Реферат по предмету "Психология"


Социальные стереотипы

Социальные стереотипы

Термин “социальный стереотип” введен Липпманом для обозначения
образного эмпирического представления о социальном объекте (“картинки в
голове”). В американской социальной психологии стал использоваться в более
узком смысле - как образ, “картинка” члена той или иной (в основном этнической)
группы. При этом речь шла преимущественно о негативном образе представителей
инаковыглядящих, - мыслящих, - действующих и других подобных групп.

“Соцальный стереотип” стал синонимом этнического предрассудка
с соответствующими коннотациями - иррациональностью, неадекватностью, прочей
фиксацией знака валентности - и обычно приписывался малоинформированному,
предубежденному сознанию.

Стереотип обладает свойствами фиксированной установки, причем
эффекты ассимиляции контраста выражены в нем даже сильнее. Стереотип
акцентирует, усиливает определенные свойства объекта в соответствии с его валентностью,
а прочность стереотипа связана с прочностью фиксации именно валентности, т.е.
закрепления объекта в системе Ц.О. индивида. В механизм формирования
стереотипов вовлечены не только схематизация, категоризация, но и другие
конструктивные процессы, прежде всего кауз. атрибуция, или объяснение человеком
причин своего и чужого поведения.

Функции социальных стереотипов (Тажфел)

Индивидуальный уровень

1) когнитивная (схематизация, упрощение)

2) ценностно-защитная (создание и сохранение положительного
“Я-образа”).

Социальный уровень

3) идеологизирующая (формирование и сохранение групповой
идеологии, объясняющей и оправдывающей поведение группы)

4) идентифицирующая (создание и сохранение “+” гр.
“Мы-образа”).

4 уровня стереотипов, Дуаз

1) индивидуальные психологические особенности формирования
представлений человека о своей социальной среде.

2) представления, социальное образование, складывающиеся в
ситуации МЛ взаимодействия.

3) коллективные представления - социальные образования,
формирующиеся в МГ отношении. Социальные стереотип зарождается и функционирует
именно на этом уровне.

4) высший уровень - идеология, который складывается под
влиянием определенных исторических условий данного общества. Верхний уровень
детерминирует нижележащие.

Социальный стереотип - упрощенный, схематизированный,
эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо социальной
группы или особенности, с легкостью распространяемый на всех ее представителей.
Искажает видение “ошибочный компонент” .

Социальная реальность -> препятствует адекватному
взаимопониманию людей.

Тэджфел - в положении относительно стереотипа:

1) люди с легкостью готовы характеризовать общинные
человеческие группы грубыми и пристрастными признаками

2) такая категоризация стремится оставаться стабильной в
течении длительного периода времени.

3) социальные стереотипы могут изменяться, но медленно, в
сопротивлении от социально политических и экономическим изменениям.

4) социальные стереотипы становятся более отчетливыми,
“произносимыми” и враждебными, когда возникает социальная напряженность между
группами.

5) усваиваются рано и используются детьми задолго до
возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они относятся.

6) не представляют проблемы, когда нет враждебности в
отношениях групп. И их в высшей степени трудно модифицировать в условиях
значительной напряженности и конфликта.

Признаком истинности стереотипа предлагается считать меру
согласованности между аутостереотипами группы и приписываемым ей стереотипом.

Согласно “гипотезам контакта”, чем больше, дольше и глубже
контактируют между собой группы, тем выше истинность стереотипов.

Список литературы

Шихиреев П.Н. Современная социальная психология в Западной
Европе. 1922. Наука, 85.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.