Реферат по предмету "Право"


Органы государственного управления юстиции: система, правовое положение, функции, пути реформирования

Органы
государственного управления юстиции: система, правовое положение, функции, пути реформирования

Александр Перетягин

Краснодарский
юридический институт МВД РФ
Введение

Государственное
управление в области юстиции – это исполнительная и распорядительная
деятельность, осуществляемая органами государственного управления, состоящая в
организационном обеспечении функционирования судов, государственного нотариата,
органов записи актов гражданского состояния, судебно-экспертных учреждений,
правовом регулировании деятельности юридической службы и сотрудничества с
организациями адвокатов.

Министерство
юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом
исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим
управление в сфере юстиции, а также координирующим деятельность в этой сфере
иных федеральных органов исполнительной власти.

Руководство
деятельностью Минюста России осуществляет

Президент
Российской Федерации. Правительство Российской Федерации координирует
деятельность Минюста России.

В систему
Минюста России входят его территориальные органы, иные органы и учреждения
юстиции, а также организации, ообеспечивающие их деятельность.

Минюст России в
своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации,
федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и
распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и
распоряжениями Правительства Российской Федерации, общепризнанными принципами и
нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, а
также настоящим Положением.

Минюст России
является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба
Российской Федерации и со своим наименованием, другие необходимые для
осуществления своей деятельности печати, штампы и бланки, счета, в том числе
валютные, в банках Российской Федерации и органах федерального казначейства.

Основные задачи
Минюста России

Основными
задачами Минюста России являются:

1) реализация
государственной политики в сфере юстиции;

2) обеспечение
прав и законных интересов личности и

государства;

3) обеспечение
правовой защиты интеллектуальной собственности;

4) обеспечение
установленного порядка деятельности судов;

5) обеспечение
исполнения актов судебных и других органов;

6) обеспечение
исполнения уголовных наказаний.

7) участие в
правовом обеспечении нормотворческой деятельности.

В целях
дальнейшего развития и совершенствовании российского законодательства
Министерство юстиции Российской Федерации:

по поручениям
Президента Российской Федерации участвует в проведении экспертизы законов
Российской Федерации, направленных ему для подписания;

по поручениям
Правительства Российской Федерации рассматривает и обобщает предложения
федеральных органов исполнительной власти по вопросам законопроектной
деятельности Правительства Российской Федерации, дает правовое заключение о
необходимости разработки законопроектов;

координирует
работу федеральных органов исполнительной власти по подготовке законопроектов;

разрабатывает
законопроекты, вносимые Правительством Российской Федерации в порядке
законодательной инициативы, или участвует в их подготовке;

осуществляет
юридическую экспертизу проектов конституционных федеральных законов,
федеральных законов и иных нормативных правовых актов, вносимых федеральными
органами исполнительной власти в Правительство Российской Федерации;

проводит юридическую
экспертизу правовых актов, принимаемых органами государственной власти
субъектов Российской Федерации, и в случае несоответствия их Конституции
Российской Федерации или федеральному закону представляет мотивированное
заключение в орган государственной власти субъекта Российской Федерации,
принявшего правовой акт, и в соответствующие федеральные органы государственной
власти;

осуществляет
работу по систематизации законодательства, ведет банк нормативных актов
Российской Федерации, участвует в составлении и издании Свода законов
Российской Федерации;

разрабатывает
предложения о приведении законодательства в соответствие с Конституцией
Российской Федерации и вновь принимаемыми конституционными федеральными
законами и федеральными законами, анализирует и обобщает предложения по
совершенствованию российского законодательства и вносит их на рассмотрение
Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

8)
государственная регистрация ведомственных нормативных актов центральных органов
федеральной исполнительной власти. В соответствии с действующим
законодательством Министерство юстиции Российской Федерации в настоящее время
осуществляет:

контроль за
соответствием ведомственных нормативных правовых актов Конституции Российской
Федерации, конституционным федеральным законам, федеральным законам, указам и
распоряжениям Президента Российской Федерации, постановлениям и распоряжениям
Правительства Российской Федерации;

государственную
регистрацию нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной
власти, затрагивающих права и законные интересы граждан или носящих
межведомственный характер.

9)
государственная регистрация юридических лиц, актов гражданского состояния, прав
на недвижимость и сделок с ней.

В настоящее
время не существует единого порядка регистрации юридических лиц. Регистрирующие
органы не имеют единых правил и требований, предъявляемых к оформлению
соответствующей юридической документации. Такая практика регистрации
юридических лиц противоречит Гражданскому кодексу Российской Федерации, в
соответствии с которым юридические лица подлежат государственной регистрации в
органах юстиции в порядке, определяемом законом.

На Министерство
юстиции предполагается возложить функции федерального органа исполнительной
власти, координирующего деятельность по государственной регистрации актов
гражданского состояния, предусмотренного проектом федерального закона "Об
актах гражданского состояния".

В соответствии
с Гражданским кодексом Российской Федерации в рамках Министерства юстиции Российской
Федерации предусматривается создать и систему государственной регистрации прав
на недвижимое имущество и сделок с ним.

10) Контроль за
исполнением законодательства.

Согласно
Федеральному закону "Об общественных объединениях" Министерство
юстиции Российской Федерации осуществляет контроль за соответствием
деятельности общественных объединений уставным целям.

Указом
Президента Российской Федерации от 2 мая 1996 г. N 642 "О мерах по
развитию органов юстиции Российской Федерации" установлено, что Министерство
юстиции Российской Федерации при осуществлении такого контроля имеет право:

запрашивать у
федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации сведения, связанные с уставной деятельностью
общественных объединений;

привлекать в
необходимых случаях к осуществлению контроля сотрудников федеральных органов
исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации.

В соответствии
с этим Указом Министр юстиции имеет право вносить Президенту Российской
Федерации и в Правительство Российской Федерации представления о привлечении к
ответственности должностных лиц федеральных органов исполнительной власти по
фактам неисполнения или ненадлежащего исполнения Конституции Российской
Федерации, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской
Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации.

Указом
предусмотрена возможность в законодательном порядке решить вопрос о наделении
органов юстиции правом дознания по делам о вмешательстве в разрешение судебных
дел, об угрозах по отношению к судье, народному или присяжному заседателю,
оскорблении судьи, народного или присяжного заседателя, о неисполнении
судебного решения.

11) правовая
информатизация.

В соответствии
с Концепцией правовой информатизации России, утвержденной Указом Президента
Российской Федерации от 28 июня 1993 г. N 966 "О Концепции правовой
информатизации России", Министерство юстиции Российской Федерации
участвует в разработке и осуществлении программ правовой информатизации органов
государственной власти.

Министерство
юстиции Российской Федерации организует внедрение программно - аппаратных
средств и технологий сбора, обработки и анализа правовой информации для судов,
центрального аппарата Министерства и органов юстиции, научно -
исследовательских лабораторий судебной экспертизы и других учреждений юстиции.

Министерство
юстиции Российской Федерации выполняет функции генерального заказчика
межгосударственной системы правовой информатизации в Российской Федерации, а
также функции полномочного органа, осуществляющего координацию работ по
созданию национальных банков данных, используемых для межгосударственного
обмена правовой информацией.

Министерство
юстиции Российской Федерации в установленном порядке заключает соглашения с
государствами - участниками СНГ о реализации договоренностей по вопросам
правовой информации и подписывает соглашения об обмене правовой информацией.

12) участие в
международно-правовой охране прав и законных интересов граждан.

Полномочия
Минюста России

Минюст России в
пределах своей компетенции:

1) создает свои
территориальные органы, утверждает положения, утверждает штатную численность и
фонд оплаты труда работников в пределах установленных численности и фонда оплаты
труда работников;

2) создает
учреждения юстиции и иные организации, реорганизует и ликвидирует их, а также
утверждает их уставы;

3) заключает
международные договоры Российской Федерации межведомственного характера;

4) запрашивает
и получает в установленном порядке необходимые материалы от федеральных органов
государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц;

5) привлекает
для разработки проектов нормативных правовых актов и осуществления их
экспертизы научные и другие организации, а также ученых и специалистов, в том
числе на договорной основе;

6) привлекает в
необходимых случаях в установленном порядке для осуществления своих задач и
функций работников федеральных органов исполнительной власти и органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

7) направляет в
орган, издавший нормативный правовой акт,

обязательный
для исполнения запрос о представлении данного акта на государственную регистрацию;


8) представляет
в случае несоответствия нормативного правового акта субъекта Российской
Федерации Конституции Российской Федерации или федеральному закону
мотивированное заключение в орган государственной власти субъекта Российской
Федерации, принявший данный акт, а также в соответствующие федеральные органы
государственной власти;

9) направляет в
руководящие органы общественных объединений и
религиозныхорганизацийзапросыопредоставленииих распорядительных документов;

10)
направляетсвоихпредставителейдля участия в

мероприятиях,проводимыхобщественнымиобъединениями
и религиозными организациями;

11) вносит в
президиумы коллегий адвокатов представления о возбуждении дел о дисциплинарной
ответственности адвокатов;

12) направляет
в коллегии адвокатов предупреждения об

устранении
выявленных нарушений законодательства Российской Федерации;

13) запрашивает
у федеральных органов исполнительной власти, предприятий - разработчиков и
изготовителей вооружения и военной техникиигосударственныхпосредников-федеральных
государственных унитарныхпредприятий,осуществляющихв установленном порядке
экспорт (импорт) вооружения, военной техники, работ и услуг военного
назначения, информации и результатов интеллектуальной деятельности в военно -
технической области, лицензии на производство вооружения и военной техники и
использование соответствующих технологий, а также сведения, необходимыедля
осуществления правовой защиты интересов

государства в
процессе экономического и гражданско - правового оборота результатов научно -
исследовательских, опытно - конструкторских и технологических работ военного,
специального и двойного назначения;

14) вносит
предложения об улучшенииусловийтруда,

материального
обеспечения и социально - бытового обслуживания работников органов и учреждений
юстиции.

Минюст России,
самостоятельно принимая решения в сфере юстиции, в необходимых случаях в
установленном порядке согласовывает свои решения с заинтересованными
федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации.Минюст России вправе издавать постановления,
приказы,

распоряжения,
правила, инструкции и положения, являющиеся обязательными для государственных и
муниципальных органов, организаций, должностных лиц и граждан.

Основные
функции Минюста России

Минюст России в
соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие основные
функции:

1) координирует
нормотворческую деятельность федеральных органов исполнительной власти;

2) проводит
юридическую экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых
актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение
Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

3) проводит
юридическую экспертизу нормативных правовых актов субъектов Российской
Федерации на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации и
федеральным законам;

4)
обеспечиваетдеятельность полномочных представителей Правительства Российской
Федерации в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и
Конституционном Суде Российской Федерации;

5)
осуществляетгосударственную регистрацию нормативно-правовых актов федеральных
органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности
человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих
межведомственный характер, а также актов иных органов в случаях,
предусмотренных законодательством Российской Федерации;

6) осуществляет
проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти по отбору
нормативных правовых актов, подлежащих государственной регистрации, и при
необходимости запрашивает нормативные правовые акты в целях их государственной
регистрации;

7) осуществляет
контроль за правильностью и своевременностью опубликования зарегистрированных
им нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти;

8) обобщает
практику государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных
органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности
человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций илиимеющих
межведомственный характер, представляет Президенту Российской Федерации и в
Правительство Российской Федерации соответствующую информацию, в том числе о
нормативных правовых актах, в государственной регистрации которых отказано;

9) представляет
в Правительство Российской Федерации предложения об отмене или приостановлении
действия нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в
случае их несоответствия Конституции Российской Федерации, международным
договорам Российской Федерации, федеральным законам, указам и распоряжениям
Президента Российской Федерации, постановлениям и распоряжениям Правительства
Российской Федерации;

10) изучает
практику применения законодательства Российской Федерации в сфере юстиции,
разрабатывает и представляет в установленном порядке предложения по его
совершенствованию;

11)
осуществляет государственный учет нормативных правовых актов субъектов
Российской Федерации;

12) ведет
государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов
исполнительной власти;

13) ведет
контрольные экземпляры нормативных правовых актов федеральных органов
исполнительной власти, организует деятельность своих территориальных органов по
ведению контрольных экземпляров нормативных правовых актов субъектов Российской
Федерации;

14) участвует в
работе по ведению общеправового классификатора отраслей законодательства
Российской Федерации;

15) участвует в
подготовке Свода законов Российской Федерации;

16) участвует в
разработке и реализации программ правовой

информатизации;


17)
осуществляетв установленном порядке функции государственного заказчика;

18) организует
работу по созданию и ведению баз данных правовой информации в сфере юстиции;

19)
представляет правовую информацию Президенту Российской Федерации, Правительству
Российской Федерации, иным федеральным органам государственной власти;

20)
осуществляет обмен правовой информацией с иностранными государствами,
координирует деятельность по созданию национальных банков данных законодательства
государств - участников Содружества Независимых Государств;

21) организует
разработку и обеспечение органов и учреждений юстиции программно - техническими
средствами и технологиями сбора, обработки и анализа правовой информации;

22) обеспечивает
сбор и обработку статистических данных, разработку форм статистической
отчетности и документов первичного учета в сфере юстиции;

23)
осуществляет государственную регистрацию общероссийских и международных
общественных объединений, отделений иностранных
некоммерческихнеправительственныхобъединений,а также юридических лиц в случаях,
предусмотренных законодательством Российской Федерации;

24)
осуществляет государственную регистрацию централизованных религиозных
организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и
более субъектов Российской Федерации, религиозных учреждений и организаций,
образованных указанными централизованнымирелигиознымиорганизациями,а также
представительств иностранных религиозных организаций;

25) осуществляет
контроль за соответствием деятельности общественных объединений их уставным
целям, а также за соблюдением религиозными организациями положений уставов,
касающихся целей и порядка их деятельности;

26)
осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью службы
судебных приставов;

27) организует
оперативно-розыскную деятельность в учреждениях, исполняющих уголовные
наказания, и следственных изоляторах;

28)
обеспечивает исполнение уголовных наказаний, содержание подозреваемых,
обвиняемых, подсудимых и осужденных, находящихся под стражей, их охрану,
этапирование и конвоирование, а также контроль за поведением условно осужденных
и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания;

29)
осуществляет централизованное обеспечение учреждений и органов уголовно -
исполнительной системы Минюста России (далее именуется - уголовно -
исполнительная система) вооружением, боеприпасами, специальными средствами,
военной техникой и иным имуществом;

30) организует
разработку и осуществление мер по обеспечению пожарной безопасности объектов
уголовно - исполнительной системы;

31) реализует
право владения, пользования и распоряжения

находящимся в
оперативном управлении территориальных органов уголовно - исполнительной
системы недвижимым имуществом, являющимся федеральной собственностью, арендует
имущество, осуществляет в установленном порядке отчуждение объектов, созданных
или приобретенных за счет средств федерального бюджета, а также сдачу в аренду
указанных имущества и объектов, обеспечивает эксплуатацию, техническое
обслуживание и охрану закрепленного за ним имущества за счет выделенных на эти
цели средств;

32)
осуществляет на производственных объектах уголовно -

исполнительной
системы разрешительные, контрольные и надзорные функции в области промышленной
безопасности;

33)
осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью судебно -
экспертных учреждений системы Минюста России;

34)
наделяетнотариусовполномочиямипосовершению

нотариальных
действий от имени Российской Федерации;

35)
осуществляет в установленном порядке контроль за

исполнением
нотариусами профессиональных обязанностей, в том числе правил нотариального
делопроизводства;

36) организует
выдачу лицензий на право осуществления

нотариальной
деятельности, утверждает формы реестров регистрации нотариальных действий,
нотариальных свидетельств и удостоверительныхнадписей, осуществляет иные
полномочия, предусмотренные Основами законодательства Российской Федерации о
нотариате;

37) дает в
установленном порядке согласие на образование

коллегий
адвокатов;

38) ведет
реестр коллегий адвокатов;

39)
осуществляет контроль за соблюдением коллегиями адвокатов законодательства
Российской Федерации, регулирующего деятельность адвокатуры;

40) утверждает
формы и устанавливает сроки представления

отчетности
коллегиями адвокатов в органы юстиции Российской Федерации;

41)
удостоверяет подлинность подписи нотариуса и оттиска его печати при легализации
документов, представляемых физическими и юридическими лицами в компетентные
органы иностранных государств;

42)
осуществляет координацию деятельности по государственной регистрации актов
гражданского состояния;

43) утверждает
образцы бланков записей актов гражданского

состояния и
бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского
состояния;

44) закрепляет
за субъектами Российской Федерации серии

бланков
свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния;

45)
разрабатывает методические материалыповопросам

государственной
регистрации актов гражданского состояния;

46)
осуществляет функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти
в области регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

47)
осуществляет функциигосударственногопатентного

ведомства,
установленные Патентным законом Российской Федерации и Законом Российской
Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест
происхождения товаров", а также функции агентства по правовой охране
программ для электронных вычислительных машин, баз данных и топологий
интегральных микросхем, установленные Законами Российской Федерации "О
правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз
данных"

и "О
правовой охране топологий интегральных микросхем";

48)
подготавливаетпредложения по совершенствованию

законодательства
Российской Федерации в области авторского права и смежных прав, осуществляет
взаимодействие с общественными объединениями, участвует в международном
сотрудничестве в указанной сфере;

49)
осуществляет правовую защиту интересов государства в

процессе
экономического и гражданско - правового оборота результатов научно -
исследовательских, опытно - конструкторских и технологических работ военного,
специального идвойного назначения;

50)
представляет в установленном порядке предложения о

подготовке,
заключении и исполнении международных договоров Российской Федерации о правовой
помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам, а также международных
договоров Российской Федерации в области охраны интеллектуальной собственности;


51)
согласовывает в установленном порядке предложения о

заключениимеждународныхдоговоров
Российской Федерации, устанавливающих правила, не предусмотренные
законодательством Российской Федерации;

52) дает, в
случае если это предусмотрено международным

договором
Российской Федерации или является необходимым условием вступления его в силу,
заключения по вопросам соответствия положений договора законодательству
Российской Федерации и их юридической силы в Российской Федерации, а также по
иным вопросам, связанным с вступлением в силу и выполнением такого договора;

53)
представляет по поручению Уполномоченного Российской Федерации при Европейском
суде по правам человека необходимые материалы и заключения в связи с
поступившими в Европейский суд по правам человека обращениями о нарушении
Российской Федерацией положений Европейской конвенции о защите прав человека и
основных свобод;

54) исполняет в
пределах своей компетенции обязательства

Российской
Федерации по международным договорам Российской Федерации о правовой помощи по
гражданским, семейным, уголовным и иным делам;

55) выдает
разрешения на открытие представительств иностранных юридических организаций на
территории Российской Федерации;

56)
осуществляет финансирование органов и учреждений юстиции;

57) принимает
меры по обеспечению социальной защиты работников органов и учреждений юстиции,
а также членов их семей, ветеранов органов и учреждений юстиции, в том числе
способствует улучшению жилищных условий указанных лиц;

58)
осуществляет контроль за финансово - хозяйственной

деятельностью
органов и учреждений юстиции;

59) организует
и проводит проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности в органах и
учреждениях юстиции, а также в центральном аппарате Минюста России;

60) принимает
меры по исполнению в органах и учреждениях юстиции законодательства Российской
Федерации о труде и государственной службе, а также меры по подбору, подготовке
и повышению квалификации работников органов и учреждений юстиции;

61) организует
рассмотрение устных и письменных обращений граждан, связанных с работой органов
и учреждений юстиции;

62)
осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Руководство
Минюста России

Минюст России
возглавляет Министр юстиции Российской Федерации (далее именуется - Министр),
назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской
Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.

Министр имеет
заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом
Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской
Федерации.

Министр:

1) осуществляет
на основе единоначалия общее руководство

деятельностью
Минюста России и несет персональную ответственность за выполнение задач и функций,
возложенных на Минюст России;

2)
устанавливает полномочия своих заместителей, распределяет обязанности между
ними и поручает им исполнение части своих полномочий, устанавливает полномочия
других должностных лиц системы Минюста России по решению ими оперативных,
организационно - штатных, кадровых, финансовых, производственно - хозяйственных
и иных вопросов, относящихся к компетенции Минюста России;

3) вносит на
рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской
Федерации проекты законодательных и иных нормативных правовых актов по
вопросам, относящимся к компетенции Минюста России, а также предложения по
реализации политики государства в сфере юстиции;

4) подписывает
изданные в пределах компетенции Минюста России постановления, приказы,
распоряжения и иные акты, а также организует проверку их исполнения;

5) подписывает
международные договоры Российской Федерации о правовой помощи по гражданским,
семейным, уголовным и иным делам;

6) вносит
Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации
представления о привлечении к ответственности должностных лиц федеральных
органов исполнительной власти по фактам неисполнения или ненадлежащего
исполнения ими Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов и
распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений
Правительства Российской Федерации;

7) утверждает
положения о структурных подразделениях Минюста России, структуру и штатное
расписание его центрального аппарата в пределах установленных численности и
фонда оплаты труда работников, а также смету расходов на содержание
центрального аппарата Минюста России в пределах выделенных на соответствующий
период бюджетных ассигнований;

8) определяет
типовые структуры, типовые штаты, норматив

штатной
численности территориальных органов уголовно -

исполнительной
системы, управлений сособымиусловиями хозяйственной деятельности, организаций,
входящих в уголовно - исполнительную систему, а также определяет порядоких
реорганизации и ликвидации и принимает соответствующие решения;

9) принимает
решения о создании подразделений специального назначения для выполнения задач,
стоящих перед органами и учреждениями уголовно - исполнительной системы;

10) определяет
порядок деятельности подразделений специального назначения, создаваемых для
обеспечениябезопасностив уголовно - исполнительной системе;

11) назначает в
установленном порядке на должность и

освобождает от
должности начальников территориальных органов уголовно - исполнительной
системы;

12) присваивает
в установленном порядке классные чины и

специальные
звания работникам органов и учреждений юстиции, представляет иных работников
органов и учреждений юстиции к присвоению классных чинов и специальных званий;

13)
представляет особо отличившихся работников системы Минюста России к присвоению
почетных званий и награждению государственными наградами Российской Федерации;

14) вносит в
установленном порядке представления о назначении на должность и освобождении от
должности главного судебного пристава Российской Федерации;

15) назначает
на должность и освобождает от должности

работников
центрального аппарата Минюста России и руководителей органов юстиции Российской
Федерации;

16)
осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

В Минюсте
России образуется коллегия, в состав которой

входят Министр
(председатель коллегии) и заместители Министра, руководящие работники системы
Минюста России, а также иные специалисты в сфере юстиции.

Члены коллегии
Минюста России, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются
Правительством Российской Федерации по представлению Министра.

Коллегия на
своих заседаниях рассматривает наиболее важные вопросы деятельности Минюста
России.

Решения
коллегии Минюста России реализуются приказами и распоряжениями Министра. В
случае разногласий между Министром и коллегией Министр реализует свое решение.
О возникших разногласиях Министр информирует Президента Российской Федерацииили
Правительство Российской Федерации.

При Минюсте
России образуются научно - консультативные советы. Состав советов и положения о
них утверждаются Министром.

Органы юстиции
и нотариат.

Министерство
юстиции ведет реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов,
занимающихся частной практикой. Срок стажировки для лиц, имеющих стаж работы по
юридической специальности не менее трех лет, может быть сокращен совместным
решением органа юстиции и нотариальной палаты. Продолжительность стажировки не
может быть менее шести месяцев. Порядок прохождения стажировки определяется
Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной
палатой.

Лицензия на
право нотариальной деятельности (далее - лицензия) выдается уполномоченными на
то органами юстиции республик в составе Российской Федерации, автономной
области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга
в течение месяца после сдачи квалификационного экзамена на основании решения
квалификационной комиссии.

Порядок выдачи
лицензии устанавливается Министерством юстиции Российской Федерации. Отказ в
выдаче лицензии может быть обжалован в суд в течение месяца со дня получения
решения органа юстиции.

В республиках в
составе Российской Федерации, автономной области, автономных округах, краях,
областях, городах Москве и Санкт-Петербурге государственные нотариальные
конторы открываются и упраздняются Министерством юстиции Российской Федерации
или по его поручению министерствами юстиции республик в составе Российской
Федерации, органами юстиции автономной области, автономных округов, краев,
областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Нотариальное
делопроизводство осуществляется нотариусами в соответствии с правилами,
утверждаемыми Министерством юстиции Российской Федерации совместно с
Федеральной нотариальной палатой.

Контроль за исполнением
правил нотариального делопроизводства нотариусами, работающими в
государственных нотариальных конторах, осуществляют органы юстиции республик в
составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев,
областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а в отношении нотариусов,
занимающихся частной практикой, - органы юстиции совместно с нотариальными
палатами.

О судебных
приставах

На судебных
приставов возлагаются задачи по обеспечению установленного порядка деятельности
Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской
Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судов общей
юрисдикции и арбитражных судов (далее - суды), а также по исполнению судебных
актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об
исполнительном производстве.

В своей
деятельности судебные приставы руководствуются Конституцией Российской
Федерации, настоящим Федеральным законом, федеральным законом об исполнительном
производстве и иными федеральными законами, а также принятыми в соответствии с
ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации,
Правительства Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации.

Министерство
юстиции Российской Федерации образует службу судебных приставов, возглавляемую
заместителем министра юстиции Российской Федерации - главным судебным приставом
Российской Федерации.

Служба судебных
приставов входит в систему органов Министерства юстиции Российской Федерации.

В службу
судебных приставов входят:

департамент
судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации, возглавляемый
заместителем главного судебного пристава Российской Федерации;

служба судебных
приставов Управления военных судов Министерства юстиции Российской Федерации
(далее - Управление военных судов), возглавляемая заместителем начальника
Управления военных судов - главным военным судебным приставом;

службы судебных
приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации (далее - службы
судебных приставов), возглавляемые заместителями начальников органов юстиции
субъектов Российской Федерации - главными судебными приставами субъектов
Российской Федерации;

районные,
межрайонные или соответствующие им согласно административно - территориальному
делению субъектов Российской Федерации подразделения судебных приставов,
состоящие из судебных приставов по обеспечению установленного порядка
деятельности судов и судебных приставов - исполнителей, возглавляемые старшими
судебными приставами.

Министерство
юстиции Российской Федерации осуществляет организационное и методическое
руководство деятельностью службы судебных приставов через главного судебного
пристава Российской Федерации.

Органы юстиции
субъектов Российской Федерации осуществляют организационное и методическое
руководство деятельностью соответствующих служб судебных приставов через
главных судебных приставов субъектов Российской Федерации.

Обязанности и
права судебных приставов:

Обязанности и
права судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности
судов:

1. Судебный
пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов:

обеспечивает в
судах безопасность судей, заседателей, участников судебного процесса и
свидетелей;

выполняет
распоряжения председателя суда, а также судьи или председательствующего в
судебном заседании, связанные с соблюдением порядка в суде;

исполняет
решения суда и судьи о применении к подсудимому и другим гражданам
предусмотренных законом мер процессуального принуждения;

обеспечивает
охрану зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время;


проверяет
подготовку судебных помещений к заседанию, обеспечивает по поручению судьи
доставку к месту проведения судебного процесса уголовного дела и вещественных
доказательств и их сохранность;

поддерживает
общественный порядок в судебных помещениях;

взаимодействует
с военнослужащими воинской части (подразделения) по конвоированию лиц,
содержащихся под стражей, по вопросам их охраны и безопасности;

предупреждает и
пресекает преступления и правонарушения, выявляет нарушителей, а в случае
необходимости задерживает их с последующей передачей органам милиции;

осуществляет
привод лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу - исполнителю;

участвует по
указанию старшего судебного пристава в совершении исполнительных действий;

проходит
специальную подготовку, а также периодическую проверку на пригодность к
действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных
средств и огнестрельного оружия.

2. Судебный
пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов при исполнении
служебных обязанностей имеет право:

обращаться за
помощью к сотрудникам милиции, органов безопасности, военнослужащим внутренних
войск, а судебные приставы военных судов также к военному командованию;

применять физическую
силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях, предусмотренных
федеральным законом.

Концепция
реформирования органов и учреждений юстиции РФ

Концепция
реформирования органов и учреждений юстиции Российской Федерации (далее
именуется - Концепция) разработана в соответствии с Указом Президента
Российской Федерации от 2 мая 1996 г. N 642 "О мерах по развитию органов
юстиции Российской Федерации" с целью повышения роли и ответственности
этих органов при реализации правовой политики государства.

Концепция
основывается на действующих законодательных актах, указах Президента Российской
Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации, регламентирующих
вопросы деятельности органов и учреждений юстиции, и учитывает ряд положений проектов
федеральных законов "О судебной системе Российской Федерации",
"О государственной регистрации юридических лиц", "О
государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним",
"Об исполнительном производстве", "Об органах и учреждениях
юстиции в Российской Федерации" и других.

Целью настоящей
Концепции является определение основных направлений деятельности органов и
учреждений юстиции с учетом возложенных на них новых задач, вытекающих из
конституционного принципа построения в Российской Федерации правового
государства.

Реализация
Концепции реформирования органов и учреждений юстиции в Российской Федерации
будет осуществляться поэтапно по мере принятия соответствующих законодательных
актов, а также в соответствии с целями и задачами, поставлен ными перед
органами юстиции указами Президента Российской Федерации и другими нормативными
правовыми актами.

Общий срок
реализации Концепции - до 2000 года.

Пути
реформирования:

1. Участие в
правовом обеспечении нормотворческой деятельности.

2.
Государственная регистрация ведомственных нормативных правовых актов.

3.
Государственная регистрация юридических лиц, актов гражданского состояния, прав
на недвижимость и сделок с ней.

4. Обеспечение
судебной деятельности.

5.
Регулирование сферы правового обслуживания.

6. Контроль за
исполнением законодательства.

7. Правовая
информатизация.

8. Руководство
системой органов и учреждений юстиции.

9. Руководство
системой органов и учреждений юстиции.

Мероприятия,
предусматриваемые Концепцией, осуществляются в пределах средств,
предусматриваемых в федеральном бюджете на соответствующий год для Министерства
юстиции Российской Федерации, а также в рамках расходов по реализации
принимаемых законодательных актов в части деятельности органов и учреждений юстиции.


Заключение

Из всего
сказанного выше можно сделать вывод:

Государственное
управление в области юстиции – это исполнительная и распорядительная
деятельность, осуществляемая органами государственного управления, состоящая в
организационном обеспечении функционирования судов, государственного нотариата,
органов записи актов гражданского состояния, судебно-экспертных учреждений,
правовом регулировании деятельности юридической службы и сотрудничества с
организациями адвокатов.

Органами
управления юстицией являются Министерство юстиции Российской Федерации и
соответствующие органы управления субъектов Федерации.

Министерство
юстиции РФ – федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию
государственной политики в сфере юстиции.

Министерство
юстиции разрабатывает и вносит в соответствующие государственные органы
предложения по вопросам организации общих и военных судов, назначения судей и
избрания народных заседателей.

Особого
внимания заслуживает деятельность Министерства юстиции по регистрации
нормативных актов министерств и ведомств, затрагивающих права и законные
интересы граждан. В соответствии с законодательством эти акты считаются не
вступившими в законную силу, если они не зарегистрированы Министерством юстиции
и не опубликованы в официальных изданиях.

Министерству
юстиции отведена важная роль в организации деятельности органов нотариата и
загса (органов, осуществляющих запись актов гражданского состояния).

В конце
хотелось бы сказать, что на Министерство юстиции и его органы возложены
важнейшие задачи и функции в сфере юстиции. В целом Министерство юстиции
обладает широкими полномочиями в сфере исполнительной власти.
Список
литературы

1.
Административное право РФ. Ч.2. Под ред. Алехина А.П, Козлова Ю.М. М.,1995.

2.
Административное право РФ. Под ред. Овсянко Д.М. М., 1997.

3. Основы
законодательства о нотариате от 11.02.93.

4. Положение «О
Министерстве юстиции РФ» от 04.11.93.//САПП РФ.1993.№48.

5.
Постановление Правительства РФ от 03.06.95. «О дополнительных функциях Минюста
РФ»//СЗ РФ. 1995.№24.

6. Положение «
О концепции реформирования органов и учреждений юстиции РФ».// Рос.газета.,
16.10.96.

7.
Правоохранительные органы РФ. Под ред. Божьева В.П. М., 1997.

8. Судебная и
правоохранительная системы//СНА РФ. М., 1998.

9. Федеральный
закон РФ «О судебных приставах» от 21.07.97.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.