследственность – определяют различия между
людьми), детская психология (Дарвину принадлежит "Биографический очерк
одного ребенка"), зоопсихология (см. работу Дарвина "Инстинкт")
и др.
Список
литературы

М.Г.Ярошевский.
Зарождение психологии как науки


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.