Реферат по предмету "Музыка"


Религиозно-социологическое учение Бориса Гребенщикова

Религиозно-социологическое
учение Бориса Гребенщикова

У  Бориса Гребенщикова есть мечта. Мир должен
быть немного лучше, чем он есть на самом деле. Некоторые намеки на построения
БГ мы находим в его поэзии. При тщательном рассмотрении оказывается, что у
мастера сложилась целая система социологических взглядов, в свою очередь,
основанная на религиозном вероучении. Поэт создал свой, ни на что не похожий
мир, по законам которого и должен развиваться тот человеческий социум, о
котором грезит Гребенщиков и его последователи (к коим и я себя причисляю).
Давайте же постараемся проследить ход мыслей нашего юбиляра.

Итак, все
началось с того, что

Детство прошло
в Сайгоне,

Я жил, никого
не любя.

Была моя жизнь
в обломе,

Пока я не
встретил тебя.

В
"Сайгоне" все были свои. Подойди к любому и спой ему прямо в лицо:

Где твой разум?
Где твой разум?

Где мой ум? Где
мой ум?

Я давно
безумен, я давно безумен.

Ну а ты? Ну а
ты?

- И я тоже
безумен! - ответит незнакомец.

- Вот и хорошо!

Наделенные же
разумом шли мимо, они оставались там, за стеной кафе. Никто ими не
интересовался, взаимного любопытства с их стороны тоже не было, если, конечно
речь не шла о дружинниках.

Ситуация в
корне изменилась в тот вечер, когда Боб, примеряя на себя образ Гамлета,
встретил  простого человека на улице.
Простой человек не пожелал проникать в глубины сознания молодого бунтаря и
просто-напросто послал Боба. Борис Борисович, между тем, зла на своего обидчика
не держал, а наоборот, попытался принять точку зрения последнего, увидеть мир с
его колокольни.

Вчера я шел
домой - кругом была весна.

Его я встретил
на углу и в нем не понял ни хрена.

Спросил он:
"Быть или не быть?"

И я сказал:
"Иди ты на...!"

Каково же было
удивление Гребенщикова, когда он узрел в своем оппоненте совершенно чуждый
своей натуре прагматический взгляд на жизнь. Но тем не менее и эту невидаль
смог прочувствовать всей своей поэтической душой проницательный исследователь:

Пусть кто-то
рубит лес, я соберу дрова;

Пусть мне дают
один, я заберу все два;

Возьму вершки и
корешки -

Бери себе
слова.

Гамлету
пришлось убраться восвояси. И не тем остался он расстроен, что так невежливо с
ним обошлись, а тем, что поговорить не получилось. Пытливый юноша не стал
смиряться с таким положением дел, ведь

Науки юношей
питают,

Но каждый юнош
- как питон,

- резонно решил
БГ, ставя перед собой задачу докопаться-таки до сути поставленной проблемы и
вскрыть поэтическим скальпелем черепную коробку своего антипода.

Опробованный
метод - смена ролей - результатов не дал, в существующей реальности задуманный
проект был обречен на провал. Оставалось одно - создать реальность новую,
попробовать себя в качестве демиурга. На арене появляется Пограничный Господь,
который, будучи как две капли воды похож на своего прототипа, пьет портвейн и
выполняет иные богемные функции. В сущности, эта идея была похожа на
предшествовавшую ей: БГ абстрагировался от своей персоны и примерил на себя
чужую личину, только отныне это была личина "третейского судьи",
который со стороны должен был оценить происходящее. Итак, новый мир создан!
Теперь следовало его кем-то населить. Борис Борисович не стал повторять ошибки
своего коллеги, сотворившего ту Вселенную, несовершенства которой приходится расхлебывать
всем нам, и наделил обитателей своего Универсума исключительными качествами.

Главная
особенность гребенщиковского социума - полное отсутствие какой-либо
стратификации. Все равны, но равны в своей гениальности и постоянном стремлении
к совершенству. Например, тут нет характерных для буржуазного общества, начиная
со времен индустриальной революции XVII-XVIII вв., противоречий между городом и
деревней, отмеченных Гребенщиковым в одном из его реалистических произведений:

Я уезжаю в
деревню, чтобы стать ближе к земле;

Я открываю
свойства растений и трав.

Я брошу в огонь
душистый чабрец.

Дым поднимается
вверх, и значит, я прав.

Отчужденный от
внешней природы и от природного начала в самом себе, житель каменных джунглей
не способен ее постичь, находясь в привычной ему обстановке. Лишь вырвавшись из
подавляющей городской атмосферы, он может приблизиться к своим корням и ощутить
единство с высшими сферами бытия.

Но это не
решение проблемы, ведь и сельский житель чувствует свою оторванность от
несомненных прелестей и благ цивилизации, к коим приобщен обитатель мегаполиса.
Процесс развития мировой культуры, мир слов, образов и звуков проходит мимо
незадачливого деревенского простачка, не имеющего выхода за духовную околицу. А
потому - не по своей вине, а по причине сложившихся обстоятельств - он не
получает возможности расширять свой кругозор и охватывать сердцем и разумом
методы и результаты художественного творчества далеких и близких соседей.

Все совсем не
так в мире-мечте, рожденном Гребенщиковым. Грани между городским и сельским
образом жизни стерты раз и навсегда. После окончания полевых работ благородные
труженики уделяют часы досуга философскому самообразованию и эстетическому
самовоспитанию:

Широко трепещет
туманная нива,

Вороны
спускаются с гор.

И два тракториста,
напившихся пива,

Идут отдыхать
на бугор.

Один Жан-Поль
Сартра лелеет в кармане

И этим
сознанием горд;

Другой же
играет порой на баяне

Сантану и "Weather Report".

Не об этом ли
мечтали Томас Мор и Томмазо Кампанелла, рисуя картины совершенного общественного
устройства? Можно ли поставить Гребенщикова в один ряд с великими утопистами?

Тем не менее и
БГ приходилось постоянно возвращаться с небес на землю, или, точнее, с
"той" земли на "эту":

Так как есть
две земли, и у них никогда

Не бывает общих
границ,

И узнавший путь

Кому-то обязан
молчать...

Он знал этот
путь, поскольку сам же его и прочертил, но в неведении оставался порожденный
фантазией Гребенщикова инженер Иван Иванов.

Я инженер

Со стрессом в
груди,

Вершу НТР

С девяти до
пяти.

Здесь перед
нами опять Пограничный Господь, на этот раз под именем графа Диффузора. Не
является ли это лишь эпитетом Творца, отражающим пантеистическую направленность
гребенщиковского вероучения? Растворенный в Универсуме, присутствующий во всем:

Граф Диффузор -
наследник вселенной,

Граф Диффузор -
мистический гость,

Граф Диффузор -
чудес соплеменник,

Возлюбленный
неба и звезд.

Его послание,
переданное через посредника (Благая Весть!), услышано молодым представителем
технической интеллигенции:

Но белый дракон
сказал мне,

В дверь
подсознанья войдя,

Что граф
Диффузор забил в стену гвоздь,

А я - лишь
отзвук гвоздя...

Теперь Иван
Иванов - божий посланник. По всем законам жанра ему предстоит подвергнуться
гонениям за свою веру:

Иванов читает
книгу,

И приходят
контролеры,

И штрафуют Иванова;

В понедельник
утром все всегда не так.

Предстоит жить
в бедности и благородстве:

Я инженер на
сотне рублей,

И больше я не
получу.

Не стоит однако
думать, что Иванову уготована роль мессии. Скорее всего, и на это указывает его
имя, ему суждено стать предтечей нового Спасителя. Подтверждение этой нашей
догадке мы находим в словах самого инженера, вещающего от имени Диффузора:

Может статься,
что завтра стрелки часов

Начнут
вращаться назад,

И тот, кого с
плачем снимали с креста,

Окажется вновь
распят.

И нежные губы
станут опять

Искать своего
Христа;

Но я пел, что
пел, и хотя бы в том

Совесть моя
чиста.

На этом следует
прервать наши богословские построения и вернуться к социологии. Судьба Ивана
Иванова в несовершенном мире предопределена - он должен удалиться, дабы
получить возможность действовать независимо от законов, навязываемых кесарем:

Он был
инженером, теперь он сторож,

Он выбрал себе
это сам.

Там в сторожках
да в дворничих теплушках обитает новая генерация, достойная того, чтобы войти в
Его царство на Земле (или на обеих Землях).

Постоянная и
непреодолимая тяга к высокому. Стремление разнообразить свой быт и рабочие
будни приобщением к классике. Трепетное отношение к произведениям искусства...
Вот что отличает индивида, которому выпало счастье жить в условиях утопии
Бориса Борисовича Гребенщикова.

Машинист
зарубает Вивальди,

И музыка летит
меж дерев.

Суждено ли
сбыться мечтам мастера? Да есть ли в этом потребность? Пусть мечта останется
мечтой, так спокойнее. Ведь все это лишь для того,

Чтобы сельские
леди и джентльмены

Продолжали свой
утренний чай.
Список литературы

Дмитрий Бирюков.
Религиозно-социологическое учение Бориса Гребенщикова.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.