Реферат по предмету "Политология"


Политология в схемах и таблицах

ТАВРИЧЕСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ПОЛИТОЛОГИЯ
В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО КУРСУ “ПОЛИТОЛОГИЯ”
Симферополь
1998
ТАВРИЧЕСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ПОЛИТОЛОГИЯ
В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ
Утверждено на заседании
кафедры политологии ТЭИ
Протокол № 5 от 20 января 1998 г.
Авторский коллектив: П.В. Кузьмин - кандидат философских наук, доцент - руководитель
В.Н. Крет - кандидат философских наук, доцент
Студенты политологического факультета:
Н.Ю. Булгаков
В.В. Попова
П.Э. Тагинцев
В.Г. Федоровский
Н.М. Чепурко
Научный консультант - Л.Ф. Малафеев - доктор философских наук, профессор
Рецензент - Г.И. Мельников - доктор философских наук, профессор
Редактор - В.Н. Крет - кандидат философских наук, доцент
Учебное пособие содержит структурно-логические схемы, таблицы и определения по актуальным проблемам учебного курса “Политология”, читаемого в Таврическом экологическом институте.
Пособие, на наш взгляд, может помочь преподавателям в разработке структуры учебного материала, студентам - в самостоятельной работе над осмыслением политологических вопросов, при подготовке к семинарским занятиям и экзамену по политологии.
При подготовке пособия использованы труды, учебники, учебные пособия украинских, российских и белорусских ученых, политологов, а также словари - Политология. Энциклопедический словарь ( Общ. ред. и сост. Ю.И. Аверьянов. М.: Изд-во коммерч. ун-та, 1993; Политология. Краткий энциклопедический словарь-справочник ( Отв. Ред. Борцов Ю.С., науч. Ред. Коротец И.Д. Ростов- на-Дону: изд-во Феникс, 1997.
СОДЕРЖАНИЕ.
Таблица Стр.

Тема 1. Политология как наука и учебная дисциплина.
1-5 3
Тема 2. Политика и её роль в жизни общества. 6-12
8
Тема 3. Теория демократии и историческая практика.
13-19 15
Тема 4. Основы теории власти. 20-24
22
Тема 5. Политическая система общества. 25-27
27
Тема 6. Государство в политической системе общества.
28-34 30
Тема 7. Политические партии. 35- 38 37
Тема 8. Политические режимы. 39-43
43
Тема 9. Личность и политика. Политическое лидерство.
44-51 47
Тема 10. Политическое сознание . 52-56
55
Тема 11. Политическая культура . 57-61
60
Тема 12. Политический процесс. 62-66
65
Тема 13. Политические конфликты. 67-71
70
Тема 14. Политические идеологии . 72-78
75
Тема 15. Политическое прогнозирование. 79-81
82
Тема 1. ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА.
Политология - это наука о политической власти и управлении, о закономерностях развития политических отношений и процессов, функционирования политических систем и институтов, политического поведения и деятельности людей.
Таблица № 1
| | | ПОЛИТОЛОГИЯ | | | | | | |
| Теоретическая полито- | |Прикладная политология - | | логия - решает научные | |изучает проблемы,связанные: | | проблемы, связанные: | | | | | |а) с преобразованием поли- | | а) с формированием фунда- | |тической действительности, | | ментального знания о поли | |анализом путей и средств | | тической сфере и жизни; | |воздействия на политиче- | | | |ские процессы; | | б) с объяснением процессов| | | | политического развития; | |б) с изучением общественно- | | | |го мнения, особенностей по- | | в) с разработкоц концеп- | |литической ориентации и по- | | туального аппарата полито-| |литического поведения раз- | | логии, методологии и мето-| |личных социальных групп. | | дов политических исследо- | | | | ваний. | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Таблица № 2
| | | ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ | | ПОЛИТОЛОГИЕЙ. | | |
| Категории других | | | | | | Собственные категории | |социально-экономических | | | | и гуманитарных наук | | | | | | | | | | |
| | Общество | | | | | | | | |Политика | | | | | | | | | Свобода | | | Политическая | | | | | |власть | | | | | | | | | Власть | | | Политические | | | | | |отношения | | | | | | | | | Государство| | | Политическая | | | | | |сфера | | | | | | | | | Правовое | | | Политическая | | |государство | | |система | | | | | | | | | Общественное | | | Политический режим| | |мнение | | | | | | | | | | | | Гражданское | | | Политические | | |общество | | |интересы | | | | | | | | | Большие и малые | | | Политическая | | |социальные | | |партия | | | группы | | | | | | | | | Политическая | | | | | |культура | | | Общественное мнение| | | | | | | | | Политическое | | | | | |сознание | | | Демократия | | | | | | | | | Политическая | | | | | |идеология | | | Диктатура | | | | | | | | | Политический | | | | | |плюрализм | | | Идеология | | | | | | | | | Политический | | | | | |конфликт | | | Культура | | | | | | | | | Политическая | | | | | |стабильность | | | Оппозиция | | | | | | | | | Политическая | | | | | |деятельность | | | Плюрализм | | | |
и другие и другие
Таблица № 3
ФУНКЦИИ ПОЛИТОЛОГИИ
|Познавательная функция | |Инструменталистская | |призвана познавать полити- | |функция призвана исполь- | |ческую реальность и давать| |зовать научные выводы в | |знания о природе и источ- | |политической практике, | |никах властных отношений, | |государственном управле- | |способах их рациональной | |нии, партийной стратегии и | |организации | |тактике, в процессах при- | | | |нятия решений и техноло- | | | |гиях их реализации |
|Воспитательно- социали- | |Диагностическая функ- | |зационная - призвана | |ция призвана определять | |формировать демократичес- | |соответствие программ по- | |кую политическую культуру | |литических курсов как тен- | |граждан, воспитывать инди- | |денциям социального про- | |вида как гражданина своей | |гресса, так и реальным воз-| |страны и как вообще “по- | |можностям и состоянию | |литического человека” | |развития конкретного об- | | | |щества |
|Функция политической | |Прогностическая функция | |рефлексии призвана выра- | |призвана разрабатывать | |батывать способность раци- | |желаемые и возможные ва- | |онально-критически оцени- | |рианты развития полити- | |вать политические процес-| |ческих процессов, учиты- | |сы, свободно самоопреде- | |вая действие различных | |ляться в политической | |факторов | |жизни. | | |
Таблица № 4
МЕТОДЫ ПОЛИТОЛОГИИ
| Методы | На чем акцентируют |Как изучают политику | |политологии | внимание | | |Институци- |На функционировании и |Анализ официальных | |ональный |взаимодействии политичес- |структур и формаль- | | |ких институтов: права, |ных правил принятия | | |госу- | | | |дарства, политических пар-|решений | | |тий и движений и т.д. | | |Историче- |На политических явлениях |Анализ изменений по- | |ский |и процессах во времени и |литических норм, от- | | |пространстве |ношений, институтов в | | | |контексте связи прош- | | | |лого, настоящего и бу-| | | |дущего | |Социологи- |На зависимости политики |Анализ политики как | |ческий |от социальных факторов: |сферы целенаправлен- | | |экономики, социальной |ных взаимодействий | | |структуры, культуры и т.д. |социальных групп, | | | |преследующих свои | | | |интересы | |Бихевио- |На личностном измерении |Анализ систематичес- | |ристский |политики, поведении от- |ки наблюдаемого по- | | |дельного человека |ведения индивида, воз-| | | |можность измерения | | | |его мотивации | |Психологи- |На субъективных механиз- |Анализ индивидуаль- | |ческий |мах политического поведе- |ных качеств, черт ха- | | |ния: побуждения, желания, |рактера, бессознатель-| | |страсти и т.д. |ных психических про- | | | |цессов, влияющих на | | | |политическое пове- | | | |дение | |Системный |На целостности политики и |Анализ характера вну- | | |характере ее взаимоотноше- |тренних связей между | | |ний с внешней средой |составляющими поли- | | | |тику элементами |
Таблица № 5
| | | | | | ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ | | | | ПОЛИТОЛОГИИ | |
| Фундаментальные | | Прикладные | | исследования | | исследования |
|- объективные условия, | | - динамика политических | |обеспечи- | |про- | |вающие устойчивость общества| | цессов и систем; | |в | | | |целом, политической | | - разработка концепций и | |системы в | |мето- | |частности; | |дик современного | | | |государствен- | |- диалектическое соотношение | |ного управления; | |ко- | | | |личественных и качественных | |- процесс принятия | |пере | |политических | |ходов и взаимопереходов в | |решений на различных | |поли- | |уровнях | |тической жизни; | |управления; | |- закономерности | |- электоральный | |возникновения, | |процесс,полити- | |развития и | |ческий менеджмент и | |совершенствования | |маркетинг; | |политической системы; | |- влияние политической | | | |культуры | |- о степени, глубине и форме| |на политические процессы и | |вме- | |дея- | |шательства политики в | |тельность людей; | |объектив- | | | |тивный процесс развития | |- содержание, направленность| |госу- | |и | |дарства и общества; | |эффективность | | | |политико-комму- | |- диалектика взаимотоношений| |никационных процессов в | | | |об- | |государства и гражданского | |ществе; | |об- | | | |щества; | |- политологическая | | | |экспертиза | |- тенденции развития | |социально - экономических и| |политичес- | | | |кой культуры; | |иных программ развития; | |- методология исследования | |- тенденции политического | |поли- | |учас- | |тических систем, партий и | |тия и др. | |орга- | | | |низаций, политического | | | |поведения | | | |граждан; | | | |- разработка нового типа | | | |научных | | | |категорий и понятий и др.| | | | | | | | | | | | | | |
Тема 2. ПОЛИТИКА И ЕЁ РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА.
Политика - многообразный мир отношений, деятельности, поведения, ориентаций, взглядов социальных (этнических) групп, выражающих их интересы, политических организаций, институтов, движений, лидеров по поводу власти и управления обществом.
Таблица № 6
| Участие в делах | | Деятельность в сфере | |государства, | |отношений | | определение форм, задач,| | между большими социальными| |со- | | | | держания его | | группами, связанная с | |деятельности | |регулиро- | | | | ванием интересов путем | | | |исполь- | | | | зования политической | | | |власти | | | | |
| | | | | П О Л И Т И К| |А | | | | |
| Характеристика образа дей- | |Совокупность вопросов или | | ствий, направленных на до- | |событий текущей государст- | | стижение определенных це- | |венной или общественной | | лей в отношениях людей | |жизни | | между собой | | | | | | |
| В истории - виды, намерения, цели и | |образ | | действий правителей и их приближенных, | | нередко искусно скрываемые ими | | |
Таблица № 7
| | | | | СТРУКТУРА ПОЛИТИКИ | | | | | | | | | | | | Политический интерес - первопричина, осознанный источ- | | | ник политического поведения | | | | | | | | | | | | | | | Политические отношения - взаимосвязи и взаимодействия | | | субъектов политики и власти | | | | | | | | | | | | | | | Политическая организация, отражающая роль институтов, | | | публичной власти как центров управления и регулирования | | | общественными процессами | | | | | | | | | | | | | | | Политическое сознание - ориентации либо на сохранение | | | данной политической системы, власти, либо на её | | | дестабилизацию и изменение | | | | | | | | | | | | | | | Политическая деятельность - активность, направленная на | | | | изменение или сохранение существующих политических | | | | отношений | | | | | | | |
Таблица № 8
| | | | | | | | | | | | | | | Политика - как деятельность.| | | | Главное внимание уделяется | | | | политической практике, де- | | | | ятельности политических | | | | институтов, отдельных соци- | | | |альных групп | | | | | | | | | | | | | | Подходы | | | | к | |Политика - как наука включает | | анализу | |в себя прежде всего теоретиче-| | политики | |ские разработки, различного | | как | |рода политические документы, | | общественного | |методологические основы по- | | явления | |литики | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Политика - как искусство - | | | | искусство управления, осуще- | | | |ствления власти | | | | | | | | | | | | | | | | |
Таблица № 9
| | |Организованные действия социаль- | | | |ных групп и представляющих их | | | |учреждений власти по управлению | | | |общественной жизнью | | | | | | | | | | | | | | | |Общественные отношения между | | | |социальными группами и сообщест- | | | |вами людей по поводу государст-| | | |венной власти, её завоевания, удер-| | | |жания и использования | | | | | | Политика | | | | как | | | | деятельность | |Научно обоснованную теорию, | | охватывает | |ориентирующую политику, опре- | | комплекс | |деляющую её цели, стратегию, так- | | взаимосвязан- | |тику | | ных явлений | | | | и процессов | | | | | |Политическую идеологию, совокуп- | | | |ность идеологических ценностей и | | | |норм | | | | | | | | | | | | | | | |Профессиональное политическое | | | |руководство | | | | | | | | | | | | | | | | |
Таблица № 10
| | | ПОЛИТИКА КАК НАУКА | | Главная задача - моделирование, прогнозирование различных | | аспектов политической деятельности, определение целей и | | задач политики | | |
| | |Наличие четкой теоретической основы | | | |и следование ей на практике | | | | | | | | | | | |Гибкость, умение находить политиче- | | | |ские компромиссы с учетом изменчи- | | | |вости политической ситуации | | Принципы | | | | | | | | научной | |Умение и стремление перенимать опыт | | | |у более опытного и сильного, в т.ч. и | | политики | |идейного противника | | | | | | | | | | | |Приоритет решения общих вопросов | | | |перед частными | | | | | | | | | | | |Соответствие форм, методов и средств | | | |осуществления политики целям и зада- | | | |чам |
| | | Критерий научности политики - соответствие политической | | линии (государства, партии) объективным законам общест- | | венного развития |
Таблица № 11
| Умение разби- | |Умелый, творче- | |Умение работать | | раться в | |ский и критиче- | |с людьми, прислу- | |полити- | | | | | | ческой психоло-| |ский подход к | |шиваться к голосу | | гии и политиче-| |подбору, расста- | |масс | | ском поведении | |новке и воспита- | | | | масс | |нию кадров | | |
| | | | | | | Направление и | | | | Умение делать | | регулирование | | ПОЛИТИКА | | выводы не только | | деятельности | | КАК | | из успехов и по- | | политических | | ИСКУССТВО | | бед, но и из не- | | институтов | | | | удач, поражений |
| | | Определение форм, методов | | Разработка и творческое | | и средств политической дея-| |про- | | | | ведение в жизнь научно-обо-| | тельности с помощью кото- | | снованной политики с опре- | | рых намеченные цели могут | | делением ближайших и пер- | | быть достигнуты оптималь- | | спективных целей | | ным образом | | | | |
Таблица № 12
| | |Интеграция различных сфер общественной | | | |жизни, обеспечение целостности и стабиль- | | | |ности общества | |П | | | | | | | | | | | | Ф О| | Выражение интересов социальных групп и | | | | слоев общества, отдельных граждан | | У | | | | | | | |Л | | | | Н | | Управление и руководство политическими | | | | и общественными процессами в интересах | | К И| | наиболее влиятельных слоев и групп | | | |населе- | | | | ния и (или) общества в целом | | Ц Т| | | | | | | | И | | Обнаружение и рассмотрение социально- | | | | политических конфликтов, разрешение их | |И | | | | И | | цивилизованными способами и методами | | | | | | | | | |К | | | | | | Социализация личности, включение её в | | | | сложный мир общественных отношений | | | | | |И | | | | | | | | | |Обеспечение преемственности и обновления | | | |развития общества и человека | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Тема 3. ТЕОРИЯ ДЕМОКРАТИИ И ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Таблица № 13
| |Демократия (греч. demos - народ, kratos - власть) - | | |народо- | | |властие, форма правления государства, характеризующаяся | | |признанием народа источником власти, равноправием | | |граждан, выборностью основных органов государственной | | |власти, соблюдением прав и свобод человека. | | | | | | ПРИНЦИПЫ ДЕМОКРАТИИ | | | |
| |Признание в качестве источника власти народа или его| | | определенной части |
| | Выборность представительных органов власти | | | |
| |Постоянное влияние общества на государственную власть | | | |
| | Равноправие граждан в смысле участия в политической | | | жизни |
| | Соблюдение прав и свобод человека и гражданина | | | |
| |Подчинение меньшинства большинству при принятии реше- | | |ний и признание ценности мнений, интересов меньшинства |
| | Политический плюрализм | | | |
Таблица № 14
| | | | | ИНСТИТУТЫ ДЕМОКРАТИИ | | | |
| | | | | Институты представительной и прямой демократии| | | |
| | | | | Органы законодательной, исполнительной | | | и судебной власти |
| | | | | Институт права | | | |
| | Политические партии и другие | | | общественно - политические организации | | | |
| | | | | Средства массовой информации | | | |
| | | | | Система местного самоуправления | | | |
| | | | | В многосоставных обществах - институт федерализма | | | |
Таблица № 15
| | | | | | | ПОЛИСНАЯ ДЕМОКРАТИЯ | | | | | | | | | |Ч | | | | | | Малые размеры государства по | | | | территории и населению | | | | | | | | | |Е | | | | | | Прямое участие граждан в решении | | | | государственных дел | | | | | | | | | |Р | | | | | |Большинство населения из демократии исключалось. | | | | Участвовали лишь полноправные граждане. | | | | | | | | | |Т | | | | | | Организация политической жизни носила | | | | монистический характер, отсутствовали | | | | политические партии, общественные организации | | | | | |Ы | | | | | | | | | | Отсутствовало такое понятие, как индивидуальные | | | | права и свободы человека |
Таблица № 16
| | | | | | | ДЕМОКРАТИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ | | | | | | | | | | | | | | | | Возникает институт представительства, | | | | политический процесс получил возможность | |Ч | | распространения на огромные территории | | | | | | | | | | | | Ограничиваются возможности | | | | прямого законотворчества населения | |Е | | | | | | | | | | | | | | Демократия стала приемлема в странах, имеющих | | | | этническое, языковое, религиозное, имущественное | |Р | | разнообразие населения | | | | | | | | | | | | Значительное расширение круга лиц, | | | | причастных к решению государственных дел | |Т | | | | | | | | | | | | | | Появляются политические организации, | | | | партии, ассоциации | |Ы | | | | | | | | | | | | | | Расширяются индивидуальные права человека, | | | | защищенные конституцией | | | | |
Таблица № 17
| | | | | | | СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ ДЕМОКРАТИИ | | | | | | | | | | | | Гражданские и политические права | | | | предоставляются самому широкому | |Ч | | кругу людей | | | | | | | | | | | | Свободные, всеобщие выборы | | | | | |Е | | | | | | Право баллотироваться на любую | | | | государственную должность | | | | | | | | | |Р | | | | | | Право на оппозицию | | | | | | | | | | | | | |Т | | Контроль над правительственными решениями | | | | | | | | | | | | Право критиковать правительство, режим, | | | | идеологию, которая в данный момент | |Ы | | является господствующей |
| | | | | | | Право на автономную, независимую информацию | | | | | | | | | | | | Право граждан создавать ассоциации, партии, | | | | группы по интересам | | | | |
Таблица № 18
| | | | | СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ДЕМОКРАТИИ | | | | | | | | | | | | Традиционно - либеральная. | | | Главная идея - приоритет личности, индивида над | | | обществом, над государством. | | | | | | | | | Теория плюралистической демократии. | | | Исходит из возможности более полной представленности | | | в системе политической власти и управления интересов | | | различных социальных групп и мнений политических сил. | | | | | | | | | Концепция элитарной демократии. | | | Утверждает, что народ представляет в системе политичес- | | | кой власти господствующую элиту. Демократия состоит в | | | открытости формирования элит и подконтрольности их | | | деятельности по осуществлению власти и управления. | | | | | | | | | Теория партиципальной демократии. | | |Исходит из необходимости участия большинства народа | | |не только в избирательных кампаниях, референдумах, но и | | |в других видах политического процесса, включая формиро- | | |вание правящих групп и выдвижение политических лидеров | | | | | | | | | Социалистическая ( марксистско - ленинская | | | концепция демократии ). | | |Представляет альтернативу традиционно- либеральной и др. | | |концепциям конкурентной демократии. Базируется на при- | | |знании социально и политически единого народа, | | |как | | | основы его власти. |
Таблица № 19
| | П Р О Т И В О Р Е Ч И Я | | | СТАНОВЛЕНИЯ ДЕМОКРАТИИ В У К Р А И Н Е | | | | | | | | | | | | | | | Между провозглашением Украины демократическим, | | | социальным, правовым государством и существующими | | | социально - экономическими, политическими, духовно- | | | идеологическими предпосылками. | | | | | | | | | | | | Между конституционными правами человека и | | | гражданина и социальной незащищенностью | | | населения. |
| | | | | | | | Между политическими притязаниями управленческой | | | элиты и ее интеллектуальным и профессиональным | | | потенциалом. |
| | | | | | | | Между объективной потребностью демократизации | | | общества и уровнем его гражданской | | | зрелости. |
| | | | | | | | Между декларированным характером прямой и предста- | | | вительной демократии и механизмом ее реализации, | | | возможностью рядовых граждан быть избранными в | | | органы государственной власти | | | |
Тема 4. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ВЛАСТИ
Таблица № 20
| Власть: | | 1) способность, право и возможность распоряжаться кем-либо, | | чем-либо; оказывать решающее воздействие на судьбы, пове- | | дение и деятельность людей с помощью различного рода | | средств - права, авторитета, воли, принуждения; | | | | 2) политическое господство над людьми; | | | | 3) система государственных органов; | | | | 4) лица, органы, облеченные соответствующими государствен- | | ными, административными полномочиями. |
СУЩНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ
ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ
. суверенитет, что означает независимость и неделимость власти.
. авторитетность власти, т.е. общепризнанное влияние субъекта власти во всех сферах жизнедеятельности общества;
. волевой характер власти предполагает наличие осознанной политической программы, цели и готовности её выполнять;
. принудительный характер власти (убеждение, подчинение, приказание, господство, насилие);
. всеобщность власти, которая означает функционирование власти во всех сферах общественных отношений и политических процессах.
Таблица № 21
| | Ресурсы власти - средства, использование которых | | | обеспечивает влияние на объект власти в соответствии | | | с целями субъекта | | | | | | Экономические: | | | - материальные ценности,необходимые для общественного | | | производства и потребления; | | | - деньги; | | | - плодородные земли; | | | - полезные ископаемые и т.п. | | | | | | | | | Социально-политические: | | | - численность населения, его качество; | | | - социальное единство; | | | - социальная стабильность и порядок; | | | - демократизм общественных отношений; | | | - участие населения в политике; | | | - патриотизм гражданского общества и т.п. | | | | | | | | | Морально-идеологические: | | | - идеалы, интересы, убеждения людей; | | | - идеология, вера, доверие, общественное настроение; | | | - чувства (патриотические, национальные, религиозные), | | | эмоции людей и т.п. | | | | | | Информационно-культурные: | | | - знания и информация; | | | - институты науки и образования; | | | - язык; | | | - пропаганда во всех её формах; | | | - средства массовой информации и т.п. | | | | | | Силовые: | | | - оружие и аппарат физического принуждения (армия, ми- | | | лиция, службы безопасности, суд, прокуратура) | | |: | | | | | | | | | | | |Таблица № 22 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |МЕХАНИЗМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВЛАСТИ | | |ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ МОМЕНТЫ | | | | | | Господство, т.е. подчинение одних социальных групп | | | другим, что закрепляется в государственных нормативно- | | | правовых актах | | | | | | | | | | | | Руководство, т.е. определение и законодательное | | |закрепле- | | | ние стратегии развития общества, политической системы, | | | выбор средств осуществления основных задач и целей | | | | | | | | | | | | Управление и организация, т.е. принятие конкретных уп- | | | равленческих решений, согласование, упорядочивание | | | деятельности различных социальных групп,личностей,дей- | | | ствий политических и неполитических организаций и уч- | | | реждений | | | | | | | | | Контроль как обратная связь, с помощью которой власть | | | следит за тем, какие результаты имеют те или иные | | |управ- | | | ленческие решения | | | | | | | | | | | | | | | |
Таблица № 23
| | Легитимность власти - соответствие власти законно установ- | | | ленным нормам, а также основополагающим целям государств | | | и общепринятым принципам и ценностям | | | | | | Типы легитимности власти | | | | | | | | | | | | | | | Легальный - власть узаконена нормами права, основана на | | | признанных обществом конституционных принципах государ- | | | ства | | | | | | | | |Идеологическая легитимность - власть признается обоснован- | | |ной в силу внутренней убежденности или веры в правильности | | |тех идеологических ценностей, которые ею провозглашены | | | | | | | | |Традиционная легитимность - власть признается легитимной, | | | поскольку она действует по правилам, закрепленным в тради- | | | циях, и соответствует традиционным ценностям масс | | | | | | | | | Структурная легитимность - правомочность власти вытекает | | | из убеждения в законности и ценности установленных струк- | | | тур норм, регулирующих политические отношения | | | | | | | | | Харизматическая легитимность - признание власти основывает | | | ся на вере масс в особые способности политического лидера, | | | вождя | | | | | | | | | |
Таблица № 24
| | ПРЕДПОСЫЛКИ ПОДДЕРЖАНИЯ | | | ЛЕГИТИМНОСТИ ВЛАСТИ | | | | | | | | | | | | Совершенствование законодательства и государственного | | | управления в соответствии с новыми требованиями | | | | | | | | | | | | Создание такой политической cистемы, легитимность которой | | | основана на традициях населения, и потому не только более | | | стабильна, но и косвенно влияет на поведение граждан | | | | | | | | | Личные харизматические черты политического лидера | | | | | | | | | | | | | | | Успешное осуществление государственной политики, поддер- | | | жание законности и правопорядка | | | |
Тема 5. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА
Политическая система общества - целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических отношений, идей, норм и традиций, направленных на осуществление политической власти, управления, руководства, регулирования общественно-политических процессов.
Таблица № 25 | | |СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ | | |
| Системный подход | | Структурно-функциональ- | | | | ный подход | | | | | | С р е д а | | |
Институциональная подсисте- | | | | | | |ма - совокупность институтов,| | “вход” | |связанных с функционировани | |“выход” | | | | | | | | | |ем политической власти: госу-| | Требо-| |Поли- | |Реше- | |дарство, политическая инфра- | | вания,| |тиче- | |ния и | |структура, СМИ, церковь | | под- | |ская | |дейст- | | | |держка | |сист-ма| |вия | | | | | | | | | |Идеологическая подсистема - | | Обратная связь | |политические идеи, взгляды, | | | | | | | |представления, чувства участ-|
С р е д а ников политической жизни об- | | | |щества | |Коммуникативная подсистема - | | | |совокупность отношений и форм | | | |взаимодействия, складывающих- | |Нормативная подсистема - | |ся между классами, нациями, ин-| |политические нормы и тради- | |дивидами по поводу политиче- | |ции, определяющие и регули- | |ской власти, её формирования, | |рующие политическую жизнь | |распределения и реализации | |общества | | | | | | Культурная подсистема - | | комплекс типичных для данного общества уко- | | ренившихся стереотипов (образцов), политич. | |Представлений, ценностных ориентаций и по- | |литического поведения |
Таблица № 26
| | | | |ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ | | | | | | | | | | | | | | |Определение целей, задач общества, выработка программ | | |его жизнедеятельности | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |Мобилизация ресурсов общества на достижение поставлен- | | |ных целей | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |Интеграция всех элементов общества вокруг общих | | |социально-политических целей и ценностей | | | | | | | | | | | | | | | | | |Обеспечение внутренней и внешней безопасности и ста- | | |бильности общества, его политического строя | | | | | | | | | | | | | | |Формирование политического сознания, приобщение членов | | |общества к политическому участию и деятельности | | | | | | |
Таблица № 27
| | | | |ЧЕРТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ УКРАИНЫ | | | | | | | | | | | |В структурном отношении: | | |образуется новая система властных органов, формируется | | |многопартийность, в то же время отсутствует целостность, | | |единство и согласованность элементов политической сис-мы | | | | | | | | | | | |В плане регулирующих норм: | | |принята новая Конституция Украины,создается новое законо- | | |дательство, однако механизм реализации Конституции, зако- | | |нодательных актов практически не работает или же работает | | | | | |неэффективно | | | | | | | | |В смысле политических отношений: | | |неустойчивость, конфликтность, противостояние политиче- | | |ских интересов ряда социальных групп и слоев, неудовлетво-| | |ренность большинства общества эффективностью деятельно- | | |сти государственной власти | | | | | | | | |По поводу идеологии: | | |возник идеологический вакуум - разрушена социалистичес-кая| | |идеология, ценности либеральной идеологии не воспри- | | |нимаются большинством населения | | | | | | | | | | | |По форме государства и по политическому режиму: | | |формируется смешанная президентско-парламентская форма | | |правления, политический режим характеризуется превалиро- | | |ванием авторитарных форм и средств правления |
Тема 6. ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА
Таблица № 28
| | |ГОСУДАРСТВО | | | | Основной институт политической системы, организующий, | | направляющий и контролирующий совместную деятельность | | и отношения индивидов, общественных групп, классов. | | | | | | | | |
|Концепции происхождения | | Атрибуты | | государства | | государства | | | | | | | | | | - патриархальная | | - территория | | - теократическая | | - население | | - теория насилия | | - публичная власть | | - общественный договор | | - суверенитет | | - социально-экономическая | | - монополия на легальное | | - психологическая | | применение силы | | - антропологическая | | - исключительное право на | | | | издание законов | | | | - всеобщность | | | | - право на взимание налогов| | | | и сборов с населения | | | | | | | | | | | | |
ЭЛЕМЕНТЫ ГОСУДАРСТВА
Таблица № 29
| | | | | | | | | | | | | | Представи- | | а) |б) гражда- | |Исполнит.- | | | |аппарат | | | | | тельные ор- | | | не | |распорядитель- | | | |управ- | | | | | ганы (парла-| | | | |ные органы: | | | |ления | | | | | мент) | | | | |президент, | | | | | | |премьер, | | | | | | |правительство | | Надзорно- | | | | | | | контрольные | | | | | | | органы | | | | | Судебная | | | | | | система | | | | | | | | Органы | | | |Органы госу- | | охраны об- | | Вооруженные | |дарственной | | щественного | | силы | |безопасности | | порядка | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Таблица № 30
| | |ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ | | | | | | |
|По полити- | | По админи- | | По форме | |По соци- | |ческому | | стративно- | | правления | |ально-клас- | |режиму | | территори- | | | |совым от- | | | | альному | | | |ношениям | | | | устройству | | | |(К. Маркс) | | | | | | Монархия: | | | |тотали- | | | | - абсолют-| |рабовла- | |тарное | |унитарное | | ная; | |дельческое | | | | | | - консти- | | | | | | | | туционная | |феодальное | | | | | | | | | |автори- | |федерация | | Республи- | | | |тарное | | | | ка: | | буржуаз- | | | | | |- президен-| | ное | | | | | | тская: | | | |демокра- | |конфедера- | |- парла- | | | |тическое | |ция | | ментская;| | социали- | | | | | |- смешан- | | стическое | | | | | | ная | | | | | | | | | | |
| Дополни- | | тельно выде- | | ляют: | | стабильные и | | нестабильные | | государства | | военные и | | правовые го- | | сударства | | социальное | | государство |
Таблица № 31
| | | | |Правовое государство - государство, в котором | | |функционирует режим конституционного правле- | | |ния, существует развитая и | | |непротиворечивая | | |правовая система, обеспечивается реализация прав| | |и свобод личности | | | |
| | | | | | | Верховенство права и закона | | | | | | | | | | | | | | | | Обеспечение гарантий прав и свобод граждан, | | П | | высокий уровень защищенности личности | | | | | | Р | | | | | | | | И | | Взаимная ответственность гражданина | | | | и государства | | Н | | | | | | | | Ц | | | | | | Разделение властей | | И | | | | | | | | П | | | | | | Равенство всех перед законом и судом| | Ы | | | | | | | | | | | | | | Самостоятельность, независимость суда,| | | | подчиненного только закону |
Таблица № 32
| | | | | | | | | | | ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА | | | | | | | | |
| | | | | Внутренние | | Внешние | | | | | | | | | | | | | |законотворческая | |обеспечение внешней бе- | | | | зопасности и целостности| |экономическая | | государства, его | | | |независи- | | (государство-предпринима- | | мости | | тель, координирующий эко- | | | | номический процесс) | |сотрудничество с другими | | | | государствами | |социальная | | | | (организация социальной | |участие в решении глобаль- | | жизни) | | ных проблем | | | | | |обеспечение правопорядка | | | | | | | |защита существующего об- | | | | щественного строя от внут-| | | | ренних деструктивных сил | | | | | | | |культурно-воспитательная, | | | | пропагандистская | | |
ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
Таблица № 33
| | | Государство | | Cодержание: сфера реализации | | | |общезначимых ин- | | тересов| |социаль- | | ных | |групп, классов, | | этносов| | | | Средства конституция, | |власть, | | реализации: принуждение, | |право | | | | Основа политические | |инсти- | | государства: туты, органы | |власти, | | лидеры,| |элита | | | | Политические силы: | | партии, движения, группа дав-| | ления, которые представляют | | интересы граждан | | | | Гражданское общество | | | | Содержание: сфера реализации | |пов- | | | |седневных интересов | | | |индивидов | | | | Средства убеждение, | |правовые | | реализации: и моральные | |нормы, | | | |традиции, обычаи и т.д. | | | | Основа свободный | |индивид | | гражданско- с неотъемлемыми| |пра- | | го обще- вами и | |неполитиче- | | ства: ские | |организации | | |
Таблица 34
| | | | |СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО | | | | | | Понятие, воозникшее в послевоенной политической и общественной | | теории для обозначения государства современного демократического | | типа в условиях относительно стабильной и развитой экономики | | | | |
| движение к |ослабление |предоставле- |сохранение |формирова- | | утвержде- |социального |ние каждому |мира и со- |ние благо- | | нию в обще- |неравенства |человеку ра- |гласия в об- |приятной для | | стве со- | |боты или |ществе |человека | | циальной | |иного источ- | |жизненной | | справедли- | |ника суще- | |среды | | вости | |ствования | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Тема 7. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ.
Политические партии - организации, выражающие политические интересы, цели и идеалы социальных групп, состоящие из их наиболее активных представителей и руководящие ими в процессе завоевания и использования государственной власти в обществе.
Таблица № 35
| | | | | ПРИЗНАКИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ | | | |
| | Организация, т.е. относительно продолжительное | | | во времени объединение людей. | | | |
| | Существование устойчивых местных организаций, | | | поддерживающих регулярные связи с национальным | | | руководством. |
| | | | | Цель партии - завоевание и осуществление власти.| | | |
| | Стремление обеспечить себе поддержку народа с | | |по- | | | мощью выборов или других способов. | | | |
| | Партия - носитель определенной идеологии, | | | мировосприятия . | | | |
Таблица № 36
| | | | | ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ | | | | | | |
| | Представительство интересов социальных | | | групп и слоев общества. | | | |
| | Борьба за обладание государственной | | |властью, | | | за политическое руководство или упрочение своего| | | руководящего положения. |
| | Идеологическая | | | ( а) деятельность, направленная на производство идей;| | | ( б) политическая социализация личности). |
| | | | | Разработка и осуществление политического курса . | | | |
| | | | Организаторская (деятельность по подбору, расстановке | | | кадров в самой партии и в других государственных | | | и общественных организациях). |
| | | | | Обеспечение связи масс с государственными структурами, | | | институализация политического участия граждан . |
| | | | Интеграционная (сглаживание конфликтов, согласование | | | интересов борющихся сил, политическая стабилизация | | | общества). |
Таблица № 37 | | | | | КЛАССИФИКАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ | | | УКРАИНЫ, КРИТЕРИЙ - ПОЛИТИЧЕСКАЯ | | | ОРИЕНТАЦИЯ. | | | | | | | | | Национал - радикальные партии У к р а и н ы . | | |- Социал - национальная партия Украины (Я.Андрушкив, | | |Ю. Криворучко); | | |- Украинская Национальная Ассамблея - Украинская Народ- | | | ная Самооборона (О. Витович, Д. Корчинский); | | |- Конгресс Украинских Националистов (Я. Стецько); | | |- Украинская консервативно - республиканская партия | | | (С. Хмара). | | |- Всеукраинское политическое объединение “Государст- | | | венная самостийность Украины (Р.Коваль) и нек. др. | | |Черты: - идеологическая основа - интегральный национа-| | |лизм (доминанта национального интереса над какими - | | |либо иными). | | |- Государственное устройство - самостийное | | |национальное | | |унитарное, централизованное государство. | | |- Экономическая платформа - разработана слабо, стремле-| | |ние стать полностью и ни от кого независимыми, почти| | |абсолютный экономический изоляционизм. | | |- Внешняя политика - выход Украины из СНГ, | | |ориентация | | |на европейские страны, прежде всего Германию. | | | | | | | | | Национал - демократические партии У к р а и н ы. | | |- Народный Рух Украины (В.Черновил); | | |- Демократическая партия Украины (В. Яворивский); | | |- Украинская республиканская партия (Б. Ярошинский); | | |- Христианско-демократическая партия Украины | | |(В. Журавский); | | |- Крестьянская демократическая партия Украины (С. Пла- | | | чинда) и нек. др. | | |Черты: - идеологическая основа - консерватизм с нацио-| | |нальной спецификой; | | |демократический национализм, что в понимании национал-| | |демократов означает баланс интересов нации и | | |личности, | | |единство прав нации и прав человека. | | |- Государственное устройство - унитарная | | |децентрализован- | | |ная Украина (выступают за расширение прав | | |местного | | |самоуправления); | | |поддерживают идею сильной исполнительной вертикали; | | |сторонники сильной армии. | | |- Экономическая платформа - выступают за радикальное| | |реформирование экономики, за форсированную, преимуще- | | |ственно бесплатную приватизацию, признание частной соб-| | |ственности на землю, развитие фермерства, | | |предприни- | | |мательства. | | |- Внешняя политика - выходУкраины из СНГ, ориентация на | | | 2-х сторонние отношения с Россией, вхождение | | |в | | | европейские структуры, в НАТО. | | | | | | | | |Центристские партии и объединения либерально- | | |-демократической направленности. | | |- Либерально - демократическая партия Украины | | |(В.Климчук) | | |- Либеральная партия Украины (В. Щербань); | | |- Межрегиональный блок реформ ( В. Гринев); | | |- Народно - демократическая партия Украины | | |(А.Матвиенко); | | |- Конституционно-демократическая партия (В. Золотарев) | | | и нек. Др. | | |Черты:- идеологическая основа - либерализм. | | |-Государственное устройство - президентско-парламентская| | |республика с эффективной законодательной, | | |исполнитель- | | |ной и судебной властью. | | |-Экономическая платформа - ускоренная рыночная транс- | | |формация экономики, разгосударствление, приватизация. | | |- Внешняя политика - вхождение Украины в | | |европейские | | |структуры, укрепление СНГ. | | | | | | | | |Социал-демократические партии У к р а и н ы. | | |- Социал - демократическая партия Украины (объединенная)| | |- В.Онопенко | | |- Социал - демократическая партия Украины (Н. Буздуган);| | |- Партия труда (В. Ландык); | | |- Гражданский конгресс Украины (А. Базилюк); | | |-партия Славянского единства Украины (П. Баукин) и | | |нек.др | | | | | |Черты:- идеологическая основа - социальная демократия | | | (приоритет прав человека; разделение властей; | | |привержен- | | |ность политической, экономической, социальной демокра- | | |тии; социальная справедливость); | | |- Государственное устройство - разброс мнений: | | |административная автономия - СДПУ; | | |федерально-земельное устройство - ГКУ. | | |- Экономическая платформа - выступают за социально ори-| | |ентированную экономику; | | |за сочетание рынка с государственным | | |регулированием. | | |- Внешняя политика - вхождение Украины в | | |европейские | | |структуры, укрепление СНГ; | | |ПСЕУ выступает за объединение Украины, России и | | |Бе- | | |лорусии. | | | | | | | | |Социалистические и коммунистические | | |партии У к р а и н ы. | | |- Селянская партия Украины (С. Довгань); | | |- Социалистическая партия Украины (А. Мороз); | | |- Прогрессивная социалистическая партия Украины | | | (Н. Витренко и В. Марченко); | | |- Коммунистическая партия Украины (П. Симоненко) | | |- Объединение “Трудовая Украина” и нек. др. | | |Черты: идеологическая основа - марксизм - ленинизм, но| | |разные партии отдают предпочтение разным его | | |сторонам. | | |- Государственное устройство - унитарное государство | | |с | | |широкими правами местного самоуправления; против пре-| | |зиденсткой формы правления; коммунисты выступают за| | |обновленный союз народов. | | |- Экономическая платформа - большинство левых призна-| | |ют рыночную экономику, но подчеркивают, что рынок | | |должен быть цивилизованным, частная собственность - | | |трудовой, государственный сектор - приоритетным; высту-| | |пают против частной собственности на землю. | | |- Внешняя политика - укрепление СНГ, тесное | | |сотрудни- | | |чество со славянскими народами. | | | | | | | | | | | | |
Таблица № 38
| | | | | ЧЕРТЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ | | | У К Р А И Н | | |Ы. | | | | | | | | | | | | По критерию политического опыта - практически | | |все | | | партии находятся в процессе становления и не| | |имеют | | | политического опыта. | | | | | | | | | | | | По критерию численности - большинство партий | | |малочис- | | | ленны, сравнительно многочисленны - КПУ, СПУ, | | |УРП, | | | СДПУ, УХДП, РУХ и нек. др. | | | | | | | | | По критерию программных целей и установок - а) | | |многие | | | партии имеют сходные программы, стоят на позициях | | |возрож- | | | дения национального украинского государства; б) у | | |части пар- | | | тий отсутствуют четкие позитивные программы, до | | |конца ос- | | | мысленные и сформулированные идеологические | | |концепции. | | | | | | | | | | | | По критерию идеологии - в Украине есть партии всего | | |спектра. | | |Левый фланг представлен КПУ, СПУ, Сел ПУ и | | |нек. др., | | |правый -Конгрессом Украинских Националистов, | | |Консерватив-но- республиканской партией, Украинской | | |Национальной Ассам-блеей - Украинской Народной | | |Самообороной, РУХом | | | | | | | | | По организационному критерию - большинство | | |партий | | | являются промежуточными между централизованными | | |и | | | децентрализованными. | | | | | | | | | | | | По влиянию в обществе - усталость граждан от | | |проводимой | | | политики, разочарование в способности партий | | |выразить и | | | защищать социальные интересы масс, малочисленность | | |партий, | | | отсутствие в них ярких лидеров приводят к тому, | | |что партии | | | маловлиятельны в украинском обществе. | | | |
Тема 9. ЛИЧНОСТЬ И ПОЛИТИКА. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО
Таблица № 44
| | | | | | | | | Социальный | | Политическая | | Характер | | Интеллект | | опыт | |направлен- | | | | | | | |ность | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | Социальная подструктура | | Психологическая подстуктура | | | | |
| | |Личность - политический субъект | | |
| | | | | | | | |биологичес- | |духовная подструктура | |кая | | | |подструктура | | | | | | |
| | | | | | | | | темперамент | |образован- | | культура | | нравст- | | | | ность | | | | венность | | | | | | | | | | | | | | | | |
Реализация человеком своей политической сущности связана с его индивидуальными особенностями и преломляется через структуру личности, в которой в качестве составляющих могут быть выделены социальная, психологическая, биологическая и духовная подструктуры.
Таблица 45 | | | | | | | |ПРЕДПОСЫЛКИ И ХАРАКТЕР ВКЛЮЧЕНИЯ | | | ЛИЧНОСТИ В ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС | | | |
| | | | | Материальные предпосылки | | |чем богаче общество, тем более оно открыто демократиче- | | | ским формам вовлечения личности в политику; | | | | | |уровень благосостояния оказывает влияние на политические | | | убеждения и ориентации человека (более обеспеченные | | |слои | | | общества являются более либеральными, а более бедные - | | | нетерпимыми. | | | | | | | | | | | | Социально-культурные предпосылки | | | Социальная среда формирует основы мировоззрения личности, | | | определенные ценностные ориентации, систему идеалов и норм | | | поведения. | | | Образование. Чем выше уровень образования личности, тем бо-| | | лее она политически ориентирована, предрасположена к ис- | | | пользованию демократических, легитимных форм политичес- | | | кого участия. Участие политически неграмотного человека | | | обычно протекает в экстремальных формах или же он становит-| | | ся объектом манипулирования. | | | | | | | | | | | | Политико-правовые предпосылки | | |определенный политический режим; | | |доминирующая в обществе политическая культура; | | |правовая обеспеченность демократических процедур форми- | | | рования власти; | | |гарантированность политических прав личности. |
НА ВКЛЮЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ПОЛИТИЧЕСКУЮ ЖИЗНЬ ВЛИЯЮТ:
Таблица № 46
| Уровень научности политического сознания и зрелость политической | | культуры, благодаря чему человек имеет определенное представление о | | власти и путях влияния на нее, осознает свое место как субъекта | |полити- | | ческого процесса. | | | | | | | | | | Сформированность интереса и потребности как важнейших стимулов | | политической деятельности, реализации гражданских прав, свобод и обя-| | занностей. | | | | | | | | | | Приобретение навыков политической деятельности, что позволяет | | анализировать политическую ситуацию, избирать наиболее целесообраз- | | ные формы и методы политического участия. | | | | | | | | | | Эмоционально-волевые качества, создающие определенный настрой, | | придающие поведению устремленность к достижению цели, способст- | |вую щие проявлению гражданского долга и мужества. |
Таблица № 47
| | |ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ | |ЛИЧНОСТИ | | | | | | |
Личность с высокой политической активностью, принимающая постоянное участие в политической жизни:
а) лица, профессионально занимающиеся политикой (политические лидеры, профессиональные политики, для которых политика стала не только профессией, источником существования, но и главным смыслом жизни;
б) лица, не занимающие ответственных постов в политических учреждениях или организациях. Это так называемая политическая деятельность “по совместительству”.
Личность, принимающая эпизодическое участие в политике (выборы, референдумы, выдача наказов и т.п.).
Личность, проявляющая интерес к политике, но лично практически не участвующая в ней.
4) Личность пассивная к политике.
5) Аполитичная и отчужденная личность, негативно относящаяся к своему участию в политике.
Таблица № 48
| Политическое лидерство - личностная способность | |влиять | | на политическое поведение и политическую | |деятельность | |людей, обусловленная системой социально-политических и | | психологических взаимоотношений и ориентаций| |в | | группе, организации, обществе. | | |
| | | СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЛИДЕРСТВА | | | | | | | | | | | |“Теория черт”. Лидерство - феномен, порождаемый | | | |особыми чертами лидера (ум, волевые качества, | | | |энергия и т.д.). | | | | | | | | | | | |“Ситуативная теория”. Лидерство - функция ситуации, | | | |сложившейся обстановки. Не отрицая значения черт, от- | | | |дается предпочтение условиям, принижается активность | | | |личности. | | | | | | | | | | | |Психологические концепции (напр. По З.Фрейду) в основе | | | |лидерства лежит преимущественно бессознательное | | | |влечение сексуального характера. | | | | | | | | | | | |Теория конституентов. Лидерство - фунция от ожидания | | | |ведомых, принимающих или отвергающих лидера | | | |последователей. | | | | | | | | | | | |Интерактивный анализ - попытка осуществить | | | |комплексное исследование лидерства, используя все его | | | |компоненты. |
Таблица № 49
| | | ТИПОЛОГИЯ | | | |ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА | | | | | | | |По типу авторитета: | | | |традиционное; | | | |рационально-легальное; | | | |харизматическое. | | | | | | | | | | | |По характеру влияния: | | | |конструктивное; | | | |деструктивное. | | | | | | | | | | | |По стилю руководства: | | | |авторитарное; | | | |демократическое. | | | | | | | | | | | |По форме влияния: | | | |формальное; | | | |неформальное. | | | | | | | | | | | |В зависимости от имиджа лидера: | | | |лидер-знаменосец; | | | |лидер-служитель; | | | |лидер-торговец; | | | |лидер-пожарный. | | | | | | | | |
Таблица № 50
| | | | | ВЕДУЩИЕ ПРИЗНАКИ И СУЩЕСТВЕННЫЕ | | ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА | | | | | | | | | | Наличие собственной политической программы или новаторской| | стратегии и политики. | | | | Способность выражать и отстаивать интересы той или иной | |соци- | | альной группы. | | | | Определенные черты характера, проявляющиеся в деятельности| |по | | реализации программы и объединении своих сторонников | |(настой- | | чивость, воля, мужество, гибкость, коммуникабельность и | |др.). | | Необходимый уровень политической культуры. | | | | Имидж руководителя, отвечающий нормам морали, принятым в | | данном обществе, группе. | | | |Популярность, ораторские способности. | | | | Наличие “команды” помощников и исполнителей. | | | | Наличие поддержки со стороны народных масс,властных | |структур | | | | Умение быть подобным своим сторонникам или избирателям. | | | | | | | | | | | | |
Таблица 51 | | | | | | | |ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО | | |ЛИДЕРА | | | |
| | | | | Интегративная: объединение и согласование различных групп | | |и интересов на основе базовых ценностей и идеалов, признан- | | | ных обществом. | | | | | | | | | | | | Ориентационная: выработка политического курса, отражающе- | | | го тенденции прогресса и потребности групп населения. | | | | | | | | | | | | Инструментальная: определение способов и методов осущест- | | | вления поставленных перед обществом задач. | | | | | | | | | | | | Мобилизационная: инициирование необходимых изменений с | | | помощью создания развитых стимулов для населения. | | | | | | | | | | | | | | | Коммуникативная: поддержание связей власти и масс с целью | | | предупреждения отчуждения граждан от власти. | | | | | | | | | | | | | | | Гаранта справедливости, законности и порядка. | | | | | | | | | |
Тема 10. ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ
Таблица 52
| | | | | | | | | Правовое | | | | | | сознание | | | | | | | | | | | | | | | | Экономическое | | | | Эстетическое | | сознание | | | | сознание | | | | Общественное | | | | | | сознание | | | | | | | | | | Нравственное | | | | Религиозное | | сознание | | | | сознание | | | | | | | | | | | | | | | | Политическое | | | | | | сознание | | | | | | | | | | Сфера общественного сознания, образуемая сово- | | купностью социальных чувств, представлений, | | взглядов, отражающих реальные политические | | отношения | | | | | | | | |
| Функции | | политического сознания | | | | | | | | | | | | | | | | Познавательная | | Оценочная | | Регулятивная | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Интегративная | | Прогностическая | | Нормативная | | | | | | | | | | | | |
Таблица № 53
| | | | | | КОМПОНЕНТЫ | | ПОЛИТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Психологические | | Идеолого- | | | | теоретические | | | | | |совокупность чувств, | |система знаний, пред-| |переживаний, умона- | |ставлений, оценок, | |строений и ориента- | |понятий, теорий, | |ций, связанных с по- | |принципов, идеалов | |литической деятель- | | | |ностью и отношени- | | | |ями | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Менталитет | | | | | | | |устойчивые эмоции, | | | |настроения, установ-| | | |ки и связанные с ни-| | | |ми модели политиче- | | | |ского поведения, | | | |имеющие религиоз- | | | |ные и национальные | | | |особенности. | | | | | |
Таблица № 54
| УРОВНИ ПОЛИТИЧЕСКОГО | | СОЗНАНИЯ | | | | | | | | С точки зрения | | По глубине отражения | | субъекта | | действительности | | | | | | | | | | | | | |Реально дей- | | | | | | |ствующее | | | | | |массовое |политическое | | | | | | |сознание | | | | | | |массовой об- | | | | | | |щности | | | | | | | | | | | Формируется | | | | | | обыден- | на базе жиз-| | | | | | ное | ненного опы-| | | | | | | та человека | | |Сознание | | | | | | |больших и | | | | | |группо- |малых групп: | | | | | |вое |классов, по- | | | | | | |литической | | | | | | |элиты, свя- | | | | | | |занных с по- | | | | Формируется | | |литикой | | | | социальными | | | | | | научное | группами на | | | | | | | основе | | | | | | |иссле- | | | | | | | дования по- | | | | | | | | | | | | | |литических | | | | | | | процессов | | |Система мо- | | | | | | |тиваций и | | | | | | |ценностных | | | | | |индиви- |компонентов, | | | | | |дуальное |обеспечиваю- | | | | | | |щих познание | | | | | | |личностью | | | | | | |политики | | | | |
Таблица № 55
| | |По содержанию политическое сознание может быть: | | | | | | | | | | | | | | | | Демократическое или авторитарно-тоталитарное | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Революционное или реформаторское | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Религиозное или атеистическое | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Радикальное, либеральное, консервативное | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Национальное или интернациональное | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Традиционное или нормативное | | | | |
Таблица № 56
| | |Особенности политического сознания украинского | | | | общества | | | | | | | | | | | | Коренная ломка устоявшихся идеалов, стереотипов и | | | | поиск новых политических и духовных ориентиров | | | | | | | | | | | | | | | | Неоднородность, неустойчивость, противоречивость, | | | | дифференциация массового политического сознания | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Поляризация взглядов в оценке исторического прошлого | | | | Украины и современных реформ в ней | | | | | | | | | | | | | | | | Низкий рейтинг государства, отдельных его органов | | | | (МВД, армия), а также политической и управленческой | | | | элиты | | | | | | | | | | | | | | | | Неавторитетность политических партий и их лидеров |
Тема 11. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Таблица № 57
| Политическая культура - исторически сложившиеся устойчивые | |политические представления, убеждения, ориентации, а также | |обусловленные ими модели и нормы политического поведения лю- | |дей, стили деятельности политических институтов. | | | | | | СУЩНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ: | | | |- степень знания и использования гражданами гражданских прав; | | | |- степень понимания и осуществления массами политики | |государства; | | | |- степень включенности граждан в политическую жизнь общества; | | | |степень развитости политических институтов и участие масс в них ; | | | |- наличие демократических основ реализации политики государства; | | | |- формы и методы функционирования политических институтов; | | | |- накопленный социально - политический опыт, существующие по- | |литические традиции и обычаи; | | | |- стиль и методы общения субъектов политики в политическом| |процессе; | | | |- обоснованность подготовки и деловитость осуществления полити- | |ческих решений. | | | | | | |
Таблица № 58
| | | | |С Т Р У К Т У Р А | | | ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ | | | | | | | | | | | | | | |Культура политического сознания: | | |- политические установки; | | |- политические представления и убеждения; | | |- политические традиции, обычаи, нормы. | | | | | | | | | | | | | | |Культура политического поведения: | | | - культура политического участия; | | | - культура политической деятельности. | | | | | | | | | | | | | | |Культура функционирования | | |политических институтов: | | |- культура принятия и реализации политических решений; | | |- культура электорального процесса; | | |- культура восприятия и регулирования социально - | | |политических конфликтов. | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Таблица № 59
ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
|Познавательная, которая состоит в вооружении субъектов знани- | | |ями, необходимыми для политической деятельности, | | |обеспечении исторической преемственности, накоплении | | |и передаче опыта от поколения к поколению. | | | | | | | | | | |Регулирующая, обеспечивает посредством идеалов, правовых и | | |политических норм определенные взаимоотношения | | |между социальными общностями, гражданами и госу- | | |дарством. | | | | | | | | | | |Воспитательная, способствует интеллектуальному развитию лич- | | |ности, усвоению ею политических норм, ценностей, фор- | | |мированию интереса к политической жизни, выработке | | |определенных установок на общественно-политическую | | |деятельность. | | | | | | | | |Информационная, направлена на удовлетворение потребностей | | |личности в политических сведениях, освещающих проис- | | |ходящие в мире события, явления, процессы. | | | | | | | | | | |Прогностическая, заключается в том , что знание ценностных ори- | | |ентаций позволяет предвидеть возможные варианты раз- | | |вития событий. | | | | | | | | | |
Таблица № 60
| | | | |Политические субъекты: | |Неполитические субъекты: | |- государство; | |- семья; | |- политические партии и | |- система образования; | | политические движения;| |- церковь; | |- средства массовой ин-| |- деловые круги, мир | | информации. | | бизнеса; | | | |- научная и культурная | | | | элита общества. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Политическая | | Субъекты и | | | | символика | | факторы | | | |(гимн, герб, | | формирования | | Я з ы к | |флаг), | | | | | | государственные | | политической | | | | ритуалы | | культуры | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Политический | | Географический | | р е ж и м | | ф а к т о р | | с т р а н ы | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Характер внешних | | | | отношений страны | | | | | | | | | |
Таблица № 61
| | | | | ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ | | | КУЛЬТУРЫ УКРАИНСКОГО ОБЩЕСТВА | | | | | | | | | | | | | | | | | | Невысокий уровень политической грамотности | | | населения, низкий статус личных притязаний на| | | участие в политической жизни. | | | | | | | | | | | | | | | | | | Дифференциация политических | | | идеалов, взглядов, настроений. | | | | | | | | | | | | | | | | | | Предрасположенность к конформизму, легковерности | | | и подвижности политических взглядов. | | | | | | | | | | | | | | | | Правовой нигилизм. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Слабая развитость гражданских позиций. | | | |
Таблица № 65
| | | Специфика политической модернизации | | | | в Украине. | | | | | | | | | | | | | | | | Имеет вторичный, догоняющий характер. | | | | | | | | | | | | | | | | Происходит переход от одной социально-политической | | | | системы к другой. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Осуществляется в условиях строительства независимого | | | | государства. | | | | | | | | | | | | | | | |Протекает в сложных условиях, страна находится в со- | | | |стоянии кризиса, охватившем все сферы жизни общества. | | | | | | | | | | | | |
Таблица № 66 | | | | | ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ ПРОЦЕССА | | ПОЛИТИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ | | | | В УКРАИНЕ. | | | | | | | | | | | | | | | | Отсутствие научно-обоснованной концепции | | | | политической модернизации. | | | | | | | | | | | | Декларативный характер независимости Украины, | | | | отсутствие необходимой экономической и | | | | социальной базы политической модернизации. | | | | | | | | | | | | Снобизм, аморальность и отрыв господствующей | | | | элиты от интересов народа, её неспособность | | | | осуществлять политическую модернизацию | | | | последовательно. | | | | | | | | | | | | Неэффективность функционирования | | | | государственной власти, усиление её кризиса . | | | | | | | | | | | | | | | |Незрелость и неавторитетность политических партий, | | | |их лидеров в Украине и неспособность стать | | | | субъектами политической модернизации . | | | | | | | | | | | |Несоответствие замысла политической модернизации | | | | уровню гражданской зрелости и политической | | | | культуры общества . |
Тема 13. ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ.
Таблица № 67
| | Политический конфликт - столкновение, противоборство| | |раз- | | | личных социально-политических сил, субъектов | | |политики в | | | их стремлении реализовать свои интересы и цели, | | |связанные | | | прежде всего с борьбой за обретение власти, ее | | |перераспре- | | | деление, изменение своего политического статуса, с | | |полити- | | | ческими перспективами развития общества. | | | | | | С Т Р У К Т У Р А| | | | | | | | | Конфликтная ситуация, т. е. база | | |конфликта, | | | его скрытое | | |состояние. | | | | | | | | | Участники конфликта, которые не всегда могут | | |быть | | | противниками, но всегда иметь различные цели и | | |интересы. | | | | | | | | | Сила оппонентов в конфликте. | | | | | | | | | Средства и способы, используемые конфликтующими | | |сто- | | | ронами для создания конфликтной ситуации и ее | | |разрешения. | | | | | | | | | Объект конфликта - это право кого-либо на | | |что-либо, | | | желания, интересы группы.| | | | | | | | | Характер конфликта. | | | | | | | | | Пространственно - временные параметры. | | | | | | | | | Последствия и результаты. | | | | | | |
Таблица № 68
| | | | | ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ.. | | | | | |- объективного выражения неудовлетворенности; | | |- разрядки напряженности; | | |- достижения внутригрупповой сплоченности; | | |- коммуникативно - информационная; | | |- стимуляция социальных изменеий. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | ФУНКЦИИ КОНФЛИКТОВ. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | НЕГАТИВНЫЕ ФУНКЦИИ | | | | | |- создает угрозу интеграции общества, ликвидации | | | данной политической системы; | | |- может отрицательно влиять на авторитет и | | | функционирование власти; | | |- материально- разрушительная и жизненно-опасная; | | |- духовно - деградирующая. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Таблица № 69
| | | | | Разрешение конфликта, т.е. ликвидация конфликтной | | |ситуации и достижение консенсуса между участниками | | | конфликта. | | | | | | | | | Э т о в о з м о ж н о: | | | - с помощью переговоров (общения); | | | - с помощью сотрудничества; | | | - путем угрозы или насилия. | | | | | | | | | | | | СТАДИИ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА. | | | | | | | | | | | | Подготовительная - анализ участниками конфликта | | | существующей конфликтной ситуации. | | | | | | | | | | | | Переговоры - непосредственный контакт | | | участников конфликта или их доверенных лиц. | | | Успех переговоров зависит от: | | |а) степени проработки вопросов на предварительной | | |стадии; | | |б) умения посредника создать из участников конфликта | | |коллектив, способный к решению задач, к совместной | | |работе. | | | | | | | | | | | | Вывод участников переговоров из конфликтной | | | ситуации и определение объективных критериев | | | контроля за реализацией принятых решений | | | | | | | | | |
Таблица № 70
| | | | | Конкуренция, т. е. | | Уклонение, т. е. | | Соперничество с отста- | | попытка уйти из поля | | иванием собственных | | конфликта. | | позиций. | | | | | | |
| | | | | | Формы | | | | урегулирования | | | | конфликта. | | | | | |
| | | | | Приспособление - | | Сотрудничество, т.е. | |действие, направленное | |поиск совместного реше- | |на самостоятельную | |ния обеими сторонами,| |выработку решения од- | |удовлетворяющего обе | |ной из сторон, но | |стороны. | |удовлетворяющее обе | | | |стороны. | | |
| | | | | | Компромисс - поиск | | | |решения, основанного | | | |на взаимных уступках.| | | | | |
Таблица № 71
| | | | | МЕТОДЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ. | | | | | | | | | | | | Взаимный отказ от применения силы и объявление взаим- | | | ного моратория на действия, обостряющие конфликт. | | | | | | | | | | | |Стремление к выработке у участников кооперативных | | |ориентаций, отношений делового партнерства и доверия. | | | | | | | | | | | |Установление честного, открытого процесса взаимных | | |коммуникаций (переговоры, контроль и т. д.) | | | | | | | | | | | | Выработка альтернативных подходов. | | | | | | | | | | | |Обязательное соблюдение норм, правил, законов | | |международного права. | | | | | | | | | | | |Учет психологических аспектов конфликта (теории | | |восприятия, теории личности, учет возможных эффектов | | |на те или иные действия, влияние стресса, атмосферы | | |конфликта, уровень нетерпимости, самооценки и т.д.). | | | | | | | | | | | |Подключение арбитров, беспристрастность которых не | | |вызывает сомнения у обеих сторон. | | | |
Тема 14. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛГИИ.
Таблица № 72
| | | Политическая идеология - форма политического сознания,| | определенная доктрина, содержащая теоретическое осмысление | | политического бытия с точки зрения интересов, целей и | |иде- | | алов определенных социальных групп и слоев, национальных | | образований. | | |
| | | | | | | Легитимация власти определенных | | | | политических сил и режимов.| | | | | | | | | | | | | | | | Мобилизующая и интеграционная. | | ФУНКЦИИ | | | | | | | | | | | | ПОЛИТИ- | | К р и т и ч е с к а| | | |я. | | | | | | ЧЕСКОЙ | | | | | | | | | | К о г н и т и в н а| | | |я. | | ИДЕОЛОГИИ | | | | | | | | | | | | | | Н о р м а т и в н | | | |а я. | | | | | | | | | | | | | | | | К о м п е н с а т о р | | | |н а я. | | | | |
Таблица № 73
| | | | | Л и б е р а л и з м - идейно - политическое | | |движение, | | | объединяющее сторонников буржуазно - | | |парламентского | | | строя, выступающих против любых форм контроля за | | |его | | | экономической и духовной деятельностью со | | |стороны | | | светской и церковной власти. | | | Ведущие идеологи классического либерализма: | | | Д. Локк ( 1632 - 1704 гг. ), А. Смитт ( 1723 | | |-1790 гг. ), | | |Ш. Л. Монтескье (1689-1755 гг.), И. Кант (1724-1804 | | |гг.), | | |А. де Токвиль (1805-1859 гг.), Г. Джефферсон | | |(1743-1826 гг.) | | | | | | О С Н О В Н Ы Е К О М П О Н Е Н Т Ы : | | | | | | | | | Абсолютная ценность человеческой личности и | | |изначаль- | | | ное (от рождения) равенство всех людей. | | | | | | Признание определенных неотчуждаемых прав | | |человека | | | ( право на жизнь, свободу, собственность ). | | | | | | | | | Теория и практика правового государства. | | | Главные условия процветания государства: | | | - господство частной собственности; | | | - невмешательство государства в экономику; | | | - простор для личной инициативы. | | | | | | | | | | | | Идея гражданского общества, как общества | | |экономического | | | основанного на частной собственности и | | |рынке, и | | | независимого от государства и политических | | |институтов | | | | | | | | | | | | Концепция социального прогресса | | | | | | | | | Идея “естественного неравенства | | |людей”. | | |Неравенство - естественный биологический, социальный | | |и | | | исторический факт, обусловленный неравенством | | |способностей, талантов, трудолюбия. |
Таблица № 74
| | | | | НЕОЛИБЕРАЛИЗМ - СОВРЕМЕННАЯ | | | ФОРМА ЛИБЕРАЛИЗМА. | | | | | | | | | | | | | | | Целью общества провозглашается прогресс человечества | | | на основе конституционного закона и | | |порядка. | | | | | | | | | | | | | | | Признание допустимости и необходимости | | | вмешательства государства в экономическую сферу.| | | | | | | | | | | | | | | Расширение деятельности государства в | | | социальной сфере.. | | | | | | | | | | | | | | | Особое внимание уделяется правам и свободам | | | человека, а в государственном устройстве - принципу| | | разделения властей. | | | | | | | | | | | | Поддерживается многообразие интересов и плюрализм | | | мнений, реализуемых через многопартийность. В то же | | | время равенство и участие рассматриваются не | | |как | | | императив, а только как возможность, реализуемая при | | | наличии благоприятных условий, в целом же приоритет | | | отдается компетентости. | | | | | | |
Таблица № 75
| | | | | К о н с е р в а т и з м - политическая идеология, | | |выступаю- | | | щая за сохранение традиций и устоев государственного| | |и | | | общественного устройства. | | | Основоположники: Э. Берк (1729-1797 гг.), Ж. де | | |Меестр | | | (1754- 1821 гг.), Л. де Бональд (1754-1840 гг.) | | | | | | | | | П Р И Н Ц И П Ы и У С Т А Н О В К И :| | | | | | | | | | | | Преклонение перед традициями и историческим прошлым. | | | | | | | | | | | | Сдержанное отношение к социальным изменениям, позитив- | | | ное отношение только к тем изменениям, которые | | |согла- | | | суются с существующим порядком и развиваются подконт- | | | рольно, а не стихийно. | | | | | | | | | Критическое отношение к потенциальным возможностям | | | совершенствования человека и общества с помощью поли- | | | тических средств и методов: только религиозная вера | | |может | | | сделать человека лучше, политические законы лишь | | |не | | | позволяют ему поступать плохо. | | | | | | | | | | | | Государство и правящая элита должны не только управлять | | | обществом, но и воплощать мудрость нации. | | | | | | | | | | | | Оправдание решительных мер в защиту консервативных | | | ценностей. | | | | | | | | | |
Таблица № 76
| | | | | Н е о к о н с е р в а т и з м - это политическое | | |течение, в | | | основе которого лежат идеи консерватизма, приспособление| | |к | | | новым условиям общественного развития. | | | Видные идеологи неоконсерватизма : Дж. Белл (США), Р. | | |Ге- | | | лен, Э. Юнгер (ФРГ), Р. Арон, А. де Бенуа (Франция) и | | |др. | | | | | | | | | | | | В мировоззренческом плане: | | |- приоритетность принципа свободы над принципом равенства.| | |Равенство возможно только как равенство возможностей, но | | |не | | |как равенство условий и результатов; | | |- защищая идею свободы и прав человека, акцентирует внима-| | |ние и на обязанностях человека перед самим собой и перед | | |обществом. | | | | | | | | | | | | В экономической области: | | |- ограничение вмешательства государства в рыночную | | |экономику ; | | |- содействие частной инициативе с помощью | | |предоставления | | |налоговых льгот, стимулирования частных инвестиций| | |и | | |предложения на рынке. | | | | | | | | | | | | В политической сфере: | | |- функционирование политических институтов представитель-| | |ной демократии; | | |- демократия должна быть вертикальной, элитарной; | | |- политическая деятельность - профессия, доступная | | |каждому, | | |но лишь при наличии у него соответствующих | | |способностей, | | | призвания и специального образования; | | | | | | | | | | | | Суть социальной политики - создание условий, | | |позволяю- | | |щих рабочим делать сбережения, приобретать собственность, | | |обретать финансовую самостоятельность и независимость от | | |государственного “социального попечительства”. | | | |
Таблица № 77
| | | | | | | | С о ц и а л - д е м о к р а т и ч е с к а я и д е о| | |л о г и я - | | |доктрина постепенного реформирования буржуазного | | |общества путем утверждения демократии во всех сферах | | |жизни - политической, экономической, социальной и | | |международной. | | | | | | | | | ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИИ | | | (Стокгольмская Декларация Социнтерна, 1989) | | | | | | | | | | | | | | | Свобода. Каждый человек имеет право быть свободным | | | от политического принуждения, действовать в | | |силу | | |своих личных целей и индивидуальных возможностей. | | | | | | | | | | | | | | | Равенство. Оно предполагает равную ценность всех | | | людей и служит условием свободного развития личности | | | и социального прогресса. | | | | | | | | | | | | | | | Солидарность. Она носит всеобъемлющий и глобальный | | |характер. Это выражение общности человечества и чув- | | |ства сострадания к жертвам несправедливости, моральная | | |и материальная поддержка. | | | | | | | | | | | | |
Таблица № 78
| | | | | ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ . | | | | | | О с н о в н ы е п о л о ж е н и| | |я . | | | | | | | | | | | |Политическая демократия : | | |- наличие свободных выборов; | | |- предоставление гражданам действительного выбора | | | между различными политическими альтернативами; | | |- возможность смены правительства мирными средствами; | | |- гарантия прав личности и меньшинства; | | |- существование независимой судебной системы, основан- | | | ной на верховенстве закона. | | | | | | | | |Экономическая демократия | | |- “плюралистическая экономика, основанная на началах | | |самоуправления, предполагающая элементы планирования | | |и сохранение рынка, как регулятора производства”; | | |- государство регулирует рынок в интересах людей; | | |- развитие “соучастия” представителей трудящихся в уп- | | |равлении капиталистическими фирмами, а также развитие | | |“самоуправления”. | | | | | | | | |Социальная демократия | | |Борьба за социальную демократию - это борьба за более | | |высокое качество жизни, которое характеризует степень | | |социальной свободы человека, условия и содержание его | | |труда, доступность системы образования и духовных цен- | | |ностей, состояние окружающей среды. | | | | | | | | | | | |Международная демократия | | | Мир и сотрудничество государств.|
Тема 15. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ.
Таблица № 79
|ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ | | | | | | Процесс разработки научно обоснованных суждений о возмож - | | ных вариантах развития политических событий, о сроках, путях | | изменений политических явлений и выработка конкретных реко - | | мендаций для практической деятельности. | | |
Таблица № 80
СФЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ:
Внутриполитическая
Внешнеполитическая
Военно-политическая
Идеологическая
Социальная
Экономическая
Экологическая
Продолжение табл. № 80
| | |ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ | | | | |
| | | | | | | | Принципы | | | Методы | | | | | | | | |Достоверность | | |Статистические | | | | | | | | | | | | | | |Проверяемость | | |Фактографические | | | | | | | | | | | | | | |Непрерывность | | |Математические | | | | | |аналогии | | | | | | | | |Системность | | | | | | | | |Исторические | | | | | |аналогии | | |Многоплановость | | | | | | | | | | | | | | |Экстраполяция | | |Точность | | | | | | | | | | | | | | |Опрос | | |Наличие обратной | | | | | |связи | | | | | | | | |Анкетирование | | | | | | |
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ.
Таблица № 81
| | |ЭТАПЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ | | | | ( ( | |( | | | | Определение объекта, цели, методов прогноза.| | | | | | Сбор данных, влияющих на объект. | | | | | | Разработка поисковой модели. | | | | | | Составление нескольких возможных вариантов | | развития событий. | | | | | | Выработка рекомендаций для принятия | | политических решений. |


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.