Реферат по предмету "Педагогика"


Мобилизация личностных сил как психотерапевтическая стратегия

Мобилизация
личностных сил как психотерапевтическая стратегия

А.В.Суворов

Помочь можно
только тому, кто и сам себе помогает. Индивид должен быть не только - и не
столько - объектом помощи (медицинской, психологической...), сколько её
субъектом. Не потребителем помощи, а помощником того, к кому обратился за
помощью.

Это верно во
многих случаях. На этом стоит и с этим падает совместная педагогика: пока
ребёнок-инвалид не осознал своей инвалидности, он не более чем объект
реабилитирующих усилий извне. Общение с инвалидами других категорий и
относительно здоровыми ребятами вынуждает его осознать свои проблемы, а
доброжелательность окружающих, их поддержка, готовность прийти на помощь там,
где он в одиночку не справится, - стимулирует желание преодолевать социальные
последствия инвалидности с опорой на антиэкстремальную коалицию, то есть,
попросту, на поддержку друзей. Осознание же инвалидности без поддержки окружающих
приводит к озлоблению, к самоизоляции. Окружение воспринимается как в основном
враждебное: "зрячие дураки", - "обобщают" слепые;
"говорящие злые", - уверены глухонемые... Так же неуютно чувствуют
себя среди людей с нормальной речью и логоневротики, что приводит лишь к
усилению логоневроза.

Поэтому Альфа и
Омега семейной логопсихотерапии - саногенный коллектив пациентов и их
родственников, который формируется благодаря целенаправленным усилиям
психотерапевта, организующего, стимулирующего самореабилитацию членов группы
семейной логопсихотерапии. Саногенный коллектив возникает в период интенсивной
психотерапии, которому предшествует длительный пропедевтический период. В этот
пропедевтический период идёт тестирование, анкетирование, широко применяется библиотерапия,
пациенты пишут сочинения по включённым в библиотерапевтический список текстам,
- короче, идёт подготовка сознания пациентов к радикальному пересмотру своего
отношения к логоневрозу.

Этот пересмотр
происходит "взрывом" во время сеанса эмоционально-стрессовой
психотерапии, когда в присутствии многочисленной аудитории психотерапевт
внушает пациентам, что они себя недооценивают, могут куда больше, чем привыкли
думать, - и к концу сеанса каждый вполне отчётливо, не заикаясь, что-то
произносит.

А затем - три
дня молчания. Общаться как угодно, только не вслух.

Ю.Б.Некрасова в
конце своей творческой жизни привлекла к участию в логопсихотерапии сенсорных
инвалидов, с более/менее глубокими нарушениями зрения и слуха, в том числе и
меня. Потом эстафету подхватила Н.Л.Карпова.

С нашим
появлением всех пациентов в обязательном порядке стали обучать дактильной
(пальцевой) речи. (Именно дактильной, от слова "палец", а не
тактильной: сравните с названием науки об отпечатках пальцев -
"дактилоскопия".) По разработанным мною методикам ускоренного
обучения дактильной речи пациенты овладевали дактильным алфавитом перед
сеансами эмоционально-стрессовой психотерапии, а в период трехдневного молчания
могли применять для общения и этот беззвучный способ. Когда меня приглашали в
группу, в ходе знакомства с пациентами и их родственниками, подходившими ко мне
по очереди, я заодно принимал и "зачёт" по дактильной речи.

Экстрасенс
И.М.Поволоцкая, слабовидящая глухая, подвергала пациентов и их родственников
своеобразной психодиагностике: обходила стоящих кр'угом членов группы,
подставляла свои ладони под их ладони или, наоборот, свои ладони держала над их
ладонями, - и давала личностные характеристики каждому. Попробовать это
предложили и мне. К тому времени, к маю 1995 года, мой опыт общения с
экстрасенсами (в том числе Джуной Давиташвили) был более чем десятилетним. Я
научился "прислушиваться" к очень слабым, обычно подпороговым,
ощущениям, вызываемым энергопотоками ("биотоками"?) организма.
Подключаться к ладоням научился у И.М.Поволоцкой, и это оказалось весьма
информативно.

Уже в июле 1995
года я эту "нетрадиционную психодиагностику" применил на смене
общения Свердловского областного Детского ордена милосердия в лагере
"Светлячок" (Свердловская область, Полевской район). Ажиотаж вызвал
жуткий, ребята, что называется, "встали на уши", пошли разговоры о
моей способности "предсказывать судьбу", "определять
характер"...

Я испугался -
чересчур ответственно, нельзя так безоглядно верить всему, что тебе наговорят,
подключившись к твоим ладонным излучениям. Я всегда думал и продолжаю думать,
что у человека должно быть о себе прежде всего собственное мнение.
Присоединяюсь к иронии Чацкого, который спросил Молчалина: "Зачем же так
секретно?" - когда тот изрёк: "В мои лета не должно сметь своё
суждение иметь". И когда я узнал, что дети назвали всю эту премудрость
"игрой в ладошки", я вздохнул с облегчением. Игра, она и есть игра, я
не пророк, не оракул какой-то, мы просто играем, я могу и ошибаться, и любой
вправе с моими выводами не согласиться - пусть каждый имеет о себе "своё
суждение".

Но всё-таки
чудеса: "вслушался" в ладонные излучения - раздражитель столь же мало
мистический, как и степень гладкости - шероховатости, нежности - грубости,
сухости - влажности кожи, - а выводы про личность... Размышляя над этим - и
пытаясь объяснить детям, что же всё-таки происходит при "игре в
ладошки", - я нашёл наиболее близкую и точную, как мне думается, аналогию:
выражение лица. Почему вы уверены, что лицо глупое или умное, доброе или злое,
любопытное или равнодушное? Как вы это определяете? Глаза светятся, говорите?
Там что, батарейки и лампочки, как в карманном фонарике? Или степень ума и
доброты вы определяете по каким-то особенностям носа?

Спрашивая так,
я полностью запутывал свою аудиторию, а затем заключал: вот видите, вы не
знаете, откуда у вас уверенность, что лицо выражает ум или глупость,
доброжелательность или злобность, любопытство или равнодушие; ну, и я вправе не
знать, почему то же самое выражают ваши ладони, с чего я это беру. Но в подавляющем
большинстве случаев вы сами со мной согласны, что ваши ладони выражают ваше
действительное состояние, и не только прямо сейчас, но и долговременное. По
лицу такие состояния тоже как-то определяются: например, "интеллигентное
лицо" - это уже о постоянной черте личности. Словом, не вдаваясь ни в
какую мистику, мы можем констатировать, что о "выражении ладоней"
можно говорить так же уверенно, как и о "выражении лица". И этого с
нас хватит, почему да как - разрешим друг другу просто не знать! Мало ли чего
не знает человечество, не надо бояться необъяснённости, а бывает, наверное, и
необъяснимость...

С помощью этих
рассуждений я прежде всего старался снять с себя чрезмерную - провидческую,
пророческую, оракульскую - ответственность. Никакая не психодиагностика, а
просто игра. И давайте относиться к этому соответственно - по-игровому. Я не
хочу подавлять вашу волю - наоборот, боюсь этого. И когда вы не подтверждаете
моих выводов - я доволен, даже если подозреваю, что вы это делаете "из
вредности", в порядке психологической самозащиты. Правильно, молодцы, от
таких вещей лучше защищаться. И я со временем научился предлагать аудитории
способ самопроверки: соедините свои ладони и сами попробуйте прислушаться, где
у вас там теплее - холоднее, ломит вроде - сквозит... Темно - светло...
Почувствовали? Что и требовалось доказать. Просто много есть такого, чего мы до
поры до времени, а то и никогда, не замечаем, но это не значит, что не можем
замечать в принципе.

Как и обучение
дактильной речи, "игра в ладошки" стала непременным элементом
методики семейной логопсихотерапии.

Постепенно
главной формой моего участия в семейной логопсихотерапии стала свободная беседа
с группой на этические темы, прежде всего - этика общения между инвалидами и
здоровыми. Это то же самое, чем я, в основном, занят и с детьми. Но с детьми
это бывает вполне стихийно, часто вне контекста остальной их жизни. Здесь же
содержание бесед во многом определяется планом работы психотерапевта, тем,
какие проблемы обсуждались и предполагается обсуждать в моё отсутствие. Таким
образом, беседа в значительной части выявляет моё отношение к тому, что в
психотерапевтических целях анализируется и без меня. Но мои доводы в глазах
членов группы особо авторитетны - отчасти потому, что я в гораздо более сложной
ситуации, чем любой из них (ситуация слепоглухоты), а отчасти в силу
продуманности моей позиции, осознанности её на теоретическом уровне. Публика
моя нередко оказывалась в положении того мольеровского героя, который был
крайне удивлён и обрадован, узнав, что всю жизнь говорил прозой, а не
стихами... Подобные откровения обычно вызывают наиболее бурную реакцию, как
обнаружение на собственном носу куда-то подевавшихся очков.

Из общения с
членами групп семейной логопсихотерапии я сделал для себя вывод, что успех
наибольший тогда, когда человек сам за себя начинает отвечать - и за свои
отношения с окружающими, и за своё заикание; когда начинает больше верить себе
и полагаться на себя, чем на некого волшебника, мага, кудесника, который все
его проблемы решит без его участия: заснул с проблемами, проснулся - без. Чем
меньше уровень саморефлексии и самоответственности, тем меньше толку. Ибо
психологическая сущность логоневроза - комплекс неполноценности. Наверное,
упрощаю, но, думаю, не настолько, чтобы высказанные суждения были совсем
неверными...

Обобщая, можно
говорить о двух психотерапевтических стратегиях. Одна - релаксационная.
Человеку, чрезмерно зациклившемуся на своих невзгодах, предлагается
расслабиться и "отпустить ситуацию". Другая стратегия - мобилизующая.
Стратегия саморефлексии, самоответственности, самоконтроля. Не ищи виноватых, а
подойди к своим проблемам по-деловому; перестань орать, что ничего не можешь, -
так не бывает, всегда хоть что-нибудь да можешь, в данный момент, вот это и
делай. Решай то, что прямо сейчас решаемо, остальное тем временем
"дозреет". Не психуй, а просто работай.

Какая из этих
двух стратегий лучше? Думаю, что обе. Их можно и нужно сочетать. Напрягать волю
там, где от тебя хоть что-то зависит прямо сейчас. И не устраивать истерику по
случаю того, что зависит от тебя не всё. Делай, что можешь - авось и больше
сможешь, чем сейчас.

Конечно, легко
сказать... Но, как заранее оправдываются подростки: "я мало помог, но я
буду стараться". Вот и будем стараться - быть самим себе хозяевами.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://suvorov.reability.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Литература - Акушерство (беременность и заболевания сердечно-сосудистой системы)
Реферат Общество: государственность и семья
Реферат Кондорсе, Мари Жан Антуан Никола
Реферат Особенности предпринимательской деятельности в современных условиях
Реферат Антиоксидантный комплекс «Новомин»
Реферат Анализ бухгалтерского баланса предприятия 2
Реферат Традиции воспитания христиан и мусульман
Реферат Интенциональная специфика группы на примере субкультуры туристов
Реферат Художнє осмислення загальнолюдських цінностей у твоpчості Ліни Костенко
Реферат Анализ финансовой отчетности 23
Реферат Intraracial Diversity And Relations Among African- Americans
Реферат Аналітичні процедури в аудиті
Реферат Уроки природоведения. Весна в лесу
Реферат Классическая физика и теория относительности
Реферат Косвенные налоги, их виды, характеристика