Реферат по предмету "Психология"


Психологическая характеристика деятельности человека

Психологическая характеристика деятельности человека

 Человек способен со­здать себе условия и обитать в любой среде и в любой точке земного шара (а в
последние годы и вне Земли). Ни одно живое существо не в состоянии сравниться с ним по разнообразию, распространению и формам активности.

Деятельность можно определить как специфический вид ак­тивности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего
мира, включая самого себя и ус­ловия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои
способности, сохраняет и совершенствует природу, строит об­щество, создает то, что без его активности не существовало к природе. Творческий характер
человеческой деятельности про является в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т.е. превосходит свои же генотипически
обусловленные возможности. Вследствие продуктив­ного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя
и природу. Поль­зуясь этими орудиями, он построил современное общество, го­рода, машины, с их помощью произвел на свет новые предметы потребления, материальную
и духовную культуру и в конечном счете преобразовал самого себя. Исторический прогресс, имев­ший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан
своим происхождением именно деятельности, а не совершен­ствованию биологической природы людей.

Современный человек живет в окружении таких предметов, ни один из которых не является чистым творением природы. Ко всем таким
предметам, особенно на работе и в быту, оказа­лись в той или иной степени приложенными руки и разум че­ловека, так что их можно считать материальным
воплощением человеческих способностей. В них как бы опредмечены дости­жения разума людей. Усвоение способов обращения с такими предметами, включение их в
деятельность выступает как собст­венное развитие человека. Всем этим человеческая деятельность отличается от активности животных, которые не
производят ни­чего подобного: ни одежды, ни мебели, ни машин, ни знаковых систем, ни орудий труда, ни средств передвижения и многого другого. Для
удовлетворения своих потребностей животные поль­зуются только тем, что им предоставила природа.

Породив и продолжая совершенствовать предметы потреб­ления, человек кроме способностей развивает свои потребно­сти. Оказавшись связанными с
предметами материальной и ду­ховной культуры, потребности людей приобретают культурный характер.

Формы и способы организации человеческой деятельности также отличаются от активности животных. Почти все они свя­заны со сложными
двигательными умениями и навыками, кото­рых нет у животных, — умениями и навыками, приобретенны­ми в результате сознательного целенаправленного организован­ного
обучения. Уже с раннего детства ребенка специально обу­чают по-человечески пользоваться предметами домашнего оби­хода, различными инструментами, которые
преобразуют заданные от природы движения конечностей. Они начинают подчиняться логике предметов, с которыми человек имеет дело. Возникает предметная
деятельность, которая отли­чается от естественной активности животных.

 У человека сами движения рук и ног преобразуются, подчиняясь правилам куль­туры использования
соответствующих предметов, т.е. становят­ся искусственными, более совершенными и социально обус­ловленными.

Че­ловек  больше создает, чем потребляет. Если бы его деятельность, так же как и активность
животных, носила в ос­новном потребительский характер, то нескольким десяткам по­колений людей не удалось бы за исторически сравнительно ко­роткий срок
достигнуть такого прогресса, создать грандиозный мир духовной и материальной культуры. Все это — благодаря деятельностному характеру человеческой
активности.

 Деятельность всегда целенаправленна, активна, нацелена на создание некоторого продукта.

Деятельность человека имеет следующие основные характе­ристики: мотив, цель, предмет, структуру и средства. Мотивом деятельности
называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется. В качестве мотива обычно выступает конкрет­ная потребность, которая в ходе и с помощью
данной деятель­ности удовлетворяется. Мотивы человеческой деятельности могут быть самыми раз­личными; органическими, функциональными, материальными,
социальными, духовными. Органические мотивы направлены на удовлетворение естественных потребностей организма (у че­ловека — на создание условий, в
наибольшей степени этому способствующих). Такие мотивы связаны с ростом, самосохра­нением и развитием организма. Это — производство продуктов питания,
жилища, одежды и т.п. Функциональные мотивы удов­летворяются с помощью разного рода культурных форм актив­ности, например игр и занятий спортом.
Материальные-побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов, непосредственно в виде продуктов, обслуживающих естественные
потребности. Социальные мотивы порождают раз­личные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе, получить
признание и уваже­ние со стороны окружающих людей. Духовные мотивы лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовер­шенствованием
человека. Тип деятельности обычно определя­ется по ее доминирующему мотиву (доминирующему потому, что всякая человеческая деятельность полимотивирована,
т.е. побуждается несколькими различными мотивами).

В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Он мо­жет представлять собой реальный физический предмет, созда­ваемый
человеком, определенные знания, умения и навыки,

приобретаемые в ходе деятельности, творческий результат (мысль, идея, теория, произведение искусства).

Цель деятельности не равнозначна ее мотиву, хотя иногда мотив и цель деятельности могут совпадать друг с другом. Раз­личные
виды деятельности, имеющие одну и ту же цель (конеч­ный результат), могут побуждаться и поддерживаться различ­ными мотивами. Напротив, в основе ряда
деятельностей с раз­ными конечными целями могут лежать одни и те же мотивы. Например, чтение книги для человека может выступить как сред­ство
удовлетворения материальных (продемонстрировать зна­ния и за это получить высокооплачиваемую работу), социаль­ных (добиться их расположения), духовных
(расширить свой кругозор, под­няться на более высокий уровень нравственного развития) по­требностей. Такие разные виды деятельности, как приобрете­ние модных,
престижных вещей, чтение литературы, забота о внешнем виде, выработка умения себя вести, могут в конечном счете преследовать одну и ту же цель: добиться во
что бы то ни стало чьего-либо расположения.

Предметом деятельности называется то, с чем она непосред­ственно имеет дело. Так, например, предметом познавательной
деятельности является всякого рода информация, предметом учебной деятельности — знания, умения и навыки, предметом трудовой деятельности — создаваемый
материальный продукт.

Всякая деятельность имеет определенную структуру. В ней обычно выделяют действия и операции как основные составля­ющие деятельности. Действием
называют часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель. Например, действием, включенным в структуру познаватель­ной
деятельности, можно назвать получение книги, ее чтение;

Операцией именуют способ осуществления действия. Сколько есть различных способов выполнения действия, столько можно
выделить различных операций. Характер операции зависит от условий выполнения действия, от имеющихся у человека уме­ний и навыков, от наличных инструментов и
средств осущест­вления действия.

В качестве средств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или  иные действия и операции. Развитие средств деятельно­сти ведет к
ее совершенствованию, в результате чего деятель­ность становится более продуктивной и качественной.

Мотивация деятельности в ходе ее развития не остается неиз­менной. Так, например, у трудовой или творческой
деятельности со временем могут появиться другие мотивы, а прежние отойти на второй план. Иногда действие, ранее включенное в состав де­ятельности, может
выделиться из нее и приобрести самостоятель­ный статус, превратиться в деятельность с собственным мотивом. В этом случае мы отмечаем факт рождения
новой деятельности.

С возрастом по мере развития человека происходит измене­ние мотивации его деятельности. Если человек изменяется как личность, то мотивы его
деятельности преобразуются. Прогрес­сивное развитие человека характеризуется движением мотивов в
сторону их все большего одухотворения .

Всякая человеческая деятельность имеет внешние и внут­ренние компоненты. К внутренним относятся анатомо-физиологические структуры и
процессы, участвующие в управлении деятельностью со стороны центральной нервной системы, а так­же психологические процессы и состояния, включенные в регуляцию
деятельности. К внешним компонентам можно отнести разнообразные движения, связанные с практическим выполнением деятельности.

Соотношение внутренних и внешних компонентов деятель­ности не является постоянным. По мере развития и преобразо­вания деятельности
осуществляется систематический переход внешних компонентов во внутренние.

У современного человека имеется  множество различных видов деятельности, число которых примерно соответствует количеству
его потребностей. Если обобщить и выделить основные виды деятельности, свойственные всем людям, то они будут соответствовать общим потребностям людей.
Это- общение, игра, учение.

Важнейшими компонентами любой человеческой деятельности выступают такие психические процессы, как: восприятие, внимание,
воображение, память, мышление, речь. Без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как неотъемлемые внутренние
компоненты.  Псих.  процессы не просто учавствуют в деятельности, они в ней развиваютсяи  и
сами собой представляют особые виды деятельности.

Так, восприятие в процессе практической деятельности приобретает свои важнейшие психологические качества, в деятельности формируются
ее основные виды: восприятие глубины, направления и скорости движения, времени и пространства.

Воображение тоже связано с деятельностью, потому как человек не в состоянии представить или вообразить такое, что не выступало в опыте, не
было условием или моментом какой-либо деятельности. Фактура воображения является  отражением, хоть и не
буквальным, опыта человеческой деятельности.

 Один из основных процессов памяти - запоминание осуществляется в деятельности , и само оно
представляет собой своего рода мнемоническую деятельность, которая содержит действия и операции, направленные на 
подготовку материала к лучшему запоминанию(осмысление, структурирование, ассоциирование и др.).

Мышление в ряде своих случаев идентично практической деятельности ( так называемое “ручное”, или практическое мышление). В более
развитых формах - образной и логической деятельности момент выступает в нем в виде внутренних, мыслительных действий и операций .

Речь также представляет собой особого рода деятельность, так что часто, характеризуя ее, пользуются словосочетанием “речевая
деятельность”

Также экспериментально было доказано, что внутренние, т.е. психические процессы по происхождению и структуре являются  деятельностями.  Доказано: всякая деятельность- это соединение внутренних и
внешних, психических и поведенческих действий и операций.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://stroy.nm.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.